12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Музюкина Нина Александровна45
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Департамент образования

муниципальное автономное образовательное учреждение

Лицей № 36

пр. Кирова, 29а, г. Нижний Новгород, 603101, тел./факс (831) 293-62-41, e-mail:schooln36@inbox.ru,schl36@mts-nn.ru

Конспект урока

по ОРКСЭ

модуль « ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

4 класс

разработка учителя

начальных классов

высшей категории

Музюкиной Н.А.

МАОУ Лицей №36

2015г

Тема: «Ответственность»

Цель урока: формирование понятий свобода и ответственность во взаимосвязи. Подвести учащихся к осознанию ответственности за собственные поступки и поступки других людей.

Личностные

развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

учить анализировать свои поступки и поступки окружающих;

учить видеть связь между поступками и их последствиями;

Метапредметные

развитие речи, мышления, умения высказывать и аргументировать свою точку зрения;

обучать коммуникативным методам общения по средствам интерактивных форм взаимодействия учащихся, групповой работы;

формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

Предметные

уточнить смысл понятий «свобода», «выбор», «ответственность»;

продолжить формирование нравственных качеств, ответственного поведения;

Оборудование:

учебник «Основы светской этики» 4 класс (4-5 классы), под ред. Т.Д. Шапошниковой, М., Дрофа, 2012

индивидуальные листы для учащихся, портфолио учащегося;

презентация SMART Notebook

Интернет – ресурсы ( видео – ролик )

проектор, интерактивная доска SMARTboord

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности (Цель- Включить в учебную деятельность на личностно-значимом уровне)

На экране эпиграф : (Презентация, см.Приложение на диске) (слайд №2)

Ползти. Идти. Бежать. Лететь.

Стремиться. Верить и хотеть...
Забыть. Устать. Застыть. Стоять.

Хандрить. Поддаться. Угасать...

Два выбора. И две судьбы.
Ну, а итог решаешь ты...

Татьяна Ярошевич

- Как вы понимаете эти слова? Какое отношение к нашему уроку они могути иметь?

(предполагаемые ответы: На прошлом уроке мы говорили о выборе и его значении в жизни каждого человека, мы учились толковать свои поступки с точки зрения морального долга и выбора)

Актуализация знаний.

- Игра «Анаграммы».Пока бежит время, попробуйте собрать слово. (слайд №3)

- Какое слово у вас получилось?

- Встречалось ли вам оно в жизни? Где? как вы понимаете значение этого слова?

- Давайте попробуем прочитать значение этого слова в толковом словаре С.И. Ожегова

Ответственность – необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках. (с. 466)

Постановка цели и темы урока.

- Итак, мы выяснили значение слова ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Но ради чего нам это знать?

( нам нужно уметь определять, какую ответственность несет человек перед кем-нибудь или чем-нибудь)

- Значит какова цель нашего урока?

Цель- выяснить значение слова ОТВЕТСТВЕННОСТЬ и научиться понимать всю ответственность совершаемых нами поступков.

- Как буде звучать тема нашего урока?

Тема- Ответственность. (слайд №4)

4. Открытие нового знания.

На экране (слайд №5)

«Свобода означает ответственность. Вот почему большинство людей боится свободы»

Джордж Беранард Шоу

- Как вы понимаете слова этого замечательного ирландского писателя?

Почему у человека часто возникает страх перед каким-либо делом, заданием или человеком? (не верит в свои силы, боится не справиться ,не знает как оценят его работу и т.п.)

- Все верно. Прежде чем сделать что-то, человек должен подумать: «А к каким последствиям приведёт мой поступок?», «Не нанесу ли я кому-то вред?» . Способность задавать себе такие вопросы — внутренняя обязанность человека. Это говорит об ответственности перед собой и другими людьми.

Работа в группах

- Перед вами лежит листочек.(Приложение 1)

Определите ответственность перечисленных объектов перед теми, кого вы считаете нужно выбрать.

1 группа

Кто?

За кого? За что?

Родители

 

Школьники

 

2 группа

Кто?

За кого? За что?

Президент

 

Друг

 

3 группа

Кто?

За кого? За что?

Люди

 

Учителя

 

( дети называют после выполнения работы свои варианты ответов)

- Вы сейчас подготовили ответ, но встал ли перед вами вопрос об ответственности при выполнении этого задания?

(ответственности в принятии единого решения, ответственность кто будет озвучивать ответ всей группы и т.п.)

- Значит, что общего во всех ваших ответов можно назвать?

(мы заботимся о тех, кто с нами рядом)

Первичное закрепление.

- Послушайте стихотворение А.Барто.

Уехали

Щенка кормили молоком.
Чтоб он здоровым рос.
Вставали ночью и тайком
К нему бежали босиком —
 
Ему пощупать нос.

Учили мальчики щенка,
Возились с ним в саду,
И он, расстроенный слегка,
Шагал на поводу.

Он на чужих ворчать привык,
Совсем как взрослый пёс,
И вдруг приехал грузовик
И всех ребят увёз.

Он ждал: когда начнут игру?
Когда зажгут костёр?
Привык он к яркому костру,
К тому, что рано поутру
Труба зовёт на сбор.
И лаял он до хрипоты
На тёмные кусты.

