12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация    Помощь
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Варанкина Ирина Владимировна131
Варанкина Ирина Владимировна, образование высшее: преподаватель психологии, работаю учителем русского языка и литературы, стаж работы 23 года.
Россия, Забайкальский край, Сретенск

Тема «Фразеологизмы и их употребление в речи».

Цель урока: будут опознавать фразеологизмы, понимать их смысл, уместно употреблять в речи.

Задачи:

-обучающие: учить самостоятельно давать определение понятию, опознавать и употреблять его в речи;

-развивающие: способствовать формированию умения объяснять лексическое значение слова, выражения, развивая и обогащая словарный запас и речь учащихся на основе упражнений;

-воспитательные: воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка, а также самостоятельность при изучении нового материала и выполнении заданий творческого характера.

Планируемые результаты:

Предметные: знать понятие фразеологизма, находить устойчивые сочетания в тексте, умело использовать в речи.

Метапредметные: овладевать новым материалом на основе имеющихся знаний, задавать вопросы, отыскивать причинно-следственные связи, обозначать своё понимание или непонимание вопроса.

Личностные: формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, готовность и способность вести диалог с людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Технология исследования.

Методы: деятельностный, словесно-иллюстративный.

Формы обучения: сочетание репродуктивной и проблемной формы обучения; формы контроля и самоконтроля.

Формы работы учащихся: индивидуальная, самостоятельная, работа в группах.

I. Организационный момент.

Приветствие

Вот и прозвенел звонок,

Мы начинаем наш урок.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

- Откройте тетради, запишите число и классная работа. Слайд 1-2

II. Актуализация знаний.

Разминка «Сорви ромашку».

(на доске прикреплена ромашка, учащиеся по желанию срывают лепестки цветка и отвечают на вопросы темы прошлого урока).

- Что такое лексика? (Словарный состав языка)

- В каком разделе науки о языке изучается словарный состав языка? (Лексикология)

- Что такое лексическое значение слова? (Главный смысл слова)

- Что такое синонимы?

- Что такое антонимы?

- В чём заключается один из секретов удивительной образности и выразительности русского языка? (В нём очень много слов, которые употребляются не только в прямом, но и переносном значении).

- Какое значение называется переносным? (которое переносит наименование одного предмета на другой).

Сегодня мы продолжим знакомиться со словами, употреблёнными в переносном значении, и ещё раз убедимся, что слово – это чудо.

III. Постановка проблемного вопроса и формулирование темы урока.

1. Писатель К.И. Чуковский в книге «От двух до пяти» рассказал об интересных случаях:

С-3 Отец как-то сказал, что шоколадную плитку нужно отложить на чёрный день, когда не будет другого сладкого. Трехлетняя дочка решила, что день будет черного цвета, и очень долго и нетерпеливо ждала, когда же придёт этот день.

Однажды ребёнок услышал, что пришедшая в гости старуха собаку съела на каких-то делах, он очень сильно испугался и спрятал от неё свою любимую собачку.

А у трёхлетней Тани как-то порвался чулок.

- Эх, - сказали ей, - пальчик-то каши просит!

Проходит неделя, а пожалуй, и больше. Вдруг все с удивлением видят, что Таня украдкой насыпала в блюдечко каши, а теперь тычет туда палец ноги.

- Почему дети не поняли взрослых? (не знали значения фразы, восприняли их в буквальном смысле).

- Что обозначают выделенные фразы?

С-4 «на чёрный день» - трудное время в жизни кого-либо, время нужды, безденежья; «собаку съела» - имеет большой опыт, знания в чём-либо; «каши просит» - износился, продырявился, требует починки, ремонта).

- В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, а смысл имеет только всё выражение в целом, вся фраза, поэтому и называются они фразеологизмы.

- Где мы используем эти выражения? (в нашей речи).

- Сформулируйте тему урока.

С-5 Фразеологизмы и их употребление в речи.

IV. Целеполагание.

- Определите для себя задачи:

1. Познакомиться с фразеологизмами.

2. Научиться находить фразеологизмы в тексте, давать им толкование.

3.Научиться правильно употреблять в речи.

- Поэтому, гонять лодыря мы на уроке не будем, а начнём работать.

