12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Алчинова Екатерина Леонидовна2207
Россия, Башкирская респ., Уфа
9

Круглый стол «Адаптация к детскому саду. Как помочь ребенку?».

Цель установление доверительных отношений между родителями и педагогами. Познакомить родителей с методами и приемами, способствующими созданию эмоционально благоприятной адаптации к ДОУ

Форма проведения: круглый стол

Оборудование: компьютер, мульти-медийная установка, столы, стулья по кругу для всех участников.

Ход мероприятия.

Ведущий: Здравствуйте уважаемые родители. Сегодня я бы хотела поговорить с вами об условиях успешной адаптации детей к детскому саду. В первую очередь хочу сказать, что представляю ваши мысли, наверняка вы все волнуетесь о том, как пройдут первые недели прихода малыша в садик. Не стоит сильно переживать, к тому же ваше спокойствие очень важно сейчас для ребенка. С детьми нужно прощаться спокойно и уверенно, если они видят, что родитель сам боится, то им становится еще страшнее и хуже, а если родитель сам спокоен, то и ребенок довольно быстро успокаивается. Итак, что же надо делать, что бы процесс адаптации ребенка к детскому саду прошел безболезненно не только для ребенка, но и для вас, родителей?

Адаптация – это приспособление организма к новым или к изменившимся условиям жизни.

Адаптация — это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды.          

Адаптацию необходимо рассматривать не как пассивное приспособление к меняющимся условиям, а как процесс выработки новых форм и способов активности, обеспечивающих эффективность деятельности в изменяющихся условиях и сохранение своего психофизического благополучии

Поэтому все адаптационные возможности и адаптационные изменения необходимо рассматривать на трех уровнях:

 

  • психофизиологическом,
  • индивидуально-психологическом
  • социально-психологическом. (слайд 2)

 

Этапы адаптации детей к ДОУ

1 этап – негативистский или депрессивный;

2 этап – псевдоадаптация;

3 этап – подлинная адаптация. (3 слайд)

     Для успешной адаптации необходимо  организовать удовлетворение основных потребностей ребенка, как органических (в отдыхе, пище и пр.), так и социальных (доверительных контактах и сотрудничестве со взрослым, познании, признании, одобрении и т.п.), в новой среде и новыми средствами.

     На процесс психологической адаптации детей к дошкольному учреждению оказывают влияние возраст ребенка, особенности социальной ситуации развития, отношения с педагогами и сверстниками, микроклимат в семье и качество детско-родительских отношений, индивидуально-психологические особенности ребенка, его личностные качества и параметры его психологического развития.

     Исследования показывают, что адекватная оценка ребенком своего положения в новой социальной ситуации, ведущий вид деятельности, оптимальные методы семейного воспитания, благоприятный статус в группе сверстников и позитивное отношение педагога способствуют успешному привыканию детей к дошкольному учреждению. В то же время нарушения познавательного и личностного развития, отклонения в поведении, неудовлетворенность общением со взрослыми, низкий уровень образования родителей, негативное отношение педагога и неблагоприятный семейный микроклимат затрудняют процесс адаптации ребенка к детскому саду.

Дискуссионная часть

Ведущий: Какие факторы влияют на процесс психологической адаптации детей к дошкольному учреждению? (слайд 4,5)

     Обобщая имеющиеся в психологической науке и практике представления, можно выделить три группы факторов, оказывающих влияние на процесс психологической адаптации детей к дошкольному учреждению, и определить их основные показатели.

1 группа факторов: Особенности развития ребенка.

     Показатели: возраст поступления в детский сад; состояние здоровья; характеристики познавательной сферы ребенка (уровень развития познавательных процессов и познавательной активности, обучаемость, сформированность ориентировочной основы действия и др.) ; индивидуально- психологические черты (психодинамические и личностные качества, уровень развития социальных эмоций) ; сформированность навыков общения со взрослыми и сверстниками.

     Ослабленные, часто болеющие дети нуждаются в специальной организации адаптационного периода, щадящих нагрузках и соблюдении ряда предписаний медицинского характера, поэтому часто ставится вопрос о необходимости пребывания ребенка в ДОУ. Если родители все же принимают решение отдать ребенка в ДОУ, их необходимо ознакомить с типичными трудностями адаптационного периода. К ним можно отнести: рост числа заболеваний (в т. ч. инфекционного характера, обусловленные снижением иммунитета; эмоциональные нарушения, связанные с изменением режима дня и разлукой с родителями; отклонения в поведении, в частности возникновение гиперактивности и агрессивности.

