12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Филатова Марина Петровна19
0

Организация и проведение практических занятий в ходе изучения дисциплины «Культура речи» для обучающихся по профессии 43.09.01 Повар, кондитер.

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение

Иркутской области

«Братский профессиональный техникум»











Педагогическая разработка

комбинаторного типа





Организация и проведение практических занятий

в ходе изучения дисциплины «Культура речи»

для обучающихся по профессии 43.09.01 Повар, кондитер.



методические рекомендации








Автор разработки:

Филатова Марина Петровна, преподаватель

русского языка и литературы













2018




Организация практических занятий в ходе изучения дисциплины «Культура речи» для обучающихся по профессии 43.09.01 Повар, кондитер [Текст]: методические рекомендации / Сост. М.П.Филатова .-Братск, 2018.- 34c.









Составитель:

Преподаватель русского языка и литературы М.П.Филатова





В методическом издании представлен курс практических занятий, способствующих успешному усвоению обучающимися по профессии 43.09.01 Повар, кондитер основных разделов дисциплины «Культура речи». Каждое занятие имеет четкую структуру (цель, план, теоретическую справку, вопросы для самоконтроля) и соответствует темам рабочей программы.

Разработка предназначена для преподавателей и студентов.


























Содержание


Пояснительная записка………………………………………………………….. 3

1 Нормы современного русского литературного языка ………………………… 6

Практическое занятие 1 …………………………………………………………... 6

Практическое занятие 2 …………………………………………………………… 9

Практическое занятие 3 ………………………………………………………….. 12

Практическое занятие 4 ………………………………………………………….. 14

Практическое занятие 5 ………………………………………………………….. 16

Практическое занятие 6 …………………………………………………………. 17

2 Правила продуцирования текстов разных жанров с учетом особенностей функциональных стилей речи

Практическое занятие 7 ………………………………………………………… 18

Практическое занятие 8 ………………………………………………………… 21

Практическое занятие 9 ………………………………………………………… 22

Практическое занятие 10 ……………………………………………………… 23

Заключение …………………………………………………………………… 26

Приложение А …………………………………………………………………. 27









































Пояснительная записка


Представленный курс практических занятий по дисциплине «Культура речи» предназначен для студентов социально-экономического профиля и учитывает соответствующую специфику. Он составлен в соответствии с рабочей программой и рассчитан на 10 аудиторных часов. В курс включена система занятий, способствующих успешному освоению обучающимися основных тем дисциплины, изучение которых предусматривает рассмотрение проблем речевой культуры и в теоретическом плане, и на практических занятиях, обеспечивающих обратную связь между преподавателем и обучающимися. Материалы каждого занятия включают теоретические справки, необходимые для выполнения заданий.

Данный курс находится в логической связи с дисциплинами «Русский язык», «Деловая культура», а также содержит лексику и профессиональную терминологию, употребляемую при изучении ПМ 01, ПМ 02, ПМ 04, ПМ 07, ПМ 08.

Пособие состоит из двух разделов: «Нормы современного русского литературного языка», «Правила продуцирования текстов разных жанров с учетом особенностей функциональных стилей речи» и приложения. Приложение А содержит ортологический минимум для студентов.

Практические занятия проводятся после изучения следующих тем:

Нормативный аспект культуры речи,

Орфоэпические и акцентологические нормы русского литературного языка,

Орфографические нормы русского литературного языка,

Пунктуационные и синтаксические нормы,

Морфологические и словообразовательные нормы русского литературного языка,

Лексические нормы русского литературного языка,

Особенности научного стиля речи,

Особенности официально-делового стиля речи,

Особенности публицистического стиля,

Особенности разговорного стиля речи

Разработанные практические занятия по дисциплине «Культура речи» нацелены на повышение уровня практического владения современным русским литературным языком в социально-экономической сфере. Практические занятия призваны помочь обучающимся по профессии социально-экономического профиля совершенствовать навыки владения языком в различных ситуациях общения: с этой целью включены специальные занятия, посвященные деловому общению, речевой культуре, особенностям официально-делового стиля, формированию коммуникативной компетенции. Данное условие необходимо для успешной коммуникации и эффективной профессиональной деятельности выпускника по профессии 19.01.17 Повар, кондитер.

Основу курса составляет изучение нормативной базы современного русского литературного языка, коммуникативных качеств речи, функциональных стилей и речевого этикета, что одновременно формирует у обучающихся три вида компетенции: языковую, коммуникативную (речевую) и общекультурную (ОК).

В разработке сделана попытка обновления содержательного, методического и дидактического компонента образовательного процесса при проведении практических занятий для студентов, обучающихся по профессии 19.01.17 Повар, кондитер, что и определяет актуальность данной работы. Все занятия имеют одинаковую структуру:

- план и цель занятия,

- теоретическая справка перед блоком заданий,

- система заданий,

- контрольные вопросы для повторения и самопроверки.


Критерии оценки

Отметку «5» обучающийся получает, если

с достаточной полнотой излагает соответ­ствующую тему или задание;

дает правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;

правильно и точно выполняет задания;

дает аргументированные ответы, приводит необходимые примеры;

правильно отвечает на дополнительные вопросы препода­вателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом данного материала;

соблюдает нормы литературного языка;

связно, логично, грамотно строит высказывания как в устной, так и письменной речи;

умеет использовать полученные теоретические знания в устной и письменной речи;

умеет создавать устное высказывание в монологической и диалогической форме с учетом коммуникативной ситуации;

свободно владеет литературной и деловой письмен­ной и устной речью, навыками публичной и научной речи

умеет использовать стилистические возможности и выразительные средства языка в устных и письменных текстах разных жанров;

умеет выражать свои мысли и чувства, учитывая сферу, ситуацию, цель общения, соблюдая стилистические и этикетные нормы;

умеет анализировать и критически оценивать устные и письменные тексты, редактировать их.

умеет обсуждать прочитанное (или услышанное), используя свои примеры, анализировать содержание, определять коммуникативную направленность текста;

умеет корректно использовать необходимую информацию из словарей, справочников, книжных изданий, Интернета, СМИ.


Отметку «4» обучающийся получает, если

не менее 70% правильных ответов;

при изложении были допущены 1-3 ошибки,

дает правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;

может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;

правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания данного материала.


Отметку «3»:

не менее 50 % правильных ответов

при изложении была допущены 4-7 существенных ошибок;

знает и понимает основные положения данной темы, но допускает неточности в формулировке понятий;

излагает выполнение задания недостаточно логично и последовательно;

затрудняется при ответах на вопросы преподавателя.

Отметку «2»

неполно (менее 50% от полного) изложено задание;

при изложении были допущены существенные ошибки.

В «0» баллов преподаватель вправе оценить выполненное студентом задание, если оно не удовлетворяет требованиям, установленным преподавателем к данному виду работы.














Рекомендованная литература


Интернет-ресурсы:

Русский язык: правила орфографии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www. rnk.ru / journal / articl /dorument 153359 phtm |.– Загл. с экрана

Русский язык: пунктуация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.rq.ru / sujet /671.htm |.‒ Загл. с экрана

Правописание и культура речи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gramota.ru, свободный. – Загл. с экрана

4.Сайт Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.slovari.ru, свободный. – Загл. с экрана

Электронная версия газеты «Русский язык» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rus.lseptember.ru, свободный. – Загл. с экрана

Лингвистические задачи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gramma.ru, свободный. – Загл. с экрана

Архив обсуждений вопросов грамматики, орфографии, истории, преподавания, изучения русского язык [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://speakrus.narod.ru, свободный. – Загл. с экрана

Учебники и учебные пособия. Методические материалы для студентов и преподавателей. Работы студентов, интерактивные тесты по русскому язык [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hi-edu.ru. – Загл. с экрана

Авторская методика и учебные пособия для ускоренного обучения грамотному письму язык [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rbr.narod.ru, свободный. – Загл. с экрана

Центр риторики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.master-ritor.ru, свободный. – Загл. с экрана

Журнал, статьи, словарь. Форум, задачи по русскому языку [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.redactor.ru, свободный. – Загл. с экрана



Электронная библиотечная система t1573824346aa.png


1. Бегаева, Е.Н. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Бегаева Е.Н., Бойко Е.А., Михайлова Е.В., Шарохина Е.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6332.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

2. Буре, Н.А. Основы русской научной речи [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Буре Н.А., Быстрых М.В., Волкова Л.Б., Кирейцева А.Н., Химик В.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012.— c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/4623.— ЭБС «IPRbooks», по паролю


3. Голуб, И.Б. Русская риторика и культура речи [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Голуб И.Б., Неклюдов В.Д.— Электрон. текстовые данные.— М.: Логос, 2012.— 328 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9074.— ЭБС «IPRbooks», по паролю


4. Камнева, Н.В. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Камнева Н.В., Шевченко Л.В.— Электрон. текстовые данные.— Томск: Эль Контент, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2013.— 124 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13902.— ЭБС «IPRbooks», по паролю





Раздел 1 «Нормы современного русского литературного языка»


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1

Тема: Установление соответствующих литературной норме вариантов языковых единиц и правил их употребления


План занятия


Предмет курса «Русский язык и культура речи».

