12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Грибанова Ирина Эдуардовна5195
Стаж работы по профессии - 31 год, высшая квалификационная категория.
Россия, Ставропольский край, с.Камбулат

Лингвистический анализ прозы С.Т. Аксакова «Оттепель».

Текст для анализа: Аксаков С.Т. «Оттепель».

В середине великого поста наступила сильная оттепель. Снег быстро начал таять, и везде показалась вода. Я чувствовал никогда не испытанное мною волнение. Было не грустно и не скучно смотреть на почерневшие крыши и стены строений и голые сучья дерев, на мокреть и слякоть, на грязные сугробы снега, на лужи мутной воды, на серое небо, на туман сырого воздуха, на снег и дождь, то вместе, то попеременно падавшие из потемневших низких облаков.

Я следил за каждым шагом весны. Шире, длиннее становились грязные проталины, полнее наливалось озеро в роще, и, проходя сквозь забор, уже показалась вода между капустных гряд в нашем огороде. Всё замечалось мною точно и внимательно, и каждый шаг весны торжествовался, как победа! Я слушал, смотрел: сердце то замирало, то стучало, всё доставляло неизъяснимую радость. Началась та чудная пора, когда природа, пробудясь от сна, начнёт жить полною, молодою, торопливою жизнью, когда всё переходит в волнение, в движение, в звук, в цвет, в запах. Я сам почувствовал в себе новую жизнь, сделался частью природы.

(Из книги «Детские годы Багрова-внука»).

Из первого предложения этого текста мы можем узнать, что в нём говорится о весеннем пробуждении природы. Если тема определена в первом предложении, то основная мысль выражена в последнем: «Я сам почувствовал в себе новую жизнь, сделался частью природы». Пробудившаяся от зимнего сна природа не может оставить равнодушным человеческое сердце, которое переполняют волнение, ощущение радости жизни.

В тексте можно выделить четыре микротемы, связанные между собой тематической лексикой, последовательным описанием картин наступающей весны:1) таяние снега;

2) весеннее ненастье;

3) вода прибывает;

4) душевное состояние героя.

Предложения в тексте связаны параллельной связью: каждое из них раскрывает содержание 1-го и 3-го предложений.

Текст представляет собой описание природы и описание состояния человека.

Автор последовательно рисует три сменяющие друг друга картины:

снег превращается в воду (Снег быстро начал таять, и везде показалась вода);

борьба снега и воды (мокреть и слякоть, грязные сугробы снега, лужи мутной воды, снег и дождь попеременно);

торжество воды (шире проталины; полнее наливалось озеро в роще; показалась вода в огороде).

Картина таяния снега дополняется лаконичным описанием других предметов (почернели крыши и стены, голые сучья деревьев, серое небо, туман сырого воздуха).

Автор не просто наблюдает эти картины: они пробуждают в нём целую гамму чувств, поэтому описание среды дополняется описанием состояния человека. Это придаёт тексту тонкий психологизм, проникновенное лирическое звучание. Что мы можем сказать о герое? Это наблюдательный и чуткий человек, способный увидеть своеобразную прелесть весеннего ненастья. Судя по тому, с каким нетерпением герой ожидает прихода весны, как бурно, открыто выражает свои чувства, можно предположить, что это ребёнок. Всё вызывает никогда не испытанное волнение, и это душевное состояние Серёжи Багрова передаётся читателям. Вместе с героем мы следим за каждым шагом весны и празднуем его как победу, слушаем, смотрим, обмираем от волнения, испытываем неизъяснимую радость, чувство единения с природой.

Текст представляет собой художественное описание, так как автор ставит задачу нарисовать картину весенней оттепели, выразить своё душевное состояние и вызвать ответное чувство у читателей.

Для текста характерны такие стилевые черты, как конкретность, образность, эмоциональность. Эти черты проявляют себя не только в структуре текста, но и в отборе языковых средств. Точный подбор слов помогает читателю определить тему и основную мысль текста:

оттепель («тёплая погода зимой, весной с таянием снега, льда»),

сильная («значительная по степени»), голые (сучья) в 1-м значении: «нагой, не имеющий покровов», слякоть («жидкая грязь, образующаяся от дождя или мокрого снега»), серое (небо) в 1-м значении «цвета пепла», сырой (воздух) в 1-м значении: «влажный», проталины («место, где стаял снег и открылась земля»), мутная (вода) в 1-м значении: «непрозрачная, нечистая».

