Олимпийские игры в древности (История, 5 класс)

5
0
Материал опубликован 22 January 2021

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Хилково муниципального района Красноярский Самарской области (ГБОУ СОШ с. Хилково)









Олимпийские игры в древности



Урок истории в 5 классе



Преподаватель: Платонова Мария Сергеевна

Дата проведения: 19.11.2020 год

Место проведения: ГБОУ СОШ с. Хилково

Уровень: уровень образовательного учреждения

с. Хилково, 2020


Технологическая карта урока

Предмет

История

Класс

5

Тип урока/ занятия

Урок изучения и первичного закрепления нового материала

Технология построения урока/ занятия

Элементы проблемного обучения, развития критического обучения

Приёмы обучения

Составление кластера, смысловое чтение

Формы организации познавательной деятельности

Коллективная, индивидуальная


Тема

Олимпийские игры в древности

Цель

1. Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями;

2. Продолжить формирование умений работать с документами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения.

Основные термины, понятия

Атлет, ипподром, пятиборье, Олимпия



Задачи (цели):

Образовательные: дать представление об истории возникновения и программе Олимпийских игр, лучших олимпиониках;

Воспитательные: подчеркнуть миротворческую роль Олимпийских игр;

Развивающие: формировать умения работать с текстом учебника, его иллюстрациями, выделять главное; расширить кругозор учащихся.


Планируемые образовательные результаты


Предметные:

Учащиеся получают представления об истории Олимпийских игр, а также дальнейшее развитие навыков работы с документами, иллюстрациями, документами, умение работать с учебником, овладение понятиями атлет, ипподром, пятиборье, Олимпия, самостоятельной работы с информацией, умения находить её, осмысливать и использовать.

Метапредметные:

Познавательные: устанавливают причинно – следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Личностные:

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности; осмысливают социально – нравственный опыт предшествующих поколенеий; обретают мотивацию к изучению нового материала; оценивают роль мифологии в истории человечества; осознают важность изучения истории.


Межпредметные связи: с географией


Ресурсы урока: учебник Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2019 г.; компьютер, проектор, мультимедийная презентация, карта «Древняя Греция»


Ход урока


Этап урока и его задача

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Организационный этап

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.


Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения.

2. Актуализация опорных знаний учащихся и подготовка к восприятию материала

- Что мы знаем о древней Греции?

1. Предлагает посмотреть на карту и выполнить задание.

- Вставьте пропущенные слова в предложения.

В Европе на юге ……. полуострова жили греческие племена

Со всех сторон, кроме северной, Грецию омывают Ионическое море … …

На морях много островов, самый крупный из них …

Греция поделилась на 3 части: ---, Среднюю Грецию, Южную Грецию.

В Южной Греции находилась область …

2. Знакомит учащихся с особенностями Греции.

Горы и вода, это то, что окружало древнего грека. Существование в таких условиях требуют от человека выносливости, отваги. Физическая подготовка мужского населения обеспечивала силу и безопасность самого полиса, поскольку гарантировала хорошую подготовку и выносливость членов военного ополчения. Может быть, именно поэтому, греки были одной из первых наций, у которых физические упражнения и спорт составляли повседневную жизнь.

Тема нашего урока «Олимпийские игры в древности».

- Что вы уже знаете об олимпийских играх?

Главный вопрос урока:

- Как и почему проводились Олимпийские игры в древности?

- Чтобы вы хотели узнать об Олимпийских играх?

3. Предлагает поработать с кластером.

4. Предлагает поработать с документом 1 «Знакомство с историей возникновения и происхождения Олимпийских игр в Древней Греции» (Приложение)

5. Предлагает записать выводы в кластер

6. Обращает внимание на документ 2. Подводит к следующему выводу.

- В наше время проводят Олимпийские игры?

- Какие виды спорта входят в олимпийскую программу?

7. Физкультминутка

8. Организует работу по группам.

Задание: Работая с документом 3, прочитайте текст и заполните новые поля кластера:

1 группа: знакомится с текстом 1.

2 группа: знакомится с текстом 2.

3 группа: знакомится с текстом 3.

9. Проверка выполнения задания и заполнения кластера

Отвечают на вопрос

Смотрят на слайд, находят на карте ответы и показывают их






















Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно формулировать их.

Записывают тему урока в рабочую тетрадь


Отвечают на вопросы




Работают с раздаточным материалом

Читают и отвечают на вопросы

Записывают ответы в кластер

Читают и отвечают на вопросы

Оформляют вывод в кластер

Отвечают на вопрос




Работают с раздаточным материалом и заполняют кластер


Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

Познавательные: используют знаково – символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные: слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания


Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий.

Познавательные: распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят вопросы, обращаются за помощью; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество; высказывают свое мнение.


Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации из текста.


Познавательные: извлекают необходимую информацию из текста, осуществляют анализ документа; устанавливают причинно – следственные связи.

Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи.

Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной речи, в уме.

4. Подведение итогов (рефлексия)

-Так вы узнали, как проводись Олимпийские игры?