Три аспекта культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический.

Языковые единицы, имеющие варианты.

Правила использования языковых единиц.

Языковые единицы, находящиеся за рамками литературного языка.

Типы ортологических словарей.


Цель занятия - научиться контролировать степень соответствия своей устной и письменной речи требованиям нормы современного русского языка, получить навык работы с ортологическими словарями.


Теоретическая справка


Языковые единицы, имеющие варианты


У некоторых языковых единиц есть варианты, которые могут отличаться друг от друга произношением одного или нескольких звуков орфоэпические варианты), использующимися морфемами-корнями, суффиксами, префиксами или окончаниями (морфологические варианты). Чаще всего один из вариантов полностью соответствует литературной норме (главный вариант), а другие являются дополнительными (допустимыми, не рекомендуемыми, недопустимыми). Главный нормативный вариант таких единиц нужно запоминать.

Наличие у языковых единиц вариантов создает орфоэпические, акцентологические, морфологические и синтаксические трудности. Существуют также лексические трудности, связанные с нарушениями правил употребления слов и фразеологизмов.


Правила использования языковых единиц


Для того чтобы говорить правильно, недостаточно знать, какие языковые единицы соответствуют норме. Например, слово способный вполне соответствует нормам современного русского литературного языка, однако в предложении Он совсем не способный к гуманитарным наукам употреблено неверно. Поэтому в курсе «Русский язык и культура речи» изучаются не только соответствующие литературной норме варианты языковых единиц, но и правила их употребления.

Задания


Задание 1. Внимательно прочитайте таблицу 1. Допишите, к какой группе (орфоэпические, акцентологические, морфологические, синтаксические) относятся перечисленные в таблице трудности. Озаглавьте таблицу.

Таблица 1


Виды___________________________________________________трудностей


Вид трудности

Примеры


Правильный вариант

Неправильный вариант

Произношение звука [э] или [о] на месте буквы Е под ударением

а [фэ]ра

a [фо] ра

Произношение твердого и мягкого согласного в заимствованных словах перед буквой Е

[р’э]льс

но

компью[тэр]

[рэ]льс


компью[тэр]

Правильная постановка ударения в именах существительных

договОр


свёкла

дОговор


свеклА

Правильная постановка ударения в кратких прилагательных, кратких страдательных причастиях, глаголах прошедшего времени

прАвы

принятА


взялА

правЫ

прИнята


взЯла

Правильная постановка ударения в глаголах

премировАть


звонИт, звонЯт

премИровать


звОнит, звОнят


Задание 2. Дополните графу «правильный вариант» таблицы 1, используя слова для справок

__________________________________________________________________

Слова для справок: агре́ссор, алфави́́т, балова́ть, бан[д’э]роль, блеклый, бытие́, вероиспове́дание, горька́, гру́бы, заку́поривать, кла́ла, кла́ли, при́даны, прожита́.



Задание 3. Прочитайте список правил. Разделите их на группы

а) правила, которые относятся к лексике,

б) правила, которые относятся к морфологии,

в) правила, которые относятся к синтаксису.

Обозначьте границы деления графически. Приведите примеры соблюдения и несоблюдения этих правил.


Правила употребления заимствованных слов, неологизмов, паронимов (точное знание говорящим лексического значения слова).

Правила использования повторяющихся слов (недопустимость плеоназма и тавтологии)

Правила употребления многозначных слов и омонимов ( необходимость однозначного понимания слова)

Правила употребления устойчивых словосочетаний.

Правила употребления имен прилагательных.

Правила употребления местоимений

Правила употребления деепричастий

Правила согласования подлежащего и сказуемого.

Правила согласования определяемого слова и определения

Правила соединения однородных членов предложения.

Правила использования придаточных предложений.

Правила перевода прямой речи в косвенную.



Задание 4. Используя материал задания, скажите, какие правила использования языковых единиц нарушены в приведенных ниже предложениях. Исправьте ошибки и запишите правильный вариант.


Неправильный вариант

Правильный вариант

Автор сказал рецензенту, что вы не можете

не замечать того нового, что имеется в работе.

То, что происходит сейчас на факультете, это настоящий анонс.

Профессор показал мне курсовой проект и

сказал, что он уже устарел.

Следует отметить следующие особенности.

Устав после лекций, мне не работалось.

Можно согласиться с теми главами этого реферата, где не содержится никаких внутренних противоречий.

Это исследование имеет большую роль в развитии современной науки.

Они уже сейчас готовы к экзамену.

Не всегда существует взаимопонимание между народом и их представителями в Законодательном собрании.

10. В январе месяце начнется выдача удостоверений нового образца.

11. Я попросил подругу принести свои записи лекций.

12. Правильно определив цели и задачи исследования,

эксперимент показал следующее…

13. Автор статьи показывает, что внимательное изучение вопроса приводит к тому, что необходимо

пересмотреть традиционное объяснение причин этого явления.

14. В курсовых работах допускаются орфографические ошибки.

15. Условия для достижения положительных результатов были созданы, однако тем не менее испытания прошли неудачно.

16. Эта статья содержательная и интересна.

















Раздел 1 «Нормы современного русского литературного языка»


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2

Тема: Устранение орфоэпических, акцентологических ошибок и неточностей в устной речи


Цель – уметь пользоваться основными нормами русского литературного произношения и применять на практике особенности постановки ударения в акцентных вариантах.


План

1. Понятие орфоэпии.

2. Практическое значение орфоэпии.

3. Источники отступлений от литературного произношения.

4. Особенности русского ударения.

5. Нормы русского ударения, их характеристика.

6. Причины изменения и колебания ударения в русском языке.


Теоретическая справка


Нормы произнесения гласных звуков

Гласные звуки отчётливо произносятся лишь под ударением. В безударном положении звучание гласных меняется. Процесс ослабления чёткости звучания гласных в безударном положении называется редукцией.

Для современной произносительной системы русского языка характерно «иканье», т.е. в безударном положении все гласные, кроме у, в первом предударном слоге после мягких согласных реализуются звуком [и] c призвуком [э]. Например: лес [э] – лесник [иэ], грязь [а] – в грязи [иэ].

После согласных ж и ш буквы о, э в первом предударном слоге реализуются в слоге звуком [ы] с призвуком [э]. Этот же звук произносится на месте буквы а в словах: жалеть, лошадей, жакет.


Нормы произнесения согласных звуков

Согласные звуки отчётливо произносятся перед гласными, сонорными согласными (м, н, л, р), перед буквой в, перед разделительными ъ и ь знаками.

Звонкие парные согласные на конце слова и перед глухим согласным оглушаются: бег [к], лодка [т].

Парные глухие согласные звуки перед парными звонкими согласными озвончаются: просьба [з’], молотьба [д’].

Оглушение или озвончение парных согласных на письме, как правило, не передаётся, поэтому звучат одинаково, хотя пишутся по-разному: молод – молот, лезть – лесть.

Перед мягкими согласными парные твёрдые смягчаются: степь [с’т’].

Запомните несколько правил, отражающих современные орфоэпические нормы

На месте сочетания чн произносить [шн]: коне[шн]о, наро[шн]о, ску[шн]о, скворе[шн]ик, яи[шн]ица, пра-че[шн]ая, но ве[чн]о, челове[чн]о.

Вместо сочетания чт произносить [шт]: [шт]о, [шт]о-то, кое-[шт]о, [шт]обы, [шт]о-либо, но нечто [чт].

