"Маршрутный лист ученика к уроку по изучению творчества А. С. Пушкина"
Пояснительная записка
Название методической разработки: «Маршрутный лист ученика»
Предмет: литература
Класс: 8
Тема урока: «"Анчар" А.С. Пушкина: история создания, анализ и осмысление»
УМК: любой
Цель: создание условий для анализа и осмысления стихотворения.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить учащихся с историей создания стихотворения "Анчар"и связью с эпохой, в которую оно было написано.
- Раскрыть художественные особенности стихотворения:
А) Проанализировать символику образа Анчара, Князяя и Раба, их взаимоотношения.
Б) Рассмотреть особенности композиция и ее роль в раскрытии смысла.
В) Проанализировать язык и стиль: обратить внимание на выразительные средства языка (эпитеты, олицетворения, сравнения), ритм и интонацию, их воздействие на читателя.
Г) Тематика и проблематика: определить основные темы стихотворения (власть и покорность, свобода и рабство, добро и зло, ответственность человека за свои поступки) и проблемы, которые поднимает автор.
- Смысловое осмысление: помочь учащимся понять глубинный, философский смысл стихотворения, его актуальность для современного человека.
Развивающие:
Развитие навыков анализа: совершенствовать умение анализировать литературное произведение, выделять главное, аргументировать свою точку зрения.
Развитие критического мышления: стимулировать учащихся к самостоятельному осмыслению прочитанного, формированию собственного отношения к поднимаемым проблемам.
Развитие речи: обогащать словарный запас учащихся, развивать их умение выражать свои мысли устно и письменно, использовать литературоведческую терминологию.
Развитие ассоциативного мышления: побуждать учащихся к установлению связей между художественным образом и реальной жизнью, к поиску аналогий и параллелей.
Воспитательные:
Формирование нравственных ценностей: воспитывать у учащихся чувство справедливости, неприятие тирании и насилия, уважение к человеческому достоинству.
Развитие эмпатии: побуждать учащихся к сопереживанию героям стихотворения, к пониманию их мотивов и чувств.
Воспитание интереса к русской литературе: прививать любовь и уважение к творчеству А.С. Пушкина, к богатству и глубине русской классической литературы.
Формирование активной жизненной позиции: стимулировать учащихся к размышлениям о своей роли в обществе, о личной ответственности за происходящее.
Использованные источники:
Делин Н. А., изучение творчества А. С. Пушкина в 9 классе. - Москва, «Просвещение», 1998 г.
Золотарёва И. В., Беломестных О. Б., Корнеева М. С. Поурочные разработки по литературе. 9 класс – М.: «ВАКО», 2019, 400с.
https://www.syl.ru/article/187090/new_stihotvorenie-anchar-pushkin-i-ego-analiz
Изображение:
Маршрутный лист ученика
Тема урока: "Анчар" А.С. Пушкина: история создания, анализ и осмысление
Цель урока: познакомиться с историей создания стихотворения "Анчар", провести его анализ, осмыслить идеи и образы, заложенные автором.
Приветствую тебя, юный исследователь!
Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие по страницам одного из самых загадочных и глубоких произведений А.С. Пушкина – стихотворения "Анчар". Наш маршрут будет насыщен интересными заданиями, которые помогут нам не только понять смысл этого произведения, но и почувствовать его силу и актуальность.
Твоя задача: внимательно следуй по маршруту, выполняй задания, задавай вопросы и делись своими мыслями. Успех в этом путешествии зависит от твоей активности и любознательности!
Этап 1. "Введение в мир Анчара" (5-7 минут)
Цель: создать атмосферу урока, вызвать интерес к теме.
Задание 1. "Мозговой штурм. Что такое Анчар?"
- Что нужно сделать: Вспомни, что ты знаешь или слышал об Анчаре. Может быть, это растение, животное, или что-то другое? Запиши свои ассоциации и предположения в тетрадь.
- Вопрос для размышления. Как ты думаешь, почему Пушкин выбрал именно такое название для своего стихотворения?
Задание 2. "Первое знакомство"
- Что нужно сделать? Внимательно прослушай стихотворение "Анчар" в исполнении мастера художественного слова (Звучит аудиозапись). Постарайся уловить настроение, ритм и основные образы.
- Что записать? После прослушивания запиши свои первые впечатления: какие чувства вызвало стихотворение? Какие образы запомнились больше всего?

Этап 2: "Загадки истории создания" (10-12 минут)
Цель: узнать об истории создания стихотворения, понять, какие события могли повлиять на Пушкина.