Верный жизненной правде, Аксаков не использует имён прилагательных со значением цвета, за исключением слова серый, осторожен он и при выборе изобразительно-выразительных средств, в частности слов при употреблении в переносном значении (чудная пора, шаг весны, пробудившись ото сна, торжествовался, как победа). Это позволяет подчеркнуть контраст между внешне «бесцветной» картиной весенней оттепели и приподнятым, радостным состоянием души героя.

Особую смысловую нагрузку несут синонимы, большей частью контекстные (грязный – мутный – потемневший – почерневший – серый; оттепель – мокреть (разг.) – слякоть), помогающие более ярко, выразительно нарисовать картину, а также контекстные антонимы (сон – жизнь, снег – вода, замирало – стучало), придающие ей особый драматизм, эмоциональную напряжённость.

В тексте преобладает стилистически нейтральная лексика, за исключением слов мокреть (разг.) и неизъяснимый (книжн.), что создаёт впечатление особой простоты, чистоты, прозрачности, говорит о тонком языковом чутье автора.

Это же подтверждают и морфологические средства. Описание состояния природы создаётся при помощи конкретных имён существительных (сучья, сугробы, лужи, проталины, озеро, роща, огород и др.), при помощи отвлечённых описывается состояние героя (волнение, радость, движение).

Так как это текст-описание, то особую роль в нём играют имена прилагательные (голые, грязные, мутная, серое, сырой, чудная, полная, молодая, торопливая, новая и др.). прилагательные (шире, длиннее) и наречие (полнее) в форме сравнительной степени помогают передать изменения в природе.

Наречия со значением времени (никогда, уже), места (везде), образа действия (быстро, точно, внимательно; то вместе, то попеременно), слова категории состояния (не грустно и не скучно) позволяют более точно, ярко охарактеризовать действия и состояния.

Движение картине придают глаголы, среди которых обращают на себя внимание глаголы несовершенного вида, обозначающие незавершённое действие или состояние (чувствовал, смотреть, следил, становился, наливалось, замечалось, слушал, смотрел и др.). Употребление глаголов в форме прошедшего времени создаёт единый временной план.

Связующая роль отводится и местоимению я, которое привносит в текст ярко выраженное личностное начало.

Особый колорит тексту сообщают ныне устаревшие формы слов: дерев (сущ. в форме мн.ч., род. пад.) и имена прилагательные в форме ед.ч., ж.р., ТВ. Падежа с окончанием –ою (полною, молодою, торопливою).

Полнота картины, лирическая взволнованность создаются с помощью синтаксических средств языка.

В тексте 5 простых предложений. Одно из них – односоставное, безличное, с 11 однородными дополнениями, связанными с помощью перечислительной интонации и соединительных союзов и. В данном случае однородные члены не только называют объекты наблюдений, но и подчёркивают множественность, бесконечность примет весны, усиливая наше впечатление. Однако этим не исчерпывается их роль. Благодаря им текст приобретает особое эмоциональное звучание, лирическую взволнованность, мелодичность.

С этой же целью автор использует такие стилистические фигуры, как бессоюзие, градация, инверсия, параллелизм (шире, длиннее становились грязные проталины, полнее наливалось озеро в роще; …когда природа, пробудясь от сна, начнёт жить полною, молодою, торопливою жизнью, когда всё переходит в волнение, в движение, в звук, в цвет, в запах).

В тексте 5 сложных предложений с разными видами связи (бессоюзной, сочинительной, подчинительной). В основном это сложносочиненные предложения, вторая часть которых имеет значение следствия, и бессоюзные предложения, вторая часть которых раскрывает содержание первой. Одно предложение сложноподчинённое, с двумя придаточными определительными, связанными параллельной связью. Эти предложения позволяют автору раскрыть сложность, полноту, богатство переживаемых героем ощущений. Последнее предложение, простое, с однородными сказуемыми, завершает текст, содержит мысль о гармоническом единстве человека и природы.

Опубликовано в группе «Исследовательская и проектная работа в школе»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.