Олимпийские игры в древности (История, 5 класс)
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Хилково муниципального района Красноярский Самарской области (ГБОУ СОШ с. Хилково)
Олимпийские игры в древности
Урок истории в 5 классе
Преподаватель: Платонова Мария Сергеевна |
Дата проведения: 19.11.2020 год |
Место проведения: ГБОУ СОШ с. Хилково |
Уровень: уровень образовательного учреждения |
с. Хилково, 2020
Технологическая карта урока
Предмет | История |
Класс | 5 |
Тип урока/ занятия | Урок изучения и первичного закрепления нового материала |
Технология построения урока/ занятия | Элементы проблемного обучения, развития критического обучения |
Приёмы обучения | Составление кластера, смысловое чтение |
Формы организации познавательной деятельности | Коллективная, индивидуальная |
Тема | Олимпийские игры в древности |
Цель | 1. Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями; 2. Продолжить формирование умений работать с документами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения. |
Основные термины, понятия | Атлет, ипподром, пятиборье, Олимпия |
Задачи (цели): Образовательные: дать представление об истории возникновения и программе Олимпийских игр, лучших олимпиониках; Воспитательные: подчеркнуть миротворческую роль Олимпийских игр; Развивающие: формировать умения работать с текстом учебника, его иллюстрациями, выделять главное; расширить кругозор учащихся. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: Учащиеся получают представления об истории Олимпийских игр, а также дальнейшее развитие навыков работы с документами, иллюстрациями, документами, умение работать с учебником, овладение понятиями атлет, ипподром, пятиборье, Олимпия, самостоятельной работы с информацией, умения находить её, осмысливать и использовать. | Метапредметные: Познавательные: устанавливают причинно – следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. | Личностные: Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности; осмысливают социально – нравственный опыт предшествующих поколенеий; обретают мотивацию к изучению нового материала; оценивают роль мифологии в истории человечества; осознают важность изучения истории. |
Межпредметные связи: с географией |
Ресурсы урока: учебник Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2019 г.; компьютер, проектор, мультимедийная презентация, карта «Древняя Греция» |
Ход урока |
Этап урока и его задача | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1. Организационный этап | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. | Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения. |
2. Актуализация опорных знаний учащихся и подготовка к восприятию материала | - Что мы знаем о древней Греции? 1. Предлагает посмотреть на карту и выполнить задание. - Вставьте пропущенные слова в предложения. В Европе на юге ……. полуострова жили греческие племена Со всех сторон, кроме северной, Грецию омывают Ионическое море … … На морях много островов, самый крупный из них … Греция поделилась на 3 части: ---, Среднюю Грецию, Южную Грецию. В Южной Греции находилась область … 2. Знакомит учащихся с особенностями Греции. Горы и вода, это то, что окружало древнего грека. Существование в таких условиях требуют от человека выносливости, отваги. Физическая подготовка мужского населения обеспечивала силу и безопасность самого полиса, поскольку гарантировала хорошую подготовку и выносливость членов военного ополчения. Может быть, именно поэтому, греки были одной из первых наций, у которых физические упражнения и спорт составляли повседневную жизнь. Тема нашего урока «Олимпийские игры в древности». - Что вы уже знаете об олимпийских играх? Главный вопрос урока: - Как и почему проводились Олимпийские игры в древности? - Чтобы вы хотели узнать об Олимпийских играх? 3. Предлагает поработать с кластером. 4. Предлагает поработать с документом 1 «Знакомство с историей возникновения и происхождения Олимпийских игр в Древней Греции» (Приложение) 5. Предлагает записать выводы в кластер 6. Обращает внимание на документ 2. Подводит к следующему выводу. - В наше время проводят Олимпийские игры? - Какие виды спорта входят в олимпийскую программу? 7. Физкультминутка 8. Организует работу по группам. Задание: Работая с документом 3, прочитайте текст и заполните новые поля кластера: 1 группа: знакомится с текстом 1. 2 группа: знакомится с текстом 2. 3 группа: знакомится с текстом 3. 9. Проверка выполнения задания и заполнения кластера | Отвечают на вопрос Смотрят на слайд, находят на карте ответы и показывают их Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно формулировать их. Записывают тему урока в рабочую тетрадь Отвечают на вопросы Работают с раздаточным материалом Читают и отвечают на вопросы Записывают ответы в кластер Читают и отвечают на вопросы Оформляют вывод в кластер Отвечают на вопрос Работают с раздаточным материалом и заполняют кластер | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. Познавательные: используют знаково – символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий. Познавательные: распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят вопросы, обращаются за помощью; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество; высказывают свое мнение. Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану. Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации из текста. Познавательные: извлекают необходимую информацию из текста, осуществляют анализ документа; устанавливают причинно – следственные связи. Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи. Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной речи, в уме. |
