Исследовательский проект (Программа)

3
0
Материал опубликован 10 July

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

имени И.Г.Жугина поселка Горный

УТВЕРЖДЕНО

Приказ № ______

от «__» 08. 202__ г

Директор школы

МБОУ СОШ п.Горный

______________

Т.А.Сомова


Солнечного муниципального района Хабаровского края

















Инновационная программа

«Смыслообразование

как условие результативности личностных УУД на уроках русского языка и литературы»



Разработчик:: Шагдарова Ж.Ю., учитель русского языка и литературы









2021 г



Паспорт проекта

Актуальность исследования

В современном мире человеку необходимы не только конкурентоспособность, высокий уровень образования, но и осознание смысла своего существования в мире. В этой связи в государственных документах подчёркивается необходимость воспитания личности на основе гуманистических, традиционных ценностей российского общества. В частности, в Федеральном законе РФ от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года», Федеральном государственном образовательном стандарте говорится о важности воспитания «ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства».

В этой связи актуальным становится смысловая проблематика, которая находит отражение в разных отраслях философского, культурологического, психолого-педагогического знания (..) В психологии механизмы понятия «смысл»представлены в трудах Л.С.Выготского, Б. С. Братуся, А. Н. Леонтьева, Д. А. Леонтьева и др. Проблематика смысла в контексте культуры, механизмы освоения культурных 5 смыслов раскрыты в работах М. М. Бахтина, B. C. Библера, Ю. М. Лотмана и др.(….)

На изучение проблемы понимания как смыслообразующего процесса, условий осуществления герменевтических принципов организации образования, педагогического понимания в структуре профессиональной компетентности учителя направлены исследования А. Ф. Закировой, Ю.В.Сенько, И. И. Сулимы, М. Н. Фроловской, Р.Д.Дылгыровой и др.

Для достижения планируемых предметных, метапредметных, личностных результатов предложена система универсальных учебных действий (УУД): личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные - среди которых личностные УУД являются основой для формирования и реализации всех остальных видов действий. ФГОС ориентирует на обеспечение смыслообразования - базового, исходного действия для самоопределения и нравственно-этического оценивания и предполагающего соотнесение мотивов и цели учебной деятельности.

В ФГОС отмечается важность смыслообразования для развития личности ученика как субъекта деятельности, становления её ценностно-смысловой сферы .

Таким образом, в педагогике накоплен достаточный опыт по проектированию ценностно-смысловой направленности образования (…). Однако при всём многообразии работ следует признать, что изучение смыслообразования, трансформации смыслов в учебной и внеучебной деятельности представляет наибольшую трудность, так как эти вопросы, основательно проработанные в философии, психологии, мало изучены применительно к образовательному процессу школы (…). Содействие смыслообразованию учащихся в условиях гуманитаризации школьного образования не являлось предметом специального исследования (…). Актуальность исследования подтверждается также рядом противоречий между:

- возросшими социальными требованиями к способности человека понимать смыслы своей жизни и деятельности, совершать ценностную рефлексию и недостаточной изученностью смыслообразования как инструмента усиления, возвышения духовных, гуманных качеств личности;

- необходимостью сближения процесса обучения с реальной жизнедеятельностью учащихся на основе смыслообразования и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по реализации условий смыслообразования в образовательном процессе в нашей школе

Анализ актуальности исследования, выявление противоречий позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в обосновании педагогических условий, содействующих смыслообразованию учащихся в процессе гуманитаризации школьного образования. Постановка проблемы определила выбор темы исследования: «Содействие смыслообразованию учащихся, являющемуся условием результативности личностных УУД.

Цель исследования: создать педагогические условия, содействующие смыслообразованию учащихся на уроках русского языка и литературы, которое является ….личностных УУД.

Объект исследования – образовательный процесс . Предмет исследования – педагогические условия для формирования личностных УУД

Гипотеза исследования: смыслообразование учащихся на уроках русского языка и литературы будет успешным, если:

- под смыслообразованием учащихся будет пониматься поддержка процесса и результата становления личностных смыслов на основе освоения культурного опыта человечества, «ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства».

- актуализируется ценностно-смысловая составляющая содержания предметов русский язык и литература, родной язык, родная литература;

- реализуются в учебной деятельности смыслообразующие технологии (диалоговые технологии, проблемные, технологии работы с пониманием, технологии интегрирования, технология сценирования урока);

-инициируется смыслообразование во внеучебной деятельности.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать философскую, психолого-педагогическую литературу и определение её содержательных характеристик.

2. Раскрыть теоретические основы смыслообразования, его сущность, специфические формы представления на основе анализа философской, психолого-педагогической литературы.

