«Методы обучения с применением мультимедийных технологий в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с нарушениями речи»

9
2
Материал опубликован 24 October в группе

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №23 «Ручеек», г.Мичуринск

учитель-логопед: Гудкова Т.Н.

«Методы обучения с применением мультимедийных технологий в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с нарушениями речи»


   Современный ребенок растет в мире, насыщенном гаджетами и технологиями, которые становятся естественной средой его обитания. Дошкольное образование не может игнорировать этот факт. Грамотное и дозированное применение мультимедийных технологий в детском саду – не дань моде, а мощный инструмент, который, дополняя традиционные формы работы, может сделать процесс обучения и развития более эффективным, наглядным и увлекательным.

 Важнейший принцип использования любых технологий в дошкольном возрасте – технология должна служить развитию ребенка, а не заменять живое общение, творческую деятельность и двигательную активность.

   В логопедическую работу интегрирую мультимедийные технологии на различных этапах. Специализированное программное обеспечение помогает провести первичное обследование речи ребенка в формате игры, что снижает стресс и позволяет получить более объективные данные.

  В коррекционно-развивающей работе использую видеоролики с артикуляционной гимнастикой, особенно на начальных этапах работы, эффективность данного средства основана на высоких подражательных способностях дошкольников.

t1761323488aa.png

  Видеролик может быть также с мультипликационным персонажем, однако, в данном случае движения артикуляционных органов утрированные, менее выраженные, поэтому применяю подобные ролики не так часто, ситуативно, больше для работы с мотивацией, чем непосредственно с артикуляцией.

  В коррекционно-развивающей работе эффективны интерактивные игры с ярким интерфейсом, звуковым сопровождением. В процессе формирования·фонематических процессов реализую интерактивные игры на различение звуков на слух, «Какой звук лишний?», «Угадай слово по звукам». Программы позволяют проигрывать звуки четко и многократно.

  Автоматизировать и дифференцировать звуки у дошкольников  позволяют игры-«бродилки», где для хода нужно правильно произнести слог или слово с заданным звуком, интерактивные раскраски, открывающиеся после выполнения задания.

t1761323488ab.jpg

   Подбираю индивидуальное задание для каждого ребенка с помощью онлайн-платформы «Студия «Звуки». Платформа предоставляет многообразный выбор программ для развития лексико-грамматического строя речи, обогащения словарного запаса, изучения предлогов, словообразования и словоизменения. Например игры «Назови ласково», «Один-много».

   В процессе обучения грамоте очень эффективны онлайн-игры и упражнения. Использую онлайн-платформы LogicLike, «Айкьюша» с красивыми разнообразными занятиями позволяющими запомнить буквы и звуки.

t1761323488ac.jpg


t1761323488ad.jpg

   Использую не только готовые продукты для работы с детьми, но и активно создаю яркие пособия самостоятельно с помощью цифровых ресурсов, например learningapps.

  Применение мультимедийных средств помогает реализовывать в обучении квест-технологии: с помощью звукового сопровождения, видео-заставок, графики погружаю детей в необходимую среду, например, отправляю на космическую станцию, таинственный остров. На интерактивных картах прячу загадки. Повышаю интерес к совместной деятельности с помощью современного актуального для дошкольников персонажа, который вводит детей в ситуацию, дает задания, подбадривает. Комбинирую мультимедийные средства для создания уникального опыта и привлечения внимания дошкольников.

Выполняя упражнения в подобном формате, дети, как правило, получают дополнительную мотивацию в виде похвалы, подбадривания после каждого правильно выполненного задания.

   В работе с родителями иногда рекомендую проверенные приложения и онлайн-платформы для закрепления материала дома. Это делает домашние задания более интересными для ребенка и удобными для родителей. А иногда и является гарантом выполнения.

Мультимедийные технологии помогают увеличить вариативность форм подачи материала, что повышает непроизвольное внимание дошкольников и формирует произвольное.

   Грамотное и дозированное применение мультимедийных технологий открывает новую страницу в современной логопедической работе. Они являются мощным мотивационным инструментом, позволяющим сделать коррекционный процесс отвечающим вызовам времени, динамичным, наглядным и, что самое главное, интересным для ребенка-дошкольника. Для детей, рожденных в цифровую эпоху, формат работы с мультимедийными технологиями естественен и привлекателен. Что позволяет превратить рутинные упражнения в увлекательную игру и значительно повысить мотивацию ребенка.

   Сочетание традиционных подходов с инновационными цифровыми ресурсами позволяет достичь устойчивых положительных результатов в развитии речи детей в более короткие сроки.


Литература:

1.Волковская, Т. Н. Специальная психология. Логопсихология: учебник для среднего профессионального образования / Т. Н. Волковская,

И. Ю. Левченко. М.: Юрайт, 2025. 190 с.

2.Маркелова, Ю В. Особенности обучения и психолого-педагогического сопровождения детей с ТНР в условиях ФГОС обучающихся с ОВЗ. Часть первая. / Ю. И. Маркелова, Н.А. Монахова,

М. В. Крайнова.Иваново: без изд., 2021. – 30 с.

3.Фесенко, Ю. А. Коррекция речевых расстройств детского возраста: учебное пособие для среднего профессионального образования /

Ю. А. Фесенко, М. И. Лохов. М.: Юрайт, 2024. 203 с.


Ссылки:

1.Артикуляционная гимнастика - https://dzen.ru/video/watch/6621039bcae932444ed65040

2. https://logo-games.ru/tag/brodilki

3. https://iqsha.ru/

4. https://logiclike.com/v3/cabinet/dashboard/logic



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Татьяна Николаевна, поздравляю с победой в конкурсе.

0
26 November

Спасибо! Неожиданно и очень радостно.

0
27 November

Похожие публикации