12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Исаева Ольга Викторовна163
Россия, Башкирская респ., Ишимбай
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
4

Обобщение опыта «Проблемные методы постановки учебной задачи на уроках окружающего мира в начальной школе»



«Проблемные методы постановки учебной задачи

на уроках окружающего мира в начальной школе»

Наше время — время перемен. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей, востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Образование должно побуждать к творчеству.
На практике необходимо научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить и применять их в учебной деятельности, как говорил Л.Н.Толстой (слайд 2)

 

Эффективными средствами активизации познавательной деятельности на уроке являются:

- учебно - игровая деятельность;

- дидактические игры;

- создание положительных эмоциональных ситуаций;

- работа в парах;

- групповая работа;

- проблемное обучение;

- использование ИКТ,

- использование современных образовательных технологий.

Повысить у учащихся интерес к самостоятельному «творчеству» позволяют нетрадиционные (нестандартные) уроки. На таких уроках воплощаются творческие замыслы учителя и творчество учащихся, что дает возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных. 

Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения заданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются: проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос. Современный урок не может быть построен без проблемной ситуации. Ведь дети сами находят ответ на поставленный вопрос. Если ответ найден правильно, значит - урок удался.

В зависимости от эмоциональной реакции учеников проблемные ситуации делятся на две

группы: «с удивлением» и «с затруднением». (слайд 3)
В основу проблемной ситуации «с удивлением» можно заложить разные противоречия. Одно из них создается одновременным предъявлением двух противоречивых положений, фактов, мнений или теорий.

Приемы создания проблемной ситуации: (слайд 4)

1. Предъявить противоречивые факты.

2. Столкнуть разные точки зрения

3. Обнажить житейское представление.

4. Предъявить научный факт.

5. Использовать прием «яркое пятно»

Проблемные ситуации, возникшие "с удивлением"

Прием 1. Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.

Тема: Грибы.
Учащимся зачитывается диалог:
Лена: Грибы не могут передвигаться, значит, это растения.
Миша: Грибы не зеленые, значит, они животные.
Учитель: Что вас удивляет в диалоге наших героев? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Что такое грибы: растения или животные? Итак, тема урока...? ("Грибы", "Что такое грибы".)


Прием 2. Учителю требуется столкнуть разные мнения учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате этого разброс мнений обычно вызывает у школьников удивление.
Тема: Австралия
Учитель: Лена и мама на зимние каникулы поедут в Санкт-Петербург, а Миша и папа в Австралию. Помогите им собрать вещи. (Класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая группа знакомит со списком собранных вещей.) Посмотрим, как группы выполнили задание. (Разные мнения вызывают реакцию удивления.) Задание я вам дала одно. А как вы его выполнили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Побуждение к формулированию проблемы.) Какая сейчас погода в Австралии? (Проблема как вопрос.)

Прием 3. Выполняется в два шага. Сначала учитель выявляет представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку". Затем предъявляет научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации.
Учитель: (Шаг 1.) Как вы думаете, много ли растений в пустыне? Ученики: Очень мало, почти нет.
Учитель: (Шаг 2) Послушайте, я прочитаю вам отрывок из научно-популярной статьи.

В 70 милях к востоку от Сан-Диего находится пустыня-заповедник. Каждый год, в марте-апреле в пустыне распускаются мириады цветов. Посмотреть на это событие приезжают люди со всей Америки. Сила цветения зависит от количества дождя прошедшего в зимние месяцы. Если дождей было много, то и пустыня цветет долго и дружно, покрываясь целыми полянами цветов

(Обучающиеся испытывают удивление.)
Что вы сначала сказали? Как мы привыкли представлять себе пустыню? А как на самом деле? Что узнали из текста? Какая же возникает проблема? В чем мы должны разобраться? Как растения приспосабливаются (выживают) в пустыне?

В типе проблемной ситуации «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить требование учителя. (данный прием удобнее использовать на уроках русского языка и математики)

Примеры использования педагогом в работе приема "яркое пятно"

Тема: "Австралия".
Учитель: Мы путешествуем по материкам. Догадайтесь, о каком материке пойдет речь?
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
Они в пустыне пропадают где-то *...
Что вас удивило в стихотворении? Что интересного заметили?

Ученики: Здесь все наоборот: в январе лето, реки без воды.
Учитель: Какой возникает вопрос? Ученики: Что это за материк, где все наоборот?
Учитель: Это Австралия. Так какой материк (и страну) будем изучать?
Ученики: Австралию. (Учитель фиксирует тему на доске.)
 


При столкновении школьников с противоречием, они испытывают чувство удивления или затруднения. Учебная мотивация родилась. Учитель может сам поставить проблему или это делают ученики. Для облегчения задачи необходимо развернуть побуждающий диалог - стимулирующие вопросы и побудительные предложения, помогающие ученикам сначала осознать противоречие, а затем сформулировать учебную проблему.
Сокращенный путь к учебной проблеме - подводящий диалог. Это система посильных ученику вопросов и заданий, которые постепенно приводят ученика к открытию нужной мысли. В его структуру входят репродуктивные задания. Последний вопрос учителя обобщающий.

