12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Соколова Татьяна Анатольевна46 |
Информационно - практико-ориентированный проект развития коммуникативной компетентности и повышения психологической культуры субъектов образовательного процесса « ПРОсвет»
Информационно - практико-ориентированный проект развития коммуникативной компетентности и повышения психологической культуры субъектов образовательного процесса « ПРОсвет»
Мир современного общества постоянно находится в движении, совершенствуются системы, создаются новые методы и формы работы. В соответствии с требованиями жизни совершенствуются и психологическая служба.
Наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. Образование выходит на новую ступень. Решение задач психолого-педагогического сопровождения ребенка требует взаимосвязанной совместной организации работы с педагогами, психологами и родителями как участниками учебно-воспитательного процесса.
«ПРОСВЕТ» – это комплекс интерактивных просветительско-развивающих мероприятий, направленных на приобщение к психологической культуре, развитие творческого потенциала, коммуникативных умений и навыков, создание условий для личностного роста и самоактуализации всех участников образовательного процесса. Методическая разработка составлена Соколовой Т.А., Одияк Евгенией Вячеславовной педагогами - психологами МБОУ «Лицей №200».
В целях совершенствования системы психического воспитания и образования школьников необходимо разрабатывать и внедрять новые психолого-педагогические технологии, опирающиеся на теоретически обоснованные и практически проверенные методологические положения, способствующие формированию здорового и гармонически развитого ребенка, обладающего высокой социальной активностью во всех сферах жизнедеятельности и конкурентоспособностью на рынке труда. [11]
Реализация данного проекта в образовательном учреждении создаст благоприятные комфортные условия для активизации совместной деятельности всех участников педагогического процесса, повысит уровень их психологической грамотности, активизирует навыки коммуникативной компетентности, рефлексии, стабилизирует и улучшит общий психоэмоциональный климат.
Целевая группа
Субъекты педагогического процесса (обучающиеся с 1-11 класс, педагоги, администрация, родители).
Цель: Создание условий для формирования и развития навыков коммуникативной компетентности, повышения уровня психологической культуры в образовательном учреждении, содействие сохранению, укреплению психологического здоровья субъектов педагогического процесса, вовлечение их в атмосферу конструктивного сотрудничества через инновационные технологии.
Задачи проекта:
создание психологически комфортной атмосферы в лицее, активизация межличностного взаимодействия;
формирование интереса взрослых к миру ребёнка, стремление помогать ему в индивидуально-личностном развитии;
привлечение внимание к деятельности психологической службы лицея;
стимулирование интереса к психологическим знаниям у обучающихся, педагогов, родителей, администрации образовательного учреждения;
снятие напряжения, стабилизация психоэмоционального климата у участников образовательного процесса;
развитие навыков коммуникативной и социальной компетентности субъектов педагогического процесса;
повышение уровня психологической грамотности педагогов, родителей, обучающихся;
организация совместной и индивидуальной творческой деятельности всех субъектов педагогического процесса;
Ожидаемые результаты
улучшение межличностных взаимоотношений среди субъектов образовательного процесса, повышение позитивной мотивации;
повышение уровня психологической культуры у участников педагогического процесса, развитие интереса к психологии;
развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе, формирование социальной компетентности;
воспитание взаимоуважения, через понимание и принятие мнения других людей, развитие умения конструктивно взаимодействовать с окружающими;
развитие коммуникативных навыков, творческих способностей, рефлексии, стабилизация и улучшение общего психоэмоционального состояния;
повышение имиджа и значимости деятельности педагога- психолога в образовательном учреждении.
Критерии эффективности реализации проекта
Основным критерием изучения эффективности реализации проекта является оценивание уровня его успешности (Таблица 1).
Таблица 1.Критерии успешности реализации проекта «ПРОСВЕТ»
Уровень реализации | |||
Высокий уровень реализации | Средний уровень реализации | Начальный уровень реализации | Недостаточный уровень реализации |
Включенность более 60% от всех субъектов образовательного процесса Организованна группа актива для помощи и реализации Получены положительные отзывы от всех участников проекта Все мероприятия в комплексе проведены в соответствии с планами | Включенность 50% от всех субъектов образовательного процесса Группа активных участников организована, но не долгосрочна Получены положительные отзывы от 50% участников проекта Половина мероприятия в комплексе проведе ны в соответствии с планами | Включенность 30% от всех субъектов образовательного процесса Группа активных участников организована, но в принудительном порядке Получены нейтральные отзывы о проекте Мероприятия имеют четкий план, но их реализация не соответствует плану | Включенность 15-20% от всех субъектов образовательного процесса Группа актива не организована Получены негативные отзывы от субъектов образовательного процесса Мероприятия проведены частично или не проведены в соответствии с планом |
В качестве изучения эффективности проведенных мероприятий используется письменная рефлексия участников посредством облака тегов по определенной тематике дня, акции «радуга настроения» и «дерево пожеланий» в процессе которых формируется целостное осмысление, обобщение полученной информации, определение собственного отношения к проведенным мероприятиям, эмоциональное состояние и настроение участников. Изучается количество и качество комментариев в сети Instagram.
