12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Дубнярская Александра Владимировна64
Россия, Смоленская обл., Вязьма

Мастерская творческого письма

«Внимательно вглядитесь, люди, в глаза покинутых собак!»

(Рассказ о событиях от лица их участников)

Цели:

Знакомство с творчеством Леонида Андреева и более подробно с произведением «Кусака».

Формирование навыков логического мышления;

Развитие творчески способностей учащихся, а также эмоциональное восприятие текста;

Воспитание интереса к творчеству Леонида Андреева, а также нравственных качеств личности: сострадания, сопереживания, ответственности.

Тип урока: литературная мастерская (урок рассчитан на 3 часа).

Методы: эвристический, исследовательский.

Виды деятельности учителя и учащихся: работа в творческих группах, выполнение коллективных творческих заданий, создание иллюстраций и собственных текстов.

Оборудование: учебник, презентация, мультимедийный проектор.

План:

Организационный момент (3 мин)

Слово учителя (5 мин)

Создание рисунков-ассоциаций. Работа с ними (25 минут)

Работа с текстом произведения (30 минут)

Работа над созданием небольших текстов в группах (20 минут)

Чтение текстов. Взаимообогащение (15 минут)

Написание собственных сочинений (30 минут)

Подведение итога урока (4 мин).

Домашнее задание (3 мин).

Ход урока

Организационный момент

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Леонида Андреева, с его очень пронзительным произведением «Кусака». Попробуем написать собственные тексты от лица героев данного текста, это поможет нам наиболее полно понять переживания, страхи и боль героев произведения.

Слово учителя

«Андреев жил на Каменноостровском, в доме страшно мрачном: Огромная комната - угловая, с фонарем, и окна этого фонаря расположены в направлении островов и Финляндии. Подойдешь к окну - и убегают фонари Каменноостровского цепью в мокрую даль. Леонид Андреев, который жил в писателе Леониде Николаевиче, был бесконечно одинок, не признан и всегда обращен лицом в провал черного окна. В такое окно и пришла к нему последняя гостья в черной маске – смерть».

Блок А.А. Памяти Леонида Андреева

Леонид Николаевич Андреев выдающийся писатель начала XX века. Его творчество всегда вызывает бурю эмоций, так как в своих произведениях автор часто заставляет читателя задуматься о правильности своих поступков, о моральном долге, о чести и достоинстве, учит человечности, милосердию, состраданию. Не исключением является и его произведение «Кусака», с которым мы познакомимся на сегодняшнем уроке.

Создание рисунков-ассоциаций. Работа с ними

Для начала я предлагаю вам, обратиться к названию произведения. Какие представления вызывает у вас слово КУСАКА. Попытайтесь изобразить их на листах бумаги, лежащих перед вами.

(Ученики создают свои рисунки)

А теперь я предлагаю передать рисунки по классу, и пусть каждый из вас скажет возникающие ассоциации.

(Ученики делятся своими ассоциациями)

Предлагаю обратить внимание на слайд и освежить в памяти истории о самых известных собаках в литературе и других видах искусства. Чем знамениты эти собаки? Что вы знаете о них?

2.

3.

4.


 

5.

55вамл

1. «Хатико»

2. «Каштанка»
3. «Верный Руслан»

4. «Белый Бим Черное ухо»

5. «Муму»

Могли ли у вас возникнуть такие ассоциации? Почему?

4. Работа с текстом произведения

Теперь я предлагаю познакомиться с самим текстом произведения. Откроем учебники и начнем чтение, чтобы уточнить наши представления о «Кусаке», и выписать из текста слова, словосочетания, предложения, характеризующие собаку.

(Чтение произведения вслух)

Ребята, от какого лица написано данное произведение?

5.Работа над созданием небольших текстов в группах

Сегодня же на уроке мы попытаемся составить собственные тексты только от лица самой Кусаки. Предлагаю вам разделиться на три группы.

Первая группа будет оставлять текст от лица той Кусаки, у которой еще не было хозяев, клички, дома (I глава произведения)

Вторая группа опишет состояние Кусаки, с момента наступления весны, когда на дачу, которую охраняла Кусака, приехали хозяева (II-III главы).

Третья группа начнет свое повествование с «унылой поры», когда Кусака вновь остается одна (IV-V главы).

Но прежде чем перейти к непосредственному написанию текста, предлагаю ответить на несколько вопросов, которые помогут вам в создании текста.

- От какого лица будет идти повествование в вашем тексте?

- Каков внешний вид собаки в описываемом вами промежутке времени?

- В какое время года происходят события?

- Сколько историй жестоко обращения показывает автор в данном тексте? В каком моменте повествования и какие?

I глава

- Чем отличаются от Кусаки дворовые собаки?

- Почему Кусака боялась людей?

- Нуждалась ли Кусака в ласке?

- Чувствовала ли Кусака ненависть к людям?

II- III главы

- Как Кусака встретила жильцов дачи?

- Предана ли Кусака хозяевам дачи?

- Как изменилась собака после общения с людьми?

- Как к Кусаке относились люди? Нравилось ли им проводить время с Кусакой?

IV-V главы

- Почему люди не берут собаку с собой?

- Как маме удается уговорить Лёлю не брать с собой Кусаку?

- Что за странная мольба в глазах у Кусаки?

- Почему Кусака завыла?

(Ответив на эти вопросы, ребята приступают к написанию небольших текстов по группам).

Обратите внимание, что вам нужно передать происходящие события глазами собаки, а самое важное – показать душевное состояние собаки.

Чтение текстов. Взаимообогащение

(Ребята создают тексты в группах, а затем читают в классе и обсуждают, делятся своими эмоциями, ощущениями, переживаниями)

Теперь предлагаю ответить на вопросы:

- Для чего включены пейзажные зарисовки в произведение? Для чего они включены в ваш текст? Заполните таблицу примерами из текста. Как меняется состояние собаки в разные времена года?

 

Весна

Лето

Зима

 

 

   
   

 

Осень

 

 

- Какие качества приобретает текст, когда повествование ведется не от третьего лица, а от лица собаки? Знаете ли вы, как называется данный прием?

Написание собственных сочинений

Теперь я предлагаю каждому из вас написать уже собственное сочинение, также от лица собаки, но охватить повествованием уже весь текст. При написании сочинения вам необходимо учитывать ассоциации, возникшие перед прочтением текста, слова, выписанные из произведения, текст, который создавали вы в группах, тексты ваших товарищей, обсуждения, а также ответы на вопросы.

(Ребята трудятся над созданием собственных сочинений)

8.Итог урока:

Наш урок пошел концу, в качестве итога урока предлагаю вам ответить на вопросы и заполнить небольшую таблицу.

- С каким новым приемом вы познакомились на уроке? В чем он заключается?

- Для чего автор включает в повествование истории о том, как дразнят дурачка Илюшу, как избивает свою жену мужик-пьяница? Как эти истории влияют на понимание текста?

9.Домашнее задание:

Подобрать цитаты к созданным вами рисункам.

Написать мини сочинение, в котором бы судьба Кусаки сложилась иначе.

Индивидуальное задание: подготовить доклад «Жизнь и творчество Леонида Андреева».

Литература:

Учебник по Литературе за 7 класс Коровина В.Я.Авторы: Коровина В.Я. Издание: 20-е изд. М.: Просвещение, 2012

Амфилохиева М.В. Традиции и инновации в преподавании литературы. Паритет, 2003

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.