12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шатилова Татьяна Михайловна1608
Россия, Тамбовская обл., Мичуринск

Методическая разработка «Процесс работы и результаты совместного творчества в ходе проектной деятельности на уроке и во внеурочное время» учителя начальных классов МБОУ СОШ №19 г. Мичуринска

Тамбовской области Шатиловой Т.М.

Цель: создание условий для оптимального развития одаренных детей, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей; развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.

Задачи:

- организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;

- выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей;

- интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;

- организация проектной деятельности; использование методических приёмов в работе с одарёнными детьми и классным коллективом;

- забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности саморазвития;

- использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках с целью достижения максимального уровня развития детей.

 

Пояснительная записка

Работа над проектом представляет для учителя и учащихся выполнение большого объёма исследовательской работы, изучение разнообразных информационных источников, внедрение передовых образовательных технологий и в итоге создание продукта коллективной деятельности. Мною для работы над проектом во 2 классе неслучайно выбран поэтический материал выдающегося человека – К.И. Чуковского. В учебной программе по литературному чтению на изучение сказок этого замечательного поэта уделяется достаточное количество часов.

Основная идея создания творческого проекта по произведениям К.И.Чуковского - приобщение детей к культуре, науке, искусству, воспитание любви к родному слову, русской речи. Над проектом работали учащиеся 2 класса «Д», родители детей и учителя. Расскажу о некоторых особенностях совместной работы, основанной на принципах системно – деятельностного подхода.

Отмечая вклад Чуковского в развитие литературы и науки, выделяю его уникальные качества личности - учёный и Человек с большой буквы. Увлечение детской словесностью, прославившее К.И.Чуковского, началось сравнительно поздно, когда он был уже знаменитым критиком.  Стихи Чуковского удивительно легко запоминаются детьми. Поэт широко использует в своих детских книжках фольклорные формы – считалки, присказки, загадки, поговорки.

Дружба писателя с детьми продолжалась более полувека. Дружба малышей 2 класса «Д» этого потока с писателем началась с произведений «Путаница», «Федорино горе», «Приключения Бибигона», «Муха – Цокотоха». (УМК «Перспектива»).

В исследовательской работе над проектом, социологическом опросе, анкетировании принимали участие все ребята класса. Проведена большая литературоведческая работа на базе клубной библиотеки под руководством Е.С.Конюховой. Родители учащихся оказали посильную помощь, поддержку для постановки спектакля. Мотивом для родительского участия в работе стали перспективы достижения детей в разных предметных областях, духовное обогащение личности. Мы не только отработали литературный материал, осуществили постановку музыкальных сценок, но и при подготовке костюмов и декораций, установили связи живых существ в окружающем мире.

Одна из самых больших проблем в организации совместной деятельности – это разный уровень подготовки детей. К.Д. Ушинский в своих педагогических трудах показал, что нельзя ставить одну общую цель для воспитания всех детей (людей). Люди не могут быть одинаково всесторонни, умны и умелы. Неодинаково их общественное положение, и это определяет различия в постановке воспитательных целей. Общим для всех людей является стремление к счастью. Счастье в самом труде, и целью воспитания должны быть отыскание для каждого соответствующего ему труда и подготовка его к труду, в котором он и найдет свое счастье. Это может быть деятельность земледельца или ремесленника, кабинетного ученого или художника, но обязательно свободная и любимая.  На мой взгляд, К.И. Чуковский, тот Мастер слова, который своими произведениями помогает детям и их родителям нарисовать свой счастливый жизненный путь.

Как организатор совместной деятельности, при достижении поставленной цели, постаралась для каждого ребёнка определить оптимальный маршрут следования и наибольшего индивидуального развития через роль в детском спектакле, т. е найти собственную тропинку открытия новых знаний (сюжетные игры, этюды разных видов, упражнения на отработку речи, дикции, танцевальных движений, викторины, занятия актёрским мастерством). Трудности в постановке пьесы были, но радость, кропотливый труд и увлечённость в создании волшебного мира героев у детей были безграничными, что и повлияло на конечный результат.

Выступление на основном этапе является самым волнующим и ответственным этапом в создании интеллектуального продукта. Ребёнок получает возможность заявить о себе и поверить в себя, ощутить радость общения со сверстниками и взрослыми. Осуществляется социально – личностное развитие ребёнка, формируется чувство ответственности за общее дело.