Он был один в саду пустом,
Он на террасе лёг.
Он целый час лежал пластом,
Он не хотел махать хвостом,
Он даже есть не мог.

Ребята вспомнили о нём —
Вернулись с полпути.
Они войти хотели в дом,
Но он не дал войти.

Он им навстречу, на крыльцо,
Он всех подряд лизал в лицо.
Его ласкали малыши,
И лаял он от всей души.

- Как вы поняли это стихотворение?

Давайте попробуем отразить наши мысли в индивидуальных листах портфолио. (Приложение 2) (слайд№ 6)

- Попробуйте записать ваши мысли в данной табличке.

- Итак, кто несет ответственность? ( ребята, которые взяли щенка)

- Перед кем ребята несут ответственность? (перед щенком)

- За что человек несет ответственность? (ребята должны заботиться о щенке постоянно, кормить его, гулять с ним и т.п.)

- Пока вы ещё дети, юридическую ответственность несут за вас родители: если вы испортили какую-либо вещь, то родители должны будут заплатить за это. Родители отвечают за то, чтобы вы были сыты, у вас была одежда, вам было где жить. Но и дети должны учиться отвечать за свои поступки, ведь они тоже станут взрослыми.

- Предлагаю посмотреть социальный ролик. https://www.youtube.com/watch?v=-R2LLj8AJy0 (слайд№7 гиперссылка)

- Какова основная мысль данного видеоролика? ( каждый человек несет ответственность за свои дела, это заложено в основном законе – Конституции)

- Об ответственности за свои мысли и поступки люди рассуждали не только в наши дни, но и в далеком прошлом. Поэтому у народов разных стран в устном творчестве тоже много пословиц об ответственности. Давайте и мы с ними познакомимся. (слайд № 8)

Хорошо жить в почете, да ответ велик. (русская пословица)

Хорошо жить в почете, да ответ велик. (казахская)

Моя хата с краю - ничего не знаю. (русская пословица)

Я не я, и хата не моя. (русская пословица)

Достоинство человека определяется только его поступками.(французская)

Заботься о своих родителях, как заботишься о детях. (Япон.)

- На какие две группы мы можем их разделить? Укажите признак.

(пословицы об ответственности и пословицы о безответственности)

- Назовите пословицы каждой группы.

-Запишите понравившуюся пословицу к себе на лист портфолио.

- Работаем на листах портфолио. (слайд № 9)

Вы уже взрослые и тоже несете ответственность. Попробуем заполнить еще одну схему. ( проверка)

- Открываем учебник с. 61. Прочитаем басню .

- Объясните, как вы поняли смысл истории про Эзопа и Ксанфа?

- Как вы считаете, можно ли сказать, что человек, отбросивший камень, обладал чувством ответственности?

- За кого он нес ответственность?

- Объясните, что значит «отвечать за кого-то или за что-то»?

- Приходилось ли вам брать на себя ответственность за кого-то или за что-то? - Что вы при этом чувствовали?

6. Рефлексия.

- Итак, сегодня на уроке мы говорили об ответственности.

- Что самого главного вы должны вынести из нашего урока? (каждый человек несет ответственность перед кем или чем-нибудь, его главная задача, эту ответственность нести грамотно, не причиняя вреда окружающему)

Работа в группах. Сочинить синквейн.

( как вариант:

Свобода.

Думать, поступать, беречь.

Свобода- это обязанность.

Ответственность.)

- А теперь попробуйте оценить свою работу на уроке. (слайд №10)

(Приложение 3)

Домашнее задание: прочитать книгу «Маленький принц»А. де Сент-Экзюпери. Найдите в тексте те предложения, которые на ваш взгляд, являются самыми важными и отражают тему нашего урока.

Спасибо за урок!

Приложение 1

группа 1

Кто?

За кого? За что?

Родители

 

Школьники

 

группа 2

Кто?

За кого? За что?

Президент

 

Друг

 

3 группа

Кто?

За кого? За что?

Люди

 

Учителя

 

Приложение 2

(лист портфолио)

Тема: Ответственность

Восстанови определение, воспользовавшись толковым словарем.

Ответственность – необходимость, _____________ отдавать кому-нибудь ___________ в своих действиях, ______________.

Рассмотри схему и попробуй привести свои примеры.

КОПИЛКА МУДРЫХ МЫСЛЕЙ.

Запиши пословицы об ответственности, с которыми ты познакомился сегодня на уроке.

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

Ты – гражданин России. По Основному закону РФ – Конституции у тебя также есть права и обязанности. Отсюда следует, что ты, твои одноклассники, ребята из твоего двора несут ответственность за свои поступки, дела, мысли. Подумай и заполни схему.

5. Моё творчество.

Сочини синквейн по теме нашего урока.

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

6. Домашнее задание

 

Тебе знакома замечательная книга А.де Сент –Экзюпери « Маленький принц»? Если нет, то прочитай её обязательно!.

Найдите в тексте те предложения, которые на твой взгляд, являются самыми важными и отражают тему нашего урока.

Запиши их и познакомь на следующем уроке своих одноклассников.

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

Приложение 3

Лист самооценки и достижений

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.