12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Тедеева Тамара Ботазовна27 |
Личностно-ориентированный подход в воспитательной работе
Тема: «Личностно-ориентированный подход в воспитательной работе»
«Воспитание детей-
рискованное дело,
ибо в случае удачи
последняя,
приобретена ценою
большого труда и
заботы, в случае же
неудачи
горе несравнимо ни с
каким другим»
Демокрит.
III век до нашей эры
Л. Толстой
Для того, чтобы воспитать человека, годного для будущего, надо воспитывать его, имея в виду вполне совершенного человека,- только тогда воспитанник будет достойным членом того поколения, в котором ему придется жить.
Главные задачи современной школе: раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
«Наша новая школа»
Стремительно меняется время, вместе с ним меняется наше общество и отношение между людьми. Остается только неизменная роль классного руководителя в современной школе. Классный руководитель, направляет и воспитывает.
В 2012 году я была назначена классным руководителем 5 «Д» класса. С данным классом работаю четвертый год. За эти годы стараюсь осуществлять личностно-ориентированный подход к воспитанию, созданию благоприятные условия жизнедеятельности воспитанников, при которых у них формируются адекватная самооценка и уверенность в своих силах, развивается мотивационно - потребностная сфера личности. В данном коллективе сложился благоприятный психологический климат: спокойная и товарищеская атмосфера взаимного доверия и поддержки, межличностные отношения носят толерантный характер, видна социальная защищенность каждого члена коллектива, каждый учащийся чувствует себя комфортно в данном коллективе.
В основе воспитательной работы лежит целевая комплексная программа воспитания. Организуя воспитательный процесс в классе, строю свою деятельность по следующим направлениям: «Здоровье», «Учение», «Общение», «Досуг», «Образ жизни».
Проявляют инициативу при организации различных мероприятий учебной и досуговой деятельности, которая строится на принципах самоуправления. При этом они разумно чередуют нагрузки формы организацииучебы и досуга. Самыми востребованными и любимыми формами отдыха являются туристические и тематические экскурсии. Очень привлекают ребят вечера, посвященные праздникам, имеющим эстетические и нравственное значение.
8 «Д» класс – дружный коллектив, принимающий активное участие в жизни школы, в разных мероприятиях. Таких как: Мы патриоты. Акция – ветеран живет рядом. Все эти мероприятия дают возможность ребенку развить свои способности.
С увлечением дети участвуют в конкурсах художественно-прикладного характера.
Посещают концерты, спектакли, выставки, музеи.
Все заняты в кружках, секциях, общественных делах школы. Так общими усилиями изменяется ситуация в коллективе, а за ней и характер общения.
В. А. Сухомлинский отмечал, что первоочередная задача состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуального полнокровного труда.
« Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, воспитывать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант – знаний, поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства».
Личность ученика можно охарактеризовать пятью основными потенциалами: познавательный потенциал, морально-нравственный, творческий, коммуникативный, эстетический потенциал.
Познавательный интерес выступает первым структурным элементом любого другого личностного качества.
Организация познавательной деятельности направлено на формирование личностных качеств, в том числе и таких качеств как любознательность, трудолюбие, работоспособность, целеустремленность.
Никто не рождается на свет с готовым характером, интересами, склонностями, волей, определенными способностями. Все эти свойства врабатываются и формируются постепенно, в ходе всей жизни, с момента рождения и до зрелости.
Взаимодействие педагога с родителями учащихся направленно на создание единого воспитательного поля, так как семья – важнейщий фактор формирования личности ребенка. При работе с ними я использую тесты для родителей: « Я и мой ребенок», «Взаимопонимание в семье», которые охватывают разнообразные формы популяризации психолого-педагогических знаний среди родителей. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и поможет сравниться с семьей. Зачастую семья, в которой вырос ребенок, становится моделью его будущей семьи.
Еще П. Яблонский отмечал, что нельзя воспитывать детей, не воспитывая родителей. С самого рождения человек попадает в общество. С самого рождения человек попадает вобщество. Первым окружающим ребенка миром, начальной единицей общества является – семья, где и происходит закладывание основ личности. Затем детский сад и наконец школа, где личность формируется в процесс активного взаимодействия с окружающим миром, овладевая социальным опытом, общественными ценностями. На основе отражения человеком объективных отношений происходит формирование внутренних позиций личности, индивидуальных особенностей психического склада, складывается характер, интеллект, его отношение к окружающим и к себе. Находясь в системе коллективных и межличностных отношений, в процессе совместной деятельности, ребенок утверждает себя как личность среди людей.
Воспитательная работа в классном коллективе сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитания в обществе и в коллективе, семье и школе, это самовоспитание и перевоспитание, это многообразная воспитательная работа в процессе труда, игры, общения, общественной деятельности, самодеятельности, самоуправления.
Тот, кто работает в школе не первый год, наверняка знает, каково быть классным руководителем. И зачастую получается так, что учитель – предметник при работе с детьми в классе уступает классному руководителю. А воспитательная работа выходит на первый план и отнимает гораздо больше времени, нежели подготовка к урокам.
В своей работе пришлось столкнуться со многими проблемами. Приходится постоянно работать с детьми и родителями, чтобы искоренить эти факты. Большую помощь мне в этом оказывает Администрация школы.
Ребенок – чистый лист, и от мудрости и желания воспитателя зависит, что появится на листе: яркие светлые узоры или разрозненные бессвязные картинки.
Классный руководитель – это радость общения, это круг своих детей.
Классный руководитель – это реализация педагогического сотрудничества.
Классный руководитель – это стремление быть нужным каждому своему воспитаннику и это радость небольших достижений и больших побед в воспитании человека.