КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО - ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ НА ТЕМУ «КАК КОТЕНОК ИСКАЛ СВОЮ МАМУ»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО - ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ НА ТЕМУ «КАК КОТЕНОК ИСКАЛ СВОЮ МАМУ»
г. Донецк,2025
Тема: «Как котенок искал свою маму».
Программное содержание: закрепить знания детей о домашних и диких животных, их внешнем виде и образе жизни, как называются их детеныши. Активизация словаря по теме. Совершенствовать грамматический строй речи (подбор слов - признаков и слов-действий к существительному, понимание и употребление в речи предлогов, образование существительных с суффиксами -онок, -енок). Совершенствовать умения воспроизводить гласные звуки [а], [у], [о], [и] на основе восприятия беззвучной артикуляции; закрепить произношения согласных звуков [с], [з], [ц]. Упражнять в различении на слух длинные и короткие слова. Развивать связную речь (ответы на вопросы простыми предложениями; чтение стихотворений; составление рассказа-описания о животном из 3-4 предложений); зрительное и слуховое восприятие, память, внимание; артикуляционную, мелкую моторики, координацию речи с движением; длительность ротового выдоха. Формировать интерес к занятию, речевой деятельности, инициативу к решению познавательных задач, самостоятельность и аккуратность при выполнении заданий, доброжелательность. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материал: демонстрационный:
картинки для сопровождения артикуляционной гимнастики; игрушка котенок и кошка; колокольчик; плоскостные изображения щенка, рыбки, поросенка, котенка; плакат «Дорога к маме»; предметные картинки с изображением (самолета и сока; зоопарка и зонта; цыпленка и цирка); артикулемы звуков.
раздаточный:
разрезные картинки (из 4 частей) с изображением котенка по количеству детей; маски мышат по количеству детей; плоскостные изображения мячиков; игровое поле для игры «Веселый мячик» по количеству детей; плоскостное изображение поросенка для дидактического упражнения «Сдуй кляксу» предметные картинки для игры «Большой-маленький».
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1.Организационный момент.
(Логопед приветствует детей, предлагает сесть на стульчики)
Логопед: Сегодня на занятие к нам придет гость. А кто это вы сами узнаете, когда сложите картинку.
(Дети слаживают картинку котенка из четырех частей)
Логопед: Кто это?
Дети: Котенок.
Логопед: Правильно. А зовут его Мурзик. Поиграем с ним.
2.Артикуляционная гимнастика (сопровождается картинками)
Логопед: Котик Мурзик утром встал, Мурзик наш расческу взял,
Чистить зубки побежал. И расчесываться стал.
Вправо-влево, вправо-влево Мы за ним не отстаем;
Чистим зубки мы умело. Все покажем язычком.
Вот и завтракать пора: Как сметану любит котик
Котик нам испек блины, Оближи скорее ротик.
Со сметаною они.
А теперь язык наш - мяч.
Начинай футбольный матч!
Гол забили мы! Ура!!
3. Коллективное составление рассказа-описания о котенке.
Логопед: Ребята, посмотрите еще раз на картинку и назовите, что есть у котенка.
Дети: Туловище, голова, ушки….
Логопед: А какой он?
Дети: Маленький, рыжий, полосатый… .
Логопед: А он умеет делать котенок?
Дети: Бегать, прыгать, царапать… .
Логопед: Дети, а мы с вами знаем игру с пальчиками про котенка.
4. Пальчиковая гимнастика «Динь-бом»
(Дети рассказывают текст пальчиковой гимнастики, сопровождая движением)
Динь - бом (поворачивать руки ладонями вверх-вниз)
Динь - бом
Ходит котик с бубенцом! (изобразить движения котика ладонями по столу)
Мышки сразу услыхали.
Динь-бом, динь-бом! (изобразить ушки)
Быстро в норку побежали
Динь-бом, динь-бом! (пальчиками обеих рук «пробежать» по столу)
Затворили крепко дверь.
Динь-бом, динь-бом! (сцепить руки в замок)
Не поймаешь их теперь!
Динь-бом, динь-бом! (спрятать руки под стол).
Логопед: Молодцы, ребята. А сейчас мы с вами тоже превратимся в мышек и поиграем. Будем слушать, где ходит котенок.
(Логопед демонстрирует игрушку котенка)
5. Игра «Где звенит колокольчик?»
(Дети одевают маски мышат).
Логопед: Хлопните в той стороне, где услышите колокольчик.
(Логопед становится за спиной детей и звенит колокольчиком сначала справа, затем слева)
Логопед: Молодцы, ребята.
Логопед: Видишь, котенок, не поймал ты наших мышат.
(Логопед обращается к игрушке)
Логопед: Ребята, Мурзик так заигрался с нами, что потерял свою маму. Поможем ему вернуться к ней.
