12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Красильникова Татьяна Сергеевна19

Красильникова Татьяна Сергеевна

Педагог дополнительного образования

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 154»

Красноярский край, г. Красноярск

Мониторинг объединения центра дополнительного образования в МАОУ СШ № 154 «Юный любознатель»

Краткое описание. В статье рассматривается разработанный проект мониторинга учебной деятельности объединения «Юный любознатель» в Центре дополнительного образования МАОУ СШ № 154. Разработана программа мониторинга по направлениям: качество дополнительной общеобразовательной программы, качество образовательных результатов (предметных и личностных), качество инфраструктуры и качество удовлетворённости обучающихся. Определены существенные условия и риски реализации проекта.

Основной текст. Современная модернизация содержания системы образования в значительной мере затрагивает систему дополнительного образования детей. Так например, национальный проект «Образование» в федеральном проекте «Успех каждого ребёнка» ставит целью на 2019 – 2024 гг обеспечение для детей в возрасте от 5 до 18 лет доступных для каждого и качественных условий для воспитания гармонично-развитой и социально ответственной личности путём увеличения охвата дополнительным образованием до 80% от общего числа детей, обновления содержания и методов дополнительного образования детей, развития кадрового потенциала и модернизации инфраструктуры системы дополнительного образования детей.

В своём докладе на августовском педагогическом совете министр образования Красноярского края Маковская С. И. обращала внимание на то, что приоритетом развития дополнительного образования Красноярского края является деятельность по обновлению содержания и технологий образовании.

При этом, важным также становится мониторинг образовательных результатов системы дополнительного образования. Если в общем образовании существуют единые образовательные стандарты, с которыми принято соотносить достигнутый уровень обученности, то в дополнительном образовании педагоги испытывают затруднения в оценивании образовательных результатов.

Для всестороннего удовлетворения образовательных потребностей обучающихся в интеллектуальном, духовно-нравственном и физическом совершенствовании в МАОУ СШ №154 г. Красноярска был создан Центр дополнительного образования. Данный центр осуществляет свою деятельность в шести направлениях: техническом, социально-педагогическом, художественном, естественно-научном, туристско-краеведческом, физкультурно-спортивном. Представителем естественно-научного направления для учащихся начальной школы является объединение «Юный любознатель».

У понятия «социальный заказ» достаточно много определений, но в данной работе считается более приемлемым определение С. С. Пантюхина, который выделял несколько значений понятия: субъективный смысл означает, что он формируется каким-то субъектом (государством, обществом или самим педагогом) и представляет собой результат интерпритации потребности общества, объективный апеллирует к объективному отражению текущего состояния государства, общества, рынка труда, испытывающего потребности в определенных потребностях.

В данном проекте социальный заказ на мониторинг образовательных результатов объединения «Юный любознатель» формируется на основе недавнего введения данной программы в дополнительное образование школы и представляет собой интерпретацию потребности педагога в качественной реализации образовательной программы и потребности обучающихся в качественном образовании.

Таким образом, в данном проекте можно выделить следующие субъекты:

1. Педагог как источник формирования социального заказа и организатор образовательной деятельности.

2. Обучающиеся начальной школы как участники образовательного процесса и адресаты образовательной деятельности педагога.

Цель проекта – разработка системы мониторинга образовательной деятельности в объединении дополнительного образования «Юный любознатель».

К задачам проекта можно отнести:

Выявление направлений мониторинга образовательной деятельности объединения дополнительного образования.

Разработка методов оценивания образовательной деятельности в рамках выбранных направлений.

Разработка диагностического инструментария в рамках выбранных направлений.

Разработка системы оценивания успешности реализации образовательной деятельности объединения.

Ожидаемые результаты проекта:

В проекте сформированы цель, задачи, социальных заказ, субъекты проекта.

Разработана нормативно-правовая база проекта на разных уровнях образования.

Определенны направления мониторинга качества образовательной деятельности.

Для каждого из направлений подобраны или разработаны КИМы (контрольно-измерительные материалы), включающие показатели и индикаторы качества мониторинга.

Определены существенные условия и риски реализации проекта.

Сделан вывод о разработанной системе мониторинга.

Данный проект опирается на следующие нормативно-правовые документы:

На федеральном и региональном уровне:

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ. В частности, на статью 93 «Государственный контроль (надзор) в сфере образования.

