12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Александр Максимов17

Методы воспитательной работы на уроках истории и в пришкольном лагере

Максимов А.Н.

Максимов Александр Николаевич- учитель истории

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Уватская средняя общеобразовательная школа» Уватского муниципального района Тюменская область, село Уват

Аннотация: в статье анализируются методы воспитания на уроках истории и в пришкольном лагере. Рассмотрены основные принципы развития воспитательной компоненты на школьных уроках истории. В современной сложной геополитической обстановке необходимо самое пристальное внимание уделять патриотическому воспитанию школьников, анализировать отечественный исторический опыт и формировать активную гражданскую позицию.

Ключевые слова: воспитание, мировоззрение, методы, игра, анализ, история.

ARTICLE TITLE

Maksimov A.N

Maksimov Aleksandr Nicjlaevich- History teacher of the Municipal Autonomous Educational Institution "Uvat Secondary Secondary School" of the Uvat Municipal District of Tyumen Region, Uvat village.

Abstract: the article analyzes the methods of education in history lessons and in the school camp. The basic principles of the development of educational components in school history lessons are considered. In today's complex geopolitical environment, it is necessary to pay close attention to the patriotic education of schoolchildren, analyze the domestic historical experience and form an active civil position.

Keywords: upbringing, worldview, methods, play, analysis, history.

УДК 371.4

Воспитание порастающего поколения – одна из основных задач родителей, школы, общества.

Современным детям выпало жить в эпоху переосмысления исторических фактов. В сегодняшней России всё больше внимания уделяется критической оценке событий повлиявших на политический строй и уклад жизни целых поколений наших предков. Именно поэтому изучение истории в контексте объективной реальности, не ориентируясь на конъюнктурные политические интересы, является наиболее важной проблемой сегодняшней школы. А воспитание учащихся, основанное на оценке исторических событий, формирование у них индивидуального мировоззрения, восприятие повседневных реалий и перспектив сквозь призму опыта предыдущих поколений должно стать основой для формирования всесторонне развитого, любящего отечество, гражданина.

Попытаемся ответить на вопросы.

- В чём же состоит именно воспитательная роль истории?

- Какова роль критической оценки прошлого для формирования мировоззрения растущего человека?

- Какие методы преподавания наиболее эффективны в воспитательных целях?

На героических примерах предков, как нельзя лучше можно объяснить что такое справедливость, свобода, честность, преданность – понятия служащие фундаментом в формировании личности. История даёт возможность учителю не только рассказать о событиях происходивших в разные периоды времени на разных континентах, но и сравнивая их объяснить детям разницу между добром и злом, порабощением и свободой, эволюцией и революцией. Таким образом, у учеников формируется критическое, индивидуальное восприятие причинно-следственных связей и шкала оценки восприятия сегодняшних событий и окружающих людей.

Педагогу важно, рассказывая о персонажах и событиях, избегать личностной трактовки и всесторонне описывать происходящее, не выдёргивая из контекста сюжеты способные исказить объективную реальность. Именно полное освещение исторических фактов, с информацией о причинах и последствиях событий, для человека, общества, страны – позволят ученику самостоятельно оценить роль личности или группы людей, в том либо ином событии, понять положительные или отрицательные последствия, идентифицировать выигравшую и пострадавшую стороны. Также критическая оценка важна для построения исторических параллелей – переносе событий прошлого в сегодняшние реалии, для постановки вопроса «А что если бы … ?» и формировании ответов на него.

На уроках истории, следует избегать скучного изложения исторических фактов, а также банального повествования о происходивших в разные эпохи событиях. Решающую роль играют методы преподавания дисциплины. Наряду с лекционно-повествовательной формой, учителю необходимо применять технические средства, для воспроизводства визуальной информации об исторических персонажах и событиях. Детям будет интересен внешний вид жителей разных стран в разные эпохи, различия представителей разных сословий, с объяснением особенностей одежды и поведения, отражение исторических событий в живописи, скульптуре, кинематографе. На фоне разнообразия способов подачи информации, важно вовлекать учеников в обсуждение рассматриваемого на уроке материала. Важно подтолкнуть детей к самостоятельной оценке произошедшего, помогая им сформировать правильное отношение к главным и второстепенным героям, их роли в последствиях произошедшего для общества и государства. Необходимо инициировать дискуссию, давая возможность ученикам озвучить личное восприятие того или иного факта, а затем высказать мнение о том, как бы сложилась ситуация если бы участники исторических событий поступили по-иному или в сегодняшних реалиях. Таким образом, у детей будет формироваться всесторонняя оценка настоящего с ретроспективой к прошлому.

Особое значение имеет восприятие учебного материала в игровой форме. На первый взгляд, преподавание истории и игра кажутся несовместимыми, но если объединить воспитательные функции летнего пришкольного лагеря с реконструкцией событий разных эпох, с участием учеников, воспитательный процесс приобретает новое качество.

Чтобы организовать увлекательную историческую реконструкцию, как честь воспитательного процесса, педагогам необходимо заранее предпринять ряд организационных и технических мер, среди которых:

придумать сценарий;

подготовить реквизит – костюмы, предметы обихода, атрибуты реконструируемой эпохи;

распределить роли среди детей, с учётом их интересов и способностей;

привлечь зрителей – чтобы событие получилось особо запоминающимся и затем долго обсуждалось во многих классах;

организовать обсуждение итогов мероприятия.

Важным воспитательным эффектом игровой формы изучения истории в пришкольном лагере, является возможность учеников вжиться в образ персонажа, проявить себя в роли положительного или отрицательного героя, пережить его эмоции и попытаться поступить по-другому. В свободное от обучения время, дети воспринимают предлагаемый учителем материал в непринужденной форме. Во время игры необходимо отойти от обязательности и контроля, новоявленные актёры должны проявить свою индивидуальность – именно в такой атмосфере можно получить максимальный воспитательный эффект, особенно если в конце реконструкции провести диспут и дать возможность высказаться участникам, а зрителям задать вопросы.

Рассматривая диспуты и ролевые игры организованные в пришкольном лагере, как часть воспитательного процесса, у педагогов есть уникальная возможность, дать ученикам проявить искренние чувства - такие как сострадание, любовь к ближнему, к Родине. А исторические персонажи и события, послужившие прообразами в постановках, позволят лучше понять истинную ценность опыта предыдущих поколений для понимания происходящего сегодня. Потому что именно история является предметом, на котором формируются мировоззренческие установки, одна из которых патриотизм и преданность своему народу, родной земле.



Список литературы/ References

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. -Москва: Владос, 2003. -384 с.

Кифик Н.Ю. Методика преподавания истории: учебное пособие.- Костанай: КГПИ,2006.- 136 с .

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. М. Просвещение. 2012. – 29 с.

«Развитие содержания понятия гражданственность и гражданское воспитание в педагогике 20 века» /Преподавание истории в школе. №9. 2006.

Дополнительное образование в летнем лагере: авторские программы, занятия кружков /авт.-сост. И.В. Куц. – Волгоград: Учитель, 2007. – 166 с.

Фришман И. Организация летнего отдыха детей и подростков: идеи и концепции // Народное образование. – 2003. – №3. – С.33 ‐ 41 с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.