12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
4

Организация работы со слабоуспевающими детьми в рамках реализации ФГОС в урочной и внеурочной деятельности по физике

Организация работы со слабоуспевающими детьми в рамках реализации ФГОС в урочной и внеурочной деятельности по физике

Не секрет, что большая часть разного рода семинаров, педагогических советов, тренингов посвящена работе с одаренными детьми. На них мы с вами делимся опытом работы с такими детьми или изучаем опыт коллег по данной теме. Об одарённых детях и учащихся с высокими реальными учебными возможностями заботятся Правительство Российской Федерации, региональные и муниципальные власти, утверждая Программы по поддержке одарённых детей. Проводятся различного уровня Олимпиады, научно-практические конференции, чтения. Нам самим приятно работать с учащимися, показывающими высокий результат: видя результат своего труда, чувствуешь удовлетворение от проделанной работы. Но в любом классе кроме одаренных детей или детей, так скажем, не совсем одаренных в данной области, но занимающихся на «4» и «5» есть и слабоуспевающие ученики. А есть такие классы, где такие дети составляют большинство. И процент качества в таких классах 20-30%, а то и меньше. Но не нужно забывать, что среди неуспевающих учеников в школе были такие легендарные, впоследствии, личности как Исаак Ньютон и Альберт Эйнштейн. И тогда ничего не слышали о личностно-индивидуальном подходе.

Главная цель образования согласно ФГОС – «научить учиться». Но как быть ученикам, которые плохо читают, плохо считают, не умеют выражать свои мысли

Конечно, существует много различных факторов, влияющих на успеваемость детей, но главная цель для учителей,  (и учителя физики, в частности) – обеспечение формирования у слабоуспевающих школьников общих учебных навыков и усвоения, по крайней мере, минимума опорных знаний.

Одна из важных задач учителя при работе со слабоуспевающими детьми – найти формы и методы индивидуальной работы для корректировки знаний и умений учащихся, для подтягивания их до нужного уровня, для помощи в преодолении трудностей.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная работа по карточкам, на которых задания с выбором ответа, конспектирование (хотя многие учащиеся даже из успешных не умеют этого делать), взаимопроверка, самопроверка (игра «да»-«нет»), взаимоопрос, решение несложных задач у доски, участие в демонстрационных опытах, проводимых учителем.

Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Поэтому в любом виде работы на уроках физики или вне важно создать ситуацию успеха. При проведении лабораторных работ я стараюсь слабых учеников пересаживать поближе вперед, если есть такая возможность, иногда стараюсь рассаживать сильных и слабых учеников. Обычно классные руководители стараются посадить вместе сильного и слабого ученика вместе, но при выполнении лабораторных работ получается, что сильный ученик выполняет все действия, а отстающий ученик либо ничего не делает, либо списывает без особых раздумий у соседа по парте.

Физика – самый сложный в курсе общеобразовательной программы. Мы сталкиваемся с тем, что они не умеют размышлять, элементарно сделать вывод, не умеют выполнять математические действия, конспектировать. И все это приходится нам решать по ходу урока.

Во внеурочной деятельности мы так же делаем акцент на успешных, причем активных учеников. Но большинство слабоуспевающих – закрытые, застенчивые ученики. Некоторые из них любят поговорить на уроке, а после урока слова из них не вытащишь. Поэтому в Олимпиадах, конференциях, предметных неделях участвуют не они.

Очень часто в группах слабоуспевающие ученики остаются в роли статистов, им очень быстро надоедает мероприятие, и они начинают заниматься своими делами, мешая процессу. Значит, надо продумать заранее роли для таких учащихся. Учеников с низкой оценкой по предмету я беру в помощники и даю им роль играющих судей. Т.е., если ни та, ни другая команда не отвечает, то слово предоставляется судьям. И ребенок, видя, что никто не знает, все внимание на него, что все зависит от него, начинает делать попытку дать ответ, пусть даже и неправильный.

Выбор темы учебного проекта или исследовательской работы достаточно трудоемкий процесс. Но есть учащиеся, которые сами могут предложить темы.

Все наши ученики очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. И каждый из них может внезапно раскрыться с любой стороны. Главное, нам оказаться в это же время на этой стороне.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.