Постановление Правительства Российской Федерации от 5.08.2013 г. N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования" (с изменениями от 21 марта, 25 мая 2019 года).

Концепция региональной системы оценки качества начального общего образования в Красноярском крае от 03.08.2015 г.

Паспорт национального проекта «Обназование» на 2019 – 2020 годы от 24.12. 2018 г.

На муниципальном уровне:

Проект. Положение о мониторинге муниципальных образовательных учреждений г. Красноярска.

Дорожная карта реализации приоритетных направлений развития МСО г. Красноярска на 2019-2020 учебный год (проект для рассмотрения).

На уровне общеобразовательного организации:

Устав МАОУ СШ № 154.

Положение о структурном подразделении Центр дополнительного образования МАОУ СШ №154.

Положение о проведении внутришкольного контроля.

Положение о внутренней системе оценки качества образования МАОУ СШ № 154.

Данный проект предполагает проведение мониторинга педагогом для определения качества своей образовательной деятельности, поэтому анализ документов образовательной организации, регламентирующих правила проведения мониторинга и условия принятия решения о проведения мониторинга, стоить проводить с личной позиции преподавателя.

В положении о внутришкольном контроле в МАОУ СШ № 154 говорится о том, внутришкольный контроль осуществляет директор учреждения или по его поручению заместители по учебно-воспитательной работе, руководители методических объединений, другие специалисты. В ходе внутришкольного контроля в системе работы учителя учитывается:

выполнение государственных программ в полном объеме (прохождение материала, проведение практических работ, контрольных работ и др.);

способность к анализу педагогических ситуаций, рефлексии, самостоятельному контролю за результатами педагогической деятельности;

умение корректировать свою деятельность;

умение обобщать свой опыт;

умение составлять и реализовывать план своего развития.

Несмотря на то, что в положении о внутренней системе оценки качества МАОУ СШ № 154 говорится о мониторинге основных образовательных программ, там есть такие оценочные мероприятия, которые также можно применить и к дополнительному образованию, например мониторинг сформированности и развития метапредметных образовательных результатов, оценка уровня достижения обучающимися основных предметных и метапредметных результатов, мониторинг индивидуального прогресса обучающихся, мониторинд сформированности у обучающихся личностных УУД и т. д.

Оценка дополнительных общеобразовательных программ проводится только на этапе их внесения в школьный реестр дополнительных общеобразовательных программ по параметрам:

соответствие тематики программы запросу потребителей;

наличие документов подтверждающих этот запрос;

соответствие содержания программы заявленному направлению дополнительного образования;

соответствие структуры и содержания программы региональным требованиям (при их наличии);

наличие в программе описанных форм и методов оценки планируемых результатов освоения программы обучившимися.

При проведении данного анализа можно сделать вывод о том, что разработка системы мониторинга объединения дополнительного образования «Юный любознатель» возможна, если будет включать требования, которые содержатся в положениях внутреннего самообследования школы.

В связи с описанным выше было принято решение разрабатывать систему мониторинга по следующим направлениям:

качество дополнительной общеобразовательной программы;

качество образовательных результатов (предметные и личностные);

качество инфраструктуры;

качество удовлетворённости обучающихся.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» ведущей функцией системы дополнительного образования детей является реализация образовательных программ и образовательных услуг в целях удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. Это должно способствовать созданию условий для развития индивидуального потенциала учащихся, формированию их готовности к социальной и профессиональной адаптации.

Очень часто в дополнительном образовании образовательная деятельность оценивается по предметным результатам ребёнка: участие в олимпиадах, конкурсах смотрах, получению спортивных разрядов. Такой способ опасен тем, что фиксация предметных результатов искажает диапазон истинных достижений ребёнка, так как его личностные результаты не учитываются.

Кроме того, успешность реализации образовательной деятельности в рамках дополнительного образования, так же зависит и от косвенных признаков, таких как качество дополнительной общеобразовательной программы, инфраструктура, микроклимата в объединении дополнительного образования и удовлетворённости учеников занятиями.

Качество дополнительной общеобразовательной программы. Для проведения мониторинга качества образовательной программы в объединении дополнительного образования «Юный любознатель» была разработана таблица, которая содержит в себе критерии оценки качества соответствующие критериям положения о ВСОКО МАОУ СШ № 154 (таблица 1).