Технология проблемно-диалогического обучения рассматривает два главных вопроса

- методы постановки учебной проблемы;

- методы поиска решения учебной проблемы.

Я остановлюсь на трех основных методах постановки учебной проблемы (слайд 5)

побуждающий от проблемной ситуации диалог;

подводящий к теме диалог;

сообщение темы с мотивирующим приемом.

В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке предъявления нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Второе слово означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.

Различаются два вида диалога: побуждающий и подводящий. Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику выработать по-настоящему творческий подход к работе. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, то есть обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок. Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

Таблица №1(слайд 6)


^ Сравнительная характеристика побуждающих и подводящих диалогов.


 


Побуждающий


Подводящий

     
 


- мысль ученика делает скачок к неизвестному

- переживание учеником чувства риска

- возможны неожиданные ответы учеников

- прекращается с появлением нужной мысли ученика


- пошаговое, жесткое ведение мысли ученика

- переживание учеником удивления от открытия в конце диалога

- почти невозможны неожиданные ответы учеников

- не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение

     




На проблемно-диалогических уроках учитель сначала посредством побуждающего или подводящего диалога помогает ученикам поставить учебную проблему, то есть сформулировать тему урока или вопрос для исследования. Тем самым учитель вызывает у школьников интерес к новому материалу, формирует познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.


 

Побуждающий от проблемной ситуации диалог – этот метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий: 1) создания проблемной ситуации;

2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации; 3) побуждения к формулированию учебной проблемы; 4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Создать проблемную ситуацию – значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.
 


Побуждение к формулированию учебной проблемы представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».

Принятие ученических формулировок учебной проблемы заключается в том, что учитель должен принять все формулировки, даже совершенно ошибочные. Недопустимо реагировать на них отрицательной оценкой («нет», «неправильно»). На неожиданную формулировку учебной проблемы лучше откликнуться следующим образом. Сначала – поддерживающий кивок головой и эмоционально нейтральное слово «так». Подобная реакция не означает согласия с говорящим, а лишь показывает, что мысль ученика услышана и принята к сведению. Затем следует побудить учеников к переформулированию учебной проблемы репликами: «Кто еще хочет сказать? Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее?».
Все сказанное о побуждающем от проблемной ситуации диалоге можно выразить в таблице.


Таблица №2 (слайд 7)

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

     
 


О фактах: - Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты на лицо?

^ О теориях и мнениях: - Что вас удивило? Сколько существует теорий (мнений)?


Выбрать подходящее:


- Какой возникает вопрос?


- Какая будет тема урока?

   


3.Шаг 1.Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку»

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью

 
   
   


6.Шаг 1. Дать практическое задание, сходное с предыдущими

Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено

 



Приведу примеры постановки учебной проблемы на уроках, используя побуждающий диалог от проблемной ситуации («классический» путь создания проблемной ситуации).

Примеры создания проблемной ситуации на уроке «с удивлением»:


Тема: «Реки и озера». (слайд 8)

   


У доски ведут диалог два ученика.

-Я видел ее, она мне понравилась, такая тихая, медленная, ленивая, прозрачная, в одном месте она была очень узкая, а в другом – широкая…

-Я тоже ездил к ней с родителями, она далеко находится от наших мест, только она была шумная, пенистая, мутная, быстрая… (
предъявление двух противоречивых мнений)

- Дети говорят об одном предмете. (ученики испытывают удивление, возникновение проблемной ситуации)

- Как вы думаете, о чем разговаривают дети?

-Какие вопросы у вас возникают?


- Какова тема урока?




-Они говорят о реках.


-Почему реки такие разные?

-Где река берет воду?

-Откуда и куда течет река?

-Реки.




В типе проблемной ситуации «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить требование учителя.

Например:
(слайд 9)

Тема: «Природные часы, календарь, компас».

   


-Ребята, мы живем среди лесов. Кто из вас бывал в лесу?


-Как далеко вы уходили от дома?


-С кем вы ходили в лес?


- Как возвращались обратно?


-Представьте себе такую ситуацию: человек ушел далеко и заблудился, лес кругом, места незнакомые. Как найти дорогу домой?

-Чему будем учиться сегодня на уроке?


-Тема урока: «Как ориентироваться на местности? Природные часы, календарь, компас»


-Все были, ходили со старшими за грибами или за ягодами. - А мы просто гуляли.

-Я очень далеко ходил. - А я рядом с домом.

-С родителями, с бабушкой, с дедушкой и т.д.

-Нас вели взрослые, они знают дорогу домой.

-Мы не знаем. (
^ Ситуация затруднения, возникновение проблемной ситуации).


-Как находить дорогу обратно. Как ориентироваться на местности.


Поставив учебную проблему, переходим к организации поиска решения.


Следующий метод постановки учебной проблемы – подводящий к теме диалог. Он проще, чем предыдущий, так как не требует создания проблемной ситуации. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Но все звенья подведения опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока. При подводящем диалоге менее вероятно появление ошибочных ответов учащихся. Однако, если это происходит, необходима принимающая реакция учителя («Так. Кто думает иначе?»).