Вместо г в окончании -ого - произносить [в]: то[в]о, больше[в]о, ново[в]о.

Сочетания зш и сш произносятся как долгий [ш]: ра[ш]ить, (расшить), [ш]умом (с шумом), зале[ш]ий (залезший), бе[ш]инели (без шинели).

Сочетания сж и зж произносятся как долгий [ж]: [ж]ал (сжал), ра[ж]ёг (разжёг), бе[ж]алости (без жалости).

Сочетания зч и сч произносятся как долгий мягкий [щ']: во[щ']ик (возчик), подпи[щ']ик (подписчик), разно[щ']ик (разносчик).

Сочетания дц и тц произносятся как долгий [ц]: коло[ц]а (колодца), моло[ц]а (молодца), бра[ц]а (братца от брат).

Сочетание в конце глаголов –тся и –ться произносится как [ца]: беру[ца] (берутся), берё[ца] (берётся), бра[ца] (браться).

Сочетания тч и дч произносятся как долгий мягкий [ч’]: нала[ч’]ик (наладчик), лё[ч’]ик (лётчик).

Двойные согласные в заимствованных словах произносятся обычно как долгий согласный, но ряд слов допускает произнесение двойного согласного как одного звука: ванна [н], грипп [п].

Буква г на конце слова бог произносится как [х].

Сочетание букв гк произносится как [х’к’] – в словах лёгкий, мягкий.

Сочетание букв гч произносится как [хч’] – в словах лёгче, мягче.

Во многих иностранных словах после согласных пишется е, а произносятся согласные твёрдо: ателье [тэ], атеист [тэ], денди [дэ], кашне [нэ], кафе [фэ], партер [тэ], резюме [мэ], стенд [тэ], шедевр [дэ].

В начале слов буквы э и е пишутся в соответствии с произношением (экспорт, егерь, эллипс, ересь, эхо, Ева, этот, ест)

Надо запомнить:

Если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в кратких формах среднего рода и мужского ударение на основе и обычно совпадает с ударением в полной форме: белый – бела, бел, бело (но кругом белым-бело); ясный – ясна, ясен, ясно.

В большинстве форм множественного числа наблюдаются колебания в постановке ударения: белы – белы, бледны – бледны, близки – близки, низки – низки, пьяны – пьяны, пусты – пусты, ясны – ясны, просты (устар.) – просты.

Но только легки, правы.

Если в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной форме – на суффикс: длинна – длиннее, видна – виднее. Полна – полнее.

Если в краткой форме женского рода ударение падает на основу, то и в сравнительной степени ударение на основе: лилова – лиловее, красива – красивее, ленива – ленивее, говорлива – говорливее.

4. Часто встречается неправильная постановка ударения на основе слова, а не на его окончании в глаголах прошедшего времени единственного числа женского рода: взяла вместо взяла, спала вместо спала и т.п.


Задания

Задание 1. Определите, в каких словах двойной согласный не произносится, в каких сохраняется и в каких допускается вариантное произношение.

Ассамблея, ассорти, терраса, касса, корректура, масса, ассимиляция, массивный, аллея, тоннель, иррегулярный, суббота, балласт, грамматика, гамма, группировать, миллион, диффузия, беллетристика, аккуратный, аттестат, аккомпанемент, аккумулятор, аппарат, апперцепция, аппликата, аппликатура, аннулировать, аннексировать.


Задание 2. В каких словах иноязычного происхождения сохраняется безударный [о]?

Бокал, бордовый, вето, конкретный, концерт, коттедж, оазис, портфель, поэзия, поэтесса, роман, сомбреро, соната, трио, хаос.


Задание 3. В каких именах собственных сохраняется безударный [о]:

Боккаччо, Вольтер, Мольер, Роллан, Роман, Роден, Флобер, Шопен, Мопассан, Проспер.


Задание 4. Определите, мягко или твердо произносятся согласные перед [э] в следующих словах? В каких словах допускаются варианты (выписать отдельно).

Айсберг, бактерия, безе, деликатес, декан, депрессия, агрессия, профессия, интеллект, интервью, кофе, кодекс, кредо, крейсер, критерий, модель, музей, неологизм, нетто, одесский, орхидея, патент, пантера, сессия, свитер, синтез, терапевт, термин, термос, тест, фланель, фанера, штемпель, энергия, эффект, артерия, бутерброд, бассейн, генезис, генератор, декадент, декольте, дирекция, детектив, кратер, крепдешин, плиссе, гофре, полонез, сессия, сейф, сонет, стенд, тезис, тенор, темп, террор, термин, теннис, тет-а-тет, фонема, фонетика, шинель, шоссейный, эдем, экстерн, эссенция, этногенез.


Задание 5. Распределите приведенные ниже слова на группы в зависимости от звука, произносимого на месте буквы Г.

Легкие, бухгалтер, мягкий, пугливый, смягчить, Господи!, ради Бога!, ага, ого, когти, богатый, берег, облегчить, утюг, берегся.


Задание 6. Произнесите следующие слова. Возможны ли варианты произношения?

Булочная, конечно, подсвечник, будничный, молочный, скучно, сливочный, будничный, яичница, клубничный, коричневый, ячневый, скворечник, беспорядочный, войлочный, селедочница, девичник, горничная, гречневый, непорядочный, перечница, спичечный, к шапочному разбору, бесконечный, безграничный.


Задание 7. Расставьте ударения в следующих словах.

Газопровод, договор, досуг, дремота, знамение, изобретение, кремень, ломоть, мусоропровод, мышление, намерение, пиала, приданое, свекла, ходатайство, щавель, апостроф, бюрократия, гастрономия, диоптрия, генезис, диспансер, догмат, жизнеобеспечение, камбала, каталог, квартал, некролог, нефтепровод, искра, кладовая, колосс, недуг, партер, премирование, пурпур, ракурс, столяр, христианин, экслибрис.


Задание 8. От существительных образуйте родительный падеж и поставьте ударение.

Бант, бинт, герб, дверь, гуляш, гусь, жезл, клок, ксендз, торт, ясли.


Задание 9. Расставьте ударение в следующих глагольных формах.

Плыл – плыла – плыло – плыли, понял – поняла – поняло – поняли, пролил – пролила – пролило – пролили, принял – приняла – приняло – приняли, врал – врала – врало – врали.


Контрольные вопросы для повторения и самопроверки:


Что такое ударение?

Каковы особенности русского ударения?

Что такое орфографическая норма и для чего она нужна?

В чем особенность произношения гласных под ударением и без ударения? Приведите примеры.

Какие произносительные нормы существуют для гласных звуков?

Какие произносительные нормы существуют для согласных звуков?


Раздел 1 «Нормы современного русского литературного языка»


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3

Тема: Устранение орфографических ошибок в письменной речи


Цель – повторить трудные случаи правописания слов; научиться грамотному правописанию терминов, соответствующих профессии

План

1. Понятие орфографии

2. Принципы русской орфографии.

3. Правописание профессионализмов.


Теоретическая справка

Орфография – это система правил правописания слов, а орфограмма – это такое написание в слове, которое соответствует определённому орфографическому правилу или традиции письма, следовательно, орфограмма является основным объектом орфографии.

Правила, устанавливающие написание значимых частей слова, основаны главным образом на морфологическом принципе: значимые части слова пишутся единообразно, независимо от изменения в речи произношения гласных и согласных. При этом гласные пишутся так, как они произносятся под ударением, а согласные – так, как они произносятся перед гласными или л, м, н, р (боль - больной, заболевание; поезд - поездка, поговори, постарайся', дубовый, берёзовый, асфальтовый; столом - футболом, выговором).

Во многих случаях написания, совпадающие и не совпадающие с произношением, являются непроверяемыми. Однако и они передаются на письме единообразно (собака – собачка, Собакевич; авантюра - авантюрист, авантюрный; ковш – ковшик, нефть – нефтяной).

Непроверяемые написания называются традиционными. Их необходимо запоминать.

В некоторых случаях имеются отступления от морфологического принципа, когда единообразное написание значимых частей слова нарушается. Такие отступления связаны, прежде всего, с сохранением на письме старинных чередований звуков (полагать - положить, зорька - заря, отпереть - отпирать). Звуки речи в одной и той же морфеме могут заменять друг друга. Различаются исторические чередования и фонетические мены.