     Если для психологически и физически здоровых детей эти трудности носят временный характер, то ослабленные дети подвергаются серьезному риску дезадаптации и нуждаются в повышенном внимании со стороны педагогического коллектива. В данном случае лучше отдать ребенка в группу кратковременного пребывания.

     Поступающие в детский сад дошкольники различаются и по уровню умственного развития, и по степени сформированности познавательных действий. При этом важную роль играют особенности дошкольника, выходящие за рамки нормы (задержка психического развития или одаренность). Такие дети при поступлении в детский сад оказываются в более сложной ситуации, так как они сильно отличаются от сверстников, прежде всего по интеллектуальным возможностям.

     При задержанном познавательном развитии (ЗПР) возникает необходимость применения специальных коррекционно-развивающих программ, нацеленных на преодоление специфического дефицита при различных формах ЗПР.

     Интеллектуальная одаренность определяет другой характер сложностей в процессе адаптации к ДОУ. У одаренных детей еще в раннем детстве отмечается высокий уровень любознательности и познавательной активности. Для успешной адаптации к ДОУ одаренным детям требуются более сложные и интенсивные обучающие программы, более глубокое изучение явлений окружающей жизни, более сложные задачи проблемного характера.

     Успешность адаптации одаренных дошкольников к детскому саду во многом зависит от психолого-педагогических условий, которые создаются в образовательном учреждении, от уровня сложности обучающих программ, а также от подготовки и квалификации специалистов, работающих с детьми. Трудности адаптации таких детей чаще всего связаны с тем, что условия обучения и воспитания не соответствуют их высокому потенциалу. Таким образом, психологическое сопровождение процесса адаптации одаренных детей к дошкольному учреждению становится комплексной проблемой, включающей как разработку специальных программ и технологий психолого-педагогической работы с детьми, так и создание условий для максимальной реализации их творческих возможностей и познавательной потребности.

     Процесс психологической адаптации детей к дошкольному учреждению предполагает вхождение ребенка в группу сверстников. Общение с другими детьми является специфическим каналом обмена информацией, особым видом деятельности и межличностных отношений и обеспечивает ощущение эмоционального благополучия и равноправия в отношениях. Значение сверстников в процессе социализации связано с формированием у подрастающего ребенка образа социального мира. Группа детей, в которой находится ребенок, выступает для него новым институтом социализации, а члены этой группы - агентами социализации. К 3-4 годам дошкольники предпочитают общаться с определенными сверстниками, которых они называют друзьями. Уже в этом возрасте можно найти зачатки более сложных межличностных отношений, формирующихся на более поздних этапах развития.

     Поступление ребенка в дошкольное учреждение связано с расширением круга общения как со взрослыми, так и со сверстниками, а также с изменением характера общения. Легче адаптируются к коллективу дети, имеющие необходимые навыки общения со сверстниками.

     Единственные в семье дети, которые по разным причинам не приобрели опыта взаимодействия с ровесниками, оказываются в более уязвимом положении. Некомпетентность детей в коммуникативной сфере, неумение конструктивно разрешать возникающие конфликты, тревожность и неуверенность в себе (свойственные многим дошкольникам в период адаптации к новой ситуации) снижают популярность таких детей в группе и препятствуют успешному вхождению в детский коллектив.

2 группа факторов: Характеристики семейной ситуации

    Показатели: положение ребенка в семье, привязанность ребенка к родителям; воспитательная позиция родителей; стиль детско-родительских отношений.

     В период адаптации ребенка к детскому саду особое значение приобретает воспитательная позиция родителей, понимаемая как совокупность установок, связанных с воспитанием детей, определенной мотивации отношения к ребенку и ее осознания. Воспитательная позиция родителей обусловлена "знаемыми" и "реально действующими" мотивами, степень осознанности которых может различаться. Ее важными характеристиками являются адекватность, гибкость и прогностичность. Адекватность заключается в умении родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, его личностные и мотивационные особенности, в способности замечать изменения, происходящие в его психической сфере. Гибкость предполагает способность к изменению педагогических воздействий по ходу взросления ребенка или в связи с различными изменениями условий жизни семьи. Прогностичность оценивается как способность родителей предвосхищать появление новых психических и личностных качеств детей, в том числе тех, которые обусловлены семейным воспитанием.