V. Исследование материала.

- Что значит выражение «гонять лодыря»? (лениться)

Выражение «гонять лодыря» - это фразеологизм.

Фразеологизмы мы не придумываем сами, а извлекаем их из памяти в готовом виде. Они требуют запоминания. Поэтому нельзя произвольно менять по своему желанию любое слово в составе фразеологизма.

С-6 Как вы думаете, какой фразеологизм изображён на картинке? Что он обозначает? («медвежья услуга» - неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред. Этот фразеологизм существует только в таком виде, поэтому нельзя сказать «заячья услуга». Почему? Маша вам сейчас расскажет (сообщение об истории происхождения фразеологизма «медвежья услуга».

Фразеологизм восходит к басне И.А.Крылова «Пустынник и медведь», рассказывающий о дружбе пустынника и медведя. Однажды пустынник лёг спать, а медведь отгонял мух. Согнал муху со щеки, она села на нос, затем на лоб. Медведь взял увесистый булыжник и убил им муху на лбу у друга. Вот и получается: вместо помощи вред).

- Давайте попробуем дать толкование слову «фразеологизм»:

С-7 Фразеологизмы – устойчивые (неделимые) сочетания слов, обычно понимаемые не буквально, а употреблённые в переносном смысле. Такие сочетания можно заменить синонимом или близким по смыслу выражением.

Давайте отдохнём, а заодно посмотрим, что бы было, если бы фразеологизмы мы понимали в прямом смысле.

С-8 Физкультминутка. Просмотр мультфильма «Фразеологизмы в картинках».

- А зачем фразеологизмы нужны в нашей речи? Чтобы ответить на этот вопрос, прослушаем разговор двух рассерженных мам.

(Подготовленные учащиеся читают тексты)

1 мама. У нас вчера лампочки в коридоре перегорели. Сын пришёл домой, ни зги не видно. Он, как слон в посудной лавке, всё снёс, камня на камне не оставил. Потом не разгибая спины убирался.

2 мама. А мой сын бил баклуши, целыми днями работал спустя рукава, одноклассникам на переменах палки в колёса вставлял. Да и нас с мужем за нос водил со своими оценками, лапшу на уши вешал.

Как-то пришёл повесив нос с двойкой. Я, как узнала, метала громы и молнии. Так он у меня летал по квартире, оглянуться не успела, вмиг все уроки назубок выучил. А на следующий день пятёрку принёс и почивал на лаврах.

- Что использовали рассерженные мамы в разговоре? (фразеологизмы).

- Какие фразеологизмы услышали?

- Какой была речь мам? (Яркой, эмоциональной, образной и выразительной).

- Проверьте наши открытия по учебнику на с. 94.

- Как вы думаете, где мы можем найти значение неизвестного нам фразеологизма? (во фразеологическом словаре; словарь под ред. А.И.Молоткова; В.П.Жукова).

VI. Первичное закрепление.

Работа в группах.

1 гр. Найдите в тексте фразеологизм. Объясните его значение. Когда можно употребить этот фразеологизм?

Нередко обсуждают люди 
Богатство и достатки. 
Мол, денег куры не клюют, 
И значит, всё в порядке. 

Поехал к бабушке на днях. 
Вот захожу в курятник. 
Быть может, также я богат, 
А сам – и без понятий? 

Рассыпал мелочи вокруг 
И созерцаю чинно… 
Но куры деньги не клюют, 
А пробегают мимо! 

И тут обрадовался я: 
Пускай штаны в заплатах, 
Но всё в порядке у меня, 
И я живу богато! 

2 гр. Что обозначает фразеологизм «денег куры не клюют»? Изобразите фразеологизм «денег куры не клюют» с помощью картинки.

3 гр. Что обозначает фразеологизм «денег куры не клюют»? Подберите синонимы к этому фразеологизму:

Выражения для справки: хоть пруд пруди, кот наплакал, по пальцам можно пересчитать, тьма тьмущая, с гулькин нос, яблоку негде упасть.

4 гр. Что обозначает фразеологизм «денег куры не клюют»? Подберите антонимы к фразеологизму «денег куры не клюют»:

Выражения для справки: хоть пруд пруди, кот наплакал, по пальцам можно пересчитать, тьма тьмущая, с гулькин нос, яблоку негде упасть.