Исторические чередования звуков нельзя объяснить законами современного русского языка, их возникновение уходит в глубь его истории. Например, чередование [о], [э] с нулем звука (сон - сна, лесть -льстивый) относится к историческим: оно развилось после утраты системой гласных редуцированных [ъ], [ь], которые в древнерусском языке в сильной позиции изменились в [о], [э], а в слабой исчезли.


Задания


Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание слов:

Уч…ный, ч…лн, ш…рстка, чеч…тка, ч…рточка, печ…нка, трещ…тка, крыж…вник, пч…лы, ч…лка, ж…луди, ж…м, ш…тландка, ш…ссе, сч…т, ш…пот, тяж…лый, ш…рох; ож…г лица, реш…тка сада, укрыться плащ…м, спорить горяч…, подж…г сарая, вощ…ная бумага, печ…ный хлеб, деш…вый товар.


Задание 2. Вcтавьте пропущенные буквы, объясните правописание.

Мороже…ое, тесто слое…ое, бли…ое тесто, пошиже…ая калорийность, жаре…ое изделие из теста, хворост лимо…ый,жаре…ая во фритюре рыба, водя…ая баня, очище…ое от костей мясо, сформирова…ое изделие, пря…ый вкус, масле…ые блины, рубле…ые орехи, запече…ые овощные блюда, припуще…ые овощи, жаре…ая в гриле рыба, растопле..ое сливочное масло, рыба не панирова…а, маринова…ое мясо,сыро-мороже…ые креветки, обществе…ое питание, тонко нареза…ое филе, мороже…ая рыба, сви…ая отбивная, порцио…ые куски, панирова…ое жаре…ое мясо, кипяче…ая вода, , испече…ая лепешка, пече…ые блины, овощи запече…ы в золе .


Задание 3. Вcтавьте пропущенные буквы, объясните правописание.

Антр…кот, б…(в,ф)шт…кс, р…мшт…кс, шашлык (по)бакински, па (с,сс)…ровать на т…плё(н,нн)ом масл…, при изг…т…влени… смета (н,нн)ого соуса, вскип…ч…(н,нн)ая м..дера, соус (кисло)сладкий, (крупно)яче…стое сито, к…нс…ст…нц…я каши, глубокий с…тейник, (беф)строг…но(в, ф), порциио(н,нн)ые куски, кюфта (по)московски, (люля)к…баб,блюда из рубле(н,нн)ых (суб)пр…дуктов, кн…льная масса, пан…ров…ч…ные сухари, (не)п…ст…р…зова(н,нн)ое молоко, ро…тби,.

Задание 4. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните.

(Н…) чуть (н…) изменился, (н…) кем заменить, (н…) с кем передать письмо, делать было (н…) чего, (н…) кто (н…) какой тревоги (н…) ощущал, (н…) где отдохнуть, (н…) когда (н…) забуду, (н…) у кого просить, (н…) у кого просить (н…) буду, (н…) кто (н…) забыт, рассказывал (н…) что интересное, (н…) читал книгу, (н…) рыбешки (н…) поймал, в поле (н…) былинки, (н…) мог (н…) слышать крик, (н…) льзя (н…) думать о победе, в доме (н…) кусочка.


Контрольные вопросы для повторения и самопроверки:


1. Что такое орфограмма?

2. Какие принципы русской орфографии Вы знаете?

3. Что Вы понимаете под пунктуацией?

4. Что стоит за понятием факультативность?

5. Каков характер пунктуационной нормы в отличие от орфографической?

6. Каковы алгоритмы определения написания О – Е после шипящих, гласного в личных окончаниях глаголов, Н – НН в слове, слитного и раздельного написания НЕ с различными частями речи?

7. Каковы нормативы правописания знаков препинания при конструкциях с союзом КАК, при обособлении определений, приложений, обстоятельств, при вводных словах и словосочетаниях, вводных и вставных предложениях.




























Раздел 1 «Нормы современного русского литературного языка»


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4


Тема: Редактирование научного текста

(исправление наиболее частотных синтаксических ошибок)


Цель занятия - научиться редактировать научный текст (синтаксический аспект)


План занятия

Цепочки несогласованных определений.

Причастные обороты и их употребление.

Нормы управления: употребление предлогов.

Однородные члены предложения.

Деепричастные обороты и их употребление.


Теоретическая справка

Нормы управления. Употребление предлогов

В научных текстах встречаются ошибки в управлении. Обратите внимание на типичные ошибки, которые следует избегать.

Наиболее часто встречающиеся ошибки:

- употребление неправильного падежа (после предлога, существительного, глагола)

- употребление неправильного предлога (после существительного , глагола)

- выбор из нескольких возможных предлогов (согласно чему/ чего/ с чем; преуспевать в чем-л./) того, который не подходит по значению или стилистической окраске;

- замена беспредложной конструкции предложной (и наоборот):

- с нарушением норм управления (правильно: оплата обучения – неправильно: оплата за обучение);

- без нарушения норм управления, когда выбранная форма не подходит по значению или стилистической окраске ( это касается всех студентов это касается до всех студентов ( с оттенком устарелости); отгрузить компьютеры предприятию (для предприятия)- отгрузить компьютеры для предприятия ( в официальной, деловой речи)).


Задание 1. Выберите правильный вариант и объясните свой выбор.


1.Находиться между

а) двух полюсов

б) двумя полюсами

2.Привести цифры в подтверждение

а) этих предложений

б) этими предложениями

3. Иметь способность

а) к неограниченному росту

б) неограниченного роста

в) на неограниченный рост

4. Иметь царапины, идентичные

а) с теми, что были на другом осколке

б) тем, что были на другом осколке

5.Способ магнитного контроля

а) ферромагнитных материалов

б) за ферромагнитными материалами

в)над ферромагнитными материалами

6.Главная причина

а) торможения дислокаций

б) торможению дислокаций

7.Привести пример

а) применение коронного разряда

б) применению коронного разряда

в) на применение коронного разряда

8.Принять участие в экспедиции по

наблюдению

а) солнечного затмения

б) над солнечным затмением

в) за солнечным затмением

9. Загрязнение рек

а) отходами производства

б) от отходов производства

10. Составная часть

а) курса культуры речи

б) от курса культуры речи

в) из курса культуры речи

11. Первые опыты

а) использование новых материалов

б) на предмет использования новых материалов

в)по использованию новых материалов


12. Поставить задачу

а) изучение ряда природных явлений

б) об изучении ряда природных явлений

в) по изучению ряда природных явлений

13. Совершенствоваться

а) в различных аспектах языка

б) по различным аспектам языка


Однородные члены предложения

В качестве однородных членов нельзя одновременно использовать:

полную и краткую форму прилагательных (причастий)

существительное и инфинитив

обстоятельство, выраженное существительным и деепричастный оборот;

причастный (или деепричастный) оборот и придаточное предложение.


Задание 2. Прочитайте текст. Найдите предложения, содержащие однородные члены: 1) подчеркните однородные члены; 2) обозначьте знаком × главное слово (слово, от которого они зависят); 3) соедините главное слово стрелочками с однородными членами предложения.

Задание 3. Прочитайте предложение, найдите ошибки в употреблении однородных членов. Отредактируйте предложение.












ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5

Тема: Устранение морфологических и словообразовательных ошибок и неточностей в речи


Цель – знать основные морфологические нормы в русском языке; уметь устранять основные морфологические ошибки


План

1. Категория рода имен существительных.

2. Категория числа имен существительных.

3. Варианты падежных окончаний имен существительных.

4. Трудные случаи в системе склонения имен.


Задания

Задание 1. Определите род несклоняемых существительных иноязычного происхождения. Составьте с ними предложения.

Авеню, бигуди, галифе, Гоби, Дели, Замбези, кенгуру, конферансье, кофе, купе, леди, меню, Миссисипи, Онтарио, реле, сабо, салями, сулугуни, танго, фойе, фрау, хинди, цеце, шимпанзе.


Задание 2. Определите род аббревиатур:

НМЛ, НМД, ОС, ФС, ОПД, ИП, ТО СВТ, КПК, АпОб, КЦ ТО СВТ, СВК.


