Методическая разработка практического занятия на тему «Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций»

4
0
Материал опубликован 4 November в группе

Министерство здравоохранения Забайкальского края

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Читинский медицинский колледж»
















Методическая разработка

практического занятия

УД ОПБ.04 Информатика

Раздел 4. Технология создания и преобразования информационных объектов

Тема «Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций»

Специальности: 31.02.01 Лечебное дело
















Чита - 2025

Методическая разработка составлена на основании рабочей программы по учебной дисциплине Информатика, специальности 31.02.01 Лечебное дело и в соответствии с ФГОС СОО.



Автор методической разработки:

Пероль Т.И., преподаватель



Рассмотрена на заседании цикловой методической комиссии «Общеобразовательные дисциплины»

Протокол №______от_____________ 2025г

Председатель ЦМК______________Леснянский Д.А.




Согласована:

Зав. методическим отделом_____________Носкова О.В.


















Пояснительная записка


Методическая разработка посвящена изучению технологий создания и редактирования мультимедийных объектов с использованием современных инструментов компьютерной презентации. Данная тема является актуальной ввиду широкого распространения цифровых технологий и повышения требований к визуализации информации в образовательном процессе.

Цель: формирование компетенций студентов в области эффективного использования программного обеспечения для подготовки высококачественных презентационных материалов, включающих графику, анимацию, звуковые эффекты и видеоролики.

Основные задачи:

- ознакомление студентов с возможностями современных приложений для обработки изображений и мультимедиа (PowerPoint);

- развитие навыков самостоятельной творческой работы с различными видами медиа-контента;

- повышение уровня владения цифровыми инструментами среди обучающихся.

Занятие включает теоретический материал и практические задания в программе PowerPoint. Теоретическое изложение охватывает основы графического дизайна, методы построения слайдов, использование шаблонов и инструментов анимации, добавление гиперссылок. Практические занятия направлены на закрепление полученных знаний путем самостоятельного создания простых проектов-презентаций.

Для успешного освоения материала студенты должны обладать базовыми навыками работы с компьютером, включая умение создавать и сохранять файлы, перемещаться по меню программы, запускать приложения и пользоваться основными функциями офисных пакетов.

По завершении занятия студенты смогут самостоятельно разрабатывать презентации высокого качества, эффективно применять графические элементы и мультимедийный контент, соблюдать эстетику и эргономичность представления информации.

Таким образом, данная методическая разработка способствует развитию профессиональных качеств будущих педагогов и повышает уровень цифровой грамотности обучающихся.




УД Информатика

Раздел 4. Технология создания и преобразования информационных объектов

Тема: «Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций»

Количество часов: 2 часа (90 мин)

Тип занятия: комбинированный урок

Форма проведения: практическое занятие

Методы обучения: словесные (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, консультирование); наглядные (демонстрация); практико-операционные (упражнения, алгоритмы); практические (упражнения по образцу).

Цели занятия:

Учебная: Обучение студентов основам работы с программой Microsoft PowerPoint для создания и редактирования графических и мультимедийных объектов, необходимых для формирования профессиональных навыков подготовки качественных презентационных материалов.

Задачи: После изучения темы студент должен

Уметь: Запускать программу и ориентироваться в главном меню и панели инструментов среды PowerPoint; настраивать размер и ориентацию страницы, добавлять новые слайды и изменять порядок их следования; управлять текстом (форматирование, изменение размера, цвета, расположения); вставлять и обрабатывать мультимедийные файлы; создавать гиперссылки.

Знать: Назначение и интерфейс программы Microsoft PowerPoint; типы документов и режим работы в среде PowerPoint; базовые операции с текстом, изображениями, таблицами, рисунками и фигурами; инструменты для вставки и изменения мультимедийных элементов (фотографии, видео, аудиозаписи); способы создания гиперссылок.

Развивающая: Развитие творческих способностей, пространственного воображения, эстетического вкуса и аналитических навыков при работе с цифровыми материалами. Стимуляция самостоятельной исследовательской активности и инициативы студентов.

Воспитательная: Привитие культуры грамотного использования цифрового пространства, уважительного отношения к интеллектуальной собственности и ответственному отношению к результатам своей работы. Повышение самооценки и уверенности обучающихся благодаря возможности публично представить собственные проекты.