Косвенным показателем эффективности является устная рефлексия участников проекта, их отзывы, впечатления и пожелания.
Показателем достижения планируемых результатов можно считать качество работы участников в течение проекта: включенность, интерес, повышение познавательной активности, учебной и общей мотивации, результаты творческой и коллективной работы учащихся, уровень сплоченности класса после занятий, активизация межличностных взаимоотношений участников педагогического процесса, укрепление детско-родительских отношений.
Сроки, этапы реализации проекта
Проект «ПРОСВЕТ» основывается на идее расширения кругозора субъектов образовательного процесса в области психологических знаний, формирования положительных установок к психологической помощи, в повышении общего позитивного эмоционального тонуса, активизации конструктивных межличностных взаимоотношений у участников.
Исходя из основной идеи и вышеперечисленных принципов, определены центральные мероприятия каждого дня проекта и «сквозные», связывающие между собой все дни («Сундучок пожеланий», конкурс рисунков «Поделись хорошим настроением», психологическая акция «Радуга настроения»).
Длительность проекта 5 дней.
«ПРОсвет» представляет собой сложную систему и состоит из ряда взаимосвязанных этапов.
I Этап - анализ уровня психологической и коммуникативной культуры в школе, формулировка цели и задач информационно-практико-ориентированного мероприятия.
II Этап - планирование проекта.
Составление плана мероприятий, определение предполагаемых сроков, ответственных.
Определение направлений, форм, технологий и методов работы.
Подбор тематического материала – по содержательности и актуальности, разбор практических упражнений, диагностических методик.
Построение логической последовательности хода и логической завершенности в соответствии с поставленной целью мероприятия.
Выбор форм, технологий и методов с учетом возрастных особенностей субъектов педагогической деятельности
Анализ литературных источников по теме «развитие психологической культуры».
Выравнивание и просчет по продолжительности мероприятий в соответствии с возрастом учащихся, категорией, местом проведения.
Утверждение плана подготовки и проведения проекта руководителем образовательного учреждения.
III Этап - организация реализации проекта.
Согласование и утверждение с администрацией даты, места, времени проведения мероприятий в рамках проекта.
Подготовка ресурсов, необходимых для проведения мероприятий: изготовление наглядных материалов, плакатов, афиш, буклетов. Подготовка раздаточного материала, разработка презентации, подбор видеороликов, распечатка бланков.
Определение инициативную группу старшеклассников, педагогов, участвующих в проведении психологических акций. Распределение обязанностей.
Подготовка, оформление мест проведения акций. Установка и проверка оборудования, технических средств.
Распространение информации о проведении проекта «Просвет» через классных руководителей и посредством размещения программы мероприятий на сайте, в официальных страницах социальных сетей лицея, информационном стенде.
IV Этап - проведение мероприятия, реализация согласно плану (Приложение 1)
V Этап - подведение итогов (анализ)
Анализ проведенных мероприятий. Достижение поставленных целей и задач.
Изучения уровня эффективности реализации проекта, результат оценивания по критериям успешности.
Вывод и заключение на основе письменной и устной рефлексии участников проекта о положительных сторонах реализации проекта, его недостатках, их предполагаемых причинах.
Разработка предложений о возможных путях преодоления недостатков и развития положительного опыта.
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия;
Кадровые ресурсы: специалисты, имеющие педагогическое образование, владеющие ИКТ технологиями, знаниями в области психологии, работающие с WEB-ресурсами.
Материально-технические ресурсы:
Зоны проведения психологических мероприятий с мультимедийным оборудованием, видеоа, аудио-аппаратурой, кабинеты для проведения психологических игр, магнитная доска, столы и стулья для команд, по числу предполагаемых участников.
Канцтовары: магниты, маркеры, белые листы формата А3, А4, ручки, ножницы, скотч.
Раздаточный материал: брошюры, памятки с психологическими практиками, видеозаписи.
Информационно-методические ресурсы:
Использование программного обеспечения (ОС Windows, Microsoft Office, Adobe Photoshop, MS PowerPoint).
Использование при теоретической и практической подготовке к занятиям информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Взаимодействие с участниками проекта посредством мобильных мессенджеров (viber, WhatsApp) и социальной сети Instagram.
Авторская психологическая игра «зАмки и замкИ».
Риски и пути минимизации рисков
Возможность не включенности и незаинтересованности субъектов образовательного процесса в данном проекте решается с помощью расширения арсенала форм и методов работы, что позволяет каждому выбрать и поучаствовать именно в той деятельности, которая ему понравится. Если возникнет проблема невозможности участия в проекте очно, всегда существует альтернативное мероприятие в рамках проекта в онлайн формате.
