Олимпиадные задания по русскому языку для обучающихся 4 класса
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Янгелевская средняя общеобразовательная школа»
Олимпиадные задания
по русскому языку
для обучающихся 4 класса
Составила: Авозьян Ольга Владимировна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МКОУ «Янгелевская СОШ»
Янгель, 2024
Олимпиадные задания по русскому языку для обучающихся 4 класса.
ФИ обучающегося ______________________________________________________
Задание 1. Вставь пропущенные буквы. Письменно объясни смысл пословицы.
Свой грех – с ореш__к, а ч__жой – с в__дро.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Архаизмы – это слова, которые в связи с появлением новых слов, вышли из употребления. Но их синонимы есть в современном русском языке. Например, вместо архаизма око употребляется слово глаз. Какой современный синоним употребляется вместо слов выя, ланиты, перст, цирюльник? Запиши.
Выя - ___________________________, ланиты - ___________________________________,
Перст - ________________________, цирюльник - _________________________________.
Задание 3. Замени каждый фразеологизм глаголом в неопределённой форме. Запиши.
Зарубить на носу - ______________________________________________________________
Клевать носом - ________________________________________________________________
Повесить нос - _________________________________________________________________
Водить за нос - _________________________________________________________________
Задирать нос - _________________________________________________________________
Задание 4. Вставь в предложения подходящие по смыслу слова.
О происхождении слова «библиотека».
Слово «библиотека» - греческого происхождения. Оно состоит из двух греческих слов: «библион» - ____________________, «таке» - _______________________________.
О происхождении слова «фотография».
Слово «фотография» - греческого происхождения. Оно состоит из двух греческих слов: «фото» - ____________________, «графо» - _______________________________.
Задание 5. Запиши имена существительные в именительном падеже множественного числа, обозначь в них ударение.
Шофёр - __________________________, директор - _________________________,
герб-_______________________________,торт-______________________________,
столяр -_____________________________, договор - __________________________.
Ответы на олимпиадные задания по русскому языку для обучающихся 4 класса.
Критерии и баллы.
Задание 1. Вставь пропущенные буквы. Письменно объясни смысл пословицы.
Свой грех – с орешек, а чужой – с ведро.
Вариант ответа: смысл половицы в том, что люди склонны осуждать и преувеличивать даже мелкие грехи и недостатки других людей, свои же грехи часто преуменьшают, считая их не такими «страшными». Человек обращает внимание на недостатки других, забывая при этом о собственных ошибках. (Допускается иное толкование пословицы, схожее по смыслу).
Критерии и баллы:
Верно вставлены пропущенные буквы – 1,5 балла (по 0,5 балла за каждую верно вставленную букву);
правильно определено значение пословицы, высказывание выстроено логично – 3 балла ( 2 балла за верное определение значения пословицы, 1 балл за логичное построение высказывания).
Итого: 4,5 балла.
Задание 2. Какие современные синонимы употребляются вместо слов выя, ланиты, перст, цирюльник? Запиши.
Выя - шея, ланиты - щеки, перст - палец, цирюльник - парикмахер.
Критерии и баллы: значение архаизмов определено правильно – 4 балла (по 1 баллу за каждый ответ).
Задание 3. Замени каждый фразеологизм глаголом в неопределённой форме. Запиши.
Зарубить на носу – запомнить.
Клевать носом – дремать.
Повесить нос – расстроиться, огорчиться.
Водить за нос – обманывать.
Задирать нос –зазнаваться.
Допускаются другие варианты ответов, близкие по значению.
Критерии и баллы:
соблюдены правила орфографии в соответствии с изученными правилами – 2,5 балла (по 0,5 балла за каждый ответ);
значение фразеологизмов определено правильно – 2,5 балла (по 0,5 балла за каждый ответ).
Итого: 5 баллов.
Задание 4. Вставь в предложения подходящие по смыслу слова.
О происхождении слова «библиотека».
Слово «библиотека» - греческого происхождения. Оно состоит из двух греческих слов: «библион» - книга, «таке» - короб (хранилище).
О происхождении слова «фотография».
Слово «фотография» - греческого происхождения. Оно состоит из двух греческих слов: «фото» - свет, «графо» - пишу.
Критерии и баллы: происхождение слов определено верно – 4 балла (по1 баллу за каждое правильно вписанное слово).
Задание 5. Запиши имена существительные в именительном падеже множественного числа, обозначь в них ударение.
Шофёр - шофёры,
директор - директорА,
герб – гербЫ,
торт - тОрты,
столяр - столярЫ,
договор – договОры.
Критерии и баллы:
правильно записаны формы имен существительных – 3 балла (за каждый верный ответ – 0,5 балла);
правильно обозначено ударение у существительных во множественном числе – 3 балла (за каждое верно поставленное ударение – 0,5 балла).
Итого: 6 баллов.