12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Муравьева Светлана Леонидовна15
учитель биологии, МБОУ "СОШ №7 г.Йошкар-Олы"
Россия

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

(ШМО учителе предметов естественнонаучного цикла МБОУ «СОШ №7 г.Йошкар-Олы»)

НА 2017-2019, 2019-2020, 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

ШМО УЧИТЕЛЕЙ ПРЕДМЕТОВ «ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА»

ТЕМА: «Школа экологических наук»

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: Учителя МО, классные руководители, обучающиеся школы, родители обучающихся

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса.

Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются.

Многолетний опыт работы с детьми показал, что для воспитания здорового поколения детей в здоровой среде нужна хорошая конкретная программа. Сейчас мы живем именно в такое время, когда сельское хозяйство, промышленность пришли в упадок, а добыча и использование природных ресурсов: нефти, газа, угля с каждым годом наращивается.

Не секрет и то, что у выпускников школ и других заведений в целом преобладает потребительский подход к природе и очень низок уровень восприятия вместе с тем возникающих экологических проблем. А проблемы эти видит и стар, и млад. Эта программа нацеливает учащихся, чтобы они стремились практически участвовать в реальной работе по улучшению состояния окружающей среды, ее оздоровления. А основная цель программы – формирование у детей ответственного отношения к природе Суть программы – наблюдение и эксперимент.

Изучая экологию как науку, учащиеся убеждаются на практике в необходимости защиты окружающей среды от всевозможных загряз нений и разрушений. Сегодняшний школьник должен не только брать у природы, но и заботиться о ней , любить ее , разумно и рационально использовать ресурсы.

ПРОБЛЕМА: Очень актуальной стала такая проблема, как недостаточное внимание к окружающей среде, к охране природы. Я.А. Каменский рассматривал человека как органическую часть природы, живущую по ее законам, развивающеюся согласно циклам времен года. Ж.Ж. Руссо усматривал в человеке совершенное творение Бога. Чтобы сохраниться таковым, человек должен вернуться в природу, к чистоте и непосредственности ее отношений. Он первый понял опасность цивилизации и призвал: «Назад, к природе!». Общество восприняло это как недомыслие и чудачество. И.Г. Песталоцци видел в человеке сущностные силы, которые успешно развиваются лишь в условиях, максимально приближенных к природе к принципу природосообразности. В.А. Сухомлинский понимал, что знания и навыки сами по себе не воспитывают. При изменении традиционно-потребительского отношения к природе, изменяются убеждения, деятельность ученика строится в постоянном общении с природой и работой над гармонизацией нарушенной биосферы.

В настоящее время работа над проблемами экологического воспитания продолжается. Отмечается, что нередко экологическое воспитание осуществляется не комплексно, а односторонне, без использования всех возможностей. Совместная работа школы, семьи, учреждений дополнительного образования города ориентированы на создание условий для представления детям максимальных условий и средств для раскрытия их способностей , развитие творческого потенциала, социальной активности, познавательной самостоятельности.

Вовлечение в мир полезных и интересных дел, связанных с экологией, являются социальным заказом города и государства в целом по предотвращению и отвлечению детей от безделья и праздного времяпрепровождения. Это шанс найти свое призвание, быть значимым, самоутвердиться и повысить самооценку как основной фактор становления личности.

Проект «Школа экологических наук» открывает перед детьми уникальную возможность заглянуть в богатый мир природы, дать очень важную информацию о ней, а главное, решить одну из важных проблем – охрана природы!


ЦЕЛЬ:  формирование у обучающихся ответственного отношения к окружающей среде через привлечение к активной деятельности по изучению и охране природы своей местности.


ЗАДАЧИ:

- формировать у детей представления о ценности природных богатств;

- воспитание эстетического и нравственного отношения к природным объектам;

- расширениие знаний детей об окружающем мире;

- формирование умения оценивать себя ( свое состояние, поступки, поведение ) и других людей в природе;

- развитие коммуникативных навыков (умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях);

- пробуждение у детей интерес к различным видам экологической деятельности, позволяющей реализовать потребность в общении, получении новых знаний.

- активной жизненной позиции в отношении охраны природы своей местности, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

- внедрить в педагогический процесс технологию проекта.

ГИПОТЕЗА:

Мы предполагаем, что зная экологические проблемы, мы внесём свой вклад в дело экологического равновесия, научимся быть заботливыми, добрыми и ответственными гражданами нашего города.



