Мастер-класс «Работа с текстом и информацией на уроках литературного чтения для учащихся второго класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»
Мастер-класс «Работа с текстом и информацией на уроках литературного чтения для учащихся второго класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» предполагает особый подход, позволяющий учитывать индивидуальные особенности детей и способствовать их успешному вовлечению в учебный процесс.
Составитель: Суфиева Наиля Джавдатовна,
учитель начальных классов МАОУ СОШ №8 г.Стерлитамак
Мастер-класс «Работа с текстом и информацией на уроках литературного чтения для учащихся второго класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»
Класс: 2-й класс (дети с особыми образовательными потребностями)
Продолжительность: 45 минут
Цель мастер-класса: Развитие навыков осознанного чтения, увеличение скорости чтения и улучшение понимания прочитанного.
Задачи мастер-класса:
- Создать комфортные условия для успешного чтения и преодоления трудностей.
- Повысить интерес к чтению путем включения игровых элементов.
- Поддержать уверенность ребенка в процессе чтения, устранить страх перед неудачей.
- Улучшить восприятие содержания текста.
Материалы и оборудование:
- Тексты адаптированных коротких рассказов для чтения.
- Картинки и иллюстрации, иллюстрирующие сюжеты рассказов.
- Кубики с изображениями символов эмоций и понятий.
- Таблицы слогов и алфавитные карты.
- Набор карточек с простыми словами и образцами знаков препинания.
Этапы мастер-класса:
1. Организационно-подготовительный этап.
Приветствие детей. Создание положительного настроения и устранение страха перед процессом чтения. Короткая разминка, гимнастика для глаз и пальцев рук.
2. Вступительная часть.
Объяснение цели занятия: рассказать, зачем полезно научиться быстро и точно читать, какие преимущества даёт хорошее чтение. Демонстрация положительных примеров (книги любимых авторов, любимые мультфильмы по мотивам книжек).
3. Работа с техникой чтения.
- Сначала проводится тренинг «Читаем по цепочке»: ребёнок читает первое предложение, следующий ученик продолжает второе и так далее.
- Далее выполняется упражнение «Кубики»: ребёнку предлагают составить простое предложение из кубиков с отдельными словами.
- Игра «Закончи фразу»: начало предложения написано на доске, ребенок добавляет недостающее слово.
4. Понимание текста.
Дети получают короткие адаптированные тексты (простые повествования или короткие стихотворения). Читают текст медленно и спокойно, стараясь понять смысл прочитанного. После чтения проводят беседу: «Что произошло в рассказе? Кто главные герои? Что случилось дальше?»
5. Физкультминутка.
Игра «Покажи эмоцию»: учитель называет эмоцию (радость, грусть, удивление), дети показывают соответствующую эмоцию.
6. Работа с произношением и интонацией.
Выполняется упражнение «Расскажи с интонацией»: выбирается простой короткий текст, ребята читают его с разной интонацией (весело, грустно, сердито, задумчиво).
7. Итоговое задание.
Индивидуальное задание на чтение короткого рассказа или стихотворения с последующим пересказом содержания. За правильные ответы поощряются положительные эмоции и похвала.
8. Подведение итогов.
Совместное обсуждение, похвалили успехи каждого ребёнка, отметили достижения. Объявляется домашнее задание: прочитать родителям понравившийся текст и попросить прокомментировать его.
ВЫВОД
Такой подход к проведению мастер-классов помогает детям почувствовать поддержку, укрепить веру в собственные возможности и полюбить сам процесс чтения.