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное число баллов

Соответствие тематики программы запросу потребителя.

Актуальность тематики программы не соответствует запросу потребителя – 0 баллов.

Актуальность тематики программы соответствует запросу потребителя – 1 балл.


0-1

Наличие документов подтверждающих этот запрос.

Программа не содержит документов подтверждающих запрос – 0 баллов.

Программа содержит документы подтверждающие запрос – 1 балл.


0-1

Соответствие содержания программы заявленному направлению дополнительного образования.

Содержание программы не соответствует заявленному направлению дополнительного образования – 0 баллов.

Содержание программы соответствует заявленному направлению программы – 1 балл.


0-1

Соответствие структуры и содержания программы региональным требованиям школы.

Структура и содержание программа не соответствуют требованиям школы – 0 баллов.

Структура и содержание программы соответствуют требованиям школы – 1 балл.


0-1

Наличие в программе описанных форм и методов оценки планируемых результатов освоения программы обучившимися.

В программе отсутствуют формы и методы оценки результатов освоения программы обучившмися – 0 баллов.

Программа содержит формы и методы оценки результатов обучившимися – 1 балл.


0-1


Итого:


Таблица 1 – мониторинг качества дополнительной общеобразовательной программы.

Графа «Критерии» (критерий — тоже, что мерило) содержит совокупность признаков, на основании которых дается оценка качества дополнительной общеобразовательной программы.

Графа «Степень выраженности оцениваемого качества» включает перечень возможных уровней реализации признака качества программы. Как видно из графы, если признак не выражен, то этот критерий оценивается в 0 баллов, если признак имеет место быть, то оценивается в 1 балл.

Графа «Возможное количество баллов» должна быть тщательно продумана и заполнена самим педагогом перед началом отслеживания результатов. Для этого напротив каждого уровня необходимо проставить тот балл, который, по мнению педагога, в наибольшей мере соответствует той или иной степени выраженности измеряемого качества.

В графе «Итого» нужно выставить сумму баллов по признакам. Максимальное количество баллов должно быть не больше 5.

Успешность реализации данного показателя может также выражаться в буквенных и цветовых идексах. Буквенные и цветовые индексы использованы по аналогии с положением о мониторинге МСО Красноярска. Так, баллы, буквенные индексы и цветовая раскраска связанны следующим образом:

индекс «А» присваивается при оценке «отлично» – жёлтый цвет – 5 баллов;

индекс «В» присваивается при оценке «хорошо» – зелёный цвет – 4 балла;

индекс «С» присваивается при оценке «плохо» – голубой цвет – 3 балла.

Данную таблицу педагог заполняет самостоятельно, не ориентируясь на количество обучающихся в объединение. Индексы и цветовая полезны дя наглядности результатов всего мониторинга и для упрощения анализа улучшений в дальнейшем.

Качество образовательных результатов (предметные и личностные). Для проведения мониторинга качества предметных и образовательных результатов были взяты таблицы из методики мониторинга результатов обучения Буйловой Н. Л. и Кленовой Н. В. (таблица 2 и 3). Одна из таблиц, в частности таблица мониторинга результатов обучения по дополнительной образовательной программе (таблица 2) была немного переделана под условия образовательной деятельности объединения «Юный любознатель». Педагог самостоятельно заполняет таблицу на каждого ребёнка, ориентируясь на личное наблюдение за обучающимися и проверку разработанных им проверочных материалов (тестирование, анкетирование, контрольные задания, наблюдение).

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности

оцениваемого качества

Возможное

число

баллов

Методы

диагностики

1. Теоретическая подготовка ребёнка

1.1.Теоретические

знания (по

основным

разделам учебно-

тематического

плана программы)

Соответствие

теоретических

знаний ребёнка

программным

требованиям

Минимальный уровень – ребёнок овладел менее, чем ½ объёма знаний, предусмотренных программой

1

Наблюдение,

тестирование,

контрольный

опрос и др.

Средний уровень – объём усвоенных знаний составляет более ½

5

Максимальный уровень – освоил практически весь объём знаний, предусмотренных программой в конкретный период

10

1.2. Владение

специальной

терминологией

Осмысленность

и правильность

использования

специальной

терминологии

Минимальный уровень – ребёнок, как правило, избегает употреблять специальные термины

1

Собеседование


Средний уровень – сочетает

специальную терминологию с

бытовой

5


Максимальный уровень – специальные термины употребляет осознанно, в полном соответствии с их содержанием.

