Методическая разработка проверочной работы по изобразительному искусству (ДПИ) для 5 класса
Бычкова Елена Анатольевна
Учитель изобразительного искусства, « МБОУ СОШ №24»
Иркутская область .г.Братск.
Методическая разработка проверочной работы по изобразительному искусству (ДПИ) для 5 классаТема: Декоративно-прикладное искусство: основы и виды.
Цель работы: Оценить уровень усвоения учащимися 5 класса теоретических знаний и практических навыков по теме "Декоративно-прикладное искусство", а также их способность применять полученные знания в творческой деятельности.
Задачи работы:
Проверить знание учащимися основных понятий и терминов, связанных с ДПИ.
Оценить понимание учащимися различных видов и техник ДПИ.
Выявить умение учащихся анализировать произведения ДПИ, выделять их основные элементы и особенности.
Оценить творческий потенциал учащихся и их способность к самостоятельной работе.
Форма проведения: Комбинированная проверочная работа, включающая теоретические вопросы и практическое задание.
Время проведения: 1 урок (45 минут).
Материалы для учащихся:
Листы бумаги формата А4 (для практического задания).
Простые карандаши.
Ластики.
Цветные карандаши или фломастеры (по желанию).
Листы с заданиями.
Структура проверочной работы:
Проверочная работа состоит из двух частей:
Часть 1:
Теоретические вопросы (15 минут)
Тип заданий: Тест с выбором одного или нескольких правильных ответов, задания на соотнесение, короткие ответы.
Примерные вопросы:
Что такое декоративно-прикладное искусство?
а) Искусство, создающее предметы быта с художественной ценностью.
б) Искусство, изображающее природу.
в) Искусство, создающее портреты.
г) Искусство, изображающее исторические события.
Соотнесите вид ДПИ с его описанием:
1.Гончарное дело
2.Вышивка
3.Резьба по дереву
4.Лоскутное шитье
а)Создание изделий из глины.
б)Украшение ткани узорами с помощью ниток.
в)Создание узоров путем вырезания из дерева.
г)Создание изделий из кусочков ткани.
Назовите не менее трех видов декоративно-прикладного искусства, которые вы знаете.
Какие материалы могут использоваться в ДПИ? (Выберите несколько вариантов)
а) Глина
б) Ткань
в) Камень
г) Бумага
д) Металл
е) Пластилин
Что такое орнамент?
а) Случайное расположение линий и фигур.
б) Художественный узор, построенный на ритмическом повторении геометрических или растительных элементов.
в) Изображение человека.
г) Изображение животного.
Часть 2: Практическое задание (25 минут)
Тип задания: Творческое задание, направленное на применение полученных знаний и развитие творческих способностей.
Задание: Создайте эскиз декоративной тарелки или панно, используя элементы народного орнамента.
Инструкция:
Выберите один из видов орнамента: геометрический, растительный или зооморфный (изображение животных).
Придумайте свой собственный узор, используя выбранные элементы. Помните о ритмическом повторении и гармоничном сочетании форм.
Нарисуйте эскиз на листе бумаги формата А4. Вы можете использовать простой карандаш, а затем, по желанию, раскрасить свой эскиз цветными карандашами или фломастерами.
Постарайтесь сделать ваш эскиз аккуратным и выразительным.
Критерии оценивания:
Часть 1 (Теоретические вопросы):
Правильность ответов на тестовые вопросы (вес: 50% от общей оценки за теоретическую часть).
Точность и полнота ответов на вопросы, требующие короткого ответа (вес: 50% от общей оценки за теоретическую часть).
Часть 2 (Практическое задание):
Соответствие заданию: Наличие элементов орнамента, соответствие выбранному типу орнамента (10 баллов).
Оригинальность и творческий подход: Самостоятельность в создании узора, нестандартные решения (10 баллов).
Композиция и гармония: Ритмичность, баланс элементов, общее впечатление от эскиза (10 баллов).
Аккуратность исполнения: Четкость линий, чистота работы, использование цвета (если применимо) (10 баллов).
Максимальное количество баллов за проверочную работу: 100 баллов.
Шкала перевода баллов в оценку:
90-100 баллов – "5" (отлично)
75-89 баллов – "4" (хорошо)
60-74 балла – "3" (удовлетворительно)
Менее 60 баллов – "2" (неудовлетворительно)
Примерный лист с заданиями для учащихся:

Проверочная работа по изобразительному искусству (ДПИ)
5 класс
Фамилия, Имя: _____
Дата: _____
Часть 1: Теоретические вопросы (15 минут)
Что такое декоративно-прикладное искусство?