Межпредметные связи: искусство, литература, русский язык, история, география, биология, химия, физика, обществознание, экономика, технология, физическая культура.

Внутрипредметные связи: Использование презентационного оборудования.

Литература, рекомендуемая для самоподготовки:

Основная:

Информатика: 10 класс: базовый уровень: учебник: издание в pdf-формате / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – Москва : Просвещение, 2025. – 288 с.

Дополнительная:

Информатика: базовый уровень: компьютерный практикум: учебное пособие для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования: издание в pdf-формате / Л.Л.Босова, А.Ю. Босова, И.Д. Куклина [и др.]. – Москва: Просвещение, 2025. – 144 с.

Средства обучения:

Информационные средства: учебник (Информатика: 10 класс: базовый уровень: учебник: издание в pdf-формате / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – Москва : Просвещение, 2025. – 288 с. (стр.276)).

Наглядные средства: демонстрация работы на экране.

Технические средства: мультимедийный проектор, компьютер, пособия и учебники.

Этапы занятия и контроль их усвоения


Этапы занятия

Содержание каждого этапа

Приложение, №

Примерное время

1

Организационная часть

Подготовить студентов к работе на занятии. Проверить готовность аудитории к занятию. Заполнение журнала.


5

2

Мотивация учебной деятельности

Определить цели и задачи занятия, обозначить значение темы, связь с современностью, перспективы развития вопроса.


10

3

Актуализация опорных знаний (контроль исходного уровня знаний)

Опрос по теме: «Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций» (приложение 1).

1

10

4

Изучение нового (дополнительного) материала, демонстрация примеров

Сообщение преподавателем нового материала с использованием стандартных и нестандартных форм и методов обучения (Приложение 2).

Методы обучения: словесные (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, консультирование); наглядные (демонстрация).

2

25

5

Самостоятельная работа

Решение заданий по теме «Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций» (приложение 3)

3

15

6

Закрепление изученного материала

Решение теста по теме «Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций» (приложение 4)

4

15

7

Подведение итогов

Преподаватель подводит итоги, анализирует, дает оценку успешности, намечает перспективы на будущее (Приложение 5)

5

5

8

Домашнее задание

Преподаватель сообщает студентам домашнее задание, разъясняет методику его выполнения (приложение 6).

6

5



Итого минут

90


















Актуальность


Актуальность занятия по информатике на тему «Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций» обусловлена несколькими важными факторами:

Современные требования рынка труда. Сегодня практически любая профессиональная деятельность требует умения эффективно представлять информацию визуально. Компьютерные презентации позволяют создавать яркие, информативные и привлекательные визуальные объекты, которые помогают донести мысли аудитории понятнее и быстрее. Владение инструментами разработки презентаций становится обязательным требованием многих работодателей.

Развитие креативных способностей обучающихся. Занятие способствует развитию творческого потенциала студентов, поскольку создание презентаций включает элементы дизайна, композиции, выбора цветовой гаммы и шрифтов. Студенты учатся видеть взаимосвязь между содержанием и формой подачи материала, что развивает пространственное мышление и чувство эстетики.

Совершенствование цифровых компетенций. Владение современными компьютерными технологиями является неотъемлемой частью цифровой грамотности. Обучающиеся приобретают опыт работы с профессиональными приложениями для создания мультимедиа-контента, что расширяет кругозор и повышает конкурентоспособность на рынке труда будущего.

Практическое применение полученных знаний. Освоив данную тему, студенты смогут самостоятельно разрабатывать качественные учебные проекты, доклады, отчеты и презентации для участия в конкурсах, конференциях и мероприятиях различного уровня. Такие навыки способствуют успешной социализации обучающихся и формируют полезные привычки эффективного представления информации перед аудиторией.

Таким образом, занятие актуально именно потому, что оно помогает студентам подготовиться к требованиям современного мира, развивая необходимые компетенции и обеспечивая востребованность на профессиональном уровне.

Кроме перечисленных аспектов, включение регионального компонента на занятии также имеет большое значение:

Формирование патриотизма и любви к родному краю. Использование примеров, иллюстраций и материалов, связанных с историей, культурой и природой родного региона, позволяет обучающимся глубже осознать уникальность своей малой Родины. Через изучение особенностей своего края студенты начинают ценить местные традиции, достопримечательности и культурное наследие, формируя чувство гордости и уважения к своему региону.