Задание 3. Объясните, почему слова из приведенных ниже групп употребляются только в форме множественного числа:

а) подмостки, хоромы, носилки, весы, ножницы, кандалы, кавычки, пожитки, чаевые, полусапожки;

б) дрова, щи, отходы, обои, брызги, потроха, биточки, соты;

в) поборы, проводы, дебаты, хлопоты, аплодисменты, выкрутасы, козни, сумерки, враки, устои, россказни, каникулы, прятки, крестины;

г) Альпы, Плеяды, Дарданеллы, Филиппины, Близнецы, Курилы, Карпаты.


Задание 4. От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа.

Доктор, выбор, контейнер, орден, адрес, герб, холод, промысел, шофер, парус, хутор, клевер, торт, вечер, жемчуг, погреб, автор, лектор, край, токарь, инженер, договор, тополь, волос, отпуск, сектор, хлеб, якорь, прожектор, трактор, месяц, редактор, инспектор, кузов, писарь, стог.


Задание 5. Составьте таблицу, разделив приведенные ниже слова на четыре подгруппы: 1) со склоняемыми обеими частями; 2) со склоняемой второй частью; 3) со склоняемой первой частью; 4) несклоняемые.

Диван-кровать, кока-кола, министр-президент, национал-социалист, идея-фикс, плащ-палатка, генерал-майор, вагон-лавка, смотр-конкурс, конференц-зал, кафе-магазин.


Задание 6. Просклоняйте числительные:

5679, 665, три студента, полтора килограмма, одна целая двадцать четыре сотых, трое студентов.

Контрольные вопросы для повторения и самопроверки:


1. В чем заключается причина родовой вариантности слов-неологизмов?

2. По какому критерию определяется грамматический род аббревиатур?

3. Каковы закономерности в склонении аббревиатур?

4. Каковы нормы употребления сложносоставных слов?

5. Каковы закономерности в склоняемости / несклоняемости географических названий?

6. Существуют ли нормы в употреблении собственных имен?

7. Что Вы знаете об истории и конкуренции форм родительного падежа на - а (-я) и на ‑у ( ‑ю)?


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 6

Тема: Устранение лексических и фразеологических ошибок и неточностей в речи

Цель – семантически точно и стилистически уместно использовать лексические средства языка в устной и письменной речи; редактировать предложения с лексическими ошибками.

План

1. Многозначность слов.

2. Употребление синонимов.

3. Плеоназмы, тавтология.

4. Употребление фразеологизмов.

5. Стилистически окрашенная лексика.

6. Экспрессивно окрашенная лексика.


Задания

Задание 1. Определите различия в значении слов:

Импресарио, меценат, спонсор, продюсер; аннотация, дайджест, конспект, реферат, резюме, тезисы; грант, дотация, пенсия, стипендия, субсидия, субвенция.

Задание 2. Объясните различия между словами, которые являются паронимами:

Безответный – безответственный, двойной – двойственный, осудить – обсудить, подпись – роспись, боязливо – боязно, сытный – сытый, поступок – проступок, гордыня – гордость, преемник – приемник.

Задание 3. Укажите, какие из словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные:

Народный фольклор, хронометраж времени, свободная вакансия, автобиография жизни, демобилизация из армии, временный интерьер, временный цейтнот, мемориал памяти.

Задание 4. Назовите причины возникновения двусмысленности в предложениях.

Сегодня мы всем классом ходили в Эрмитаж. – Ну, и что ты оттуда вынес?

Здоровье и уход день за днем (плакат в поликлинике).

Оставьте свои мысли!

Задание 5. Найдите плеоназмы в предложениях, исправьте ошибки:

Он привык беречь каждую минуту времени. Открылось новое совместное предприятие, выпускающее 30 тысяч штук изделий в год. Эти компьютеры просты по устройству и дешевы по стоимости. На первый взгляд эта работа кажется простой и незамысловатой. Деятельность центра будет способствовать совместному сотрудничеству между народами разных стран.

Задание 6. Распределите слова по двум группам (общеупотребительная лексика, стилистически окрашенная лексика):

Лес, темный, лгать, смекалка, шагать, синий, поляна, смазливый, воспламениться, дерзание, воспеть, бегать, зачинатель, предначертание, страж, грядущий, кляуза, отчизна, труженик, барахлить, ланиты, нерукотворный, скорбь, чмокнуть, журить, предписание.

Задание 7. Прочитайте примеры употребления жаргонной лексики. Подберите к ним синонимы из литературного языка.

Оттянуться в казино, отмывать черный нал, покручивать деньги, умыть конкурентов.

Задание 8. Исправьте ошибки, связанные с нарушением лексических норм.

Началась избирательна фиеста. В парке было заложено тридцать два дерева. Он познакомился с плеядой новых компьютеров. Бабушка ласково кивает добрым морщинистым лицом. Эта борьба ведется под тезисом защиты прав человека.

Контрольные вопросы для повторения и самопроверки:

1. Как Вы понимаете термин «многословие»?

2. Какие виды многословия Вы можете назвать?

3. Какие разновидности плеоназмов Вам известны?

4. Что называется синонимическим рядом?

РАЗДЕЛ 2 «Правила продуцирования текстов разных жанров с учетом особенностей функциональных стилей речи»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 7

Тема: Создание текстов различных типов и жанров научного стиля


Цель – уметь создавать аннотацию па профессиональный текст в соответствии с требованиями к научному стилю речи.


План

1. Основные жанры научного стиля

2. Аннотация

3. Структура аннотации

4. Языковое оформление текста

5. Рецензия. Отзыв

6. Типовой план для написания рецензии и отзыва.


Теоретическая справка

Основные жанры научного стиля

Письменная научная речь осуществляется в таких жанрах, как аннотация, реферат, конспект, тезисы. Все они объединяются тем, что являются вторичными жанрами речи, т.е. составляются на основе уже имеющихся опорных текстов

Аннотация

Аннотация – сжатая, краткая характеристика книги (статьи, сборника), ее содержания и назначения. В аннотации перечисляются главные вопросы, проблемы первичного текста, иногда характеризуется его структура (композиция). Аннотация отвечает на вопрос: «О чем говорится в первичном тексте?» она, как правило, состоит из простых предложений. Перед аннотацией даются выходные данные (автор, название, место и время издания) в номинативной форме


Структура аннотации

Аннотация состоит из двух обязательных частей:

содержательная характеристика первоисточника (формулируется основная тема книги, статьи), цель автора;

перечисляются основные положения.

Кроме того, могут быть дополнительные части:

композиция, структура первичного текста;

иллюстративный материал, приведенный в первоисточнике.


Каждая смысловая часть аннотации оформляется с помощью языковых стереотипов.

Языковое оформление текста


Характеристика содержания текста:

В статье (книге) рассматривается …

В книге изложены …

Статья посвящена …

В статье даются …

В основу работы положено …

Автор останавливается на следующих вопросах …

Автор затрагивает проблемы …

Цель статьи – показать …

Цель автора – объяснить …

Целью статьи является изучение …

Автор ставит своей целью проанализировать


Композиция работы:

Книга состоит из … глав (… частей) …

Статья делится на … части.

В книге выделяются … главы.


Назначение текста:

Статья предназначена (для кого); рекомендуется (кому) …

Сборник рассчитан …

Предназначается широкому кругу читателей …

Для студентов, аспирантов …

Книга заинтересует …


Рецензия. Отзыв

Рецензия – это письменный разбор, включающий, во-первых, комментирование основных положений (толкование авторской мысли; собственное дополнение к мысли, высказанной автором; выражение своего отношения к постановке проблемы и т.п.); во-вторых, обобщенную аргументированную оценку и, в-третьих, выводы о значимости работы.

Отзыв, в отличие от рецензии, дает самую общую характеристику работы без подробного анализа, но содержит практические рекомендации: анализируемый текст может быть принят к работе в издательстве или на соискание ученой степени.

Типовой план для написания рецензии и отзыва.

Предмет анализа (В работе автора … В рецензируемой работе …).

Актуальность темы (Работа посвящена актуальной теме …, актуальность темы обусловлена …, актуальность темы вполне очевидна, так как …).

Формулировка основного тезиса (В статье обоснованно на первый план выдвигается вопрос о …).

Краткое содержание работы.

Общая оценка (Оценивая работу в целом …, Автор, безусловно, углубляет наше представление об исследуемом явлении, вскрывает новые его черты …, Работа, бесспорно, открывает …).