МЕХАНИЗМ:

Учебная деятельность - рефераты, устные журналы, учебные презентации на уроке, которые способствуют освоению теории и практики охранения природы.

Внеклассная деятельность - активные формы: диспуты, дискуссии по проблемам экологии, встречи со специалистами, деловые игры, конференции об охране природы,ООПТ.

Общественно-полезная деятельность - постановка под руководством учителей исследовательских проектов, участие в городских и республиканских мероприятиях

ПЛАН РАБОТЫ

2017 - 2019 учебные годы.

Совершенствовать знания в области воспитания и обучения школьников в соответствии с учетом федеральным государственным образовательным стандартом.

Знакомиться с новыми формами, методами и примами в воспитании и обучении детей в соответствии с методической темой .

Принимать активное участие в работе школы по экологическому воспитанию.

Организовать работу с детьми и принимать участие на научно-практических конференциях, районных и республиканских методических объединениях, педагогических конкурсах, творческих работ, олимпиадах для обучающихся.

2019 – 2020 учебный год .

Творчество учителей с выходом на положительные результаты: открытые занятия т. д.

Посещать открытые уроки коллег и участвовать в обмене опытом на разных уровнях.

Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

Разработка методических пособий, дидактических и наглядных пособий для работы с детьми в области экологических знаний

Пройти курсы повышения квалификации .

2020 - 2021 г.

Повысить знания в области ИКТ и внедрять их в образовательный процесс.

Совершенствовать свои знания в области Экологии

Создание экологических проектов с учащимися и выход на ученические конференции разного уровня

Пополнять банк электронных учебных и методических материалов по образовательным областям.

Создать персональный сайт и ежемесячно его пополнять.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ

Исследовательские проекты учащихся

Апрель – месяц экологической безопасности

Классные часы по параллелям «ООПТ»

Минутки экологии на уроках

Выставка листовок «Я за чистоту нашего города» 5-8 классы

Конкурс стенгазет «Экологический вестник» 9-10 классы

Активное участие в месячнике экологической безопасности

Неделя «Экологических знаний»

Интеллектуальный марафон «Я – часть природы»

Ежегодные экологические конференции «Я за здоровый образ жизни»

Ежегодные экологические конференции «Мировые экологические кризисы»

Защита учебных экологических проектов

Фотоотчеты о проведенных мероприятиях на сайте школы

Участие в акциях «Сохрани дерево», «Плюшкин(сбор вторичного сырья), «Книге вторую жизнь», «Поделки для дома из вторсырья», «Мой чистый город» и т.д.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Реализация проекта вовлечет за собой: организацию и регулярное проведение экологических бесед, интеллектуальных игр, экскурсий, походов. Конечным результатом должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

А такого экологического воспитания можно достичь только на основе тесной связи процесса обучения на уроках и внеклассной работе. Подобная взаимосвязь обеспечивает, помимо полученных знаний, также и формирование опыта принятия решений и привычек поведения.

В процессе общения детей с окружающей природой у них формируется определённый опыт. Для этого их необходимо делать участниками практической природоохранной деятельности, которая является основным смыслом экологических воспитательных дел.


ФОРМЫ ОТЧЕТА ПЕДАГОГОВ

-теоретическое осмысление элементарных практических основ экологии ;

-групповые практические занятия, практические занятия на местности;

-индивидуальные занятия (подготовка докладов, индивидуальных проектов, исследовательской деятельности);

-общешкольные мероприятия экологической направленности(экологические праздники, классные часы, выступления,  кружки, викторины, игры и др.);

- участие в экологических  акциях;

-экскурсии, экспедиции, встречи с интересными людьми.

-рейды по выявлению экологически горячих точек



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение данной работы можно сделать выводы, что проблема экологии стоит очень остро в наше время по всему миру. Она является актуальной проблемой для населения как страныстраны, так и для нашей республики.

Чтобы реализовать и приобщить население города к природоохранной деятельности необходимо воспитывать и формировать экологическое мышление у каждой отдельной личности, а также у подростков в общеобразовательных учреждениях. При этом данное направление использовать с самого раннего возраста, с начальной школы, а также в среднем и старшем звене

ЛИТЕРАТУРА

1. Интернет-ресурсы.
2. Павлова И. М. Применение компьютерных технологий в проектной деятельности  школьников.//Информатика и образование. - 2010 г.
3. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1. М.; НИИ школьных технологий, 2006.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.