10

2. Практическая подготовка ребёнка

2.1. Практические

умения и навыки,

предусмотренные программой (по основным

разделам учебно-

тематического

плана программы)

Соответствие

практических

умений и

навыков

программным

требованиям

Минимальный уровень – ребёнок овладел менее, чем ½

предусмотренных умений и навыков

1

Контрольное

задание

Средний уровень – объём усвоенных умений и навыков составляет более ½.

5

Максимальный уровень – овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой в конкретный период.

10

2.2. Интерес к

занятиям в

детском

объединении

Отсутствие

затруднений в

использовании

специального

оборудования и

оснащения

Минимальный уровень умений – ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием.

1

Контрольное

задание

Средний уровень – работает с

оборудованием с помощью педагога.

5

Максимальный уровень – работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых затруднений.

10

2.3. Творческие

навыки

Креативность в выполнении

практических

заданий

Начальный (элементарный) уровень развития креативности – ребёнок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога

1

Контрольное

задание

Репродуктивный уровень – в основном выполняет задания на

основе образца

5

Творческий уровень – выполняет практические задания с элементами творчества.

10

3. Общеучебные умения и навыки ребёнка

3.1. Учебно - коммуникативные умения:

3.1.1 Умение

слушать и

слышать педагога

Адекватность

восприятия

информации,

идущей от

педагога

Минимальный уровень умений – ребёнок испытывает серьёзные затруднения при восприятии информации от педагога нуждается в постоянной помощи и контроле.

1

Наблюдение

Средний уровень – воспринимает информацию от педагога без частого повторения.

5

Максимальный уровень – не испытывает особых трудностей в восприятии информации.

10

3.1.2. Умение

выступать перед аудиторией

Свобода

владения и

подачи обучающимся

подготовленной информации

Минимальный уровень умений.

По аналогии с п.3.1.1.

1

Наблюдение

Средний уровень.

По аналогии с п.3.1.1.

5

Максимальный уровень.

По аналогии с п.3.1.1.

10

3.1.3. Умение

Вести полемику,

участвовать в

дискуссии

Самостоя-

тельность в

построении

дискуссионного выступления,

логика в

построении

доказательств.

Минимальный уровень умений.

По аналогии с п.3.1.1.

1

Наблюдение

Средний уровень.

По аналогии с п.3.1.1.

5

Максимальный уровень.

По аналогии с п.3.1.1.

10

3.2. Учебно-организационные умения и навыки:

3.2.1. Умение

организовать своё

рабочее (учебное)

место

Способность

Самостоятельно готовить своё рабочее место к деятельности и убирать его за собой

Минимальный уровень умений.

По аналогии с п.3.1.1.

1

Наблюдение

Средний уровень.

По аналогии с п.3.1.1.

5

Максимальный уровень.

По аналогии с п.3.1.1.

10

3.2.2. Навыки

соблюдения в

процессе

деятельности

правил

безопасности

Соответствие

реальных

навыков

соблюдения

правил

безопасности

программным

требованиям

Минимальный уровень умений.

По аналогии с п.3.1.1.

1

Наблюдение

Средний уровень.

По аналогии с п.3.1.1.

5

Максимальный уровень.

По аналогии с п.3.1.1.

10

3.2.3. Умение

аккуратно

выполнять работу

Аккуратность и ответственность в работе

Минимальный уровень умений.

По аналогии с п.3.1.1.

1

Наблюдение

Средний уровень.

По аналогии с п.3.1.1.

5

Максимальный уровень.

По аналогии с п.3.1.1.

10

Итого:


Таблица 2 – мониторинг результатов обучения ребёнка по дополнительной общеобразовательной программе.

В таблице графа «Показатели» (оцениваемые параметры) фиксирует требования, предъявляемые к обучающемуся в процессе освоения им образовательной программы. Содержание показателей интерпретирует ожидаемые результаты, которые заложены педагогом в программу. Данные показатели могут исследоваться либо по основным разделам учебно-тематического плана, либо по итогам каждого учебного года.

Совокупность измеряемых показателей разделена в таблице на несколько групп.

Первая группа показателей — теоретическая подготовка ребенка включает:

- теоретические знания по программе – то, что обычно определяется словами «Дети должны знать»;

- владение специальной терминологией по тематике программы — набором основных понятий, отражающих специфику изучаемого предмета.

Вторая группа показателей — практическая подготовка ребенка включает:

- практические умения и навыки, предусмотренные программой, — то, что обычно определяется словами «Дети должны уметь»;

- владение специальным оборудованием и оснащением, необходимым для освоения курса;

- творческие навыки ребенка — творческое отношение к делу и умение воплотить его в готовом продукте.

Третья группа показателей — общеучебные умения и навыки ребенка. Без их приобретения невозможно успешное освоение любой программы. В этой группе для начальных классов представлены:

- учебно-коммуникативные умения;

- учебно-организационные умения и навыки.

Графа «Критерии» (критерий — тоже, что мерило) содержит совокупность признаков, на основании которых дается оценка качества дополнительной общеобразовательной программы.

Графа «Степень выраженности оцениваемого качества» включает перечень возможных уровней реализации признака качества программы. Дается краткое описание каждого уровня в содержательном аспекте.

Для наглядности выделенные уровни можно обозначать соответствующими тестовыми баллами.

С этой целью введена графа «Возможное количество баллов», которая должна быть тщательно продумана и заполнена самим педагогом перед началом отслеживания результатов. Для этого напротив каждого уровня необходимо проставить тот балл, который, по мнению педагога, в наибольшей мере соответствует той или иной степени выраженности измеряемого качества. Стоить обратить внимание на то, что нужно ставить либо 1 балл, либо 5, либо 10, вариации между этими цифрами могут исказить исследование.

В графе «Методы диагностики» напротив каждого оцениваемого показателя педагогу целесообразно записать тот способ, с помощью которого он будет определять соответствие результатов обучения ребенка программным требованиям.

В графе «Итого» педагогу нужно указать общее количество баллов. Максимальное количество баллов по таблице из приложения 1 не может быть больше 110.

Успешность реализации данного показателя может также выражаться в буквенных и цветовых идексах. Так, баллы, буквенные индексы и цветовая раскраска связанны следующим образом:

индекс «А» присваивается при оценке «отлично» – жёлтый цвет – 110 баллов;

индекс «В» присваивается при оценке «хорошо» – зелёный цвет – 109 -80 баллов;

индекс «С» присваивается при оценке «плохо» – голубой цвет – 79-60 баллов.

индекс «D» присваивается при оценке «критично» – красный цвет – 59-0 баллов.

Тот же принцип заполнения таблицы присутствует в таблице мониторинга личностного развития ребёнка в процессе освоения им дополнительной общеобразовательной программы (таблица 3). В данной таблице оцениваются личностные качества ребёнка, формируемые в процессе общения со сверстниками. К таким личностным качествам относятся терпение, воля, самоконтроль, способность к самооценке, к сотрудничеству, к разрешению или провоцированию конфликтов.

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности

оцениваемого качества

Возможное

число

баллов

Методы

диагностики

1. Организационно-волевые качества

1.1. Терпение

Способность переносить

(выдерживать) известные

нагрузки в течение

определённого времени,

преодолевать трудности

Терпения хватает менее, чем на 0,5 занятия

1

Наблюдение

Более, чем на 0,5 занятия

5

На всё занятие

10

1.2. Воля

Способность активно побуждать себя к практическим действиям

Волевые усилия ребёнка побуждаются извне

1

Наблюдение

Иногда – самим

ребёнком

5


Всегда – самим

ребёнком

10

1.3.

Самоконтроль

Умение контролировать свои поступки (приводить к

должному свои действия)

Ребёнок постоянно действует под воздействием контроля извне

1

Наблюдение

Периодически контролирует

себя сам

5


Постоянно контролирует

себя сам

10

2. Ориентационные качества

2.1. Самооценка

Способность оценивать себя

адекватно реальным

достижениям

Завышенная

1

Анкетирование

Заниженная

5

Нормально развитая

10

2.2. Интерес к

занятиям в

детском

объединении


Осознанное участие ребёнка в

освоении образовательной программы


Продиктован ребёнку извне

1

Тестирование

Периодически поддерживается

самим ребёнком

5

Постоянно поддерживается

Ребёнком самостоятельно




10

3. Поведенческие качества

3.1.