а) Искусство, создающее предметы быта с художественной ценностью.
б) Искусство, изображающее природу.
в) Искусство, создающее портреты.
г) Искусство, изображающее исторические события.
Соотнесите вид ДПИ с его описанием:
Гончарное дело
Вышивка
* Резьба по дереву
* Лоскутное шитье
* Создание изделий из глины.
* Украшение ткани узорами с помощью ниток.
* Создание узоров путем вырезания из дерева.
* Создание изделий из кусочков ткани.
Назовите не менее трех видов декоративно-прикладного искусства, которые вы знаете.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________\
Какие материалы могут использоваться в ДПИ? (Выберите несколько вариантов)
а) Глина
б) Ткань
в) Камень
г) Бумага
д) Металл
е) Пластилин
Что такое орнамент?
а) Случайное расположение линий и фигур.
б) Художественный узор, построенный на ритмическом повторении геометрических или растительных элементов.
в) Изображение человека.
г) Изображение животного.
Часть 2: Практическое задание (25 минут)
Задание: Создайте эскиз декоративной тарелки или панно, используя элементы народного орнамента.
Инструкция:
Выберите один из видов орнамента: геометрический, растительный или зооморфный (изображение животных).
Придумайте свой собственный узор, используя выбранные элементы. Помните о ритмическом повторении и гармоничном сочетании форм.
Нарисуйте эскиз на листе бумаги формата А4. Вы можете использовать простой карандаш, а затем, по желанию, раскрасить свой эскиз цветными карандашами или фломастерами.
Постарайтесь сделать ваш эскиз аккуратным и выразительным.

Критерии оценивания:
Часть 1 (Теоретические вопросы):
Правильность ответов на тестовые вопросы (вес: 50% от общей оценки за теоретическую часть).
Точность и полнота ответов на вопросы, требующие короткого ответа (вес: 50% от общей оценки за теоретическую часть).
Часть 2 (Практическое задание):
Соответствие заданию: Наличие элементов орнамента, соответствие выбранному типу орнамента (10 баллов).
Оригинальность и творческий подход: Самостоятельность в создании узора, нестандартные решения (10 баллов).
Композиция и гармония: Ритмичность, баланс элементов, общее впечатление от эскиза (10 баллов).
Аккуратность исполнения: Четкость линий, чистота работы, использование цвета (если применимо) (10 баллов).
Максимальное количество баллов за проверочную работу: 100 баллов.
Шкала перевода баллов в оценку:
90-100 баллов – "5" (отлично)
75-89 баллов – "4" (хорошо)
60-74 балла – "3" (удовлетворительно)
Менее 60 баллов – "2" (неудовлетворительно)
Методические рекомендации для учителя:
Подготовка: Перед проведением проверочной работы необходимо провести серию уроков, посвященных теме "Декоративно-прикладное искусство", изучить основные виды ДПИ, материалы, техники и элементы орнамента. Желательно показать учащимся примеры различных произведений ДПИ, провести анализ их композиции и декоративных особенностей.
Инструктаж: Перед началом работы необходимо четко и понятно объяснить учащимся структуру проверочной работы, правила выполнения каждого задания и критерии оценивания. Убедиться, что все учащиеся поняли, что от них требуется.
Контроль: Во время выполнения работы учитель должен осуществлять наблюдение за работой учащихся, отвечать на возникающие вопросы (не подсказывая правильные ответы), следить за соблюдением регламента.
Анализ результатов: После проведения проверочной работы необходимо тщательно проанализировать результаты. Выявить типичные ошибки, которые допустили учащиеся, и на основе этого скорректировать дальнейшую работу по теме. Особое внимание следует уделить анализу практических работ, выявляя сильные и слабые стороны в творческом подходе учащихся.
Обратная связь: По возможности, провести краткий разбор типичных ошибок и удачных решений с классом, не называя имен. Это поможет учащимся лучше понять свои недочеты и увидеть примеры успешного выполнения заданий.
Дифференциация: Для учащихся, которые быстро справляются с заданиями, можно предложить дополнительные творческие задания, например, придумать название для своего эскиза или описать, какие материалы могли бы быть использованы для его воплощения в реальном изделии.