Задание 1. "Путешествие во времени: Исторический экскурс"
- Что нужно сделать? Учитель расскажет об истории создания стихотворения "Анчар". Внимательно слушай и записывай ключевые факты:
Когда было написано стихотворение?
Какие исторические события или явления могли послужить источником вдохновения?
- Какие источники информации использовал Пушкин?
- Что записать? Кратко изложи основные моменты истории создания в тетради.
Задание 2. "Связь времен: Параллели с современностью"
- Что нужно сделать? Подумай, какие исторические или современные события напоминают тебе то, о чем говорил учитель при рассказе о создании "Анчара".
- Что записать? Запиши одну-две параллели, которые приходят тебе на ум.
Этап 3: "Анализ текста" (15-20 минут)
Цель: разобрать стих-ие по частям, выявить основные идеи и художественные средства.
Задание 1. "Разбираем по строфам: Смысл и образы"
- Что нужно сделать? вместе с учителем (или в группах) проведите детальный анализ каждой строфы стихотворения. Обратите внимание на:
- Образ Анчара. Каким он предстает перед нами? Какие эпитеты использует автор?
- Образ человека. Как показан человек (Князь и Раб) в стихотворении? Каковы действия и мотивы каждого?
- Что общего в образе Князя и Раба? Чем они различны?
- Конфликт. В чем заключается основной конфликт стихотворения?
- Ключевые слова и фразы. Какие слова и выражения кажутся тебе наиболее важными?
- Что записать? В своей тетради сделай пометки по каждой строфе, фиксируя свои наблюдения и выводы. Можно использовать таблицу:
Строфа | Основная мысль | Ключевые образы | Авторские ИВС |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 и т. д. |
Задание 2. "Язык поэта: Художественные средства"
- Что нужно сделать? Найди в тексте стихотворения примеры следующих художественных средств:
- Эпитеты: (например, "в пустыне чахлой и скупой")
- Олицетворение: (например, «корни ядом напоила»)
- Сравнения: (например, «анчар, как грозный часовой, стоит..»)
- Что записать? Выпиши найденные примеры в тетрадь, указав, к какому средству выразительности они относятся. Подумай, какую роль эти средства играют в создании общего настроения и смысла стихотворения
Этап 4: "Осмысление и выводы" (10-15 минут)
Цель: сформулировать собственное понимание стих-ия, его актуальности и значения.
Задание 1. "Диалог с автором: Вопросы к тексту"
- Что нужно сделать? Подумай, какие вопросы возникают у тебя после прочтения и анализа стихотворения. Задай эти вопросы самому себе и попробуй найти на них ответы, опираясь на текст и свои размышления.
- Примеры вопросов:
- Почему Анчар назван "древом яда"?
- Какова роль человека в распространении зла?
- Можно ли считать стихотворение аллегорией? Если да, то на что?
- Символом чего является анчар?
- В чем, по-твоему, заключается главная мысль стихотворения?
- Что записать? Запиши 2-3 своих вопроса и краткие ответы на них.
Задание 2. "Актуальность "Анчара" сегодня"
- Что нужно сделать? Поразмышляй над тем, насколько актуальны идеи, заложенные Пушкиным в стихотворении "Анчар", в современном мире. Какие проблемы, поднятые в произведении, мы можем наблюдать сегодня?
- Что записать? Напиши небольшое эссе (5-7 предложений) на тему "Актуальность стихотворения "Анчар" А.С. Пушкина в XXI веке".
Этап 5: "Подведение итогов" (3-5 минут)
Цель: обобщить полученные знания, оценить свою работу.
Задание 1. "Мое открытие"
- Что нужно сделать? Вспомни, что нового ты узнал сегодня на уроке. Что тебя удивило или заставило задуматься?
- Что записать? Кратко запиши свое главное открытие или самое яркое впечатление от урока.
Задание 2. "Самооценка"
- Что нужно сделать? Оцени свою работу на уроке по шкале от 1 до 5 (где 1 – совсем не справился, 5 – отлично справился). Обоснуй свою оценку.
- Активность на уроке:
- Понимание материала:
- Выполнение заданий:
- Что записать? Свои оценки и краткое обоснование.
Дополнительное задание (по желанию):
Попробуй нарисовать образ Анчара или человека (на свой выбор) из стихотворения.
Спасибо за работу на уроке!
Колышкина Елена Владимировна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Юлия Васильевна Воробьева
Суслопарова Людмила Юрьевна