12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Виктория Олеговна Приходько129 Область профессиональных интересов – психолингвистика, ономастика, текстосимметрика.
Персональный сайт http://thedesaska.wixsite.com/prichodkovo Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Статья «О том, как на уроке создавали учебный продукт и получали фидбек»
О том, как на уроке создавали учебный продукт и получали фидбек
По ФГОС, рабочее место каждого учителя должно быть оборудовано ПК. Это норма, и использование ИКТ на каждом уроке – разумное требование времени. С этим никто спорить не будет. Но как использовать? Санитарные нормы предписывают: в 5-11 кл. использовать интерактивную доску суммарно не более 30 мин. Запрещено использование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения. Прокрустово ложе для учителя. Выход в том, чтобы сочетать различные технологии обучения, а не отдавать предпочтение одной. Тут нужен точный расчет, так как инструменты, с помощью которых учитель организует деятельность учеников на уроке, должны обеспечить соответствие уровня сложности материала, объема новой информации и степени наглядности. Избежать попадания в зону дидактического риска поможет измерение соотношения достигнутого эффекта, «полезности» урока и тех интеллектуальных, временных и др. затрат, которые необходимы. Важно понимать, что кроме познавательной значимости урока есть еще эмоционально-образная. Без учета этого достичь высокой учебной мотивации невозможно.
Вопрос о технологическом оснащении урока в последние годы волнует методистов, школьных администраторов, педагогов. Сложное современное оборудование часто используется частично, а то и вовсе простаивает. На мой взгляд, в классе достаточно компьютерного оборудования со стандартными функциями, видео- и звуковоспроизведения, звукозаписи (здесь больше подходит ноутбук). Разумеется, нужен выход в Интернет, интерактивная доска, проектор, аппаратура для фото- и видеосъемки, МФУ. Но стоит опасаться следующего: стараясь быть современными, учителя полностью полагаются на помощь компьютера и заранее создают учебные презентации, подбирают иллюстрации по теме, делают ссылки в Интернете на фильмы, превращая урок в кинозал. Ученики плавают по поверхности этого питательного бульона, не впитывая ценную информацию. Нужны формы работы на уроке, которые бы способствовали достижению научно-познавательной цели и в то же время соответствовали личным устремлениям школьников. И ещё. Чем старше ученики, чем выше уровень образования, тем большее значение приобретает слово учителя, тем важнее самостоятельная работа ученика и корректирующая деятельность педагога.
При проектировании обобщающих уроков литературы в 5 классе я использую такую модель, в которой есть место как аналитико-речевой деятельности, так и моделирующе-фиксирующей деятельности. И тут на помощь приходит компьютер.
Табл. 1 Организация деятельности на обобщающем уроке литературы
в 5 классе с использованием компьютера
Тема урока | Деятельность на уроке | Учебный продукт | Ссылка на работы учащихся | |
аналитико-речевая | моделирующе-фиксирующая | |||
Введение. Знакомство с учебником литературы | Анализ статьи учебника, составление текста на заданную тему | Чтение текста, запись звучащего текста | Видео/аудиолекция «Зачем нужно читать» | |
Древнерусская литература. Происхождение | Высказывание роли летописца, главная мысль высказывания | Запись предложения, создание «памятника» | Памятник летописцу | |
Басни И.Крылова | Чтение по ролям, инсценирова-ние | Видеозапись, монтаж фильма | Видеосборник инсценировок | |
В.А.Жуков-ский «Спящая царевна» | Характеристика литературного героя | Создание страницы героя в ФБ | Подборка работ | |
Н.В.Гоголь Повести | Сочинение стихотворений, изготовление декораций, костюмов | Постановка и запись | Театрализация «Спасибо Гоголю» | |
А.П. Чехов «Хирургия» | Составление сценария отрывка (по группам), распределение ролей | Видеозапись, монтаж фильма | Немое кино | |
В.Г.Короленко «Дети подземелья» | Изготовление символических обозначений героев, составление композиций (по группам) | Фотографирование материала, монтаж мультфильма | Развивающий мультфильм | |
П.П.Бажов «Хозяйка Медной горы» | Изготовление визуализации текста (поделки) | Организация временной выставки работ | Слайд-шоу из фото выставки | |
Паустовский «Теплый хлеб» | Стилизация авторской сказки под народную | Аудиозапись | Аудиожурнал | |
М.Пришвин «Кладовая солнца» | Интегрированная словарная работа (литература-география) «Уголь, торф» | Видеозапись, монтаж | Информационная передача для уващихся | |
С.Маршак «12 месяцев» | Чтение по ролям, инсценирова-ние | Видеозапись, монтаж | Видеоспектакль | |
В. Астафьев «Васюткино озеро» | Написание сочинения «Случай в лесу» | Создание электронного документа | Сборник рассказов | |
А.Твардовский «Рассказ танкиста» | Партитура стихотворения | Чтение стихотворения, Видеозапись лучшего стихотворения | Видеооткрытка к 9 Мая |
Принципиально то, что учебный продукт создается в рамках урока, а не после него. Результат урока очевиден, понятен. Именно фиксация результата с помощью компьютера обеспечивает «долгоиграющий» эффект урока: дети неоднократно просматривают/прослушивают после урока записи в Интернете, обсуждают с товарищами и близкими, родители оценивают сделанное, высказывают свое мнение о работе на уроке, у детей создается предметное портфолио работ. Родители пишут в соцсетях: «Спасибо Вам, что наши дети с удовольствием изучают литературу и русский язык». Отзывы родителей свидетельствуют о том, что этот путь верный.
Литература
Бершадский М.Е. Когнитивная образовательная технология: построение когнитивной модели учащегося и ее использование для проектирования учебного процесса / Школьные технологии. - № 5, 2005, с.73 – 83.
Бершадский М.Е. Когнитивные смыслы образования / Школьные технологии. - № 5, 2005, с.13 – 17.
Горчаков Н. Как поставить спектакль. – М.: Государственное издательство литературно-просветительской литературы, 1955. – 85 с.
Красный Ю.Е., Курдюкова Л.И. Мультфильм руками детей: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1990. - 176 с.
Левичев О.Ф. Закон сохранения информации в дидактике. // Интернет-журнал «Эйдос»
Солсо Р. Когнитивная психология. -М.: Триволла, 1996.
Штейнберг В.Э. Дидактические многомерные инструменты: теория, методика, практика (монография). – М.: Народное образование, 2002. – 304 с