5 гр. Составьте и запишите 2 предложения с фразеологизмом «денег куры не клюют»:

1) А я ему говорил, что у Тимофея денег куры не клюют. 2) Славно ты поживаешь, Василий Антипыч: всего у тебя вдоволь, всем бог тебя благословил; а денег-то у тебя, наверное, и куры не клюют.

VII. Итог.

С-9 Говорят: «Конец – делу венец». Это значит что-то делал, делал, старался, трудился – дело закончилось, и получился результат. Это и есть венец. Венец нашей работы на уроке – это знания о фразеологизме. Давайте вспомним, что мы узнали о фразеологизме. (Фразеологизмы – это не любые словосочетания, а устойчивые. Их нельзя расчленить на отдельные слова, потому что утратится весь смысл выражения. Фразеологизмы делают нашу речь яркой, эмоциональной, образной и выразительной. Значение незнакомых фразеологизмов можно узнать во фразеологическом словаре).

VIII. Домашнее задание на выбор: С-10

1) подготовить сообщение «История одного фразеологизма»;

2) нарисовать фразеологизм на альбомном листе, составить с ним 3 предложения и записать в тетрадь;

3) упражнение 271.

IX. Контроль.

Решите тест.

1. Какое из приведённых сочетаний слов является фразеологизмом?

1) сварить кашу;

2) заварить кашу;

3) посолить кашу.

2. Укажите синоним к фразеологизму «тютелька в тютельку»:

1) попасть впросак;

2) хоть пруд пруди;

3) слово в слово.

3. Укажите антоним к фразеологизму «тьма тьмущая»:

1) сесть в калошу;

2) кот наплакал;

3) вешать нос.

4. Какое толкование фразеологизма «задирать нос» является неверным?

1) зазнаваться;

2) задаваться;

3) бездельничать.

5. Каким фразеологизмом можно заменить словосочетание «встал рано»?

1) во весь дух;

2) изо дня в день;

3) ни свет ни заря.

X. Взаимопроверка. С-11

1. 2 0 – «5»

2. 3 1 – «4»

3. 2 2 – «3»

4. 4 3 и более – «2»

5. 3

XI. Рефлексия.

С-12 Подберите фразеологизм, который бы характеризовал вашу работу на уроке.

Работал спустя рукава Через пень-колоду

Не покладая рук Грызть гранит науки

Из рук вон Бить баклуши

Засучив рукава

XII. Спасибо за урок.

1 мама. У нас вчера лампочки в коридоре перегорели. Сын пришёл домой, ни зги не видно. Он, как слон в посудной лавке, всё снёс, камня на камне не оставил. Потом не разгибая спины убирался.

2 мама. А мой сын бил баклуши, целыми днями работал спустя рукава, одноклассникам на переменах палки в колёса вставлял. Да и нас с мужем за нос водил со своими оценками, лапшу на уши вешал.

Как-то пришёл повесив нос с двойкой. Я, как узнала, метала громы и молнии. Так он у меня летал по квартире, оглянуться не успела, вмиг все уроки назубок выучил. А на следующий день пятёрку принёс и почивал на лаврах.

Истории происхождения фразеологизма «медвежья услуга».

Фразеологизм восходит к басне И.А.Крылова «Пустынник и медведь», рассказывающий о дружбе пустынника и медведя. Однажды пустынник лёг спать, а медведь отгонял мух. Согнал муху со щеки, она села на нос, затем на лоб. Медведь взял увесистый булыжник и убил им муху на лбу у друга. Вот и получается: вместо помощи вред.

В доме роскошь и уют,

Денег – куры не клюют.

Чай в постель приносят мне.

Жаль, что это всё во сне.

1 гр. Найдите в тексте фразеологизм. Объясните его значение. Когда можно употребить этот фразеологизм?

Нередко обсуждают люди 
Богатство и достатки. 
Мол, денег куры не клюют, 
И значит, всё в порядке. 

Поехал к бабушке на днях. 
Вот захожу в курятник. 
Быть может, также я богат, 
А сам – и без понятий? 

Рассыпал мелочи вокруг 
И созерцаю чинно… 
Но куры деньги не клюют, 
А пробегают мимо! 

И тут обрадовался я: 
Пускай штаны в заплатах, 
Но всё в порядке у меня, 
И я живу богато! 

2 гр. Что обозначает фразеологизм «денег куры не клюют»? Изобразите фразеологизм «денег куры не клюют» с помощью картинки.

____________________________________________________________

3 гр. Что обозначает фразеологизм «денег куры не клюют»? Подберите синонимы к этому фразеологизму:

Выражения для справки: хоть пруд пруди, кот наплакал, по пальцам можно пересчитать, тьма тьмущая, с гулькин нос, яблоку негде упасть.

___________________________________________________________

4 гр. Что обозначает фразеологизм «денег куры не клюют»? Подберите антонимы к фразеологизму «денег куры не клюют»:

Выражения для справки: хоть пруд пруди, кот наплакал, по пальцам можно пересчитать, тьма тьмущая, с гулькин нос, яблоку негде упасть.

______________________________________________________________

5 гр. Что обозначает фразеологизм «денег куры не клюют»? Составьте и запишите 2 предложения с фразеологизмом «денег куры не клюют».

Решите тест.

1. Какое из приведённых сочетаний слов является фразеологизмом?

1) сварить кашу;

2) заварить кашу;

3) посолить кашу.

2. Укажите синоним к фразеологизму «тютелька в тютельку»:

1) попасть впросак;

2) хоть пруд пруди;

3) слово в слово.

3. Укажите антоним к фразеологизму «тьма тьмущая»:

1) сесть в калошу;

2) кот наплакал;

3) вешать нос.

4. Какое толкование фразеологизма «задирать нос» является неверным?

1) зазнаваться;

2) задаваться;

3) бездельничать.

5. Каким фразеологизмом можно заменить словосочетание «встал рано»?

1) во весь дух;

2) изо дня в день;

3) ни свет ни заря.

_______________________________________________________________________

Решите тест

1. Какое из приведённых сочетаний слов является фразеологизмом?

1) сварить кашу;

2) заварить кашу;

3) посолить кашу.

2. Укажите синоним к фразеологизму «тютелька в тютельку»:

1) попасть впросак;

2) хоть пруд пруди;

3) слово в слово.

3. Укажите антоним к фразеологизму «тьма тьмущая»:

1) сесть в калошу;

2) кот наплакал;

3) вешать нос.

4. Какое толкование фразеологизма «задирать нос» является неверным?

1) зазнаваться;

2) задаваться;

3) бездельничать.

5. Каким фразеологизмом можно заменить словосочетание «встал рано»?

1) во весь дух;

2) изо дня в день;

3) ни свет ни заря.

О происхождении поговорки « Денег куры не клюют » рассказывает в своем трактате «Кому на Руси жить хорошо» схимник Лазарь Боголюбский (1503-? гг.) . В селе «Большие Златы» жила семья потомственных и богатейших купцов Даположских-Вынь (фамилия предположительно имеет китайские корни) . Однажды любопытствующие соседи наблюдали, повисши на плетне, такую картину: дворня как раз сгружала с телеги вернувшегося хозяина мешки золота, когда на одном из мешков вдруг лопнула тесемка и золотые монеты раскатились по всему двору… Шум, гам, переполох – все, кто находился во дворе, бросились собирать деньги, напуганная девка-курятница оступилась и растянулась поперек двора, рассыпав целое ведро пшена… Пшено смешалось с монетами, куры набросились на пшено… В этот момент на крыльцо выскочила старая, уважаемая, хозяйственная, но, к сожалению, весьма недалекая хозяйка дома, взмахнула руками и заголосила: «Склюют! Деньги склюют! » Переполох набирал обороты… Когда через полчаса все улеглось, причитающая женщина потребовала зарезать всех кур и произвести экспертизу желудков на предмет поиска монет. Как ее ни убеждали, как ни упрашивали – хозяйка осталась непреклонна, хозяин плюнул и дал добро… Еще через час купец потрясал перед носом жены кучей куриных потрохов и кричал: «Ну что, убедилась? Денег куры не клюют !». В тот же день счастливое село отмечало праздник – каждой семье выдали по тушке курицы, а то и по две! С той поры выражение « Денег куры не клюют » прижилось в народе.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.