Поделюсь своими впечатлениям о совместном творчестве с детьми и родителями на разных этапах проектной работы, постараюсь описать палитру ощущений, эмоциональный настрой, переживания детей – как основу зарождения глубоких чувств, эмоциональной отзывчивости, что, по мнению К.Д.Ушинского, на этапе становления личности выходит на первый план. Это, в свою очередь, оказывает огромное влияние на развитие высокого уровня культуры школьника, нравственных позиций ребёнка. Формирование актёрского состава для постановки пьесы было ключевым моментом на начальном этапе работы над проектом. Все дети класса были вовлечены в этот процесс. Гениальность произведения К.И. Чуковского постаралась подчеркнуть музыкальными произведениями прославленных композиторов. Длительный поиск подходящего материала дал результаты. Лёгкая мелодия музыкальной сюиты Бориса Александровича Чайковского из кинофильма «Женитьба Бальзаминова» соответствует настроению Мухи, которая спешит на базар за покупками ко дню рождения. Шутливый тон интермедии подчёркивает юмористический стиль начала сказки о насекомых, которые намекают нам на образы людей. Вместе с родителями проведена большая работа по подготовке реквизита «Товары для рынка» для постановки этого отрывка сказки. Сцена «Нападения Паука на Муху» погружает актёров в мир, наполненный переживаниями за жизнь Мухи. На репетиции этой сцены детям объясняют, что в жизни, к сожалению, бывают чрезвычайные ситуации. Наша задача – научиться противостоять неудачам, не сдаваться, искать выход из разных ситуаций. Дети сумели выразить чувства персонажей: ничего не предвещало беды, но радость на лицах детей сменяется испугом. Музыкальный отрывок из детской оперы – мюзикла В. Назарова «Муха – Цокототуха» усиливает напряжение новой сцены спектакля – появлением Паука, который в танце плетёт невидимую паутину. Детям очень интересно играть свои роли, так как мелодия оказывает мощное психологическое и педагогическое воздействие на детей и взрослых. Они переживают за главную героиню – несчастную Муху, и за то положение, в котором она оказалась – все друзья её покинули. Воспитательное значение следующей сценки на фоне музыкального отрывка из произведения Н.А.Римского – Корсакова ««Полёт шмеля» подчёркивается появлением отважного героя – маленького комарика. Муха спасена! Герои сказки ликуют! Коварный враг побеждён. Звучат восторженные возгласы всех участников сказки, которая заканчивается прекрасным событием. Поучительный поворот событий сказки несёт с собой нравственное начало любого честно прожитого дня. Свадебный танец главных персонажей и гостей Мухи примиряет всех насекомых, но напоминает нам о важности человеческого доброго отношения друг к другу. Спектакль проходит на одном дыхании, никого не оставляет равнодушным. Бурные аплодисменты и позитивные эмоции от проделанного труда – главная награда для детей. Впереди – защита нашего проекта.

Использование в работе со школьниками инновационного подхода в организации урочной и внеурочной деятельности принесло соответствующие плоды. Плодотворная работа способствовала личностному росту учащихся класса, воспитанию сильной, трудолюбивой, творческой, жизнеспособной личности.

В феврале 2019 года в нашей школе состоялась ежегодная традиционная научно – практическая конференция по теме «Поиск и творчество». Девизом конференции стали слова «Гореть самим, зажечь других». На этом мероприятии ребята разных возрастных групп нашего учебного учреждения представили свои проектные работы. Защищать результаты работы нашего коллектива над проектом была предоставлена талантливому, любознательному, трудолюбивому учащемуся класса – Гусакову Даниилу.

 

Доклад ученика 2 класса «Д» по защите коллективного межпредметного творческого проекта «Познание окружающего мира через сказку

К.И.Чуковского «Муха –Цокотуха».

 

t1589806740aa.pngt1589806740ab.png

 

 

(Слайд 1). Здравствуйте, меня зовут Гусаков Даниил. Я представляю коллективный творческий проект «Познание окружающего мира через сказку К.И.Чуковского «Муха -Цокотуха» (Слайд 2).

