"Маршрутный лист ученика к уроку по изучению творчества А. С. Пушкина"

15
4
Материал опубликован 4 November в группе


Пояснительная записка

Название методической разработки: «Маршрутный лист ученика»

Предмет: литература

Класс: 8

Тема урока: «"Анчар" А.С. Пушкина: история создания, анализ и осмысление»

УМК: любой

Цель: создание условий для анализа и осмысления стихотворения.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить учащихся с историей создания стихотворения "Анчар"и связью с эпохой, в которую оно было написано.
  2. Раскрыть художественные особенности стихотворения:

А) Проанализировать символику образа Анчара, Князяя и Раба, их взаимоотношения.

Б) Рассмотреть особенности композиция и ее роль в раскрытии смысла.

В) Проанализировать язык и стиль: обратить внимание на выразительные средства языка (эпитеты, олицетворения, сравнения), ритм и интонацию, их воздействие на читателя.

Г) Тематика и проблематика: определить основные темы стихотворения (власть и покорность, свобода и рабство, добро и зло, ответственность человека за свои поступки) и проблемы, которые поднимает автор.

  1. Смысловое осмысление: помочь учащимся понять глубинный, философский смысл стихотворения, его актуальность для современного человека.

Развивающие:

Развитие навыков анализа: совершенствовать умение анализировать литературное произведение, выделять главное, аргументировать свою точку зрения.

Развитие критического мышления: стимулировать учащихся к самостоятельному осмыслению прочитанного, формированию собственного отношения к поднимаемым проблемам.

Развитие речи: обогащать словарный запас учащихся, развивать их умение выражать свои мысли устно и письменно, использовать литературоведческую терминологию.

Развитие ассоциативного мышления: побуждать учащихся к установлению связей между художественным образом и реальной жизнью, к поиску аналогий и параллелей.

Воспитательные:

Формирование нравственных ценностей: воспитывать у учащихся чувство справедливости, неприятие тирании и насилия, уважение к человеческому достоинству.

Развитие эмпатии: побуждать учащихся к сопереживанию героям стихотворения, к пониманию их мотивов и чувств.

Воспитание интереса к русской литературе: прививать любовь и уважение к творчеству А.С. Пушкина, к богатству и глубине русской классической литературы.

Формирование активной жизненной позиции: стимулировать учащихся к размышлениям о своей роли в обществе, о личной ответственности за происходящее.

Использованные источники:

Делин Н. А., изучение творчества А. С. Пушкина в 9 классе. - Москва, «Просвещение», 1998 г.

Золотарёва И. В., Беломестных О. Б., Корнеева М. С. Поурочные разработки по литературе. 9 класс – М.: «ВАКО», 2019, 400с.

https://www.syl.ru/article/187090/new_stihotvorenie-anchar-pushkin-i-ego-analiz


 Изображение:

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=6e971db4aa99c6c7762bd0d877bccbb31bbea63e-5298414-images-thumbs&n=13


Маршрутный лист ученика

Тема урока: "Анчар" А.С. Пушкина: история создания, анализ и осмысление

Цель урока: познакомиться с историей создания стихотворения "Анчар", провести его анализ, осмыслить идеи и образы, заложенные автором.

Приветствую тебя, юный исследователь!

     Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие по страницам одного из самых загадочных и глубоких произведений А.С. Пушкина – стихотворения "Анчар". Наш маршрут будет насыщен интересными заданиями, которые помогут нам не только понять смысл этого произведения, но и почувствовать его силу и актуальность.

Твоя задача: внимательно следуй по маршруту, выполняй задания, задавай вопросы и делись своими мыслями. Успех в этом путешествии зависит от твоей активности и любознательности!

Этап 1. "Введение в мир Анчара" (5-7 минут)

Цель: создать атмосферу урока, вызвать интерес к теме.

Задание 1. "Мозговой штурм. Что такое Анчар?"

  • Что нужно сделать: Вспомни, что ты знаешь или слышал об Анчаре. Может быть, это растение, животное, или что-то другое? Запиши свои ассоциации и предположения в тетрадь.
  • Вопрос для размышления.  Как ты думаешь, почему Пушкин выбрал именно такое название для своего стихотворения?

Задание 2. "Первое знакомство"

  • Что нужно сделать? Внимательно прослушай стихотворение "Анчар" в исполнении мастера художественного слова (Звучит аудиозапись). Постарайся уловить настроение, ритм и основные образы.
  • Что записать? После прослушивания запиши свои первые впечатления: какие чувства вызвало стихотворение? Какие образы запомнились больше всего?


z1762285966.jpg

Этап 2: "Загадки истории создания" (10-12 минут)

Цель: узнать об истории создания стихотворения, понять, какие события могли повлиять на Пушкина.

Задание 1. "Путешествие во времени: Исторический экскурс"

  • Что нужно сделать? Учитель расскажет об истории создания стихотворения "Анчар". Внимательно слушай и записывай ключевые факты:

Когда было написано стихотворение?