Конфликтность (отношение

ребёнка к

столкновению

интересов (спору) в процессе

взаимодействия)

Способность занять

определённую позицию в

конфликтной ситуации

Периодически

провоцирует

конфликты

1

Тестирование

метод

незакончен-

ного

предложения.

Наблюдение

Сам в

конфликтах не

участвует,

старается их

избежать

5

Пытается

самостоятельно

уладить

возникающие

конфликты

10

3.2. Тип

Сотрудничества (отношение

Ребёнка к общим делам детского

объединения)

Умение воспринимать общие дела как свои собственные

Избегает участия в общих

делах

1

Тестирование

метод

незакончен-

ного

предложения.

Наблюдение

Участвует при побуждении

извне

5

Инициативен в общих делах

10

Итого:


Таблица 3 – мониторинг личностного развития ребёнка в процессе освоения им дополнительной общеобразовательной программы.

В графе «Итого» педагогу нужно также указать общее количество баллов. Только в таблице из приложения 2 максимальное количество баллов не может быть больше 70.

Успешность реализации данного показателя может также выражаться в буквенных и цветовых идексах. Так, баллы, буквенные индексы и цветовая раскраска связанны следующим образом:

индекс «А» присваивается при оценке «отлично» – жёлтый цвет – 70 баллов;

индекс «В» присваивается при оценке «хорошо» – зелёный цвет – 69 - 50 баллов;

индекс «С» присваивается при оценке «плохо» – голубой цвет – 49 - 30 баллов.

индекс «D» присваивается при оценке «критично» – красный цвет – 29-0 баллов.

Стоить отметить, что данные таблицы заполняются на каждого ребёнка и если педагогу нужно будет проверить общее качество предметных или личностных результатов обучающихся, то нужно будет вычислить среднее арифметическое по баллам. То есть сложить баллы обучающихся, разделить на количество обучающихся и так же по параметрам определить буквенный индекс и цвет качества предметных или личностных результатов обучающихся.

Качество инфраструктуры. Инфраструктура образовательной среды призвана обеспечить комплексное решение задач образовательной программы, неразвитость образовательной структуры снижает эффективность образовательного процесса и образовательных результатов.

К качеству инфраструктуры образовательной деятельности дополнительного образования относятся условия, в которых протекает обучение. В пример можно привести оснащение класса, в котором протекает занятие достаточным количеством оборудования, которое согласуется со списком материального обеспечения, указанного в дополнительной общеразвивающей программе. Кроме того, на процесс обучения могут влиять ещё такие признаки, как освещённость класса, постоянство проводимости занятий в классе, одновременное количество учебных групп в классе и т.д.

Для мониторинга данного показателя также была разработана таблица по аналогии с таблицей мониторинга качества дополнительной общеобразовательной программы (таблица 4).

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное число баллов

Соответствие наличного оборудования требованиям программы.

Школа не может предоставить достаточного количества оборудования для успешной реализации программы – 0 баллов.

Школа предоставляет достаточного количества оборудования для успешной реализации программы – 1 балл.


0-1

Удобство учебного класса для реализации образовательной программы.

Учебный класс неудобен для реализации образовательной программы – 0 баллов.

Учебный класс удобен для реализации образовательной программы – 1 балл.


0-1

Наличие постоянного учебного класса.

Занятия каждый раз проходят в разных классах (либо учебный класс отсутствует) – 0 баллов.

Занятия каждый раз проходят в одном и том же классе – 1 балл.


0-1

Количество групп в учебном классе, у которых одновременно проходят занятия.

В одном учебном классе в одно и то же время учатся две или более учебных групп из разных объединений – 0 баллов.

В одном учебном классе обучается только одна группа – 1 балл.


0-1

Соответствие учебного класса возрастной группе обучеющихся.

Учебный класс, в котором проходит занятие по дополнительному образованию, не подходит для данной возрастной группы обучающихся – 0 баллов.

Учебный класс, в котором проходит занятие по дополнительному образованию, подходит для данной возрастной группы обучающихся – 1 балл.


0-1


Итого:


Таблица 4 – Мониторинга качества инфраструктуры образовательной деятельности.

