12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Валухова Ирина Николаевна33 Преподаватель теоретических дисциплин, методист, концертмейстер Россия, Самарская обл., Тольятти Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
"От единства стремлений к новым достижениям. Из опыта работы с творческими детьми и их родителями"
От единства стремлений к новым достижениям.
Из опыта работы с творческими детьми и их родителями.
Валухова Ирина Николаевна,
методист,
МБУ ДО ДШИ «Камертон» г.о. Тольятти
В условиях модернизации российского образования приоритетной целью является развитие личности, способной к самообразованию и саморазвитию. На достижение этой же самой цели направлено и творческое развитие детей в сфере дополнительного образования. Сегодня важным становится вопрос о воспитании личности, способной к познанию себя и своих возможностей.
Социальный заказ общества на современном этапе ставит задачу развития одарённого ребёнка. Причём, именно система дополнительного образования способствует, в силу своей специфики, развитию задатков и выявлению неординарных способностей не только у одарённых детей, но и у детей с нормой развития (каковых – большинство среди детского населения).
Необходимы условия для оптимального развития тех детей, чья одарённость на данный момент еще не проявилась, а также просто способных детей, в отношении которых есть надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Это является на данный момент времени одним из главных принципов работы учреждений дополнительного образования.
В детской школе искусств «Камертон» накоплен многолетний опыт в практике создания творческой атмосферы в жизни детей и взрослых (учащихся, их родителей и преподавателей).
Однако, одаренность учащегося в рамках школы, как бы мы того не хотели, сужается в рамки предметной. Часть большой и серьёзной работы по развитию интеллекта и одарённости - подготовка и участие учащихся в конкурсах и фестивалях. В настоящее время существует огромное количество подобных мероприятий для учащихся музыкальных школ.
По мнению преподавателей нашей школы, значение конкурсной деятельности в обеспечении результативности образовательного процесса и целостного развития каждого учащегося необычайно велико. А значение взаимодействия преподавателей и родителей в создании единого воспитательного пространства в целях творческого саморазвития учащихся самоценно.
Тема подготовки учащихся к конкурсам – важна для всех участников образовательного процесса – преподавателей, детей и их родителей. Конкурс для преподавателя – это своего рода эксперимент, в рамках которого учащиеся помогают ему проанализировать свою деятельность и выявить зону ближайшего развития учеников.
С точки зрения учащихся конкурс – это сцена, на которой демонстрируются имеющиеся знания, умения, навыки, а также личностные качества, ведь, победа или поражение – это воспитание характера.
Для родителей конкурсные испытания – это возможность осознать реальные способности своего ребёнка в данный момент. Родители - великая движущая сила, поддерживающая и направляющая ребёнка в его творческих стремлениях. Родители оказывают неоценимую помощь в подготовке ребёнка, его эмоциональном настрое к конкурсному выступлению.
Участие в конкурсах и фестивалях – пожалуй, самая действенная мотивация развития музыканта. Это итог длительной совместной работы, объединение усилий в достижении общей цели через взаимопонимание.
Особенная роль у подготовки и участия в выездных конкурсах, когда треугольник, грани которого тесно взаимосвязаны, - учащиеся, их родители и преподаватели – выходит за рамки привычной учебно-образовательной среды. Родители оказываются внутри самой ситуации подготовки к конкурсу, участвуют в репетициях, слушают конкурсное выступление своего ребёнка, ближе становятся к миру искусства, расширяют свой кругозор.
В школе искусств «Камертон» сложилась активная группа преподавателей и родителей, для которых подготовка к конкурсам - не только составная часть учебного процесса: это - стиль жизни в стремлении к реализации творческих возможностей своих детей.
Благодаря тесному многолетнему сотрудничеству с организациями, специализирующимися на проведении детских конкурсных мероприятий, учащиеся школы «Камертон» и их родители полюбили Санкт-Петербург, Москву, Казань, Сочи, Абхазию. Дети выступали на концертных площадках городов Европы. География обширна: Будапешт, Париж, Хельсинки, Рим, Коста Брава. У родителей была великолепная возможность пополнить свой багаж знаний при совместном посещении экскурсий, организуемых устроителями конкурсов по выдающимся, культурно-значимым местам.
Взаимовыручка, поддержка друг друга, сплочённость и увлечённость общим делом – главные качества, выносимые из подобных путешествий. А сколько прекрасных фотографий, забавных случаев остаются в памяти родителей и их детей!
К сожалению, в связи со сложной эпидемиологической ситуацией, сложившейся с 2020 года, творческие поездки стали практически невозможны. Но жизнь постепенно возрождается, входит в своё обычное русло. Результаты последнего Международного фестиваля-конкурса, организованного ООО «Центр поддержки и развития детского, юношеского и взрослого творчества «Страна детства» в г. Пицунда (Абхазия) в июле этого года, - Гран-При, пять лауреатов первой степени, два лауреата второй степени. Несомненно, высокие показатели – это итог самоотдачи учащихся, профессионализма преподавателей, заинтересованной поддержки родителей.
Главная награда для преподавателей и счастье для родителей – это видеть радостные, одухотворённые лица детей, ведь усилия и тех и других направлены на одно дело – помочь творческому раскрытию формирующейся личности.
Литература
Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность и проблема творчества. Ростов-н/Д., 1983
Бочкарёв Л. Психологические аспекты публичного выступления музыкантов-исполнителей // Вопросы психологии. 1975. № 1
Вилюнас В.К. Психология музыкальных явлений. М., 1976
Гордиенко А.А. Средства мотивации в личной заинтересованности детей в процессе обучения в кн.: «Художественное образование в XXI веке: целостно-личностный подход в контексте одарённости. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции», Тольятти. 2014
Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1997
Смольянова И.М. Влияние стиля педагогического общения на мотивацию музыкальной деятельности учащегося в кн.: «Интеграция традиционных и инновационных процессов в современной системе художественного образования. По материалам V научно-практической конференции», Тольятти, 2010 г.
Черняева М.Г. Влияние педагога на процесс формирования учебной мотивации учащихся в кн.: «Художественное образование в XXI веке: целостно-личностный подход в контексте одарённости. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции», Тольятти, 2014 г.
В статье представлены фотографии из личных архивов преподавателей МБУ ДО ДШИ «Камертон» с конкурсных поездок учащихся их класса.