Риски | Пути минимизации рисков |
Организационные риски. Сложности во временных рамках реализации мероприятий. | Оптимальное распределение полномочий и круга ответственных лиц. Чёткий расчет хронометража мероприятий. Предусмотреть резерв времени. |
Низкий уровень включенности субъектов образовательного процесса в реализацию мероприятий. | Привлечение классных руководителей, активов ученического самоуправления. Составление рекламных баннеров, распространение информации в социальных сетях. |
Низкая мотивация к проекту у педагогов, классных руководителей, обучающихся. | Система стимулирования по результатам деятельности, моральная поддержка со стороны руководителей. |
Несогласованность действий инициативной группы старшеклассников, помогающих в реализации проекта. | Создание информационного чата с президентами классов, выставление четкого плана действий для каждого, ежедневная рефлексия по проведенным мероприятиям, четкая инструкция на следующий день. Конкретное определение целей и задач не только мероприятия, но и каждой стадии. |
Возрастание нагрузки участников образовательной деятельности в связи с реализацией проекта. | Дифференцированный подход к участникам образовательной деятельности |
Низкий уровень морально- нравственной культуры обучающихся при проведении мероприятий, акций. | Распределение ответственных, курирующих вопросы этической культуры речевых и письменных высказываний участниками проекта, отслеживающих и корректирующих моменты нарушения морально-нравственных норм поведения. |
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования в образовательном учреждении.
Данный проект рекомендуется проводить в после адаптационный период (ноябрь-декабрь). Организация таких психолого-педагогический мероприятий поспособствует снятию общего эмоционального напряжения, развитию навыков социального поведения.
Мероприятия проекта должны быть согласованы организаторами с педагогами и администрацией учреждения и по возможности не вмешиваться в воспитательно-образовательный процесс.
События недели должны охватывать всё образовательное учреждение, всех субъектов образования.
Неделя должна быть целостной и законченной, иметь психологически очерченные начало и конец, основную идею, направление, отражающие суть всего проекта.
Соблюдение принципа цикличности и преемственности. Каждый день должен плавно перетекать в следующий, являться логическим продолжением дня предыдущего.
Каждый день должен иметь смысловую направленность, свою тематическую нагрузку, помогающую раскрывать суть всего проекта, включение различных приемов и технологий, которые делали бы каждый день интересным, увлекательным
Результативность реализации проекта.
Проект «ПРОСВЕТ» мультипликативен и может использоваться в различных образовательных учреждениях.
Эффективность и результативность проекта обусловливается плановостью, системностью, целенаправленностью, многосторонностью, дифференцированностью.
Доступность и легкость его реализации обеспечивается детальной проработкой всех этапов проекта, методической разработкой каждого мероприятия (Приложение 1).
Привлечение в реализацию проекта мобильных мессенджеров (viber, WhatsApp) и социальной сети Instagram, расширяет границы участников, дает возможность включиться в любое мероприятие, не зависимо от местонахождения.
Воспитательный эффект реализации проекта проявляется в формировании навыков культуры общения, социальной открытости, коллективизма, доброжелательности. Укрепление детско-родительских взаимоотношений.
Социальный эффект - укрепление психологического здоровья субъектов образовательного процесса, в том числе их эмоционального благополучия. Повышение общего позитивного эмоционального тонуса.
Развивающий эффект заключается в формирование у субъектов образовательного процесса положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога, в приобщении участников образовательного процесса к психологическому познанию, в расширении и углублении знаний и навыков в области коммуникативной компетентности.
Заключение
В современных условиях крайне важным фактором для развития личности ученика, становится его психоэмоциональное состояние, его благополучие и стабильность.
Психологическое просвещение популярно в образовательных учреждениях и является главной формой повышения уровня коммуникативной и психологической компетентности участников педагогического процесса. Для того чтобы передаваемыми психологической службой знания и навыки могли активно использоваться в образовательном процессе, выступали своего рода катализатором внутренних личностных процессов, они должны быть живыми, активными. [2]
Ориентировавшись на данные тенденции в обществе, мы разработали проект «Просвет», состоящий в основном из интерактивных мероприятий и акций, с привлечением в его осуществление сети интернет, с социальными сетями и мессенджерами, предоставляющих безграничные возможности для психологического просвещения.
Реализация проекта помогает создать благоприятный психологический климат, обеспечить открытость и доступность деятельности психолога в школе, мотивирует взрослых и детей укреплять психологическое здоровье, проявлять активную жизненную позицию и творческий потенциал.
Список литературы:
Голуб Г., Фишман И. «Ключевые компетентности учащихся – новый результат образования» - Самара: 2016.-124с.
Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности / И.В. Дубровина // Вестник практической психологии образования. – 2009. – №3. – C. 17 – 21
Колмогорова Л.С. Становление психологической культуры учащихся в условиях образования: монография / Л.С. Колмогорова. – Барнаул: АлтГПА, 2013. – 238 с.
Овсянникова, Е. Повышение психологической культуры родителей / Е. Овсянникова // Народное образование. 2008. № 4. С. 258-264.
Ризатдинова, Р. И. Проект «Семейная академия» : успешность и здоровье детей / Р. И. Ризатдинова // Образование в современной школе. 2009. № 4. С. 54-58.
Родионов В.А., Ступницкая М.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. - Ярославль: Академия развития, 2002. - 160с.
Семикин В.В. Психологическая культура в образовании человека: Монография / В.В. Семикин. СПб.: Издательство «Союз», 2011. – 156 с.
Теоретические основы и практические аспекты деятельности службы практической психологии в системе педагогического образования: монография / под ред. О.А. Брылёвой.- Барнаул: АлтГПА, 2009. – 303 с.
Шилакина А.В. Современные образовательные технологии как средство индивидуализации обучающихся. М., 2014.-305с.
Хузеева Г.Р., БыковскаяЕ.В., Трошина А.А. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста. – Москва: ВЛАДОС , 2020 .-80с.
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной
сети «Интернет»
№ | Наименование ресурса сети «Интернет» | Электронный адрес ресурса |
1 | Российский общеобразовательный портал | |
2 | Электронно-библиотечная система издательства «Электронное издательство Юрайт» | http://biblio-online.ru/ |
3 | Официальный сайт издательства «Просвещение» | https://shop.prosv.ru/traektoriya-lichnogo-kachestva-zhizni-praktikum10264 |
4 | Профессиональное периодическое интернет-издание для психологов «Психологическая газета» | https://psy.su/feed/9389/ |
5 | Информационный ресурсный интернет портал по научной и практической психологии «Пси фактор» | https://psyfactor.org/ |
6 | Информационно - образовательный сайт газеты «Первое сентября», приложение школьный психолог | https://psy.1sept.ru/topic.php?TopicID=26&Page=4 |
7 | Информационный сайт «Лицей № 200» | http://l_200.edu54.ru |
8 | Публичная страница лицея в VK | |
9 | Instagram «Государство «Лицей 200» | https://instagram.com/l200nsk?utm_medium=copy_link |
10 | Сборник «Инструментальная музыка для работы учебы и концентрация внимания» | |
11 | Сборник «Расслабляющая музыка для работы, учебы, сосредоточения, концентрации внимания, снятия тревожности, стресса» | |
12 | Эмоциональные зарядки | |
13 | Веселые упражнения для развития мимики и снятия эмоционального напряжения | |
14 | Информационное видео «Нейробика-это полезно» | https://www.youtube.com/watch?v=ttvq1sGW-g0 |
15 | Презентация «Мотиваторы» | https://docs.google.com/presentation/d/1v_TGa-lTSyw2m8WUY-l-DhYiEjr9sA7X/edit?usp=sharing&ouid=109737133728481553510&rtpof=true&sd=true |
Приложение 1.
План реализации проекта «ПРОСВЕТ»
День недели | Название | Запланированные мероприятия, акции | Участники |
Понедельник | День позитив- ного настрое ния | -Психологическая акция «Радуга настроения» -Психологическая акция «Сундучок пожеланий» -Облако тегов -Конкурс рисунков «Поделись хорошим настроением» | Все желающие 1-4 классы |
Вторник | День эмоций | -Музыкотерапия «Минутка релакса» -Интерактивная медийная акция «Эмодзи нашего класса» -Психологическая игра«зАмки и замкИ» -Забавные динамические переменки «Полезная зарядка-разрядка» -Облако тегов | педагоги 6-8 класс 9-11 классы 1-4 классы |
Среда | День интеллекта | -Психологическая игра «В поисках неизведанного» -Просветительское мероприятие «Интересно для всех. Нейробика - это полезно». -Облако тегов | 1-11 классы, педагоги все желающие |
Четверг | День общения | -Психологическая акция «Распродажа качеств» -Акция «Видеописьмо любви» -Акция «Письмо любви» -Информационный стенд «Умения и качества, необходимые человеку в 21 веке» -Облако тегов | 5-11 классы, педагоги 5-8 классы 1-4 классы все желающие |
Пятница | День психологии | -Психологическая акция «Радуга настроения» -Видеопрезентация мотиваторов -Интерактивная акция в инстограмме «Магический шар» -Акция «Дерево пожеланий» -Облако тегов -Выставка «Эмоджи нашего класса» -Выставка рисунков «Поделись хорошим настроением» -Подведение итогов акции «Сундучок пожеланий», работа почты. -Награждение победителей психологической игры «В поисках неизведанного» | Все желающие |