Дети: Да.
6.Плакат «Дорога к маме»
(Логопед обращает внимание детей на плакат «Дорога к маме»)
Логопед: Мы с вами пойдем по этой дороге.
(Логопед прикрепляет плоскостное изображение котенка на дорожке)
Логопед: Кто это встретился нам на пути?
(Логопед прикрепляет плоскостное изображение щенка на дорожке)
Дети: Щенок.
Логопед: Щенок, помоги нам найти маму-кошку.
(Логопед от лица щенка «Нет, не хочу, давайте лучше поиграем»)
Логопед: А с чем любит играть щенок?
Дети: С мячиком.
7.Дидактическая игра «Веселый мячик»
Логопед: Вы будете прятать мячик от щенка. (Под лавку, на дерево, между деревом и будкой, в будку).
(Дети выполняют инструкции)
Логопед: Молодцы. А теперь щенок будет прятать мяч, а вы его искать.
(Логопед перемещает мячик)
Логопед: Где спрятался мячик?
Дети: Под лавкой, в будке, на дереве… .
(Логопед перемещает фигурку котенка дальше)
Логопед: С кем встретился котенок?
Дети: С поросенком.
(Логопед прикрепляет плоскостное изображение поросенка на дорожке) Логопед: Поросенок, помоги нам найти маму-кошку.
(Логопед от лица поросенка «Нет, не хочу, давайте лучше поиграем»)
8. Физминутка «Хрюшка»
Я-хрю-хрюшка, Я-хрю-хрюшка,
(хлопки в ладоши)
Я купаю в луже брюшко.
(погладить себя по животу)
Было розовым оно,
А теперь черным-черно!
(вращать кулачками)
Хрю-хрю, хрю-хрю,
(хлопки)
А теперь черным-черно!
(махать поочередно правой и левой рукой с выпрямленными ладонями «уйди»)
Я-хрю-хрюшка, Я-хрю-хрюшка,
(хлопки в ладоши)
Я купаю в луже брюшко.
(погладить себя по животу)
Ну зачем нам нужен душ,
(руки поднять вверх, пошевелить пальчиками)
Если столько много луж!
Хрю-хрю, хрю-хрю,
Если столько много луж!
(ритмично встряхивать руками перед собой)
Логопед: Дети, посмотрите на эту хрюшку, как она вымазалась. Поможем ей снова стать чистой?
Дети: Да.
9. Упражнение на дыхание.
(У каждого ребенка по хрюшке. Дети сдувают с нее черные кляксы на ниточках)
Логопед: Наши хрюшки снова чистые.
(Логопед перемещает фигурку котенка дальше)
Логопед: Дети, а к чему мы подошли?
Дети: К речке.
Логопед: А кто живет в речке?
Дети: Рыбка.
(Логопед прикрепляет плоскостное изображение рыбки на дорожке)
Логопед: Рыбка, помоги нам найти маму-кошку.
Логопед: Дети, рыбка открывает ротик, а что говорит не понятно. Помогите, котенку, понять какие звуки она произносит.
10. Дидактическая игра «Узнай звук»
(Логопед демонстрирует детям артикулемы звуков А, У, О, И)
Логопед: Что это за звук?
Дети: А.
Логопед: А это?
Дети: У.
Логопед: Молодцы, ребята. Вот мы подошли к лесу. Но как нам перебраться через реку?
(Ответы детей)
Логопед: Правильно. Надо построить мостик.
11.Дидактическая игра «Какое словечко?»
Логопед. Дети, как вы думаете какие слова спрятались за этими бревнышками?
(Логопед демонстрирует длинные и короткие бревнышки)
Дети: Длинные и короткие.
Логопед: Правильно. Мостик мы будем строить только из длинных бревнышек, а
значит это длинные слова.
Слушайте внимательно слова. Самолет и сок. (Демонстрация картинок). Какое слово длинное?
Дети: Самолет.
(Логопед строит мост)
(Аналогично анализируются слова: зоопарк и зонт, цыпленок и цирк).
Логопед: Вот и перешли мы через мостик, и попали в лес.
(Дети выходят на поляну)
Логопед: А у нас на поляне собрались все мамы-животные наших детенышей.
(Логопед раздает детям картинку с изображение детенышей животных)
Логопед: Найди маму своему детенышу.
12. Дидактическая игра «Большой - маленький»
(Логопед обращается к каждому ребенку)
Логопед: Кто у тебя?
Ребенок: Собака и щенок.
Ребенок: Корова и теленок… .
Логопед: А вот и мама-кошка.
(Логопед демонстрирует игрушку кошку. Подносит котенка к ней).
Логопед: А за то, что вы помогли котенку найти свою маму, он принес вам угощенья.