- Используя полученные знания и опираясь на кластер, составьте устное сообщение на тему «Олимпийские игры в Древней Греции»

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.


Работают по цепочке, начиная в 1 ряда

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий; оценивают результат работы, определяют, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Познавательные: используют знаково – символические средства; осуществляют анализ объектов с целью выделения признаков; строят логическую цепочку рассуждений. Коммуникативные: принимают участие в работе группами.

5. Домашнее задание

§33.

Подготовить устное сообщение с опорой на кластер или дополнительное творческое задание: составить рассказ об Олимпийских играх от имени участника или зрителя.

Выбирают и

записывают своё домашнее задание в дневник

Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельной работы.


Дополнительный материал: Сорокина Е. Н. Поурочные разработки по всеобщей истории. История Древнего мира. 5 класс. – М.: ВАКО, 2019; История Древнего мира. 5 класс: технологические карты уроков по учебнику А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой/ авт.-сост. Т. В. Ковригина. – Волгоград: Учитель, 2019;






Приложение


Знакомство с историей возникновения и происхождения Олимпийских игр в Древней Греции

Документ 1

Задание: Прочитайте документ и ответьте на вопросы:

Где были проведены первые Олимпийские игры? Запишите свой ответ в кластер

Почему выбрали именно это место? Запишите свой ответ в кластер

Когда были проведены первые Олимпийские игры? Запишите свой ответ в кластер

Кому посвещались Олимпийские игры? Запишите свой ответ в кластер


Первые Олимпийские игры состоялись в 776г. до н.э. в городе Олимпия. Город Олимпия располагалась на территории Эллады. До него было легко добираться из всех греческих городов. В Олимпии располагался храм Зевса - главного бога Древней Греции. Олимпийские игры были посвящены Зевсу: это был чисто мужской праздник.


Документ 2

Задание: Прочитайте документ и ответьте на вопросы:

Почему стали проводиться Олимпийские игры? Запишите свой ответ в кластер

Что заключалось на время проведения игр? Запишите свой ответ в кластер


Греческий народ устал от бесконечный войн. Царь Ифит, отправился в храм бога Аполлона просить устроить общегреческие атлетические празднества. После чего был установлен порядок проведения таких игр и было заключено священное перемирие между греками. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.



Документ 3. «Пять незыбываемых дней»

1 группа

Задание: Прочитайте документ и ответьте на вопросы:

Сколько продолжались Олимпийские игры? Запишите свой ответ в кластер

Что происходило в первый день? Запишите свой ответ в кластер

Сколько дней отводилось на состязания? Запишите свой ответ в кластер

Что происходило в пятый день? Запишите свой ответ в кластер

Где проходили соревнования? Запишите свой ответ в кластер


Олимпийские игры продолжались пять дней.

В первый день атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. Судьи клялись выносить справедливые решения. Следующие три дня отводилось состязаниям. В пятый день проводили награждение победителей.

Большинство состязаний проходило на стадионе. Места зрители занимали с ночи.


2 группа

Задание: Прочитайте документ и ответьте на вопросы:

Какие виды состязаний проводились на Олимпийских играх? Запишите свой ответ в кластер

Как назывался главный вид состязаний? Запишите свой ответ в кластер

Какие еще состязания входили в олимпийскую программу? Запишите свой ответ в кластер


Одно из главных состязаний – пятиборье – начиналось с бега. Встав на дорожке, друг подле друга, они ждали сигнала. Того, кто, не дождавшись, раньше времени срывался с места, судья больно бил хлыстом.

Затем состязались в прыжках в длину. Для усиления толчка атлеты пользовались гирями. Отталкиваясь от земли, прыгун резким движением выбрасывал вперед руки, в которых были зажаты гири.

Метания копья и диска были третьим и четвертым видом состязаний в пятиборье. Пятым состязанием была борьба, где проявлялись сила и ловкость атлетов. Для победы требовалось, чтобы упавший противник трижды коснулся земли плечом, бедром или спиной.

Интерес зрителей вызывали кулачный бой, бег с оружием и гонки колесниц.

Перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости. На нем лежали награды – венки из ветвей оливы.


3 группа

Задание: Прочитайте документ и ответьте на вопросы:

Назовите и запишите в кластер имена прославленных атлетов. Запишите свой ответ в кластер


Самым прославленным среди борцов был Милон. Еще подростком он ежедневно поднимал теленка и носил его на своих плечах. Со временем теленок превратился в быка, а Милон – в первого силача Эллады.

Повсюду в Греции рассказывали о подвигах Полидама. Этот атлет одной рукой удерживал за колесо колесницу, запряженную четверкой лошадей. Однажды, гуляя по склонам горы Олимп, он встретил свирепого льва и, подобно Гераклу, задушил его.

Знаменитый бегун и кулачный боец Феаген уже в детстве был не по годам силен. Возвращаясь из школы, он унес с рыночной площади понравившуюся ему бронзовую статую, которую потом он вернул на место.











Кластер на тему «Олимпийские игры в древности»


t1611346667aa.gif

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.