СКИДКА 40% НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ВЕБИНАРЫ И КУРСЫ ОТ УРОК.РФ – АКЦИЯ ДЕЙСТВУЕТ ДО 31 ДЕКАБРЯ 2019
12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Мухамедьянова Ю.Ю.63
Россия, Челябинская обл., Челябинск
Материал размещён в группе «Дополнительные материалы к уроку»

Календарно-тематическое планирование

по курсу «Информатика и ИКТ»

10 класс

Количество часов-35

Дата

урока

Темы учебных занятий

Кол-во

часов

Содержание обучения. Основные понятия

Реализация практической части

Формы и виды контроля

Элементы содержания федерального компонента государственного стандарта

Обязательный минимум содержания основной образовательной программы

Требования к уровню подготовки учащихся

1 полугодие – 16 часов

Информация - 7 часов

 

1

Введение. Техника безопасности в кабинете информатики. Структура информатики. Понятие информации

1

Чем опасен ПК, как избежать нарушения здоровья при работе, правила поведения в кабинете информатике. Основные подходы к определению понятия «информация».

 

Беседа

Знать: технику безопасности при работе в кабинете информатики.

основные подходы к определению понятия «информация», виды и свойства информации.

Уметь:

соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

 

2-3

Представление информации, языки, кодирование

2

Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Кодирование информации. Языки кодирования.

Формализованные и неформализованные языки.

 

Опрос

Знать, что такое кодирование, двоичная форма представления информации.

Уметь кодировать и декодировать сообщение по кодовой таблице. Уметь определять числовой код символа

 

4

Практическая работа №1 «Измерение информации»

1

Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации.

Практическая работа

 

Знать/понимать: различные подходы к определению понятия "информация"

Уметь: определять количество информации. Уметь: определять дискретные и непрерывные сигналы.

 

5

Измерение информации. Объемный подход

1

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний.

 

Беседа, опрос

Знать/понимать: Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный; Единицы измерения информации.

Уметь определять количество информации, содержащейся в сообщении, при вероятностном и алфавитном подходах.

 

6

Измерение информации. Содержательный подход. Практическая работа №2 «Измерение информации»

1

Алфавитный подход к определению количества информации. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

Практическая работа

 
 

7

Контрольная работа №1 по разделу «Информация»

1

Повторение раздела «Информация»

Тест

     

Информационные процессы в системах – 11 часов

 

8

Что такое система

1

Система, системный эффект. Управление системой как информационный процесс.

 

Беседа

Знать:

- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема

- основные свойства систем: целесообразность, целостность

- что такое «системный подход» в науке и практике

- чем отличаются естественные и искусственные системы

- какие типы связей действуют в системах

- роль информационных процессов в системах

- состав и структуру систем управления

Уметь:

- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)

- анализировать состав и структуру систем

- различать связи материальные и информационные.

 

9

Информационные процессы в естественных и искусственных системах. Практическая работа №3 «Структура данных. Графы»

1

Классификация информационных процессов. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.

Практическая работа

 
 

10

Хранение информации

1

Хранение информации; выбор способа хранения информации.

 

Опрос

Знать:

- историю развития носителей информации

- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики

- модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи

- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность

- понятие «шум» и способы защиты от шума

Уметь:

- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам

- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи

 

11

Передача информации. Практическая работа №4 «Передача информации»

1

Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.

Практическая работа

 
 

12

Обработка информации и алгоритмы

1

Обработка информации.

Систематизация информации.

 

Опрос

Знать:

- основные типы задач обработки информации

- понятие исполнителя обработки информации

- понятие алгоритма обработки информации

- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов

- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной

- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста

Уметь:

- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста

 

13-14

Автоматическая обработка информации. Практическая работа №5 «Автоматическая обработка данных»

2

Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных.

Практическая работа

 
 

15

Поиск данных

1

Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.

 

Беседа

Знать:

- что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»

- что такое «структура данных»; какие бывают структуры

- алгоритм последовательного поиска

- алгоритм поиска половинным делением

- что такое блочный поиск

- как осуществляется поиск в иерархической структуре данных

Уметь:

- осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях

- осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера

2 полугодие – 19 часов

 

16-17

Защита информации. Практическая работа №6 «Шифрование данных»

2

Защита информации. Методы защиты.

Практическая работа

 

Знать:

какая информация требует защиты

виды угроз для числовой информации

физические способы защиты информации

программные средства защиты информации

что такое криптография

что такое цифровая подпись и цифровой сертификат

Уметь:

- применять меры защиты личной информации на ПК

- применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме)

 

18

Контрольная работа №2 по разделу «Информационные процессы в системах»

1

Повторение раздела «Информационные процессы в системах»

Тест

     

Информационные модели – 6 часов

 

19

Компьютерное информационное моделирование

1

Информационное моделирование как метод познания. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования. Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели.

   

Знать:

- определение модели

- что такое информационная модель

- этапы информационного моделирования на компьютере

- что такое граф, дерево, сеть

- структура таблицы; основные типы табличных моделей

- что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы

Уметь:

- ориентироваться в граф-моделях

- строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы

- строить табличные модели по вербальному описанию системы

 

20-21

Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы. Практическая работа №7 «Структура данных. Таблицы»

2

Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема.

Практическая работа

 
 

22

Пример структуры данных – модели предметной области

1

Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области.

   
 

23

Алгоритм как модель деятельности. Практическая работа №8 «Управление алгоритмическим исполнителем»

1

Алгоритм как модель деятельности. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации.

Практическая работа

 

Знать:

- понятие алгоритмической модели

- способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык

- что такое трассировка алгоритма

Уметь:

- строить алгоритмы управления учебными исполнителями

- осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы

 

24

Контрольная работа №3 по разделу «Информационные модели»

1

   

Тест

   

Программно – технические системы реализации информационных процессов – 11 часов

 

25-26

Компьютер – универсальная техническая система обработки информации. Практическая работа №9 «Настройка BIOS»

2

Архитектуры современных компьютеров.

Практическая работа

Беседа

Знать:

- архитектуру персонального компьютера

- что такое контроллер внешнего устройства ПК

- назначение шины

- в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК

- основные виды памяти ПК

- что такое системная плата, порты ввода-вывода

- назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.

- что такое программное обеспечение ПК

- структура ПО ПК

- прикладные программы и их назначение

- системное ПО; функции операционной системы

- что такое системы программирования

Уметь:

- подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения

- соединять устройства ПК

- производить основные настройки БИОС

- работать в среде операционной системы на пользовательском уровне

 

27-28

Программное обеспечение. Практическая работа №10 «Выбор конфигурации ПК»

2

Аппаратное и программное обеспечение компьютера.

Практическая работа

Опрос

 

29-30

Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел. Практическая работа №11 «Представление чисел, изображения и звука»

2

Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере. Двоичная система счисления. Компьютерное представление целых и вещественных чисел.

Практическая работа

Опрос

Знать:

- основные принципы представления данных в памяти компьютера

- представление целых чисел

- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком

- принципы представления вещественных чисел

- представление текста

- представление изображения; цветовые модели

- в чем различие растровой и векторной графики

- дискретное (цифровое) представление звука

Уметь:

-получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера

- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета

 

31-32

Представление текста, графики и звука. Практическая работа №12 «Представление текстов. Сжатие текстов»

2

Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы. Растровая и векторная графика.

Модели цветообразования. Технологии построения анимационных изображений. Технологии трехмерной графики. Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись. Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов.

Практическая работа

 
 

33

Развитие архитектуры вычислительных систем

1

Многообразие операционных систем.

 

Опрос, беседа

Знать:

- идею распараллеливания вычислений

- что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации

.

 

34

Организация локальных и глобальных сетей. Практическая работа №13 «Подготовка презентации на тему «Компьютерные сети»

1

Возможности и преимущества сетевых технологий. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Возможности сетевых технологий. Способы организации компьютерных сетей. Понятие сервера. Адресация в Интернете. IP-адресация и доменная система имен. Способы подключения к сети Интернет. Настройка модема. Протоколы обмена. Протокол передачи данных ТСР/IР. Трассировка маршрута.

Практическая работа

 

Знать:

- назначение и топологии локальных сетей

- технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции)

- основные функции сетевой операционной системы

- историю возникновения и развития глобальных сетей

- что такое Интернет

- систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен)

- способы организации связи в Интернете

- принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP

Иметь представление о глобальных компьютерных информационных сетях. Знать способы подключения к Интернету

Уметь осуществлять подключение к Интернету; настраивать модем и почтовые программы. Уметь определять по имени домена верхнего уровня профиль организации, владельца домена. Записывать доменное имя

 

35

Итоговая контрольная работа

1

Повторение курса 10 класса

Тест

     

ИТОГО

35

         
Опубликовано в группе «Дополнительные материалы к уроку»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.