 

t1589806740ac.png t1589806740ad.png

С -1 С -2

Актуальность проекта: высокий уровень заинтересованности наших родителей и учителей в подготовке образованных и культурных людей.

Цель проекта: посредством игры развить творческие способности детей. (Слайд 3)

t1589806740ae.png t1589806740af.png

С -3 С -4

Задачи проекта:

1)Создание условий для активного самовыражения, развития творческих способностей детей в урочной и внеурочной деятельности.

Нами была выдвинута гипотеза: сможем ли мы – учащиеся 2 класса «Д» расширить свои представления об окружающем мире, сделать новые открытия в мире познания и подарить друг другу радость от новых впечатлений и положительных эмоций?

Начинаем наш путь творческих открытий! Мы задумались… (Слайд 4).

-Хорошо ли читают ребята нашего класса? По результатам проверки техники чтения в начале года было выявлено, что ниже уровня нормы читают – 21 % учеников класса, достигли хороших результатов – 52 % учащихся, выше уровня нормы – 26 %. (Слайд 5).

 

t1589806740ag.pngt1589806740ah.png

С -5 С -6

Знают ли ребята произведения отечественных и зарубежных классиков? (Слайд 6) Можно ли через погружение в сказочный мир больше узнать об окружающем мире, повысить уровень культуры детей и взрослых, развить творческие способности по разным предметам?

(Слайд 7) Мы продумали этапы проекта. Главная задача в нашей работе - постановка спектакля! Наш выбор темы проекта оказался не из лёгких. Но мы не унывали и на этапе подготовки решили лучше познакомиться с жизнью и творчеством К.И. Чуковского.

 

t1589806740ai.png

С -7

Подготовительный этап (Слайд 8).

t1589806740aj.pngt1589806740ak.png

С -8 С -9

Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский. Настоящее его имя – Николай Эммануилович Корнейчуков, русский советский публицист, литературный критик, переводчик и литературовед, детский писатель, журналист. (Слайд 9).

Несмотря на многогранность своей творческой деятельности, с именем Корнея Чуковского мы в первую очередь связываем множество детских сказок, которые подарил нам поэт.

Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: "Жил да был крокодил, он по улицам ходил". Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.

Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки об его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет "Федорино горе”.

Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: "Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!”

Нам стало интересно, а много ли произведений написал Корней Иванович Чуковский? (Слайд 10).

t1589806740al.pngt1589806740am.png

С -10 С -11

Чтобы ответить на этот вопрос, мы пошли в школьную библиотеку. Там нашли книги с произведениями Чуковского и составили список. А потом мы устроили соревнование «Кто лучше всех знает произведения Чуковского?».

Итоги этого соревнования можно увидеть на этой таблице. Первые пять человек, прочитавшие книги Чуковского, стали суперчитателями! (Слайд-11). Потом у нас прошла викторина по произведениям Корнея Ивановича Чуковского. Были интересные задания и для команд, и для болельщиков.

А вы читали произведения Чуковского? Сколько Чуковский стихов написал?

В этой таблице опубликованы самые известные произведения К.И.Чуковского для детей. (Слайд 12).

 

t1589806740an.pngt1589806740ao.png

С -12 С -13

Мы поняли, что такие удивительные произведения для детей может написать образованный, воспитанный и одарённый человек.

Ярким подтверждением таланта писателя являются сказки самого К. И. Чуковского. Перечитывая эти произведения, невольно ловишь себя на мысли о том, что погружаясь в сказочный мир, иногда хочется в отчаянии закричать или удивиться: как можно было так поступить? А потом улыбнуться, порадоваться вместе с героями этих произведений счастливому финалу.

Ребятам нашего класса очень понравился сюжет сказки «Муха – Цокотуха». (Слайд 13). 1924 год ознаменован созданием «Мухи-цокотухи». В своих воспоминаниях автор делится интересными моментами, которые произошли во время написания этого шедевра. Ясным жарким днем 29 августа 1923 года Чуковского охватила безмерная радость, он ощутил всем сердцем, как прекрасен мир и как хорошо в нем жить! (Слайд 14).

 

t1589806740ap.png

С -14

Строки стали рождаться сами собой. Он взял карандаш, клочок бумаги и быстро стал набрасывать строки. Расписывая свадьбу мухи, автор чувствовал себя женихом на этом событии. В этот день пришло вдохновение!

