Нестандартное домашнее задания по теме "Температура воздуха" для 6-7 классов
IV Всероссийский конкурс
педагогического мастерства
на лучшую методическую разработку
«Нестандартное домашнее задание»
Направление: география
"Температура воздуха" для 6-7 классов
Автор:
Гилязова Гузель Галимзяновна,
учитель географии
МБОУ Лицей №35 ОЦ «Галактика»,
г. Казань
2025 г.
ВАРИАНТ 1:
ДЕТЕКТИВНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ "ЗАГАДКА ТЕМПЕРАТУРНОЙ АНОМАЛИИ"
Формат: Индивидуальное или мини-групповое исследование (2-3 человека).
Задание:
Вы — команда климатических детективов. Вам поступило задание расследовать загадочный случай: «Почему в нашем городе (поселке) вчера вечером было на 3-5°C теплее, чем в соседнем лесу (или поле за городом)?»
План расследования:
Выдвижение гипотез (теоретическая часть):
Подумайте и запишите не менее 3 возможных причин этой разницы температур. Используйте знания о нагревании земной поверхности, тепловых свойствах материалов, влиянии ветра и т.д.
Примеры гипотез: "В городе много асфальта и бетона, которые днём нагреваются сильнее, а ночью отдают тепло", "В лесу влажно, и испарение охлаждает воздух".
Сбор улик (практическая часть):
Вечером (примерно в 21:00) одновременно измерьте температуру в двух точках:
Точка А (город): у своего дома (во дворе, на асфальтированной площадке, у стены дома).
Точка Б (за городом/парк): попросите помочь родственника или друга, который живёт на окраине, у леса, в частном секторе с большими участками земли. Если это невозможно, найдите большой парк или сквер вдали от дорог.
Измерения проводите в одно и то же время! Результаты запишите. Сделайте фото мест измерения (можно со своим термометром).
Анализ улик и выводы:
Сравните полученные данные. Подтвердились ли ваши гипотезы?
Напишите краткий отчёт (5-7 предложений), в котором объявите результаты своего расследования: какая причина, по вашему мнению, является главной, и что вы узнали нового.
Что развивает: навыки наблюдения, выдвижения гипотез, работы с данными, понимание понятия "городской остров тепла".

ВАРИАНТ 2:
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "ТЕМПЕРАТУРНАЯ КАРТА МОЕГО ДНЯ"
Формат: Индивидуальный творческий проект.
Задание:
Создайте не обычную, а «Ощущенческую карту температуры» для вашей квартиры, дома или школьного кабинета.
Ход работы:
Исследование: В течение одного дня в выходные пройдите по разным зонам выбранного пространства и измерьте в них температуру.
Примеры точек: подоконник на солнечной стороне, подоконник на теневой стороне, пол, середина комнаты, у балконной двери, в ванной, на кухне у плиты.
Создание карты:
Нарисуйте от руки план своей квартиры/класса.
Нанесите на него результаты измерений в виде «изотерм» — линий, соединяющих точки с одинаковой температурой. Раскрасьте разные температурные зоны в соответствующие цвета (например, тёплые — красным и оранжевым, холодные — синим и голубым).
Объяснение явлений:
На полях карты сделайте короткие комментарии-объяснения, почему в той или иной точке температура выше или ниже.
Пример: "Здесь холодно из-за сквозняка от окна", "Здесь тепло, потому что батарея и солнце", "На полу холоднее — холодный воздух тяжелее".
Что развивает: понимание принципа построения изотерм, влияние микроклимата помещений на температуру, творческий подход к визуализации данных.

ВАРИАНТ 3:
ПРОЕКТ "КОНДИЦИОНЕР СВОИМИ РУКАМИ" (С ЭЛЕМЕНТАМИ ФИЗИКИ)
Формат: Групповой проект (3-4 человека) или демонстрация для всего класса.
Задание:
Ваша задача — используя знания о процессе испарения и его влиянии на температуру, спроектировать и создать простейшую модель охлаждающего устройства ("кондиционер").
Этапы работы:
Теоретическое обоснование: Ответьте на вопрос: "Почему, когда мы выходим из воды, нам становится холодно?" Свяжите это с затратой тепла на испарение.
Проектирование и сборка: Придумайте конструкцию.
Простой пример: обернуть пластиковую бутылку с холодной водой влажным полотенцем и поставить перед включённым вентилятором.
Более сложный пример: сделать коробку с вентилятором от компьютера, внутри которой размещены трубки с постоянно смачиваемой водой тканью.
Эксперимент и замеры:
Измерьте температуру воздуха в комнате.
Включите ваше устройство и через 5-10 минут измерьте температуру воздуха на выходе из него.
Зафиксируйте разницу температур.
Презентация: Подготовьте короткое выступление (2-3 минуты), где вы:
Покажете свою модель.
Объясните принцип её работы.
Продемонстрируете результаты измерений.
Что развивает: межпредметные связи (география-физика), инженерное мышление, командную работу, понимание одного из ключевых процессов, влияющих на температуру и влажность — испарения.


Критерии оценки для любого из вариантов (озвучьте их ученикам):
Глубина понимания темы (насколько правильно объяснены причины температурных изменений).
Качество выполнения практической части (аккуратность измерений, чёткость данных).
Творческий подход и оформление.
Самостоятельность и полнота выводов.
Такие задания превращают учеников из пассивных слушателей в активных исследователей, что гораздо ценнее для запоминания и понимания материала.