4. Подведение итогов (рефлексия) | -Так вы узнали, как проводись Олимпийские игры? - Используя полученные знания и опираясь на кластер, составьте устное сообщение на тему «Олимпийские игры в Древней Греции» | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Работают по цепочке, начиная в 1 ряда | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: составляют план и последовательность действий; оценивают результат работы, определяют, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Познавательные: используют знаково – символические средства; осуществляют анализ объектов с целью выделения признаков; строят логическую цепочку рассуждений. Коммуникативные: принимают участие в работе группами. |
5. Домашнее задание | §33. Подготовить устное сообщение с опорой на кластер или дополнительное творческое задание: составить рассказ об Олимпийских играх от имени участника или зрителя. | Выбирают и записывают своё домашнее задание в дневник | Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельной работы. |
Приложение
Знакомство с историей возникновения и происхождения Олимпийских игр в Древней Греции
Документ 1
Задание: Прочитайте документ и ответьте на вопросы:
Где были проведены первые Олимпийские игры? Запишите свой ответ в кластер
Почему выбрали именно это место? Запишите свой ответ в кластер
Когда были проведены первые Олимпийские игры? Запишите свой ответ в кластер
Кому посвещались Олимпийские игры? Запишите свой ответ в кластер
Первые Олимпийские игры состоялись в 776г. до н.э. в городе Олимпия. Город Олимпия располагалась на территории Эллады. До него было легко добираться из всех греческих городов. В Олимпии располагался храм Зевса - главного бога Древней Греции. Олимпийские игры были посвящены Зевсу: это был чисто мужской праздник.
Документ 2
Задание: Прочитайте документ и ответьте на вопросы:
Почему стали проводиться Олимпийские игры? Запишите свой ответ в кластер
Что заключалось на время проведения игр? Запишите свой ответ в кластер
Греческий народ устал от бесконечный войн. Царь Ифит, отправился в храм бога Аполлона просить устроить общегреческие атлетические празднества. После чего был установлен порядок проведения таких игр и было заключено священное перемирие между греками. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.
Документ 3. «Пять незыбываемых дней»
1 группа
Задание: Прочитайте документ и ответьте на вопросы:
Сколько продолжались Олимпийские игры? Запишите свой ответ в кластер
Что происходило в первый день? Запишите свой ответ в кластер
Сколько дней отводилось на состязания? Запишите свой ответ в кластер
Что происходило в пятый день? Запишите свой ответ в кластер
Где проходили соревнования? Запишите свой ответ в кластер
Олимпийские игры продолжались пять дней.
В первый день атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. Судьи клялись выносить справедливые решения. Следующие три дня отводилось состязаниям. В пятый день проводили награждение победителей.
Большинство состязаний проходило на стадионе. Места зрители занимали с ночи.
2 группа
Задание: Прочитайте документ и ответьте на вопросы:
Какие виды состязаний проводились на Олимпийских играх? Запишите свой ответ в кластер
Как назывался главный вид состязаний? Запишите свой ответ в кластер
Какие еще состязания входили в олимпийскую программу? Запишите свой ответ в кластер
Одно из главных состязаний – пятиборье – начиналось с бега. Встав на дорожке, друг подле друга, они ждали сигнала. Того, кто, не дождавшись, раньше времени срывался с места, судья больно бил хлыстом.
Затем состязались в прыжках в длину. Для усиления толчка атлеты пользовались гирями. Отталкиваясь от земли, прыгун резким движением выбрасывал вперед руки, в которых были зажаты гири.
Метания копья и диска были третьим и четвертым видом состязаний в пятиборье. Пятым состязанием была борьба, где проявлялись сила и ловкость атлетов. Для победы требовалось, чтобы упавший противник трижды коснулся земли плечом, бедром или спиной.
Интерес зрителей вызывали кулачный бой, бег с оружием и гонки колесниц.
Перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости. На нем лежали награды – венки из ветвей оливы.
3 группа
Задание: Прочитайте документ и ответьте на вопросы:
Назовите и запишите в кластер имена прославленных атлетов. Запишите свой ответ в кластер
Самым прославленным среди борцов был Милон. Еще подростком он ежедневно поднимал теленка и носил его на своих плечах. Со временем теленок превратился в быка, а Милон – в первого силача Эллады.
Повсюду в Греции рассказывали о подвигах Полидама. Этот атлет одной рукой удерживал за колесо колесницу, запряженную четверкой лошадей. Однажды, гуляя по склонам горы Олимп, он встретил свирепого льва и, подобно Гераклу, задушил его.
Знаменитый бегун и кулачный боец Феаген уже в детстве был не по годам силен. Возвращаясь из школы, он унес с рыночной площади понравившуюся ему бронзовую статую, которую потом он вернул на место.
Кластер на тему «Олимпийские игры в древности»