Недостатки, недочеты (Вместе с тем, вызывает сомнение тезис о том …, Существенным недостатком работы является …, Упомянутые недостатки связаны не столько с … сколько с …).

Выводы (Представляется, что в целом статья … имеет важное значение …, Работа может быть оценена положительно, а ее автор заслуживает высокой (положительной, отличной) оценки …, Работа удовлетворяет всем требованиям …, а ее автор, безусловно, имеет (определенное, законное, абсолютное) право …).

Примечание: Данный типовой план предназначен для написания рецензии и отзыва в научной речи. В публицистике рецензия и отзыв включают в себя те же вопросы при изложении материала, но форма выражения собственной оценки свободная.


Задания

Задание 1. Прочитайте аннотацию. Выделите в них структурные части. Оцените данные аннотации с точки зрения соответствия жанру: все ли необходимые структурно-смысловые части присутствуют, нет ли лишней информации.

Технология приготовления пищи (Богушева В.И.)

В пособии представлен весь комплекс теоретических основ производства продукции общественного питания. Дана характеристика химического состава и физических свойств различных продуктов. Рассмотрены основные способы и приемы первичной обработки сырья и приготовления полуфабрикатов. Характеризуются приемы тепловой обработки, а также изменения, происходящие в продуктах под влиянием высоких температур. Основная часть пособия посвящена технологии приготовления кулинарных блюд, правилам их оформления и подачи. Особое внимание обращается на требования, предъявляемые к качеству продукции общественного питания, срокам ее хранения и реализации. В последних главах освещаются вопросы лечебного и детского питания, дается характеристика различных диет. Предназначено для студентов технологических, торгово-экономических, кооперативных колледжей и техникумов. Он может представлять интерес и для практических работников, обучающихся в системе переподготовки кадров и повышения квалификации.


Задание 2. Прочитайте статью, составьте аннотацию к ней.

Кремы характеризуются различными вкусовыми качествами, высокой калорийностью, пластичностью и используются для украшений изделий рисунками при помощи различных приспособлений. В основном их готовят взбиванием, в результате которого получается пышная масса. Недостатком кремов является то, что они скоро портятся. При их изготовлении нужно особенно тщательно соблюдать температурный и санитарный режимы. Для приготовления крема применяют диетические яйца, и только свежие продукты. Используют крем строго определенные сроки после его изготовления. Готовят кремы в необходимом количестве; остатки крема оставлять нельзя. Хранят крем в холодильниках при температуре не выше 60С. Изделия с кремом после изготовления сразу же направляют на реализацию. В зависимости от рецептуры и технологии приготовления кремы можно приблизительно распределить на следующие группы: сливочные, белковые, заварные. Кремы сливочные – наиболее распространенные. Их используют для украшения изделия, склеивания и смазывания пластов, наполнения полостей выпеченных полуфабрикатов. Кремы белковые – легкие, пышные и поэтому применяются только для отделки и наполнения изделий.

Задание 3. Напишите рецензию на данную статью







































ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 8


Тема: Составление текста резюме

Цель – научиться составлять и редактировать резюме

План

1. Резюме как особый вид документа

2. Основные структурные элементы резюме

Теоретическая справка

Резюме

Слово «резюме» французского происхождения, обозначающее краткое изложение сути написанного, сказанного или прочитанного; краткий вывод, заключительный итог чего-либо. В последнее время в кадровых агентствах и службах трудоустройства под словом «резюме» понимается краткое изложение служебной карьеры человека, который ищет место работы или представляет свой «послужной список». Резюме – не биография, резюме в первую очередь отражает деловые качества, уровень образования человека. В резюме можно написать некоторые пожелания или условия к работодателям: длительность рабочей недели, отпуска, требуемый уровень зарплаты, возможности страховки и т.п.

Резюме – это краткая профессиональная самоаттестация претендента на какую-либо должность. Этим резюме отличается от более обстоятельной автобиографии.

Данные, которые должны быть указаны в резюме

Фамилия, имя, отчество (полностью), год рождения (количество полных лет), адрес, контактные телефоны (домашний и/или рабочий), e-mail.

Цель (зачем вы обращаетесь в данную фирму, какую работу ищете). Внимание: никогда не указывайте сразу несколько устраивающих вас вариантов, особенно если они не из смежных областей. Для каждой интересующей вас должности составьте отдельное резюме.

Опыт работы (в обратном хронологическом порядке, то есть, начиная с последнего места работы) по схеме:

дата начала работы – дата окончания работы;

название фирмы, ее сфера деятельности;

название вашей должности, количество непосредственных подчиненных (если были);

описание ваших должностных инструкций, уровень ответственности и полномочий;

примеры конкретных достижений.

Останавливайтесь подробно на вашем опыте за последние 5-7 лет.

Образование (в обратном хронологическом порядке, то есть, начиная с последнего места учебы) по схеме:

Дата начала учебы – дата окончания учебы;

Название учебного заведения, факультет, специальность;

Присвоенная квалификация.

Дополнительное образование – курсы, семинары, тренинги, стажировки (по приведенной выше схеме). Здесь должны быть перечислены все курсы, семинары и тренинги, которые вы можете подтвердить выданными дипломами, свидетельствами и прочими документами. Дополнительное образование имеет смысл указать только в том случае, если оно соответствует вашей цели.

Дополнительные навыки (умение работать на компьютере, владение иностранными языками, наличие автомобиля и/или водительских прав, машинопись, другое).

Ваши преимущества (укажите несколько своих личностных черт, которые отличают Вас от других и помогают Вам достигать нужных результатов в работе).

Вышеперечисленные пункты являются базовыми, их наличие или отсутствие будет влиять на решение специалиста кадровой службы о том, пригласить вас на собеседование или нет. Резюме является для вас шансом обратить на себя внимание солидных компаний. Оно позволяет заявить о себе как о специалисте максимально большому числу работодателей, не отнимая у них много времени.


Задание. Составьте резюме, предполагая, что вы претендуете на одну из должностей: а) техника-программиста в школе; б) менеджера по модернизации аппаратного обеспечения в частной фирме;



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 9

Тема: Подготовка к публичному выступлению

Цель – научиться проводить подготовку к устному выступлению в соответствии с требованиями к публичной речи.

План

1. Условия успешной подготовки к выступлению.

2. Как работать над устным выступлением (этапы подготовки публичной речи).

Задание

1. Определить тему выступления.

2. Составить предварительный план.

3. Подобрать материал.

4. Выбрать сюжет.

5. Составить окончательный план.

Примерные темы для устного информационного выступления:

Разрешите представиться;

События в нашей стране (за рубежом);

Спортивные новости страны;

Как стать интересным собеседником;

Моя будущая профессия;

Техникум – наш дом;

Удивительный характер;

Деньги в нашей жизни;

В чем я вижу залог своего профессионального роста;

Экономика региона и образование;

Семья или карьера?

А счастье, что оно?

Что делает нас привлекательными?

Быть руководителем – это значит…

Человек, который меня поразил (изменил мою жизнь);

Что значит для меня свобода?

Как бороться с плохим настроением?

Как ладить с родителями?








ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 10

Тема: Использование профессиональной лексики в соответствии с ситуацией общения (Создание текстов делового стиля)

Цель – научиться использовать правила делового общения при ведении деловой беседы, деловых переговоров, делового разговора по телефону.


План

1. Деловая беседа

2. Деловые переговоры

3. Деловой разговор по телефону

1. Рекомендуемая структура деловой беседы:

начало беседы (установление контакта, создание благоприятного для беседы «климата отношений»);

изложение своей позиции и обоснование ее;

выяснение позиции собеседника;

совместный анализ проблемы (устранение сомнений собеседника, опровержение его замечаний, поиск вариантов решения и т.п.);

принятие решений.

В деловом русском языке можно выделить ряд устойчивых речевых оборотов, которые позволяют собеседникам управлять ходом беседы на этапе обсуждения проблемы и принятия решения. Приведем примеры:


Основная задача

Высказывания


Уточнение темы, цели, предмета разговора.





Убеждение партнера.











Неполное согласие




Согласие









Возражение


Несогласие






Оценка ситуации






Убеждение партнера.











Вывод


Давайте уточним детали

Если я правильно Вас понял…

Введите меня в курс дела

Можем ли мы считать, что…

Есть ли у Вас конкретное предложение?