Основной этап

 

t1589806740aq.png

С -15

Решено: будем инсценировать произведение «Муха – Цокотуха». А я буду в роли рассказчика. Скоро поняли, что только для постановки детского спектакля, нам нужно будет узнать о людях разных профессий, как сценарист, режиссёр, художник, артист, хореограф, композитор, декоратор.

Через 1 неделю план наших действий выглядел так: (Слайд 15) .

Результат нашей работы мы воплотили через несколько недель плодотворного труда. (Показ видеофрагмента). (Слайд 16).

t1589806740ar.png

С -16

Чему же нас научила сказка К.И.Чуковского? (Слайд 17).

 

t1589806740as.pngt1589806740at.png

С -17 С -18

Вместе с героями этого произведения мы открыли необыкновенный мир знаний. (Слайд 18).

t1589806740au.pngt1589806740av.png

С -19 С -20

Несмотря на простоту и увлекательность сказки, она преподносит важный жизненный урок, который лучше всего усвоить в детстве. (Слайд 19).

Для того чтобы тебя уважали, не обязательно быть могучим и сильным - нужно творить добрые поступки и всегда оказывать помощь слабым. (Слайд 20).

Гипотеза подтвердилась!!! (Слайд 21)

 

t1589806740aw.png t1589806740ax.png

С -21 С -22

Работа над проектом подарила нам море позитивных впечатлений! Наш проект оказался не только творческим, но и межпредметным. Благодаря работе над этим проектом мы не только улучшили навыки юного читателя, развили в себе музыкальные способности и эстетический вкус, но и научились анализировать поступки героев, писать отзыв по прочитанному произведению. (Слайд 22).

Что за чудесные стихи у нашего Чуковского !

Учат многому они и детей, и взрослого!

Учат выдержке и воле, доброте безмерной!

Не ругаться, не сдаваться, быть послушным, смелым!

Любить природу, мир людей. Не быть сердитым, подлым.

Иметь побольше нам друзей, и быть счастливым, добрым!

 

Результаты проектной деятельности: (Слайд 23)

t1589806740ay.png

 

С -23

Каких результатов мы достигли? Ребята 2 класса «Д» расширили свои представления об окружающем мире, сделали много открытий по разным предметным областям, обогатили свой жизненный опыт, раскрыли свой творческий потенциал, стали дружнее и умнее.

 

t1589806740az.png

 

 

t1589806740ba.jpg t1589806740bb.jpg

 

 

 

 

Это наша общая победа!

 

 

t1589806740bc.jpg

 

 

 

Источники информации:

 

1.Библиотека мировой литературы для детей. Корней Чуковский.

Стихи и сказки. От двух до пяти. Издательство «Детская литература». 1981 г.

2. Давыдова Г. А. Дорога в будущее. О современных теориях креативности и одаренности // Психологический журнал. – 1999г.-№3.
3. Матюшкин А. М. Концепции творческой одаренности // Вопросы психологии.1989г.
4.Одаренные дети: Пер с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого В.М.М.:«Прогресс»,1991г.
5. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991.Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М.,2000г.
6. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997 г.

7.Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. - М.; Л., 1950. -Т. 10. -С. 373.

Педагогические сочинения: В 6 т. - Т. 6. - С. 329.

https://ru.wikipedia.org/wiki/

http://46shkola.ucoz.ru/blog/chemu_uchat_skazki_dedushki_chukovskogo/2012-04-18-13

http://www.litrasoch.ru/moral-v-skazkax-chukovskogo-mojdodyr-i-telefon/

https://ipleer.fm/artist/1032934-Myuzikl_Muha_Cokotuha/

http://fb.ru/article/162652/proizvedeniya-chukovskogo-dlya-detey-spisok-proizvedeniya-korneya-ivanovicha-chukovskogo

 

 

Опубликовано


Комментарии (2)

Голдина Лилия Вильевна, 19.05.20 в 14:37 0 Ответить Пожаловаться
Татьяна Михайловна, большое спасибо за представленный ресурс и желание делиться с коллегами. Ваш материал, несомненно, будет полезен учителям. А проект ученика, который Вы представили, очень понравился. Замечательная работа, достойна заслуженной награды (1 место). Молодцы!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.