Какие исторические события или явления могли послужить источником вдохновения?

  • Какие источники информации использовал Пушкин?
  • Что записать? Кратко изложи основные моменты истории создания в тетради.

Задание 2. "Связь времен: Параллели с современностью"

  • Что нужно сделать? Подумай, какие исторические или современные события напоминают тебе то, о чем говорил учитель при рассказе о создании "Анчара".
  • Что записать? Запиши одну-две параллели, которые приходят тебе на ум.

Этап 3: "Анализ текста" (15-20 минут)

Цель: разобрать стих-ие по частям, выявить основные идеи и художественные средства.

Задание 1. "Разбираем по строфам: Смысл и образы"

  • Что нужно сделать? вместе с учителем (или в группах) проведите детальный анализ каждой строфы стихотворения. Обратите внимание на:
  • Образ Анчара. Каким он предстает перед нами? Какие эпитеты использует автор?
  • Образ человека. Как показан человек (Князь и Раб) в стихотворении? Каковы действия и мотивы каждого?
  • Что общего в образе Князя и Раба? Чем они различны?
  • Конфликт. В чем заключается основной конфликт стихотворения?
  • Ключевые слова и фразы. Какие слова и выражения кажутся тебе наиболее важными?
  • Что записать? В своей тетради сделай пометки по каждой строфе, фиксируя свои наблюдения и выводы. Можно использовать таблицу:

Строфа

Основная мысль

Ключевые образы

Авторские ИВС

1




2




3




4 и т. д.




Задание 2. "Язык поэта: Художественные средства"

  • Что нужно сделать? Найди в тексте стихотворения примеры следующих художественных средств:
  • Эпитеты: (например, "в пустыне чахлой и скупой")
  • Олицетворение: (например, «корни ядом напоила»)
  • Сравнения: (например, «анчар, как грозный часовой, стоит..»)
  • Что записать? Выпиши найденные примеры в тетрадь, указав, к какому средству выразительности они относятся. Подумай, какую роль эти средства играют в создании общего настроения и смысла стихотворения

Этап 4: "Осмысление и выводы" (10-15 минут)

Цель: сформулировать собственное понимание стих-ия, его актуальности и значения.

Задание 1. "Диалог с автором: Вопросы к тексту"

  • Что нужно сделать? Подумай, какие вопросы возникают у тебя после прочтения и анализа стихотворения. Задай эти вопросы самому себе и попробуй найти на них ответы, опираясь на текст и свои размышления.
  • Примеры вопросов:
  • Почему Анчар назван "древом яда"?
  • Какова роль человека в распространении зла?
  • Можно ли считать стихотворение аллегорией? Если да, то на что?
  • Символом чего является анчар?
  • В чем, по-твоему, заключается главная мысль стихотворения?
  • Что записать? Запиши 2-3 своих вопроса и краткие ответы на них.

Задание 2. "Актуальность "Анчара" сегодня"

  • Что нужно сделать? Поразмышляй над тем, насколько актуальны идеи, заложенные Пушкиным в стихотворении "Анчар", в современном мире. Какие проблемы, поднятые в произведении, мы можем наблюдать сегодня?
  • Что записать? Напиши небольшое эссе (5-7 предложений) на тему "Актуальность стихотворения "Анчар" А.С. Пушкина в XXI веке".

Этап 5: "Подведение итогов" (3-5 минут)

Цель: обобщить полученные знания, оценить свою работу.

Задание 1. "Мое открытие"

  • Что нужно сделать? Вспомни, что нового ты узнал сегодня на уроке. Что тебя удивило или заставило задуматься?
  • Что записать? Кратко запиши свое главное открытие или самое яркое впечатление от урока.

Задание 2. "Самооценка"

  • Что нужно сделать? Оцени свою работу на уроке по шкале от 1 до 5 (где 1 – совсем не справился, 5 – отлично справился). Обоснуй свою оценку.
  • Активность на уроке:
  • Понимание материала:
  • Выполнение заданий:
  • Что записать? Свои оценки и краткое обоснование.

Дополнительное задание (по желанию):

Попробуй нарисовать образ Анчара или человека (на свой выбор) из стихотворения.

Спасибо за работу на уроке!

​​​​​​​


МАРШРУТНЫЙ ЛИСТDOC / 158.5 Кб

Комментарии

Отличный раздаточный материал! Все четко, понятно, интересно! Маршрутный лист выстроен профессионально! Спасибо, Людмила Юрьевна, за качественную разработку, которая достойна победы!

4
5 November

Благодарю Вас, Елена Владимировна! Ценю Ваше внимание и мнение!

1
5 November

Нравятся мне Ваши задания, Людмила Юрьевна! Возьму на вооружение!::smile9:: Спасибо!::smile31::

3
5 November

Юлия Васильевна, спасибо большое и вам!

1
5 November