Олимпиадные задания по русскому языку для обучающихся 4 класса

0
0
Материал опубликован 2 November

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Янгелевская средняя общеобразовательная школа»













Олимпиадные задания

по русскому языку

для обучающихся 4 класса















Составила: Авозьян Ольга Владимировна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МКОУ «Янгелевская СОШ»











Янгель, 2024

Олимпиадные задания по русскому языку для обучающихся 4 класса.

ФИ обучающегося ______________________________________________________

Задание 1. Вставь пропущенные буквы. Письменно объясни смысл пословицы.

Свой грех – с ореш__к, а ч__жой – с в__дро.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2. Архаизмы – это слова, которые в связи с появлением новых слов, вышли из употребления. Но их синонимы есть в современном русском языке. Например, вместо архаизма око употребляется слово глаз. Какой современный синоним употребляется вместо слов выя, ланиты, перст, цирюльник? Запиши.

Выя - ___________________________, ланиты - ___________________________________,

Перст - ________________________, цирюльник - _________________________________.


Задание 3. Замени каждый фразеологизм глаголом в неопределённой форме. Запиши.

Зарубить на носу - ______________________________________________________________

Клевать носом - ________________________________________________________________

Повесить нос - _________________________________________________________________

Водить за нос - _________________________________________________________________

Задирать нос - _________________________________________________________________


Задание 4. Вставь в предложения подходящие по смыслу слова.

О происхождении слова «библиотека».

Слово «библиотека» - греческого происхождения. Оно состоит из двух греческих слов: «библион» - ____________________, «таке» - _______________________________.

О происхождении слова «фотография».

Слово «фотография» - греческого происхождения. Оно состоит из двух греческих слов: «фото» - ____________________, «графо» - _______________________________.

Задание 5. Запиши имена существительные в именительном падеже множественного числа, обозначь в них ударение.

Шофёр - __________________________, директор - _________________________,

герб-_______________________________,торт-______________________________,

столяр -_____________________________, договор - __________________________.

Ответы на олимпиадные задания по русскому языку для обучающихся 4 класса.

Критерии и баллы.

Задание 1. Вставь пропущенные буквы. Письменно объясни смысл пословицы.

Свой грех – с орешек, а чужой – с ведро.

Вариант ответа: смысл половицы в том, что люди склонны осуждать и преувеличивать даже мелкие грехи и недостатки других людей, свои же грехи часто преуменьшают, считая их не такими «страшными». Человек обращает внимание на недостатки других, забывая при этом о собственных ошибках. (Допускается иное толкование пословицы, схожее по смыслу).

Критерии и баллы:

Верно вставлены пропущенные буквы – 1,5 балла (по 0,5 балла за каждую верно вставленную букву);

правильно определено значение пословицы, высказывание выстроено логично – 3 балла ( 2 балла за верное определение значения пословицы, 1 балл за логичное построение высказывания).

Итого: 4,5 балла.

Задание 2. Какие современные синонимы употребляются вместо слов выя, ланиты, перст, цирюльник? Запиши.

Выя - шея, ланиты - щеки, перст - палец, цирюльник - парикмахер.

Критерии и баллы: значение архаизмов определено правильно – 4 балла (по 1 баллу за каждый ответ).

Задание 3. Замени каждый фразеологизм глаголом в неопределённой форме. Запиши.

Зарубить на носу – запомнить.

Клевать носом – дремать.

Повесить нос – расстроиться, огорчиться.

Водить за нос – обманывать.

Задирать нос –зазнаваться.

Допускаются другие варианты ответов, близкие по значению.

Критерии и баллы:

соблюдены правила орфографии в соответствии с изученными правилами – 2,5 балла (по 0,5 балла за каждый ответ);

значение фразеологизмов определено правильно – 2,5 балла (по 0,5 балла за каждый ответ).

Итого: 5 баллов.

Задание 4. Вставь в предложения подходящие по смыслу слова.

О происхождении слова «библиотека».

Слово «библиотека» - греческого происхождения. Оно состоит из двух греческих слов: «библион» - книга, «таке» - короб (хранилище).

О происхождении слова «фотография».

Слово «фотография» - греческого происхождения. Оно состоит из двух греческих слов: «фото» - свет, «графо» - пишу.

Критерии и баллы: происхождение слов определено верно – 4 балла (по1 баллу за каждое правильно вписанное слово).

Задание 5. Запиши имена существительные в именительном падеже множественного числа, обозначь в них ударение.

Шофёр - шофёры,

директор - директорА,

герб – гербЫ,

торт - тОрты,

столяр - столярЫ,

договор – договОры.

Критерии и баллы:

правильно записаны формы имен существительных – 3 балла (за каждый верный ответ – 0,5 балла);

правильно обозначено ударение у существительных во множественном числе – 3 балла (за каждое верно поставленное ударение – 0,5 балла).

Итого: 6 баллов.






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.