Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области
«Авиационный техникум имени В.А. Казакова»
УТВЕРЖДАЮ
Зав. филиалом
_________________
«_______» ______________2025 г.
Цикловая комиссия специальности 12.02.01 Авиационные приборы и комплексы
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ВИКТОРИНЕ НА ТЕМУ
«АВИАЦИОННЫЕ ПРИБОРЫ»
учебной дисциплины/ (МДК) | | ||
| |||
для студентов | 2 | курса очной формы обучения | |
| |||
специальности | 12.02.01 Авиационные приборы и комплексы | ||
РАССМОТРЕНО | СОСТАВИЛ: | |||||||||||
на заседании цикловой комиссии | ||||||||||||
Авиационные приборы и комплексы |
| Логвиненко Ольга Александровна | ||||||||||
| | |||||||||||
Протокол | № | | | | ||||||||
| ||||||||||||
от « | | » | | 2025 года | ||||||||
Председатель ПЦК: | ||||||||||||
| | |||||||||||
| ||||||||||||
Жуковский, 2025 г.
Содержание
1. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВИКТОРИНЫ 4
2. РОЛЬ ВИКТОРИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «АВИАЦИОННЫЕ ПРИБОРЫ И КОМПЛЕКСЫ» 6
1. Цель и задачи викторины
Цель: активизировать познавательную деятельность студентов специальности «Авиационные приборы и комплексы» посредством интерактивной формы контроля знаний, способствовать формированию системного понимания устройства, принципов работы и назначения основных авиационных приборов, а также истории развития авиационной науки и техники.
Задачи:
— Проверить уровень усвоения теоретических знаний по темам: история авиации, классификация приборов, принципы измерения параметров полета, работа основных систем самолета.
— Развить навыки критического мышления, анализа ситуаций и принятия решений в условиях нестандартных вопросов (например, оценка показаний приборов в экстремальных условиях).
— Сформировать у студентов умение работать с информацией в режиме реального времени, развивать командное взаимодействие (если проводится в группах).
— Способствовать мотивации к самостоятельному изучению учебного материала через игровую форму.
— Оценить готовность студентов к практическому применению знаний о приборах в условиях имитации полетной обстановки.
Для разработки и проведения викторины использовались:
— Платформа Moodle — система управления обучением (LMS), позволяющая создавать интерактивные курсы, тесты, викторины и отслеживать прогресс студентов.
— Плагин Game возможностью настройки:
режима реального времени (Live Quiz): все студенты видят один и тот же вопрос одновременно, могут отвечать в течение заданного времени. Ответы фиксируются автоматически.
подсчета баллов и рейтинг: автоматическая оценка ответов, формирование таблицы лидеров.
обратной связи: после каждого вопроса можно сразу показывать правильный ответ и пояснение.
таймера: установка времени на ответ (например, 30–60 секунд) для создания напряженности и тренировки быстрого мышления.
Преподаватель загружает вопросы викторины в Moodle → Создает новый тест → Выбирает тип "Game". Нажимает «Начать тест».
Студенты заходят на сайт преподавателя (личный курс в Moodle) → Нажимают на ссылку «Присоединиться к тесту» → Отвечают на вопросы в реальном времени.
По окончании автоматически формируется результат, график успеваемости, статистика по каждому вопросу.
Преподаватель может провести разбор ошибок, объяснить спорные моменты, дать дополнительные задания.
РОЛЬ ВИКТОРИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «АВИАЦИОННЫЕ ПРИБОРЫ И КОМПЛЕКСЫ»Эта викторина является важным элементом комплексной подготовки будущих инженеров-прибористов:
— Формирует профессиональную базу: студенты должны знать не только устройство приборов, но и их историю, принципы работы, особенности эксплуатации, возможные неисправности.
— Развивает ситуационное мышление: вопросы типа «что делать, если…» помогают подготовиться к реальным ситуациям в авиации, где ошибка может стоить жизни.
— Укрепляет междисциплинарные связи: вопросы затрагивают аэродинамику, физику, историю, конструкцию самолета — что важно для комплексного подхода к проектированию и обслуживанию приборов.
— Повышает интерес к предмету: игровая форма снижает стресс, повышает вовлеченность, делает процесс обучения более живым и запоминающимся.
ПОЯСНЕНИЯ К ВОПРОСАМ И ВАРИАНТАМ ОТВЕТОВВопрос 1: Кто считается «отцом русской авиации»? Подсказка: основоположник теоретической аэродинамики в России, создал первую аэродинамическую трубу.
Правильный ответ: Николай Егорович Жуковский
Пояснение: Жуковский — выдающийся ученый, заложивший основы современной аэродинамики. Его работы легли в основу проектирования крыла самолета, он создал первую в России аэродинамическую трубу в 1905 году.
Дополнительные вопросы:
Какие еще ученые внесли вклад в развитие авиации в России?
Что такое аэродинамическая труба и зачем она нужна?
Какова роль Жуковского в создании ЦАГИ?
Вопрос 2: Что означает аббревиатура «АЭРОФЛОТ»?
Правильный ответ: Акционерное общество «Аэрофлот — Российские авиалинии» (ранее — Авиационный флот).
Пояснение: Аэрофлот — старейшая авиакомпания в мире, основанная в 1923 году. Название происходит от слов «Авиационный флот».
Дополнительные вопросы:
Когда был создан Аэрофлот?
Какие самолеты первыми эксплуатировались в Аэрофлоте?
Почему Аэрофлот стал символом советской гражданской авиации?
Вопрос 3: Какого цвета «чёрный ящик» в самолете?
Правильный ответ: Оранжевый (или ярко-красный)
Пояснение: «Черный ящик» — это два прибора: регистратор полетных данных (FDR) и голосовой регистратор (CVR). Они окрашены в яркий оранжевый цвет для удобства поиска на месте крушения.
Дополнительные вопросы:
Что именно записывает FDR и CVR?
Какие данные хранятся в черном ящике?
Какие требования предъявляются к прочности и огнеупорности «черного ящика»?
Вопрос 4: Что это за прибор?

Пример правильного ответа: авиагоризонт (индикатор положения самолета).
Пояснение:
Авиагоризонт — основной прибор для ориентировки пилота в пространстве, особенно в условиях отсутствия визуальной связи с землёй (слепой полёт). Он показывает:
Тангаж — угол носа самолёта относительно линии горизонта (вверх/вниз),
Крен — наклон крыльев относительно горизонта (влево/вправо).
На шкале прибора изображён условный силуэт самолёта, а фон — искусственный горизонт, разделённый на «небо» (обычно синий) и «землю» (коричневый или чёрный). Стрелки или маркеры могут дополнительно указывать углы крена и тангажа.
Дополнительные вопросы для более глубокого понимания:
Чем отличается авиагоризонт от компаса?
Какие типы авиагоризонтов существуют?
Почему авиагоризонт называют «основным прибором слепого полёта»?
Что делать, если авиагоризонт «завалился» или перестал работать в полёте?
Как влияет ускорение самолёта на показания авиагоризонта?
Как проверяется работоспособность авиагоризонта перед полётом?
Вопрос 5: Что такое «стабилизатор» в конструкции самолета?
Правильный ответ: горизонтальное оперение самолета, обеспечивающее продольную устойчивость.
Пояснение: стабилизатор — часть хвостового оперения, на котором установлен руль высоты. Он обеспечивает устойчивость самолета по тангажу.
Дополнительные вопросы:
Чем отличается стабилизатор от руля высоты?
Что такое «плавающий стабилизатор»?
Как изменение положения стабилизатора влияет на управляемость самолета?
Вопрос 6: Какой из этих документов НЕ используется авиационным техником при выполнении работ?
✅ Правильный ответ: FCOM (Flight Crew Operating Manual)
Пояснение:
AMM (Aircraft Maintenance Manual) — руководство по техническому обслуживанию самолёта. Содержит инструкции по выполнению всех видов ТО, проверок, замене узлов и агрегатов. Обязателен для техника.
IPC (Illustrated Parts Catalog) — иллюстрированный каталог деталей. Позволяет точно идентифицировать запчасти, их номера, расположение и взаимозаменяемость. Необходим при заказе и монтаже компонентов.
SRM (Structural Repair Manual) — руководство по ремонту конструкции. Содержит данные о допустимых повреждениях, методах ремонта фюзеляжа, крыла, оперения и т.д. Используется при структурном ремонте.