     Воспитательная позиция родителей является основой для формирования стиля воспитания ребенка в семье. Стилевые особенности детско-родительских отношений оказывают существенное влияние на процесс адаптации дошкольника к детскому саду. Родители, придерживающиеся демократического типа отношения к ребенку, поощряют ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями и личными интересами. При этом они последовательно реализуют воспитательные требования, добиваясь осмысленного поведения детей, оказывая им принятие и поддержку. Доверительные отношения с родителями, уверенность в справедливости их оценки способствуют благоприятному прохождению периода адаптации и снижению уровня тревожности.

     Авторитарный стиль воспитания в семье, основанный на психологической дистанции между родителями и детьми, жестком контроле и ограничении самостоятельности ребенка, может привести к возникновению в период адаптации агрессии или тревоги. Страх быть наказанными за "неправильное" поведение в детском саду ведет к росту невротизации тревожных, неуверенных в себе детей. Однако сопротивляющихся, "бунтующих" против родителей дошкольников высокая требовательность со стороны взрослых и угроза наказания могут вызвать агрессию и враждебность к семье. И в том, в другом случае возникает риск дезадаптации, предполагающей возможность формирования у тревожных детей невротических отклонений и отклоняющегося поведения - у агрессивных.

     Попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека) может серьезно осложнить привыкание детей к дошкольному учреждению. Отсутствие четких требований, неумение родителей контролировать поведение детей приводят, с одной стороны, к неуверенности в себе и тревожности, а с другой - к трудностям в принятии новых норм и правил. Часто у дошкольников формируется асоциальное поведение, поскольку они не умеют и не хотят выполнять требования взрослых.

     Гиперопека снижает адаптационные возможности ребенка, поскольку стремление родителей контролировать каждый его шаг, ограничивать самостоятельность и решать за него возникающие проблемы затрудняет социальное развитие и ведет к росту тревожности и неуверенности в себе. Сопутствующая данному стилю семейного воспитания симбиотическая связь ребенка с родителями усиливает тревожность и неуверенность в себе, особенно когда дошкольник остается один.

     Хаотический стиль семейного воспитания, связанный с отсутствием четких требований или противоречивым их характером, служит препятствием для успешной адаптации ребенка к детскому саду, поскольку непредсказуемость родительского поведения лишает дошкольника ощущения стабильности и упорядоченности социальных отношений и провоцирует повышенную тревожность. неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях - агрессивность и неуправляемость, увеличивая риск дезадаптации. При таком воспитании у детей не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений и заниженная самооценка.

3 группа факторов: Социальная и педагогическая среда дошкольного учреждения.

     Показатели: особенности педагогического процесса (содержание, формы, методы работы с детьми, индивидуализация образовательных и воспитательных стратегий, организация совместной работы с родителями) ; влияние педагога (стиль педагогического общения, личностные качества воспитателя) ; влияние сверстников (принятие в группе, характер общения, особенности игровых взаимоотношений детей)

     Поступление в детский сад связано со значительным изменением привычного образа жизни, в частности стиля общения со взрослыми. Воспитатели, педагоги и другие сотрудники ДОУ активно включаются в процесс социального развития ребенка. Речь, личный пример, стиль поведения и общения воспитателя и педагога оказывают огромное влияние на формирование личности дошкольника. Потребность в положительных эмоциональных контактах со взрослыми особенно ярко проявляется в период первичной адаптации детей к дошкольному учреждению. Успешность привыкания детей к ДОУ во многом зависит от отношения к ним педагога и выбранного им стиля общения с воспитанниками.

     Стиль педагогического общения представляет собой систему индивидуально-типологических особенностей социально-психологического взаимодействия педагога и детей. Основными параметрами, характеризующими стиль педагогического общения, являются:

- степень эмоционального принятия ребенка, его особенностей и проблем;

- степень контроля за выполнением правил, за поведением детей и т. д. ;

- учет индивидуальных особенностей детей в организации учебно-воспитательного процесса.

     В настоящее время выделяют три основных стиля педагогического общения: демократический (авторитетный), авторитарный и попустительский.

     Демократический (авторитетный) стиль педагогического общения проявляется в высокой степени эмоционального принятия воспитанников при строгом контроле за их деятельностью, общением и поведением, который реализуется с учетом индивидуальных особенностей и возможностей детей. В результате у дошкольников развивается уверенность в себе, стимулируется инициативность и самостоятельность, возрастают общительность и доверительность при межличностных контактах.

     Авторитаризм педагога характеризуется наличием жестких рамок и ограничений. При авторитарном стиле педагогического общения педагог использует жесткое управление и строгий контроль, сохраняет дистанцию в отношениях с воспитанниками и недооценивает важность индивидуальных особенностей детей.

     Авторитарность педагога затрудняет адаптацию детей к дошкольному учреждению, особенно если стиль семейного воспитания прямо противоположен: избалованные дети, не знающие запретов и ограничений, бурно реагируют не только на содержание требований, но и на эмоциональный тон, выражение лица воспитателя, поэтому строгость педагогических воздействий вызывает противоположную реакцию, делая дошкольников неуправляемыми. Усвоение новых требований при авторитарном стиле педагогического общения носит, как правило, внешний характер, протекает за счет подавления индивидуальности детей и влечет за собой рост негативных проявлений, таких как тревожность, недоверие к себе, депрессивность и враждебность.

     При попустительском стиле педагогического общения воспитатель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность детей, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации. Отсутствие дисциплины и четких требований, незаинтересованность в успехах и достижениях детей, не налаженный контакт с родителями осложняют адаптацию детей к детскому саду, так как дети, предоставленные сами себе, острее переживают разлуку с родными и более подвержены риску возникновения нарушений поведения.

     Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша и для родителей. Ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. А это совсем не просто. Возникает необходимость преодоления психологических преград.

Дискуссионная часть

Ведущий: По каким параметрам можно определить как прошел период адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения?(слайд 6,7)

Период адаптации детей раннего возраста условно разделяют на три уровня:

1 уровень -- Легкий уровень адаптации (10-15 дней).

При ознакомлении с окружающим легко включается в предметную, самостоятельную деятельность или игру. В игре могут играть как самостоятельно, так и со сверстниками. Быстро устанавливают контакт со взрослыми.

У ребенка постепенно нормализуется сон и аппетит, восстанавливается эмоциональное состояние и интерес к окружающему миру, налаживаются взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребенок достаточно активен, но не возбужден. Снижение защитных сил организма выражено незначительно и к концу 2-3 недели они восстанавливаются. Острых заболеваний не возникает.

2 уровень - Средний уровень адаптации (20-40 дней)

Дети этого уровня характеризуются привыканием к детскому саду, адекватным поведением: наблюдают за действиями взрослых и сверстников, в первые дни плачут, вспоминают родителей после их ухода, а в течение дня играют со сверстниками, общаются со взрослыми.

Сон и аппетит восстанавливаются только через 15-40 дней, настроение неустойчиво в течение месяца, значительно снижается активность малыша: он часто плачет, малоподвижен, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, не пользуется речью. Эти изменения длятся до полутора месяцев. Отчетливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: это могут быть функциональное нарушение стула, бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, могут усилиться проявления экссудативного диатеза. Особенно ярко эти проявления отмечаются перед началом заболевания, которое протекает, как правило, в форме острой респираторной инфекции.

3 уровень Тяжелый уровень адаптации (от 2 до 6 месяцев).

В период адаптации к детскому дошкольному учреждению дети проявляют тревогу, беспокойство. Требуют к себе постоянного внимания со стороны воспитателя, не замечают сверстников.

Ребенок начинает длительно и тяжело болеть, одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль – не предохраняют его от инфекций. Частые болезни сочетаются с неадекватным поведением ребенка, которое граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке накормить ребенка. Он плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами; его сон чуткий и короткий. Во время бодрствования малыш подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или ведет себя агрессивно.

Показателями окончания адаптационного периода является:

• спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями;

• уравновешенное настроение в течение дня;

• адекватное отношение к предложениям взрослых;

• общение с ними по собственной инициативе;

• умение общаться со сверстниками, не конфликтовать;

• желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца;

• спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (РЕФЛЕКСИЯ)

Ведущий: В конце нашего круглого стола я попросила бы вас продемонстрировать свое отношение и поделиться впечатлениями - если вам было интересно, похлопайте в ладоши и улыбнитесь, если, на ваш взгляд, что-то не удалось - потопайте и посоветуйте, как можно было сделать лучше.

Ведущий: Большое спасибо за ваше активное участие в работе круглого стола.

Л и т е р а т у р а

1.      Костяк Т. В. Психологическая адаптация в детском саду. - М., 2008

2.      Крулехт М. В. Социализация ребенка. Психологические и педагогические проблемы. - Спб., 1999

3.      Кузнецов П. В. Адаптация как функция развития личности. - Саратов, 1991

4.      Мудрик А. В. Социальная педагогика. - М., 2002

5.      Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Руководство практического психолога/ под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1995


здесь будет файл: /data/edu/files/j1448864966.ppt (презентация)


Опубликовано в группе «Психологи дошкольных образовательных организаций»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.