Повышение мотивации к обучению. Применение региональных элементов вызывает повышенный интерес у студентов, ведь они работают с материалом, близким и знакомым каждому участника занятия. Изучение местных достопримечательностей, исторических фактов и природных ресурсов формируют мотивацию учиться лучше, углублять знания и развивать творческое мышление.

Связь теории с практикой. Интеграция регионального компонента создает условия для реализации межпредметных связей и активизирует познавательную активность обучающихся.

Воспитание бережного отношения к природе и культуре. Рассмотрение экологических проблем и культурных ценностей региона позволяет привлечь внимание студентов к вопросам охраны окружающей среды и сохранения культурного наследия. Такая форма занятий воспитывает ответственность и уважение к истории и природе родного края.

Таким образом, использование регионального компонента делает данное занятие актуальным еще и с точки зрения воспитания патриотически настроенных, социально активных и профессионально подготовленных выпускников колледжа.


















Приложение 1


Опрос по теме «Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций», https://quick.apkpro.ru/poll/134547

t1762247883aa.png

Выберите правильный вариант ответа (один верный ответ).

Какие форматы файлов поддерживает программа PowerPoint для экспорта документов?

А) .ppt, .pdf., .png, .jpg, .gif, .html, .swf, .mp4, .wmv;

B) Только .ppt и .pps;

C) Все перечисленные кроме .swf и .mp4;

D) Только .doc и .xls.

Где находится кнопка для добавления гиперссылки в программе PowerPoint?

А) В группе «Макеты» вкладки «Главная»;

B) В разделе «Ссылки» вкладки «Вставка»;

C) В меню «Файл»«Параметры»;

D) В панели инструментов «Редактирование».

Как добавить новый слайд в конце существующей презентации в программе PowerPoint?

А) Перетащить пустой слайд мышью;

B) Щелкнуть правой кнопкой мыши на последнем слайде и выбрать «Создать копию»;

C) Воспользоваться командой «Вставить слайд» в меню «Вставка»;

D) Дважды щелкнуть левой кнопкой мыши на свободном месте ниже последнего слайда.

Какой способ наиболее удобен для выравнивания объектов на слайде?

А) Использование инструмента «Выравнивание» на вкладке «Формат»;

B) Ручное перемещение объектов;

C) Применение сетки или направляющих линий;

D) Масштабирование каждого элемента отдельно.

Можно ли создать переход между слайдами с использованием звука в программе PowerPoint?

А) Да, звук можно привязать к любому типу перехода;

B) Нет, звуковое сопровождение доступно только для демонстрации целых слайдов;

C) Можно лишь прикрепить файл музыки ко всему показу;

D) Звук доступен только для встроенной анимации объектов.

Как изменить порядок следования слайдов в презентации в программе PowerPoint?

А) Открыть режим сортировщика слайдов и перетащить нужные слайды;

B) Менять номера вручную в каждой секции слайда;

C) Скопировать нужный слайд и вставить его заново;

D) Переименовать файлы с номерами слайдов.

Какие эффекты доступны для выделения важных моментов в тексте на слайде?

А) Тень, свечение, отражения;

B) Цвет фона, размер шрифта;

C) Стили подчеркивания и зачеркивания;

D) Анимационные эффекты и стили надписей.

Как сохранить презентацию, чтобы её могли просматривать пользователи старых версий PowerPoint?

А) Сохранить документ в формате .pptm;

B) Выбрать формат файла .ppt при сохранении;

C) Преобразовать презентацию в PDF;

D) Экспортировать в HTML-файлы.

Как можно вставить аудиозапись в презентацию в программе PowerPoint?

А) Загрузить музыку через браузер;

B) Скачать файл на рабочий стол компьютера;

C) Использовать инструменты управления файлами Windows;

D) Через меню «Вставка»«Звук».

Что представляет собой понятие «анимированный объект» в презентации?

А) Объект, имеющий интерактивные свойства;

B) Графический объект, движущийся по заданной траектории;

C) Фигуру, состоящую из множества мелких деталей;

D) Простой рисунок, созданный на одном слое.