Пример постановки учебной проблемы в форме подводящего диалога.


Тема: «Леса умеренного пояса» (слайд 10)

   


На доске висят две картины (на первой изображена тундра, на второй - осенний лес).

-Где происходит описанное событие? Покажи эту зону на карте. Какой это тепловой пояс?


Вторая картина.

-Где происходит описанное событие? Покажи эту зону на карте. Какой это пояс?

-Одинаковые ли климатические условия обитания в такой обширной лесной зоне?

-Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

На доске появляется тема: «Леса умеренного пояса»




-Здесь изображена зона тундры. Это холодный пояс.


-Я вижу белку, она живет в лесу. Значит, это лесная зона умеренного пояса.

Дети высказывают свои мнения.


- Будем разбирать лесную зону умеренного пояса и ее экосистемы.




Подводящий к знанию диалог – второй метод поиска решения учебной проблемы. Он значительно проще первого, поскольку не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания.


Третий и наиболее простой метод постановки учебной проблемы – это сообщение темы с мотивирующим приемом. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из мотивирующих приемов. Первый прием «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности.



^ Урок окружающего мира во 2 классе по теме: «Леса умеренного пояса. Растительный и животный мир»

Учитель: -Ребята, послушайте рассказ Ю. Дмитриева:

«Один художник решил нарисовать лес.

-Что такое лес? – размышлял он. (Как вы думаете?) – Конечно деревья!

Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.

- Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!

Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.

- А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

- Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, - не унимался старичок-лесовичок.

Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть.

- Нарисуй жабу и ящерицу!

- Нет, - сказал художник.

Долго спорили, и художник согласился и еще дорисовал много разных зверей.

Было темно, и художник хотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.

- Вот это лес! – сказал старичок и исчез. А может, и не исчез, а только притаился за кустом или за деревом. Ведь прячутся в нем тысячи жителей. И все они и есть лес.

-Догадались, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Верно. Тема урока: «Леса умеренного пояса. Растительный и животный мир».


Следующий прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.

Приведу пример:
(слайд 11)

^ Урок окружающего мира в 1 классе по теме: « Сельский дом и его обитатели – животные, их использование человеком. Забота о домашних животных»

   


-Ребята, что нужно человеку, живущему в деревне, для нормальной жизни?


-Для чего это все нужно сельскому человеку? Объясните.


-Все, о чем вы сказали, очень важно для сельского человека. Поговорим об этом подробнее. Какова тема нашего урока?



-Ему нужны: дом,

работа,

огород,

сад,

цветник,

двор,

домашние животные (корова,

теленок, поросенок, куры и т. д.)

-Дом, чтобы было где жить.

-Работа, чтобы заработать деньги на покупки.

-Огород, чтобы вырастить для себя овощи.

-Сад, чтобы вырастить себе фрукты и ягоды.

-Цветник, чтобы было красиво рядом с домом.

-Двор, чтобы держать в нем домашних животных.


-Сельский дом . Домашние животные.

Необходимо принять к сведению следующее: учебная проблема существует в двух основных формах: в форме темы урока; в форме не совпадающего с темой урока вопроса, ответом на который и будет новое знание. Следовательно, поставить учебную проблему - значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования. Если проблема возникла на уроке как вопрос для исследования, то тему урока уместно сформулировать на этапе воспроизведения знаний.


Не всякое затруднение вызывает проблемную ситуацию. Оно должно порождаться недостаточностью имеющихся знаний, и эта недостаточность должна быть осознана учащимися. Однако и не всякая проблемная ситуация порождает процесс мышления. Он не возникает, в частности, когда поиск путей разрешения проблемной ситуации непосилен для учащихся на данном этапе обучения в связи с их неподготовленностью к необходимой деятельности. Это чрезвычайно важно учесть, чтобы не включать в учебный процесс непосильных задач, способствующих не развитию самостоятельного мышления, а отвращению от него и ослаблению веры в свои силы.

Требования к проблемным ситуациям: (слайд 12)

- решение проблемной ситуации должно быть ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность обучаемого;

- проблема должна соответствовать учебной информации, которую познает обучаемый, а также уже имеющейся у него информации;

- проблемная ситуация должна создавать достаточную трудность в ее решении и в то же время быть посильной, тем самым способствуя формированию потребностей в ее решении;

- основу проблемной ситуации должна составлять противоречивость информации;

- проблемная ситуация в процессе ее решения должна

порождать потребность в рассмотрении новых ситуаций, связанных с рассматриваемой;

- формулировка проблемной ситуации должна быть максимально ясной и свободной от непонятных для обучаемых слов и выражений;

- проблемная ситуация должна базироваться на основных дидактических принципах обучения (научности, систематичности и т. д.);

- проблемная ситуация должна бросать вызов любознательности обучающихся.

Проблемное изучение просто необходимо, так как оно  формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях,  систематизировать и накапливать знания, умеющую делать самоанализ, стремящуюся к саморазвитию и самокоррекции.

Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. Тем самым войдя в жизнь ребенок будет более защищен от стрессов.


Здесь будет файл: /data/edu/files/t1460886461.ppt (презентация)
 
Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.