12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Евгений Алексеевич17244
Учитель биологии и географии, сейчас занимаюсь репетиторством уже с внуками своих учеников. Создал интеллектуальный клуб "Эрудит" для ветеранов. Пишу игры для клуба и провожу их. Игры можно использовать в работе со школьниками и взрослыми
Россия, Ивановская обл., Тейково
Материал размещён в группе «Урок биологии»

h1642425874.jpg

       На последнем уроке по теме "Размножение" я прошу учеников записать определения, которые мы будем использовать на следующем занятии, и обязательно их выучить. Это домашнее задание. 

       После краткого рассказа об особенностях исследований Менделя мы начинаем работу со схемами опорного листа. Записи по законам необходимо выполнять в генном и хромосомном изображениях. Это просто необходимо, потому что хромосомное изображение помогает лучше понять, что такое аллельные гены.В дальнейшем именно хромосомное изображение помогает легче понять сцепленное наследование, кроссинговер, источники комбинативной изменчивости. 

      Опорные листы выдаю каждому ученику. Основной материал изложен в схемах, остаётся только заполнить пропуски по ходу урока. Повторяем определение доминантного и рецессивного признаков, фенотипа и генотипа. Аллельные  гены - это парные гены..... В листе надо подставить буквы, помня о том, что для скрещивания брались гомозиготные организмы. Далее записываем гаметы, помня о  том, что гомозиготы дают один сорт гамет. Эти гаметы при оплодотворении сливаются, формируя генотип. А фенотип определяем, вспоминая определения доминантного и рецессивного признаков, и выводим первый закон (правило) Менделя.

      Какой же вопрос задал себе Мендель, получив результаты скрещивания?  Ученики обычно формулируют этот вопрос, и мы начинаем работу по изучению второго закона. Здесь важно предупредить  обычную ошибку.В фенотипе гибридов ученики указывают снова желтый и зелёный цвет. Поэтому лучше сначала записать генотипы гибридов, а потом указать и фенотип. Такой порядок иногда требуется и при решении задач. Далее важно обратить внимание на гетерозиготность организмов, дающих два сорта гамет. Гаметы всегда записываем в круге, а снизу стрелками указываем их возможные встречи. Соединяя гаметы, нужно записывать сразу образовавшийся генотип. Остаётся только выявить соотношение признаков и прочитать закон.

       Для объяснения результатов скрещиваний Мендель предложил гипотезу "чистоты" гамет. Прочитав положения гипотезы, ученики понимают, что задатки - это гены. После этого переходим на закрепление материала по гипотезе "чистоты" гамет, разбирая законы в хромосомном изображении с современной точки зрения, вспоминая мейоз, диплоидный и гаплоидный наборы хромосом, соматические и половые клетки. 

       Затем начинаем решать задачи. Я использую задачи из сборника задач и упражнений

w1642429026.jpg

i1642429118.jpg

Литература:

 А.М.Лобанов, Н.А. Куликова Сборник задач и упражнений по генетике Иваново,2004

Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (2)

Трефилова Раиса Поликарповна, 17.01.22 в 18:59 1Ответить Пожаловаться
Евгений Алексеевич, как всегда, чётко, логично обоснован излагаемый материал. Эти темы учащиеся считают самыми трудными в курсе биологии. Спасибо за помощь коллегам и учащимся!
Евгений Алексеевич, 17.01.22 в 20:48 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Раиса Поликарповна! Мнение опытного коллеги - это очень важно!!! С таким листом экономится время. Я приготовил для сегодняшнего репетиторства, а ученик ничего не выучил, пришлось не проводить занятие. В это время и сделал публикацию. У меня сегодня 3 занятия...
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.