FCOM (Flight Crew Operating Manual) — руководство по эксплуатации для экипажа. Содержит информацию о полётных процедурах, системах управления, аварийных ситуациях — всё, что нужно пилоту, но не технику. Техник не использует FCOM при проведении ТО или ремонта.
Дополнительные вопросы для углублённого понимания:
Чем отличается AMM от FCOM?
Какие ещё документы относятся к «технической документации»?
Что такое AD (Airworthiness Directives)? Зачем они нужны?
Кто отвечает за актуализацию технической документации на предприятии?
Может ли техник использовать FCOM для диагностики неисправности?
Что делать, если в AMM нет процедуры для конкретной неисправности?
Какие последствия могут быть при использовании устаревшей версии AMM?
Вопрос 7: Вы проводите предполетный осмотр. На фюзеляже рядом с двигателем видна капелька масла. Что делать?
Правильный ответ: сообщить механику, не допускать вылета до устранения неисправности.
Пояснение: любая утечка масла — потенциальный признак неисправности двигателя или системы смазки. Без диагностики и устранения — вылет запрещен.
Дополнительные вопросы:
Какие еще признаки неисправности двигателя нужно проверять при предполетном осмотре?
Что такое «капельная утечка» и чем она опасна?
Какие действия предпринимает экипаж при обнаружении утечки в полете?
Вопрос 8: представьте, что вы в густом тумане и видите только показания одного прибора. Его символы: маленький самолетик и линия горизонта. Нос «самолетика» находится на две черточки выше линии горизонта, а «крылья» наклонены на 10° вправо. Что делает самолет?
Правильный ответ: самолет набирает высоту и выполняет правый разворот.
Пояснение: это показания Индикатора положения самолета (ИПС) — основного прибора для ориентировки в условиях отсутствия визуальной связи с землей. Нос вверх — набор высоты, наклон крыльев — крен и разворот.
Дополнительные вопросы:
Что такое «слепой полет» и почему он опасен?
Какие еще приборы нужны для полета в условиях плохой видимости?
Что такое «инструментальный полет» и как он отличается от визуального?
Вопрос 9: Какой основной принцип лежит в основе работы гироскопических приборов в авиации?
Правильный ответ: свойство гироскопа сохранять направление своей оси вращения в пространстве (гироскопическая устойчивость).
Пояснение: гироскопы используются в курсовых приборах, автопилотах, указателях крена и тангажа. Их принцип основан на законе сохранения момента импульса.
Дополнительные вопросы:
Что такое прецессия гироскопа и как она используется в авиации?
Почему гироскопические приборы требуют подпитки (воздухом или электричеством)?
Какие современные аналоги гироскопов используются в цифровых приборах?
Вопрос 10: Пилот говорит бортинженеру: «Установи в аэропорту назначения давление 760 мм. рт. ст.». Для какого прибора эта команда является самой важной для точного определения высоты перед посадкой?
Правильный ответ: высотомер
Пояснение: перед посадкой пилот устанавливает на высотомере давление аэропорта назначения (QNH), чтобы прибор показывал высоту относительно уровня земли в пункте посадки. 760 мм рт. ст. — это стандартное атмосферное давление на уровне моря.
Дополнительные вопросы:
Что такое QNH, QFE, QNE?
Какое давление устанавливается на высотомере в крейсерском полете?
Почему важно точно устанавливать давление перед посадкой?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Викторина «Авиационные приборы» — это не просто игра, а эффективный образовательный инструмент, сочетающий проверку знаний, развитие практических навыков и мотивацию к обучению. Использование Moodle и плагина Game позволяет сделать процесс обучения интерактивным, адаптивным и технологичным, что особенно актуально в условиях цифровизации образования. Данная методическая разработка может быть адаптирована под любой уровень подготовки студентов и расширена за счет добавления новых вопросов, видео, симуляций и кейсов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВhttps://www.aeroflot.ru — официальный сайт Аэрофлота (история, факты).
https://www.cagi.ru — Центральный аэрогидродинамический институт им. Н.Е. Жуковского.
https://www.flightglobal.com — международные новости авиации и техники.
https://www.skybrary.aero — база знаний по авиационной безопасности и приборам (на английском).
https://moodle.org/plugins/mod_game — официальная документация плагина Game для Moodle.
1