3. Обосновать и разработать совокупность педагогических условий, содействующих смыслообразованию учащихся в образовательном процессе, приводящих к результативности личностных УУД .

4. Проверить эффективность педагогических условий, содействующих смыслообразованию учащихся в ходе работы.

Методы исследования:

теоретические (изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы, диссертационных работ, монографий по теме исследования, изучение инновационного педагогического опыта, изучение нормативной базы);

эмпирические (педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ результатов деятельности, математическая обработка результатов).

Сроки рализации:2021-2023 г

Место реализации программы: МБОУ СОШ п.Горный

Количество детей, принимающих участие в исследовании - 32.

Этапы исследования.

Первый этап (2021) – поисково-теоретический – включал проведение теоретического анализа проблемы исследования в философской, психологической, педагогической литературе; уточнялись объект, предмет, цель, задачи, гипотеза исследования, определялись структура, содержание и методики организации исследования

На втором этапе (2022-2023) – практическом – осуществляется апробация педагогических условий исследования.

Третий этап (2023) – обобщающий –направлен на завершение исследования, обработку, анализ и обобщение результатов, уточнение теоретических положений и выводов.

Научная новизна исследования заключается в том, что

- выделены возможности учебной и внеучебной деятельности для смыслообразования учащихся в образовательном процессе;

- расширены представления о возможностях целенаправленного педагогического содействия смыслообразованию учащихся за счёт актуализации деятельностного подхода, ценностно-смысловой составляющей содержания предметов русский язык и литература, реализации в учебной деятельности смыслообразующих технологий; инициирования смыслообразования во внеучебной деятельности.

- выявлены критерии смыслообразования учащихся: способность понимания культурного текста как смыслообразующего и личностно развивающего процесса, сформированность системы ценностей как источника смыслообразования, реализация личностных смыслов в жизнедеятельности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

- материалы данного исследования могут быть использованы учителями при составлении образовательных программ, при проведении учебных и внеучебных занятий,

- разработанный и внедрённый метапредметный курс « Понимание » может служить средством, обеспечивающим деятельностное содержание образования, возможность диагностики предметных, метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы учащимися.

1. Теоретические основы

2. практическая деятельность

Ожидаемые результаты:

Образовательные программы «Русский язык», «Литература», «Родной язык», «Родная литература» с деятельностными единицами содержания

Образовательная программа метапредметного курса «Понимание» с мыследеятельностным содержанием

Образовательные программы внеурочной деятельности :

Курсы профориентированной направленности «Педкласс», «Я-лингвист»

Творческие площадки «Лигвистический анализ текстов дальневосточной литературы», «Творческие коллаборации»\

Сценарии учебных занятий.

Реализованные исследовательские проекты учащихся.



Проектные мероприятия

этапы

Сроки

мероприятие

продукт

Подготовительный

2021

Разработка проекта , утверждение директором школы

Инновационный проект



Проведение презентации проекта на методическом объединении

Протокол, презентация



Разработка сценариев учебных занятий

Сценарии учебных занятий



Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы

Исследовательские работы и проекты учащихся



Разработка образовательных программ по русскому языку и литературе

Рабочая программа



Разработка образовательных программ (внеурочная деятельность)


Метапредметный курс «Понимание»

Рабочая программа



Клуб «Я-лингвист» (Лигвистический анализ текстов дальневосточной литературы)

Рабочая программа



Курс профориентированной направленности «Педкласс»

Рабочая программа



Творческая площадка «Творческие коллаборации»

Рабочая программа










Выбор индикаторов, критериев и диагностических методик формирования личностных, метапредметных и предметных результатов

Индикаторы, критерии и диагностические методики формирования метапредметных умений и навыков учащихся

Практический

2022-2023

Апробация образовательных программ

Оценка результативности



Проведение мониторинга формирования личностных, метапредметных и предметных результатов

Карта сформированности УУД, отчет о результатах мониторинга



Семинары, круглый стол для учителей

Протоколы семинаров



Публикации по проблематике проекта

Статьи

Обобщающий

2023

Обработка, анализ эффективности реализации проекта

Аналитический отчет .Описание реализованного проекта



Обобщение опыта на методическом совете школы

Протокол, доклад







Диагностический инструментарий определения уровня развития процесса смыслообразования у учащихся

Показатели

Диагностический инструментарий

Критерий: сформированность способности понимания как смыслообразующего личностно развивающего процесса

Полнота, глубина понимания

иагностика способности понимания на основе методики мыследеятельностной педагогики (О.И.Глазунова, Э.С.Акопова, Е.Ю.Иванова и др.). Наблюдение, беседа с учащимися, творческие работы детей











в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.