В этой таблице, так же как и в таблице мониторинга качества образовательной программы максимальное количество баллов равно 5. Это даёт право пользоваться такой же системой буквенных индексов:

индекс «А» присваивается при оценке «отлично» – жёлтый цвет – 5 баллов;

индекс «В» присваивается при оценке «хорошо» – зелёный цвет – 4 балла;

индекс «С» присваивается при оценке «плохо» – голубой цвет – 3 балла.

Данную таблицу педагог заполняет самостоятельно, не ориентируясь на количество обучающихся в объединение. Индексы и цветовая полезны дя наглядности результатов всего мониторинга и для упрощения анализа улучшений в дальнейшем.

Качество удовлетворённости обучающихся. Качество удовлетворённости обучающихся педагог может выявить двумя способами: спросить у самих обучающихся и провести математический расчёт.

Для мониторинга удовлётворённости обучающихся посредство опроса самих обучающихся была разработана специальная анкета (таблица 5).

Критерии

Степень выраженности

оцениваемого качества

Возможное

число

баллов

Фактическое число баллов

По каким причинам вы выбрали данное объединение?

Во все остальные объединения группы были уже набраны

1


Мои родители принимали участие в процессе выбора

5

Данная направленность мне интересна

10

Как вы относитесь к участию в мероприятиях объединения?

Обычно не участвую

1


Обычно участвую, но потому что так нужно

5


Всегда с удовольствием участвую

10

Вы рассказываете родителям о том, что узнали на занятиях?

Не рассказываю, потому что не помню что там было

1


Периодически рассказываю всё, что запомнил

5


Постоянно рассказываю всё и родители меня с интересом слушают

10

Полученные знания вы считаете познавательными и интересными?

Мне кажутся неинтересными знания, что дают в этом объединении

1


Иногда я получаю интересные знания, иногда неиннтересные

5


Я считаю, что получаю здесь интересные знания

10

Вам нравятся как устроены занятия?

Мне не нравится как устроены занятия

1


Мне нравится только одна из частей занятия (теоритическая или практическая)

5


Мне нравятся как устроены занятия и я с удовольствием принимаю участие и в теоритической, и в практической частях

10

Занятия в объединении помогают вам добиваться каких-то результатов?

Нет, не помогают

1


Помогают, но только в определённых сферах достижений

5


Помогают


10

Вас устраивает то, как педагогом ведёт занятия?

Нет, я считаю, что педагог не слишком хорошо преподаёт материал

1


То, как педагог ведёт занятия меня устраивает, но кое-чего не хватает

5


Меня полностью устраивает то, как педагог ведёт занятия

10

Вы довольны своими результатами от занятий?

Нет, занятия бесполезны

1


Не слишком доволен, мне хотелось бы больше

5


Полностью доволен

10

Вы бы посоветовали своим друзьям вступить в объединение?

Нет, не посоветовал бы

1


Посоветовал, но только тем, кому это интересно

5


Уже всем посоветовал

10

Итого:


Таблица 5 – мониторинг удовлетворённости обучающихся.

Данная анкета построена по аналогии с таблицами мониторинга качества предметных и личностных образовательных обучающихся результатов. В ней также присутствую определённые баллы, которые ученик выставляет в соответствии с выбранным критерием. Также присутствует недопустимость присваивания баллов отличных от «1», «5», «10». Максимально возможное количество баллов должно быть не больше 90. Значения буквенного индекса и цвета присваиваются из тех же закономерностей:

индекс «А» присваивается при оценке «отлично» – жёлтый цвет – 90 баллов;

индекс «В» присваивается при оценке «хорошо» – зелёный цвет – 89 - 70 баллов;

индекс «С» присваивается при оценке «плохо» – голубой цвет – 69 - 50 баллов.

индекс «D» присваивается при оценке «критично» – красный цвет – 49-0 баллов.

Стоить отметить, что данные таблицы заполняются на каждого ребёнка и если педагогу нужно будет проверить общее качество предметных или личностных результатов обучающихся, то нужно будет вычислить среднее арифметическое по баллам. То есть сложить баллы обучающихся, разделить на количество обучающихся и так же по параметрам определить буквенный индекс и цвет качества предметных или личностных результатов обучающихся.

Так же преподаватель может самостоятельно изучить качесвто удовлетворённости обучающихся по формула:


t1572174509aa.gif (1)


Где Ку – качество удовлетворённости обучающихся зависит от двух показателей:

Кп – количество постоянных обучающихся за учебный год.

Кв – общее количество обучающихся которые приходили заниматься в образовательное объединение.

Данная формула (1) показывает текучесть обучающихся в объединении, если полученное значение приближенно к 100% - это означает низкую текучесть, если значение намного меньше, то это показывает высокую текучесть обучающихся и их низкую удовлетворённость. Значения буквенного индекса и цвета присваиваются выводятся из данных закономерностей закономерностей:

индекс «А» присваивается при оценке «отлично» – жёлтый цвет – 100 – 95%;

индекс «В» присваивается при оценке «хорошо» – зелёный цвет – 94 – 80%;

индекс «С» присваивается при оценке «плохо» – голубой цвет – 79-50 %;

индекс «D» присваивается при оценке «критично» – красный цвет – 49% и ниже.

Риски и условия реализации. К существенным условиям проведения мониторинга можно отнести сильную личную заинтересованной педагога в качестве его образовательной деятельности, адекватное оценивание им результатов по всем направлениям мониторинга, адекватное проведение мониторинга, незаинтересованность преподавателя в улучшении показателей и т. д.

К рискам реализации проекта можно отнести:

Неточная сформулированность контрольно-измерительного аппарата, предполагающая искажение результатов мониторинга.

Личная заинтересованность педагога в улучшении результатов мониторинга.

Личная заинтересованность обучающегося в преподавательской похвале при заполнении анкеты на качество удовлетворённости обучающегося.

Для предотвращения первого риска реализации проекта можно провести предварительные исследования КИМов на каком-либо другом объединении дополнительного образования, имеющего уже известные положительные результаты мониторинга по схожим направлениям.

Для предотвращение второго риска можно поручить проведение мониторинга не педагогу объединения, а стороннему преподавателю или группе преподавателей.

Для предотвращения третьего риска анкетирование можно проводить анонимно.

В заключении можно отметить, что при создании проекта системы мониторинга объединения дополнительного образования МАОУ СШ № 154 «Юный любознатель» были достигнуты все ожидаемые результаты.

Были определены цели, задачи, социальный заказ и субъекты проекта. Была разработана нормативно-правовая база проекта на всех уровнях образования. Были определены направления мониторинга качества образовательной деятельности, такие как качество дополнительной общеобразовательной программы, качество образовательных результатов (предметных и личных), качество инфраструктуры, качество удовлетворённости обучающихся. Был разработан диагностический инструментарий для мониторинга по всем направлениям, включающий два вида таблиц для определения качества образовательной программы, инфраструктуры и образовательных результатов (всего 4 таблицы), анкета для измерения удовлетворённости учащихся и формула вычисления текучести обучающихся объединения. Была разработана система оценивания успешности реализации образовательной деятельности, включающая буквенные индексы и цвета.

Список литературы:

Андреева, Н. В. Особенности мониторинга качества образования в учреждении дополнительного образования детей из опыта работы областного детского экологического центра г. Ульяновска / Н. В. Андреева, Л. В. Бажанова. – 2013.

Буйлова, Л.Н. Методика определения результатов образовательной деятельности детей / Л. Н. Буйлова, Н. В. Клёнова // Дополнительное образование. – 2004. - № 12, 2005 - № 1.

Иванова, И. В. Мониторинг результатов и динамики развития личности воспитанников учреждения дополнительного образования детей / И. В. Иванова, Л. Г. Логинова // Образование личности. – 2013. – № 2. – с. 40 – 54.

Лушникова, О. Л. Социальный заказ школе / О. Л. Лушникова // Интеграция образования. – 2016. – Т. 20, № 4.

Пономарёва, Т. А. Мониторинг образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования (из опыта работы МБОУ ДО ДДиЮ «Факел») / Т. А. Пономарёва // МБОУ ДО ДДиЮ «Факел». – Томск. – 2017.

Сошенко, И. И. Маркетинговые исследования потребностей детей и родителей в дополнительном образовании как ресурс разработки эффективного мониторинга / И. И. Сошенко // Научно-педагогическое обозрение. – 2013. - № 1 (1). – с. 58 – 62.

Ярешко, В. А. Системный подход к мониторингу результативности образовательного процесса в детском хоровом коллективе отделения дополнительного образования детей / В. А. Ярешко // Научно-практические аспекты современного хорового искусства и образования. Вып. 2. – Санкт-Петербург, 2016. – с. 23 – 35.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.