Я в этом совершенно уверен

Нет причин для опасений

Если Вы примите во внимание следующие положения…

Думаю, мы все выиграем (проиграем), если…

Поверьте, для Вас это важно в первую очередь

Вы, конечно, согласитесь, что…

Вне всякого сомнения…

Приобретенный опыт дает нам право утверждать…


Это требует дополнительного обсуждения

Вряд ли мы можем игнорировать то, что…

По мере возможности мы постараемся…

Может быть, рассмотрим иные условия?

Я очень рад…

С Вами легко работать (общаться)

Да, пожалуйста

Хорошо, согласен

Ладно (стил. сниж.)

Сию минуту

Так и быть

Совершенно с Вами согласен




Вряд ли это возможно…

К сожалению…

Было бы нежелательно…

Не по вашей вине…

Я понимаю Вас, однако…


Я разделяю Вашу точку зрения

К сожалению, приходится возразить

На самом деле…

Звучит (не) убедительно…

Вызывает определенные сомнения…


Я в этом совершенно уверен

Нет причин для опасений

Если Вы примите во внимание следующие положения…

Думаю, мы все выиграем (проиграем), если…

Поверьте, для Вас это важно в первую очередь

Вы, конечно, согласитесь, что…

Вне всякого сомнения…

Приобретенный опыт дает нам право утверждать…


Вывод состоит в том, что…

Отсюда следует, что…

Очевидно, можно утверждать, что…

Как было доказано…


2. Деловые переговоры – это обсуждение с целью заключения соглашения между кем-либо по какому-либо вопросу. («Словарь русского языка», В 4-х тт. М., 1984-87гг).

Переговоры являются важным видом делового общения. С их помощью устанавливаются деловые связи, заключаются договоры, принимаются важные решения, подписываются ответственные документы, координируется совместная деятельность различных фирм, учреждений, предприятий. Переговоры – эффективное средство разрешения конфликтов, спорных вопросов, установление доброжелательных отношений и налаживание сотрудничества. Успешные переговоры – это прежде всего взаимовыгодные решения, т.е. наиболее приемлемые для той и другой стороны в данной ситуации.


3. Основные элементы композиции разговора по телефону:

взаимные представления (20 ± 5 секунд);

введение собеседника в курс дела (40 ± 5 секунд);

обсуждение ситуаций (100 ± 15 секунд). Необходимо иметь тщательно продуманный перечень главных и второстепенных вопросов, требующих короткого и конкретного ответа;

заключительное слово (20 ± 5 секунд).


Задания

Задание 1. Проведите деловую беседу с начальником по вопросу: а) повышения заработной платы; б) предоставления Вам незапланированного отпуска. Используйте при этом корректные формы убеждения и оценки.

Задание 2. Оцените корректность ведения деловых переговоров и использованных языковых средств в следующих ситуациях.

1. Клиент: Сколько стоит путевка во Францию?

Продавец: Цена слагается из многих составляющих, которые определяют общую сумму. Время отдыха, срок отдыха, дополнительное обслуживание, чартерный или обычный рейс. Поэтому путевка может стоить от 100 до 150 тысяч долларов.

Клиент: Понимаю.

Продавец: В связи с этим ползвольте задать Вам несколько вопросов.

Клиент: Конечно.

2. – Да, ребята... — бодро сказала Таня вслух. — Задачка у нас, конечно, непростая. Но мы ее решим. Я вам обещаю.

Подчиненные — копирайтер Мишка Колпин идизайнер Артем Пастухов переглянулись.

Да как мы ее решим?! – выкрикнул Артем. – Голова уже не варит! Всю неделю ведь пахали. И всубботу тоже. До десяти вечера!

Асфальт и то легче укладывать! – подхватил Мишка.

Сравнил... — усмехается Татьяна. – Подумаешь, асфальт! С ним все как раз просто. Заливай себе и заливай. Ответственности никакой, да и мозги отдыхают.

Кстати, о мозгах, – пискнул дизайнер. – У меня между прочим, уже блокировка сработала. Перегорели мозги. Не варят. Может, лучше завтра пораньше придем и навалимся в едином порыве!

Никаких завтра, – отрезала Таня. И, смягчая резкий тон, добавила: – Ну, давайте, последнее усилие! А, ребята? Сами знаете – в понедельник презентация. А что мы клиенту покажем?

Все трое с отвращением покосились на стену, увешанную эскизами.

(А.и С. Литвиновы. Предмет вожделения № 1. М., 2004)


Задание 3. Составьте деловой телефонный разговор, используя при подготовке специальный бланк, в котором будущий телефонный разговор записывается с учетом прогнозируемых ответов.


Дата ___________________ Время ______________________________

Номер телефона __________________________

__________________________________________________________________

(Ф.И.О. абонента, организация)

Вопросы Прогнозируемые ответы Ответы

(записываются (записываются заранее) (записываются по

заранее) ходу беседы)

1. 1. 1.

2. 2. 2.

3. 3. 3.


Выводы __________________________________________________________

(достигнутый результат, полученные сведения, дальнейшие действия и т.д.)


Исполнитель _______________________________________________________









Заключение


Владение культурой русской речи является необходимой частью профессиональной компетенции современного выпускника. Методические рекомендации по выполнению практических занятий на уроках по дисциплине вариативной части «Культура речи» преследуют цель: предоставление информационно отобранных практических заданий и сведений по дисциплине, а также методический и дидактический аппарат, организующий учебно-познавательную деятельность обучающихся.

Каждое занятие рассчитано на 1 академический час. Как показывает опыт практической работы, наибольшая эффективность достигается в том случае, если студенты используют пособие в качестве рабочей тетради.











































Список литературы


Интернет-ресурсы:

1. Русский язык: правила орфографии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www. rnk.ru / journal / articl /dorument 153359 phtm |.– Загл. с экрана

2. Русский язык: пунктуация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.rq.ru / sujet /671.htm |.‒ Загл. с экрана

3. Правописание и культура речи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gramota.ru, свободный. – Загл. с экрана

4.Сайт Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.slovari.ru, свободный. – Загл. с экрана

5. Электронная версия газеты «Русский язык» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rus.lseptember.ru, свободный. – Загл. с экрана

6. Лингвистические задачи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gramma.ru, свободный. – Загл. с экрана

7. Архив обсуждений вопросов грамматики, орфографии, истории, преподавания, изучения русского язык [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://speakrus.narod.ru, свободный. – Загл. с экрана

8.Учебники и учебные пособия. Методические материалы для студентов и преподавателей. Работы студентов, интерактивные тесты по русскому язык [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hi-edu.ru. – Загл. с экрана

9. Авторская методика и учебные пособия для ускоренного обучения грамотному письму язык [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rbr.narod.ru, свободный. – Загл. с экрана

10. Центр риторики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.master-ritor.ru, свободный. – Загл. с экрана

Электронная библиотечная система t1573824346aa.png


1. Бегаева, Е.Н. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Бегаева Е.Н., Бойко Е.А., Михайлова Е.В., Шарохина Е.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6332.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

2. Буре, Н.А. Основы русской научной речи [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Буре Н.А., Быстрых М.В., Волкова Л.Б., Кирейцева А.Н., Химик В.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012.— c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/4623.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

3. Голуб, И.Б. Русская риторика и культура речи [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Голуб И.Б., Неклюдов В.Д.— Электрон. текстовые данные.— М.: Логос, 2012.— 328 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9074.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

4. Камнева, Н.В. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Камнева Н.В., Шевченко Л.В.— Электрон. текстовые данные.— Томск: Эль Контент, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2013.— 124 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13902.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

5. Михайлова, О.Ю. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Михайлова О.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Краснодар: Южный институт менеджмента, 2012.— 99 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10299.— ЭБС «IPRbooks», по паролю


6. Океанская, Л.Ж. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Океанская Л.Ж.— Электрон. текстовые данные.— Иваново: Ивановский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2013.— 146 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/17753.— ЭБС «IPRbooks», по паролю



ПРИЛОЖЕНИЕ А


Ортологический минимум для студентов нефилологических специальностей (орфоэпия, акцентология, морфология, синтаксис, лексика)


Орфоэпические трудности


А) Твердые-мягкие согласные перед буквой Е в заимствованных словах


Твердое произношение звуков на месте подчеркнутых букв:

интенсивный

интеграл

модель

потенциал

синтез

менеджер

тенденция

Б) Чтение звука на месте буквы Е


Е

Ё

опека

привЕдший (и однокоренные причастия с другими приставками)

приобрЕтший

заём

нёсший (и однокоренные причастия с другими приставками

привлёкший

Акцентологические трудности существительных и прилагательных


Существительные

Прилагательные

договОр

дОллар

изобретЕние

инструмЕнт

нововведЕние

обеспЕчение

приобретЕние

процЕнт

валовОй

волновОй

оптОвый

солянОй, но солЯная кислота


Акцентологические трудности при склонении существительных мужского рода


При склонении существительного ударение

всегда остается на основе слова

в ед. числе падает на основу, во мн. числе- на окончание

возраст

выбор

договор

маклер

полюс

ректор

бухгалтер

конструктор

инженер

принтер

драйвер

долг

круг

пар

слой

шар

штаб

директор

номер

том

профессор



Обратите внимание: в словах директор, номер, том, профессор в И.п. мн.ч. окончание-А. В остальных словах в И.п. мн.ч. окончание –Ы/-И.


Акцентологические трудности при склонении существительных женского, среднего рода и множественного числа


При склонении существительного ударение

всегда остается на основе слова

в ед. числе И.п. мн.ч. падает на основу, в косвенных падежах мн. числа- на окончание

Поверхность

связь (но: в связИ)

цель

доля

дробь

область

площадь

скорость

степень

цепь

связь



Ударение всегда остается на основе слова в словах средство, люди (но людЕй, людьмИ).

В И.П., Р.п. и В.п. слова деньги ударение падает на основу, в Д.п., Т.п. и П.п.- на окончание.


Занятие 5. Морфологические трудности имен существительных: колебания в роде, падежные окончания

А) Колебания в роде

Слова мужского рода

Слова женского рода

корректив

метод

бюллетень

Координата

нормаль

соль


У слов моль, каръер(а) и некоторых других род слова зависит от его значения.


Б) Образование форм родительного падежа множественного числа

-ов

Байты

гектары

грамм (и все производные)

метры

Амперы

биты

ватты

вольты

микроны


Занятие 6. Акцентологические трудности при словоизменении имен прилагательных (подвижное ударение)


Во всех формах, кроме формы женского рода, ударение падает на основу, в краткой форме женского рода-на окончание, возможно также ударение на окончании в краткой форме множественного числа (блИзок, блИзко, близкА, блИзки и близкИ):

Близкий

быстрый

важный

кислый

кривой

крупный

мелкий

пустой

редкий

ровный

строгий

твердый

тонкий

точный

низкий

трудный

холодный

ясный


Занятие 7. Акцентологические трудности при словоизменении имен прилагательных (подвижное и неподвижное ударение)

Запомните!

жЁсток, жЁстко, жесткА,жЁстки

стОек,стОйко, стойкА, стОйки

чАст, чАсто, частА, чАсты

бЕл, бЕло и бЕло, белА, белЫ

крАтен, крАтно, крАтна, крАтны

цЕнен, цЕнно, цЕнна, цЕнны

горЯч, горячО,горячА, горячИ


Занятие 8. Морфологические трудности имен прилагательных

А) Отсутствие краткой формы

Поздний, ранний, временный (отсутствует только форма м.р.)

Б) –ЕН-ЕННЕН в краткой форме м.р.


-ен

-енен

Единственный

естественный

искусственный

соответственный

второстепенный

полноценный

Занятие 9. Сочетаемость существительных, управление существительных и прилагательных

А) Сочетаемость существительных с предлогами

в/на защиту

по направлению / в направлении

по отношению / в отношении

с помощью / при помощи

в сравнении / по сравнению

Б) Управление существительных

контроль за кем - чем, над кем - чем, кого - чего

наблюдение за кем - чем, над кем - чем, кого - чего

пример кого - чего, кому - чему (с указательными местоимениями)

причина кого - чего, кому - чему (с указательными местоимениями)

средство против кого – чего, от кого – чего

В) Управление прилагательных

полезный для кого, кому

способный к чему, на что

готовый к чему, на что

идентичный чему

интересный кому, для кого

обязанный кому 0 чему, чем

понятный кому, для кого


Занятие 10. Акцентологические трудности глаголов

вкючИть

внедрИть

заключИть

облегчИть

обострИть

положИть

предпринЯть

принЯть


Глаголы на –ировать

-Ировать(ся)

-ировАть(ся)-

дифференцИровать

интегрИровать

ориентИровать

специлизИроваться

бомбардировАть

группировАть(ся)

полировАть

формировАть(ся)





Занятие 11. Акцентологические трудности при словоизменении глаголов

А) Настоящее время глагола

Ударение всегда падает на окончание

Ударение всегда падает на окончание в форме 1-го лица ед.ч., в остальных формах – на основу

Окружать

поместить

делить, отделить, разделить и др.

заменить, изменить, переменить и др.

оценить

предположить

появиться

установить

погрузить


Б) Прошедшее время глагола


быть: был, бЫло, бЫла, бЫли, (нЕ был, нЕ было, не былА, нЕ были)

взять: взял, взЯло, взялА, взЯли

избрать: избрал, избрАло, избралА. избрАли

назвать: назвал, назвАло, назвалА, назвАли

развить: развИл, развИло, развилА, развИли

дать: дал, дАло, далА, дАли

начать: нАчал, нАчало, началА, нАчали

начаться: началсЯ, началОсь, началАсь, началИсь


Занятие 12. Морфологические трудности глаголов

А) Недостаточные глаголы (нет формы 1лица единственного числа настоящего времени):

Убедить

Победить

Б) Трудные формы повелительного наклонения

выставь

измерь

исчерпай

ляг

В) О-А в корне глаголов не совершенного вида

-о-а в НСВ

-а-

-о-

устанАвливать

подготАвливать(ся)

постанАвливать

приспосАбливаться

успокАивать

просрОчивать

узакОнивать

уполномОчивать




Занятие 13. Управление глаголов

говорить о чем, что

знать что, о чем

использовать на что, для чего

купить кого - что за что, на что

наблюдать кого - что, за кем - чем, устар. над кем

обеспечивать кого чем, кому что

оплатить что

отличать что от чего

получать у кого, от кого

поместить где, куда

поставить куда, где

принадлежать кому, к кому – чему

рассчитывать на кого

считать кем – чем, за кого – что

указать что, на что


Занятие 14. Акцентологические трудности причастий


А) Акцентологические трудности

понЯвший

продАвший

зАмкнутый


Б) Акцентологические трудности при словоизменении страдательных

причастий прошедшего времени


Ударение всегда остается на основе слова

В полной форме ударение падает на основу слова, в краткой – на окончание

Во всех формах кроме краткой формы женского рода ударение падает на основу, в краткой форме женского рода – на окончание

Избранный

нАйденный

прИзванный

введЁнный

отнесЁнный (и однокоренные причастия с другими приставками)

делЁнный (и однокоренные причастия с приставками)

заменЁнный (и однокоренные причастия с другими приставками)

завершЁнный

защищЁнный

обобщЁнный

оговорЁнный

окружЁнный

помещЁнный

приобретЁнный


взятый

заданный

начатый

Отданный, пЕреданный

сОзданный


Занятие 15. Трудности произношения и образования деепричастий


Деепричастия

А) Акцентологические трудности:

продАв, опершИсь

Б) Образование деепричастий совершенного вида


Форма на - я

Форма на - в

Форма на - ши

введя (и однокоренные деепричастия с другими приставками)

найдя

неся (и однокоренные деепричастия с другими приставками)

перейдя

приобретя

проведя

произведя

произойдя


достигнув

поняв

убыв

извлёкши


Дополнительные материалы


Слова-паронимы

Существительные – паронимы


значение-значимость

нагрев-нагревание

наличие – наличность

освоение-усвоение

основа-основание

отображение-отражение

поддержание-поддержка

прием-приемка

различие-разница

согласование-согласованность

суть-существо-сущность

число-количество


Прилагательные – паронимы

водный - водяной

двойной – двойственный

единичный – единственный – единый

индивидуалистский – индивидуальный

коллективистский – коллективный

кредитный - кредитовый

особенный - особый

различный - разный

рационалистический - рациональный

сходный - схожий

типический – типичный


Глаголы – паронимы

встать- стать

отличать – различать

представлять – представить

руководить- руководствоваться






14


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.