Правильные ответы:

Номер вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

A

В

C

C

А

A

D

B

D

B


Максимальное количество баллов за решение задачи – 10.

Шкала перевода баллов в отметки

Отметка

Количество баллов, необходимое для получения отметки

«5» (отлично)

9-10

«4» (хорошо)

7-8

«3» (удовлетворительно)

5-6


Приложение 2


Часть 1. Знакомство с интерфейсом и основными элементами программы Microsoft Excel.

Вкладка «Главная»

t1762247883ab.png

Вкладка «Вставка»

t1762247883ac.png

Вкладка «Конструктор»

t1762247883ad.png

Вкладка «Переходы»

t1762247883ae.png

Вкладка «Анимация»

t1762247883af.png

Вкладка «Слайд-шоу»

t1762247883ag.png

Часть 2. Создание презентации «Достопримечательности Национального парка «Алханай»» (https://alkhana.ru/home1/).

Оформление слайда 1. Национальный парк «Алханай».

t1762247883ah.png

Слайд 2. Основные сведения о парке «Алханай».

t1762247883ai.png

Слайд 3. Достопримечательности парка «Алханай»: Девять желобов, Храм «Небесная фея мудрости», Плиточные могильники. Добавление гиперссылок: при нажатии на картинку открывается слайд с информацией о соответствующей достопримечательности. Стрелки влево/вправо переключают слайды назад/вперед. Слайд 4. Достопримечательности: Памятный субурган, посвященный Далай-ламе XIV, Будда медицины, Храм «Небесная музыкантша».

t1762247883aj.png

t1762247883ak.png

t1762247883al.png

Слайд 5. Информация о достопримечательности «Девять желобов».

t1762247883am.png

При нажатии на картинку «Национальный парк «Алханай»» открывается слайд 3.

Слайд 6. Информация о достопримечательности «Храм «Небесная фея мудрости»».

t1762247883an.png


Слайд 7. Информация о достопримечательности «Плиточные могильники».

t1762247883ao.png

Аналогичное добавление гиперссылок на слайд 4.

t1762247883ap.png

Оформление слайдов о достопримечательностях: «Памятный субурган, посвященный Далай-ламе XIV», «Будда медицины», «Храм «Небесная музыкантша»».


Приложение 3


Задание. Добавить слайды с информацией об остальных достопримечательностях Национального парка «Алханай» (https://alkhana.ru/home1/).




Приложение 4


Решите тест, https://quick.apkpro.ru/poll/134549

t1762247883aq.png

Выберите один правильный ответ.

Какой инструмент применяется для размещения картинок в нужных местах слайда?

А) Копирование и вставка;

B) Горячие клавиши перемещения;

C) Перемещение с помощью маркера («мышки»);

D) Редактор таблиц.

Что такое шаблон в создании презентаций?

А) Стандартный дизайн слайдов, содержащий оформление и структуру;

B) Кнопка быстрого запуска приложения;

C) Дополнительная панель инструментов;

D) Виджет настройки интерфейса.

Какова цель эффекта «Выделение»?

А) Привлечь внимание зрителей к определенному объекту на слайде;

Б) Сделать весь слайд невидимым;

В) Удалить ненужные объекты;

Г) Увеличить скорость смены слайдов.

Что называют «текстовым полем» в компьютерной презентации?

А) Место на слайде, предназначенное исключительно для ввода текста;

B) Специализированный инструмент для набора формул;

C) Окно настроек свойств объектов;

D) Отображение названия файла презентации.

Что такое гиперссылка в PowerPoint?

А) Автоматическое обновление данных в таблице;

B) Средство навигации, позволяющее перейти к другому месту в презентации или внешнему ресурсу;

C) Тип анимации при перемещении объектов;

D) Метод защиты конфиденциальной информации.

Каким образом можно вставить гиперссылку на веб-сайт в PowerPoint?

А) Выделить текст или объект, нажать правую кнопку мыши и выбрать «Гиперссылка»;

B) Создать новую таблицу и ввести адрес сайта;

C) Просто скопировать ссылку в буфер обмена;

D) Использовать команду «Формат»«Ссылка».

Что произойдет, если кликнуть по гиперссылке на слайде в режиме презентации?

А) Ничего не изменится;

B) Произойдет немедленный переход к указанному адресу;

C) Сначала воспроизведение звуковой дорожки;

D) Сработают эффекты анимации.

Как выглядит стандартная гиперссылка на слайде PowerPoint?

А) Как обычный текст черного цвета;

B) Курсивный шрифт красного цвета;

C) Текст синего цвета с подчеркиванием;

D) Жирный красный текст.

Какие объекты можно превратить в гиперссылку в PowerPoint?

А) Только текстовые блоки;

B) Любой объект, включая рисунки, таблицы и диаграммы;

C) Исключительно кнопки и иконки;

D) Только заголовки слайдов.

Можно ли установить гиперссылку, ведущую на определенный слайд в самой презентации?

А) Нет, такая возможность отсутствует;

B) Да, через специальную опцию «Место в документе»;

C) Можно только при наличии интернет-подключения;

D) Нужно экспортировать презентацию в PDF сначала.

Как удалить гиперссылку с объекта PowerPoint?

А) Повторно применить гиперссылку на тот же объект;

B) Правым кликом вызвать контекстное меню и выбрать «Удалить гиперссылку»;

C) Выполнить команду «Удалить всё содержимое слайда»;

D) Закрыть презентацию и снова открыть.

Как определить, что объект является гиперссылкой?

А) Внешне никак не отличить;

B) Обычно гиперссылка выделена другим цветом и подчеркнута;

C) По форме самого объекта;

D) Гиперссылки всегда мигают.

При нажатии на гиперссылку появляется ошибка «Невозможно подключиться к серверу». Что это может означать?

А) Ссылка была удалена;

B) Веб-сервер временно недоступен;

C) Неправильно указана ссылка;

D) Всё вышеперечисленное возможно.

Почему важно проверять работоспособность гиперссылок перед финальным показом презентации?

А) Чтобы убедиться, что презентация загружается быстро;

B) Необходимо удостовериться, что ссылки ведут туда, куда запланировано;

C) Важно проверить количество гиперссылок;

D) Потому что гиперссылки часто содержат вирусы.

Что произойдет, если дважды нажать на гиперссылку?

А) Будет выполнен двойной переход по ссылке;

B) Ничего особенного не случится;

C) Произойдет переход по первой ссылке, указанной в списке;

D) Если гиперссылка ведёт на сайт, откроется новая страница браузера.

Правильные ответы:

Номер вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответ

C

A

A

A

B

A

B

C

B

B

B

B

D

B

B


Максимальное количество баллов за решение задачи – 15.

Шкала перевода баллов в отметки

Отметка

Количество баллов, необходимое для получения отметки

«5» (отлично)

14-15

«4» (хорошо)

12-13

«3» (удовлетворительно)

10-11





Приложение 5


Рефлексия. Стикеры с отзывами: каждый студент получает стикер, на котором он может написать краткий отзыв о занятии.


Приложение 6

Домашнее задание:

Задание. Оформите презентацию на тему «Даурский заповедник». В презентации отобразите данные о заказниках «Цасучейский бор» и «Долина дзерена», отобразите биоразнообразие заповедника (флора, фауна), а также добавьте информацию о достопримечательностях. Используйте гиперссылки и переходы.


Литература

Информатика: 10 класс: базовый уровень: учебник: издание в pdf-формате / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – Москва : Просвещение, 2025. – 288 с.





















Памятка: Как правильно организовать рабочее место


Подобрать подходящую мебель. Стол должен соответствовать росту студента, его край должен находиться на несколько сантиметров ниже уровня груди, локти студента свободно стояли на столешнице. Стул должен иметь спинку. Очень пригодится возможность регулировки высоты стола, кресла, подлокотников и экрана под свои параметры.

Оптимальное расстояние от монитора до глаз – от 50 до 70 см. Экран и глаза должны находиться на одной линии.

Обеспечить хорошее освещение. Днем должно быть достаточно дневного света, а для учебы по вечерам нужны лампы.

Устранить отвлекающие факторы. От учебы не должно ничего отвлекать.

Не допускать беспорядка. Рядом с рабочим местом нужно поставить корзину для мусора, чтобы не накапливать его на столе.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации