Конспект открытого урока по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" (2 класс)

3
0
Материал опубликован 4 December

2 класс Русский язык                             Учитель: Ткаченко Е.А.

 

Урок №86

Тема: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Цели: формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопрос что?; учить находить имена существительные в тексте и подбирать их самостоятельно; классифицировать одушевленные и неодушевленные имена существительные; вырабатывать навыки грамотного письма.

Задачи:

- Формировать представление об одушевлённых существительных и неодушевлённых существительных.

- Формировать умение ставить вопрос к слову и различать по вопросу одушевлённые существительные и неодушевлённые имена существительные, находить одушевлённые и неодушевлённые имена существительные в тексте.

- обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить имена существительные в тексте; использовать специальную терминологию при определении части речи; самостоятельно подбирать имена существительные; классифицировать имена существительные одушевленные и неодушевленные; делать звуко-буквенный разбор слов, соотносить произношение и написание; подбирать синонимы, пользуясь словарем.

Метапредметные:

Регулятивные УУД :умение определять и формулировать тему, цель, задачи на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, с помощью учителя добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. 

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, адекватно взаимодействовать с партнёром

Личностные УУД:

- воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах.

Формы организации деятельности детей: фронтальный опрос, работа в парах, индивидуальная, самостоятельная работа учащихся, работа с материалом учебника(чтение определения, выполнение тренировочных упражнений)

Оборудование: учебник, тетрадь, иллюстративный материал, карточки для работы в группе и индивидуальной работы, листы самооценки.

Тип урока: урок усвоения новых знаний
                                                                                            Ход урока

  1. Организационный момент

 Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

Нам пригодятся:

хорошее настроение,

знания и умения,

верные друзья.

Ответы полные давайте

и на уроке не зевайте!

       - Ребята, а вы можете себя назвать любознательными?  Скажите, для чего вы ходите  школу? Для чего вам новые знания? Пусть наш урок пройдет под девизом «Грамоте учиться всегда пригодится»

       - Как вы понимаете смысл этой пословицы?                                                                                           

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся (5-7 мин.).

-  Ребята, сегодня  вы будет не просто учениками, а исследователями. Кто такие исследователи?

Гимнастика для пальчиков:

Ха-ха-ха две лягушки,

Мы квакушки-говорушки,

Прыгаем с кувшином в воду,

Не страшна нам непогода,

Мошек ловим ловко вместе,

Жизни нет для нас чудесней,

Умываемся мы каплей

Прячемся вдвоем от цапли!

- Запишем в тетрадях Десятое февраля, классная работа.(на доске)

 1)Чтобы красиво писать, проведём минутку чистописания. По 3 раза напишем букву и выберем точкой у себя самую красивую

М С Щ Т В Л Н

 Называем букву, какой звук она обозначает.

 - Какие звуки обозначают эти буквы?

2) Словарно-орфографическая работа

Предлагаю вам начать наш урок с игры. Послушайте звуки и попробуйте отгадать, Что это? Кто это? Запишите отгадки в тетрадь через запятую.

- Поставьте в словах ударение, подчеркните орфограммы.

- Поменяйтесь тетрадями. Проверьте.

- Чтобы назвать эти предметы мы использовали слова….(Самолёт, свисток, ветер, ворона).

- Поставьте оценку своему товарищу карандашом.

- А какой вопрос можно задать к этим словам? (Что? Кто?)

- Что вы можете сказать об этих словах? (Перед нами имена существительные)

- Почему вы так решили? (Отвечают на вопросы и обозначают ….)

- Ребята приготовили для нас стихотворение об имени существительном.


Денисюк Л.: Существительных в природе
При любой найдёшь погоде.

Всё так просто и понятно,
Увлекательно, занятно.
На вопросы Кто? и Что?
Отвечать оно должно.

Кязимов С.: Кто? и Что? – вопрос задай
И спокойно отвечай.

Это кукла, это книжка,
Это кошка, это мышка.

До чего же все слова изумительные!
Не забудьте, все они – СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.


3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников (до 5 мин.).

Составление кластера.

 - Исследователи в своей работе часто пользуются схемами. Давайте составим общую схему того, что мы уже знаем об имени существительном. (Коллективное составление по наводящим вопросам учителя.)

 - Какую часть речи исследуем сегодня? Что обозначает имя существительное? На какие вопросы отвечает?

Что может обозначать имя существительное? Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос кто? Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос что?

                            Имя существительное

                                       Предмет

                 Кто?                                           Что?

- Распределите выписанные вами имена существительные на  две группы: одушевлённые и неодушевлённые.

- Получилось выполнить задание? (Нет.)

 Почему не удалось? (Не знаем, как распределить имена существительные.)  

 - Как вы думаете, мы все уже знаем об имени существительном? ( Нет.)

 - Хотите узнать больше? (Конечно, хотим.)

 - Какова же тема урока и исследования сегодня? (Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.)

- Какие задачи стоят перед нами? Чему будем учиться? (Правильно задавать вопросы к имени существительному. Отличать слова, отвечающие на вопросы кто? и что?)

 Учиться отличать   по вопросу одушевлённые имена существительные и неодушевлённые.

Поставим задачи к нашему уроку

- научиться различать….. (одушевлённые и неодушевлённые имена существительные)

- узнать больше об …… (одушевлённых и неодушевлённых именах существительных)

- работать ……… (активно, дружно и быстро)

4. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения

- Как же узнать, какие существительные называются одушевлёнными, а какие неодушевлёнными? (Можно спросить у товарища, у учителя, прочитать в учебнике, поискать в интернете.)

- Исследователи пытаются во всем разобраться самостоятельно. Если не хватает своих знаний и знаний товарищей, куда мы можем обратиться? (К учебнику.) Познакомьтесь с правилами в учебнике на с. 48 и 50.

- Так какие же существительные мы называем одушевлёнными?

- Неодушевлёнными?

─Обратимся к правилам, которые приготовила нам Мудрая Сова

стр. 48 Прочитаем правило. (учебник)

- На какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные?

Кто?

- Что они обозначают?

- Людей и животных.

Правило с. 51.

- На какой вопрос отвечают неодушевлённые имена существительные?

- Что? Они не обозначают людей и животных.

Закончим составление кластера (кто?–  одушевлённые, что? – неодушевлённые)

Делаем вывод:  К каким существительным ставится вопрос кто?     Что?

Вопрос “кто?” ставится, когда речь идет о людях и животных. Такие существительные называются одушевленными.

Вопрос “что?” ставится, когда речь идет не о людях и животных. Такие существительные называются неодушевленными.   

5. Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного. (10-15 мин.).

1.      Работа по учебнику.

- Ребята выполним упражнение 81 в учебнике.

-Прочитаем задание. (Читает ребёнок)

- Что нужно сделать? (Придумать 2 слова к каждой строчке.)

- 1 ряд записывает 1 строчку, 2 ряд 2 строчку. 3 ряд 3 строчку

- Кто не понял, как выполнять?

-Проверяем. Какие слова дописали ребята 1 ряда, прочитайте.

- 2 ряд. Прочитайте.

-3 ряд, прочитайте.

-Какие строки мы не записали? Сделаем устно. Подберите примеры домашних животных. Диких животных.

- Какие здесь все имена существительные? (одушевлённые)

- Молодцы!!! (оценить свою работу)

Физминутка

2. Работа на доске. Игра «Третий лишний» (маркер).

-Зачеркнуть в каждой строке лишнее слово, используя полученные вами знания на уроке об одушевлённых и неодушевлённых существительных.

(написать на доске, закрыть)

Яблонякотёнок, берёза

Дедушкастол, отец

Шкаф, соловей, мальчик

Пенал, бабочка, ведро

Ученик, товарищдорога.

Дежурный, обезьянакапуста.

3. Работа парами на карточках

- Возьмите ваши карточки

- Прочитаем задание.

- Будете работать в парах с соседом по парте.

-У вас на столах лежат конверты, в них задания. Работаем парами. Достаньте из 1 конверта белый лист. На листочках с помощью стрелок распределите слова на две группы.

Одушевлённые имена существительные

заяц,

коньки,

собака,

снегирь,

тетрадь,

карандаш,

дорога,

воробей

Неодушевлённые имена существительные

Разделите слова на 2 группы.

На какой вопрос отвечают слова 1 группы? Почему? (кто?)

На какой вопрос отвечают слова 2 группы? Почему? (что?)

4. Самостоятельная работа (тест с взаимопроверкой)

Обведи в кружок правильный вариант ответа:

 1) Существительное - это

 a) Самостоятельная часть речи

 б) Служебная часть речи

 2) Имена существительные обозначают

 a) Признак предмета

 б) Действие предмета

 в) Предмет

 3) Имена существительные отвечают на вопросы

 a) Кто? Какой?

б) ЧТО? Что делает?

в) Кто? Что?

 4) Укажите неодушевленные имена существительные

 a) Мороз, дети, холодильник

 б) Яблоко, сапоги, ветер

 в) Мама, папа, самолёт

 5) Выдели строчку одушевлённых имён существительных

 a) Антон, тетрадь, Мама

 б) Дедушка, велосипед, Иван

 в) дятел, жираф, Коля

        Взаимопроверка после выполнения заданий. - Оцените правильность выполнения  работы. («!» – молодцы, мы всё выполнили правильно.  «+» - хорошо, но ещё немного ошибаемся.  «-» - нам нужна помощь учителя.)

- Кто выполнил задание без ошибок? Кто допустил 1-2 ошибки? Более 2-х?  В чем испытывали затруднение?

6. Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания (до 10 мин.).        

- Какую часть речи мы исследовали на уроке? Над какой темой мы сегодня работали на уроке?

 - Что нового вы узнали об имени существительном?

 - Какие имена существительные называют одушевленными, а какие неодушевленными?

 - Какое задание показалось вам самым трудным?

- Продолжите предложения:

-Я узнал …   Я научился … Я понял … Я смог …

- Оцените цветными сигналами свою работу на уроке.

Домашнее задание: стр. 49. упр. 82, выучить правила. (Комментарий к домашнему заданию.)

 

                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ​​​​​​​

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации