Нестандартное домашнее задания по теме "Температура воздуха" для 6-7 классов

0
0
Материал опубликован Вчера в 11:32 в группе

IV Всероссийский конкурс

педагогического мастерства

на лучшую методическую разработку

«Нестандартное домашнее задание»











Направление: география


"Температура воздуха" для 6-7 классов









Автор:

Гилязова Гузель Галимзяновна,

учитель географии

МБОУ Лицей №35 ОЦ «Галактика»,



г. Казань

2025 г.




ВАРИАНТ 1:


ДЕТЕКТИВНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ "ЗАГАДКА ТЕМПЕРАТУРНОЙ АНОМАЛИИ"

Формат: Индивидуальное или мини-групповое исследование (2-3 человека).

Задание:

Вы — команда климатических детективов. Вам поступило задание расследовать загадочный случай: «Почему в нашем городе (поселке) вчера вечером было на 3-5°C теплее, чем в соседнем лесу (или поле за городом)?»

План расследования:

Выдвижение гипотез (теоретическая часть):

Подумайте и запишите не менее 3 возможных причин этой разницы температур. Используйте знания о нагревании земной поверхности, тепловых свойствах материалов, влиянии ветра и т.д.

Примеры гипотез: "В городе много асфальта и бетона, которые днём нагреваются сильнее, а ночью отдают тепло", "В лесу влажно, и испарение охлаждает воздух".

Сбор улик (практическая часть):

Вечером (примерно в 21:00) одновременно измерьте температуру в двух точках:

Точка А (город): у своего дома (во дворе, на асфальтированной площадке, у стены дома).

Точка Б (за городом/парк): попросите помочь родственника или друга, который живёт на окраине, у леса, в частном секторе с большими участками земли. Если это невозможно, найдите большой парк или сквер вдали от дорог.

Измерения проводите в одно и то же время! Результаты запишите. Сделайте фото мест измерения (можно со своим термометром).

Анализ улик и выводы:

Сравните полученные данные. Подтвердились ли ваши гипотезы?

Напишите краткий отчёт (5-7 предложений), в котором объявите результаты своего расследования: какая причина, по вашему мнению, является главной, и что вы узнали нового.


Что развивает: навыки наблюдения, выдвижения гипотез, работы с данными, понимание понятия "городской остров тепла".


t1763022675aa.jpg


ВАРИАНТ 2:

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "ТЕМПЕРАТУРНАЯ КАРТА МОЕГО ДНЯ"


Формат: Индивидуальный творческий проект.

Задание:

Создайте не обычную, а «Ощущенческую карту температуры» для вашей квартиры, дома или школьного кабинета.

Ход работы:

Исследование: В течение одного дня в выходные пройдите по разным зонам выбранного пространства и измерьте в них температуру.

Примеры точек: подоконник на солнечной стороне, подоконник на теневой стороне, пол, середина комнаты, у балконной двери, в ванной, на кухне у плиты.

Создание карты:

Нарисуйте от руки план своей квартиры/класса.

Нанесите на него результаты измерений в виде «изотерм» — линий, соединяющих точки с одинаковой температурой. Раскрасьте разные температурные зоны в соответствующие цвета (например, тёплые — красным и оранжевым, холодные — синим и голубым).

Объяснение явлений:

На полях карты сделайте короткие комментарии-объяснения, почему в той или иной точке температура выше или ниже.

Пример: "Здесь холодно из-за сквозняка от окна", "Здесь тепло, потому что батарея и солнце", "На полу холоднее — холодный воздух тяжелее".




Что развивает: понимание принципа построения изотерм, влияние микроклимата помещений на температуру, творческий подход к визуализации данных.


t1763022675ab.png




ВАРИАНТ 3:

ПРОЕКТ "КОНДИЦИОНЕР СВОИМИ РУКАМИ" (С ЭЛЕМЕНТАМИ ФИЗИКИ)

Формат: Групповой проект (3-4 человека) или демонстрация для всего класса.

Задание:

Ваша задача — используя знания о процессе испарения и его влиянии на температуру, спроектировать и создать простейшую модель охлаждающего устройства ("кондиционер").

Этапы работы:

Теоретическое обоснование: Ответьте на вопрос: "Почему, когда мы выходим из воды, нам становится холодно?" Свяжите это с затратой тепла на испарение.

Проектирование и сборка: Придумайте конструкцию.

Простой пример: обернуть пластиковую бутылку с холодной водой влажным полотенцем и поставить перед включённым вентилятором.

Более сложный пример: сделать коробку с вентилятором от компьютера, внутри которой размещены трубки с постоянно смачиваемой водой тканью.

Эксперимент и замеры:

Измерьте температуру воздуха в комнате.

Включите ваше устройство и через 5-10 минут измерьте температуру воздуха на выходе из него.

Зафиксируйте разницу температур.

Презентация: Подготовьте короткое выступление (2-3 минуты), где вы:

Покажете свою модель.

Объясните принцип её работы.

Продемонстрируете результаты измерений.



Что развивает: межпредметные связи (география-физика), инженерное мышление, командную работу, понимание одного из ключевых процессов, влияющих на температуру и влажность — испарения.


t1763022675ac.png

t1763022675ad.gif

Критерии оценки для любого из вариантов (озвучьте их ученикам):

Глубина понимания темы (насколько правильно объяснены причины температурных изменений).

Качество выполнения практической части (аккуратность измерений, чёткость данных).

Творческий подход и оформление.

Самостоятельность и полнота выводов.

Такие задания превращают учеников из пассивных слушателей в активных исследователей, что гораздо ценнее для запоминания и понимания материала.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации