Конспект урока физики с мультимедийным сопровождением по теме «Решение задач на законы Ньютона» в 9 классе
Пояснительная записка к конкурсному ресурсу | ||
1. | Автор (ФИО, должность) | Фоминова Елена Владимировна, учитель физики высшей категории, Усть-Лабинский район Краснодарский край |
2. | Название ресурса | Конспект урока физики с мультимедийным сопровождением по теме «Решение задач на законы Ньютона» в 9 классе |
3. | Вид ресурса | Методическая разработка урока |
4. | Тип ресурса | Технологическая карта (конспект) и презентация |
5. | Предмет, УМК | Физика, УМК А.В.Пёрышкина, Е.М.Гутник М: Просвещение, 2023-2025 |
6. | Цель ресурса | повторение и обобщение законов Ньютона в игровой форме, используя навыки решения качественных и количественных задач, закрепить навыки, полученные по теме. |
7. | Задачи ресурса | Образовательные: закрепление навыков решения качественных, количественных и экспериментальных задач на законы Ньютона. Развивающие: развитие внимания, памяти, умения применять свои теоретические знания для решения разнообразных задач. Воспитательная: воспитание умения работать в команде, умение быстро, правильно и грамотно отвечать на поставленные вопросы. |
8. | Актуальность ресурса | Предложенный ресурс окажет помощь учителю в организации и проведении современного урока физики, т.к. спроектирован на основе использования активного метода обучения. В конспекте урока подробно представлены все этапы урока. Грамотно составленная мультимедийная поддержка способна качественно изменить эффективность урока: обучение эмоционально обогащается, облегчается процесс усвоения нового и сложного материала, благодаря интерактивности и визуализации, повышается мотивация и трудоспособность обучающихся. |
9. | Целевая аудитория | Обучающиеся 9 класса |
10. | Уровень изучения | Базовый |
11. | Тип урока | урок повторения и закрепления пройденного материала. |
12. | Продолжительность урока | 40 минут |
13. | Форма учебной деятельности учащихся | Групповая, индивидуальная, фронтальная |
14. | Описание ресурса | 1. Видеоресурс, содержащий стихотворение Сергея Михалкова «А что у вас?» https://rutube.ru/video/7f8f316e393590d7489e5e5136d7f7dc/?r=plwd 2. Авторский ресурс «Своя игра по теме «Законы Ньютона»/ Игра создана в программе MS PowerPoint. Игра состоит из четырех разделов, охватывающие вопросы классической механики: Первый закон Ньютона; Второй закон Ньютона; Третий закон Ньютона; Разное. В каждом разделе представлено по 5 вопросов различной сложности, от этого зависит и «цена» вопроса – от 100 до 500 баллов. На обдумывание даётся 20 секунд, которые отсчитывает таймер на слайде с вопросом после того, как вопрос прочитан учителем, фиксирует и подсчитывает количество заработанных командами баллов. Команда, получившая право первого хода, выбирает на игровом поле в презентации раздел и вопросы любой «стоимости», в зависимости от своей тактики игры. Если команда не даёт ответа или ошибается, в игру вступает вторая команда. Право выбора раздела и вопроса также остаётся за играющей командой. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. 3. Авторский ресурс Викторина с выбором правильного ответа «Три закона Ньютона». Состоит из 8 вопросов. Использован шаблон, предложенный на сайте https://learningapps.org для создания интерактивных упражнений. Ссылка на викторину: https://learningapps.org/watch?v=p2bxe1qqj25 4. Авторская версия интерактивной игры, выполненной в формате разноуровневых заданий по теме "Первый закон Ньютона" базового курса физики в 9 классе. Использован шаблон, предложенный на сайте https://learningapps.org для создания интерактивных упражнений. ссылка на интерактивную игру: https://learningapps.org/display?v=phjgtqnun25 |
15. | Средства обучения | Оборудование: пустой стакан, открытка, монеты, кольцо из бумаги, компьютер, мультимедийный проектор, портрет Ньютона, плакаты на доску с высказываниями ученных, Дьёрдя Пойа «Умение решать задачи — такое же практическое искусство, как умение плавать или бегать». Э.Ферми «Знать физику - значит уметь решать задачи». |
16. | Источники информации Список использованной литературы: 1. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977. 2. Кирик Л.А. Качественные задачи по физике для 7-9 классов. – М.:ИЛЕКСА, 2020. -240с Левитан Е.П. , Некифорова Т.А. , "Занимательная физика" -М.: Гуманитар. изд. центр "Владос", 2020 г.-160с. Соболь К.Ю. "Законы Ньютона" -М.: Гуманитар. изд. центр "Владос", 2020г.-114 с. Сыроваткина Л. Притча. Решение и действие/ https://stihi.ru/2024/04/11/4271Якунина Е. В. Игра-соревнование на тему «Законы Ньютона»/ https://педпроект.рф/якунина-е-в-игра-соревнование/ Список интенет-ресурсов Задание 1,2 - авторские ресурсы, сделанные по Использован шаблон, предложенный на сайте https://learningapps.org для создания интерактивных упражнений. 1. Задание на 1-й закон Ньютона https://learningapps.org/1363254 2. Задание на второй закон Ньютона https://learningapps.org/1358476 3. Задание на повторение: собери пазл «Угадай-ка» виды сил https://learningapps.org/6241592 | |
