Использование ресурсов Национального корпуса русского языка (НКРЯ) в школе
Пояснительная записка к презентации
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО
НАШЕМУ СООБЩЕСТВУ ИСПОЛНИЛОСЬ 10 ЛЕТ!
Пояснительная записка к презентации
Предварительный просмотр презентации

Использование ресурсов Национального корпуса русского языка (НКРЯ) в школе

ЧТО ЭТО ТАКОЕ? 29 апреля 2004 год

КАКИЕ ТЕКСТЫ ПРЕДСТАВЛЕНЫ? НКРЯ представляет русский язык в наиболее полном виде: во всём многообразии жанров, стилей, территориальных и социальных вариантов и содержит все типы письменных и устных текстов, представленных в русском языке. художественные тексты разных жанров от Фонвизина до Улицкой; поэзия с конца 18 века, публицистика XX-XXI веков (особенно широко представлена последних 40 лет), научная литература всех направлений (точные, естественные и науки), публицистика гуманитарные официально-деловые тексты: заявления, служебные записки, инструкции, тексты бытовых жанров: мемуары, дневниковые записи, личная переписка, фрагменты интернет-чатов, записи устной разговорной речи, записи устной речи из фильмов, диалектные тексты и др. https://ruscorpora.ru/

Как использовать НКРЯ для организации уроков русского языка и литературы?

Составление собственных заданий

Составление собственных заданий

Составление собственных заданий Тема «Производные предлоги» Картина всякий раз вызывает слезы, и не один раз (в)течени… фильма. Закрыть кастрюлю крышкой и на небольшом огне припускать рыбу (в) течени… 18 ― 20 минут. А мало ли энергии скрыто (в)течени… рек, в лучах Солнца! Начал спрашивать себя, счастлив ли, и искать смысла в любом собственном поступке, в чужой фразе, в падающем снеге, (в)течени… воды, в той вдруг открытой, как вечность, звездной ночи над тайгой…

Составление собственных заданий Тема «Склонение числительных 40, 90, 100» Из ст… статей в ведущих изданиях только пять оказались отрицательными. Вся его фигурка, стоящая метрах в ст…, сделалась чернее тени. Дамба защищает и сам семисоттысячный Ульяновск, и жилой район Нижняя терраса с сорок… тысячами жителей. Нашли метрах в сорок… выше по течению ручья глиняную площадку. Девяност… процентов успешности материала ― это поиск темы. Средний возраст финишера нью-йоркского марафона ― около сорок…, а самая возрастная группа ― до девяност… лет.

П О Р Т Р Е Т С Л О В А

КОЛХОЗ

МИР ВОЙНА

Учителя русского языка могут активно использовать сервис «Портрет слова» в своей работе: составлять грамматические и лексические задания для своих учеников; проверять сочинения учащихся в случае, если возникает вопрос о лексической сочетаемости слов, синтаксических связях между словами; составлять лингвистические задачи повышенной сложности; предлагать ученикам материал для исследовательской и проектной деятельности; писать собственные тексты и т.д.

Задания на основе портрета слова «обучение» Свяжите глаголы с существительным при помощи подходящего предлога и окончания. Определите падеж существительного в каждом словосочетании: платить ___ обучени… затратить ___ обучени… отдать ___ обучени… потратить ___ обучени… приступать ___ обучени…

Задания на основе портрета слова «семья» Составьте предложения, используя в качестве подлежащего существительное «семья», а в качестве сказуемых и определений слова из таблицы.

Задания на основе портрета слова «семья» Напишите текст на тему «Семья», используя в нем как можно больше слов из предложенного тематического Облака.

Исследование слов «Род» и «Семья» в НКРЯ 1. Зайти на сайт НКРЯ 2. Набрать слово в строке поиска, нажать кнопку «Обзор возможностей» 3. Оценить: 1) Данные в Лексико-грамматическом поиске в Основном корпусе (количество текстов и примеров слов) 2) График «История употребления сочетания словоформ» 3) Найдите первый письменный источник этого слова в Панхроническом корпусе https://ruscorpora.ru

РОД РОД семья

Использование слов «Род» и «Семья» в текстах (НКРЯ)

Использование слов «Род» и «Семья» в текстах (НКРЯ)

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА на уроках ОДУШЕВЛЕННОСТЬ И НЕОДУШЕВЛЕННОСТЬ ЗАДАЧА: бывают ли одушевлённые существительные среднего рода? РЕШЕНИЕ: задаем параметры поиска – средний род, одушевленный. Анализируем выдачу в формате КWIC https://ruscorpora.ru/

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА на уроках ИСТОРИЯ ДЕЕПРИЧАСТИЙ ЗАДАЧА: проследить изменения в форме деепричастий с 18 века по наши дни РЕШЕНИЕ: делим корпус на корпуса по периодам Выписываем морфологические формы деепричастий, сравниваем, как падает частотность одних и растёт частотность других https://ruscorpora.ru/

ИЗУЧАЕМ ИСТОРИЮ СЛОВ ЗАДАЧА: Изучить, как менялось значение слова «машина». Дать определение значению слова в разные периоды времени. РЕШЕНИЕ: Ищем слово «машина», упорядочиваем выдачу по дате создания документа. Выписываем разные значения слова с годом документа. Сравниваем со значением этого слова в словаре. Смотрим, какие значения ушли совсем, какие встречаются, но редко, какие доминируют.

ЛИТЕРАТУРА: ОСНОВНЫЕ ИДЕИ Контексты для ключевых понятий в творчестве автора Исследование семантических категорий в отдельных произведениях или в целом в творчестве автора Сравнения значений и употреблений слов у разных авторов Стиховедческие исследования

Слово «свобода» в стихотворениях А.С. Пушкина


Цвет в стихотворениях С.А. Есенина https://ruscorpora.ru/

«Сравнение описания природы в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова»

Цель: выявить индивидуальный подход поэтов в раскрытии образов природы. Цель: выявить индивидуальный подход поэтов в раскрытии образов природы. Гипотеза: «Если проанализировать тексты А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, то увидим, что А. С. Пушкин описывает природу более позитивно и гармонично, а М. Ю. Лермонтов — в более мрачных и драматических оттенках».

Слова: «дерево», «гора», «лес», «цветок», «море».


Сравнение прилагательных в пейзажной лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина Слово М.Ю. Лермонтов А.С. Пушкин Отриц. Положит. Нейтр. Всего Отриц. Положит. Нейтр. Всего № % № % № % № % № % № % Дерево 7 54 3 23 3 23 13 4 24 7 41 6 35 17 Гора 10 13 11 14 59 73 80 11 15 7 9 57 76 75 Лес 11 33 10 32 12 35 33 10 15 7 11 49 74 66 Цветок 6 32 6 32 7 36 20 5 41 3 26 4 33 12 Море 7 25 1 4 20 71 28 7 9 8 10 66 81 81 Итого: 41 31,4 31 21 101 47,6 174 37 20,8 32 19,4 182 59,8 251

Сравнение прилагательных с положительной и отрицательной коннотацией, используемых М.Ю. Лермонтовым и А.С. Пушкиным в пейзажной лирике.

«Способы передвижения людей в текстах разных эпох»

• с 1751 по 1800 год, • с 1801 по 1850 год, • с 1851 по 1900 год, • с 1901 по 1950 год, • с 1951 по 2000 год, • с 2001 по 2025 год.










Сводная таблица. Количество упоминаний разных видов транспорта Период времени Количество упоминаний транспорта на разных источниках энергии Конная тяга/усилия мышц Паруса Паровая тяга ДВС Газотурбинные двигатели Электричество 1751-1800 3587 6309 0 0 0 0 1801-1850 14762 8835 729 0 0 0 1851-1900 62443 22382 15803 337 0 0 1901-1950 71778 13588 90581 44963 0 0 1951-2000 115218 14982 42318 151600 87674 16523 2001-2025 162489 19738 38956 239128 124474 23040

Сводная таблица. Количество упоминаний разных видов транспорта в процентах Период времени Количество упоминаний транспорта на разных источниках энергии Конная тяга/усилия мышц Паруса Паровая тяга ДВС Газотурбинные двигатели Электричество 1751-1800 36% 64% - - - - 1801-1850 61% 36% 3% - - - 1851-1900 62% 22% 15% 1% - - 1901-1950 33% 6% 41% 20% - - 1951-2000 27% 4% 10% 35% 20% 4% 2001-2025 27% 3% 6% 39% 21% 4%

Разнообразие видов транспорта Период времени Количество видов транспорта 1751-1800 139 1801-1850 181 1851-1900 234 1901-1950 330 1951-2000 385 2001-2025 392


Работа с Корпусом формирует и развивает исследовательские навыки функциональную грамотность интерес к языку представление об истории языка культуру использования справочных ресурсов умение анализировать контекст понимание особенностей жизни слова в художественном тексте

5
Похожие публикации
Селиванова Галина Геннадьевна