Тема урока: "Решение задач на законы Ньютона".
Цели урока: повторение и обобщение законов Ньютона в игровой форме, используя навыки решения качественных и количественных задач, закрепить навыки, полученные по теме.
Задачи урока:
Образовательные: закрепление навыков решения качественных, количественных и экспериментальных задач на законы Ньютона.
Развивающие: развитие внимания, памяти, умения применять свои теоретические знания для решения разнообразных задач.
Воспитательная: воспитание умения работать в команде, умение быстро, правильно и грамотно отвечать на поставленные вопросы.
Тип урока: урок повторения и закрепления пройденного материала.
Планируемые результаты обучения
Предметные: научиться решать задачи на законы Ньютона. Проводить наблюдения, объяснять результаты опыта, делать выводы, развивать теоретическое мышление. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни.
Метапредметные:
познавательные - научиться самостоятельно приобретать новые знания, воспринимать и перерабатывать информацию в словесной и образной формах, применять полученные знания для решения заданий;
регулятивные – осуществлять действия, приводящие к выполнению поставленной цели; вносить коррективы и дополнения в способ своих действий; оценивать достигнутый результат;
коммуникативные – описывать содержание совершаемых действий и давать им оценку.
Личностные: сформировать познавательный интерес к законам механики; развивать творческие способности и практические умения, развивать внимательность, собранностьт, развивать инициативу.
Оборудование: пустой стакан, открытка, монеты, кольцо из бумаги, компьютер, мультимедийный проектор, портрет Ньютона, плакаты на доску с высказываниями ученных,
Дьёрдя Пойа «Умение решать задачи — такое же практическое искусство, как умение плавать или бегать».
Э.Ферми «Знать физику - значит уметь решать задачи».
Образовательные ресурсы:
1. Видеоресурс, содержащий стихотворение Сергея Михалкова «А что у вас?» https://rutube.ru/video/7f8f316e393590d7489e5e5136d7f7dc/?r=plwd :2. Авторский ресурс «Своя игра по теме «Законы Ньютона»/ Игра создана в программе MS PowerPoint.
Своя игра "Законы Ньютона"PPTX / 8.52 Мб
3. Авторский ресурс Викторина с выбором правильного ответа «Три закона Ньютона». Состоит из 8 вопросов. https://learningapps.org/watch?v=p2bxe1qqj25
4. Авторская версия интерактивной игры, выполненной в формате разноуровневых заданий по теме "Первый закон Ньютона" базового курса физики в 9 классе/ ссылка на интерактивную игру: https://learningapps.org/display?v=phjgtqnun25
Ход урока.
1. Организационный момент.
Формируемые способы деятельности: формировать навыки самоорганизации.
Обучающиеся настраиваются на учебную деятельность, концентрируют внимание на работе на уроке. Класс разбивается на две команды.
На доске высказывания ученных Д. Пойя и Э. Ферми:
Дьёрдя Пойа «Умение решать задачи — такое же практическое искусство, как умение плавать или бегать».
Э.Ферми «Знать физику - значит уметь решать задачи».
2. Вхождение в тему.
Учитель. Сегодня мне бы хотелось, начат урок с притчи «Решение и действие»:- Три лягушки сидят на бревне.
Одна решила спрыгнуть к воде.
Сколько лягушек сейчас на бревне?
Учитель спросил у ребят в тишине.
- Три! Неуверенно первый сказал.
Учитель с улыбкой его поддержал.
- Конечно, же, три! Она только решила,
Но действий при этом не совершила.
Не путайте действие с вашим решеньем.
Вам кажется – спрыгнули вы, несомненно.
На самом же деле – ещё на бревне,
А ваше решенье у вас в голове.
Вопрос: Чем мы будем сегодня заниматься на уроке? Заслушиваются ответы учеников.
Учитель. Правильно, решать задачи. Э.Ферми как-то сказал: «Знать физику - значит уметь решать задачи».
3. Проверка домашнего задания и актуализация знаний.
Формируемые способы деятельности: уметь оценивать других людей.
Проверяется выполнение домашнего эксперимента.
Учитель. Хочу напомнить вам, что механика была первой в истории физики законченной теорией, правильно описывающей движение тел. Классическая механика многим обязана гению Ньютона. Законы Ньютона позволяют нам теперь ответить на многие вопросы «почему».
На вопрос «Почему? При каких условиях тело совершает равномерное движение или находится в покое?» дает ответ первый закон Ньютона.
Сейчас с помощью интерактивной игры «Кто хочет стать миллионером?» мы проверим, как хорошо вы усвоили первый закон Ньютона. Игра содержит 6 вопросов, разной сложности. За каждый правильный ответ можно получить баллы.
Ссылка на интерактивную игру: https://learningapps.org/display?v=phjgtqnun25

Учитель. На следующий вопрос: «Почему и при каких условиях тело движется равноускоренно?» отвечает второй закон Ньютона. Ответ на вопрос «Как вообще возникает сила?» дает третий закон Ньютона.
Учитель. С помощью интерактивной Викторина с выбором правильного ответа «Три закона Ньютона». Викторина состоит из 8 вопросов.
Ссылка на интерактивную игру: https://learningapps.org/watch?v=p2bxe1qqj25

4. Решение задач.
Учитель. Сегодня на уроке мы с вами будем решать задачи на законы Ньютона, но не в привычной для вас форме, а в форме игры. Все знают телевизионную программу «Своя игра».
Итак, сегодня на уроке у нас Своя игра по теме «Три закона Ньютона».

Игра состоит из четырех разделов, охватывающие вопросы классической механики:
Первый закон Ньютона;
Второй закон Ньютона;
Третий закон Ньютона;
Разное.

В каждом разделе представлено по 5 вопросов различной сложности, от этого зависит и «цена» вопроса – от 100 до 500 баллов. На обдумывание даётся 20 секунд, которые отсчитывает таймер на слайде с вопросом после того, как вопрос прочитан учителем, фиксирует и подсчитывает количество заработанных командами баллов. Команда, получившая право первого хода, выбирает на игровом поле в презентации раздел и вопросы любой «стоимости», в зависимости от своей тактики игры. Если команда не даёт ответа или ошибается, в игру вступает вторая команда. Право выбора раздела и вопроса также остаётся за играющей командой. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Вопрос для жеребьевки:
Послушайте стихотворение Сергея Михалкова «А что у вас?» https://rutube.ru/video/7f8f316e393590d7489e5e5136d7f7dc/?r=plwd :Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел,
Борис молчал,
Николай ногой качал.
Дело было вечером,
Делать было нечего.
Задача. Если вы возьмете резиновый шарик и шар из камня и начнете кидать в стену — заметите, что они отталкиваются совершенно по-разному. Почему?
Ответ: В резиновом шарике и шаре из камня при ударе о стену возникнут разные деформации, следовательно и силы упругости возникнут разные. Поэтому резиновый мяч чудесно отскакивает от стенки.
Учитель. Начинаем игру. По итогам жеребьевки первой выбирает раздел и вопрос команда …
Раздел 1. Первый закон Ньютона.

1. Укажите наиболее верную формулировку первого закона Ньютона:
А «Если на данное тело не действуют другие тела или их действия уравновешены, то это тело либо покоится, либо движется равномерно и прямолинейно».
Б «Если на данное тело не действуют другие тела или их действие уравновешены, то тело не имеет ускорения».
В «Если на данное тело не действуют другие тела или их действия уравновешены, то тело сохраняет состояние равномерного и прямолинейного движения». (Ответ А) – 100 баллов.
2. Почему, поскользнувшись, человек падает назад, а споткнувшись, человек падает вперёд? (В первом случае ноги начинают двигаться с большей скоростью, чем тело, и человек падает назад. Во втором - ноги резко останавливаются, а тело продолжает двигаться по инерции в прежнем направлении, и человек падает вперед. ) – 200 баллов.
3. «Лягушка-путешественница», 1887 г., Всеволод Михайлович Гаршин
«…Тут лягушка уж не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи:
– Это я! Я! И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю. и она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твёрдая дорога, а гораздо дальше…
Почему лягушка упала на землю не на то место, над которым она начала падать?
(Лягушка, падая вниз, по инерции сохраняла свою горизонтальную скорость, поэтому упала не на то место, над которым она начала падать.) – 300 баллов.
4. Кот Феликс неподвижно спит на батарее. На него определенно действуют силы. Однако изменения скорости Феликса не происходит.
Какие силы действуют на кота, и почему он спокойно спит на батарее?
(На него определенно действуют силы: со стороны Земли — сила тяжести, направленная вниз, а со стороны батареи — сила реакции опоры, направленная вертикально вверх. Однако изменения скорости Феликса не происходит потому, что действие вышеупомянутых сил скомпенсировано. ) – 400 баллов.
5. Первый закон Ньютона не имеет формулы. Как его можно описать математически?
(
Похожие публикации
Горбачёва Марина Юрьевна
Фоминова Елена Владимировна
Галина Владимировна
Спицына Любовь Ивановна
Фоминова Елена Владимировна
Фоминова Елена Владимировна
Кушнир Алевтина Михайловна
Фоминова Елена Владимировна