12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Шатилова Татьяна Михайловна1361
Россия, Тамбовская обл., Мичуринск
Материал размещён в группе «Игровые моменты на учебном занятии.»

Отчёт о проделанной учебно – методической работе

за 2012 – 2013 учебный год учителя начальных классов МБОУ СОШ №19

г. Мичуринска Шатиловой Т.М.

В 2012 – 2013 учебном году на базе нашей школы был сформировано три первых класса, в 1 класс «В» структурного подразделения школы было зачислено 26 человек. Моими воспитанниками стали 16 мальчиков и 10 девочек. В этом году я начала работать по учебно – методическому комплекту «Планета знаний», созданного под руководством педагога Ирины Анатольевны Петровой. С этого года работаю над решением педагогической проблемы по теме «Воспитание и развитие духовно - нравственной личности на уроках и во внеурочное время».

Начну анализ своей учебно – методической деятельности с того, что в начале этого учебного года было проведено мониторинговое исследование «Изучение готовности первоклассников к обучению в начальной школе». По результатам этого исследования мы определили уровень психофизической, интеллектуальной, личной и социальной зрелости первоклассников, оценили эмоциональное состояние школьников, индивидуальные особенности каждого ребёнка. Каковы результаты этого исследования? Высокий уровень подготовки к обучению в школе показали 2 ученика (7%). Средний уровень – 8 человек (30%). Несколько человек (40%)– показали уровень готовности к школе ниже среднего. И оставшиеся 6 человек (23%) не смогли выполнить задания и показали низкий уровень готовности к школе. Оценив ситуацию, стало понятно, что половина класса не сможет освоить предложенную программу на должном уровне. Это побудило меня опять, как и в предыдущие годы, пересмотреть массу литературы для того, чтобы помочь некоторым детям добиться собственных индивидуальных достижений в своём развитии. Основные особенности моей деятельности освещу подробнее.

По результатам исследования психолога школы – Мазур Е.Н. на начало учебного года у большинства учащихся класса (18 человек (77%)) был определён низкий уровень концентрации внимания. Дети легко отвлекались на внешние факторы. У некоторых учащихся (19%) в начале учебного года не наблюдались даже признаки воспитанности. Мне приходилось находить такие подходы и приёмы в обучении, чтобы развивать не только интеллектуальные способности детей, но и на каждом уроке, в непринуждённой форме, воздействовать на личность ребёнка, воспитывая его, и формируя, как личность. В итоге пришла к выводу, что как всегда основной вид деятельности на уроке в 1 классе – это игра. Важное условие при обучении младших школьников – это использование занимательных форм познавательной деятельности. На уроках обучения грамоте, письма, чтения, русского языка использовала игры «Волшебные буквы», «Заколдованные слова». На этих уроках обучала детей «чтению через письмо» с использованием открытых форм урока, применяя синтез методик, которая впитывает в себя положительные стороны русской и швейцарской систем (метод Юргена Райхена).

С первых дней обучения использую таблицу начальных звуков, «Таблицы картин и букв». Дети с самого начала учебного года работают с полным составом букв (электронное пособие «Азбука малышка»). В этом случае использую опережающие методы обучения. Основным барьером при обучении грамоте для большинства учащихся было расчленение на звуки. Дети часто допускали пропуски гласных звуков и букв. (Например, слово «слон» - «слн», слово «нож» - «нж» и т.д.

По интерактивным таблицам начальных звуков проводила ряд тренировочных упражнений.

Придумывание различных историй про буквы.

Истории – загадки.

Придумывание своих текстов.

Игра «Соотнеси букву».

Игра «Соотнеси картинку».

Все тренировочные упражнения проводились на уроке на протяжении всего периода обучения грамоте.

Письмо в начале обучения не автоматизировано, а находится на уровне эксперимента. Слово каждый раз «конструируется заново». Для развития навыков чтения и письма незаменимы интерактивные пособия. В этом году в соответствии с требованиями ФГОС наш кабинет был оснащён компьютерной техникой, теперь в помощь учителю пришли мультимедийные пособия. На сегодняшний момент учителями школ России созданы презентации, материал которых увлекает детей, делает урок ярким незабываемым событием. Назову несколько пособий и тренажёров, в которых представлены упражнения на развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной слоговой структуры, и которые полюбились мне и моим детям: «Вкусная азбука» Е. Н. Карышевой, «Письмо с секретом» В.А. Илюхиной, «Учимся читать» О.А. Фетисовой, «Ударение» Ю.Е. Розовой, В гостях у мудрого гнома» Е.А. Копцовой. . Вместе с родителями подготовила для детей индивидуальные игрушечные компьютеры с отпечатанной клавиатурой и экраном- листом. На этом нетбуке дети самостоятельно воспроизводили слово, анализируя каждый звук. Сначала первые пробы – полные ошибок. А как же быть с ошибками? Указанием для исправления ошибок должно быть сохранение радости письма. Прекрасное эмоциональное состояние обеспечивали такие упражнения как

Рассмотри картинку и подпиши.

Нарисуй в рамках букву.

Прочти – нарисуй.

Напиши добрые слова.

Напиши письмо другу. (1 – 3 предложения с рисунками)

«Закончи рисунок» (Напиши и дорисуй).

«Картинки могут говорить»

Проект на заданную тему в рисунках.

В этом учебном году в рамках проведения городского семинара учителей начальных классов «Использование информационно – коммуникационных технологий как условие повышения качества образования в рамках реализации ФГОС» дети под моим руководством и при поддержке родителей продемонстрировали умение дружно и сплочённо действовать, не смотря на трудности адаптационного периода (семинар проходил в конце октября). Мы показали урок обучения грамоте на тему «Интерактивная версия сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино». Преодолевая волнение и неуверенность (находились в базовой школе), ребята старались показать навыки и умения, полученные в первые два месяца учёбы. Все ребята с удовольствием помогали Мальвине учить и воспитывать Буратино, печатали слова в нетбуке. Самые смелые и старательные в конце урока смогли защитить собственный проект – рисунок на тему «Чему научились на уроке?». Так, ещё раз убеждаюсь в том, что нельзя преподавать обучение письму и чтению как изолированные процессы. Они входят в совокупность всех учебных предметов, представляющих основу образования.

На конец учебного года умение писать по диктовку, определять границы предложения, оформлять предложение на письме сформировано у подавляющего количества учащихся (в конце года всего 24 человека).

Какие игровые технологии и упражнения использовала на уроках математики? Основополагающим моментом при обучении является умение рисовать и представлять. Рисунок помогает разобраться в содержании задачи, способствует развитию мышления и зрительной памяти. Прописи насыщены богатым развивающим материалом.

«Графические диктанты» необходимы для формирования хорошей ориентации на клеточном поле, умения владеть устным счётом.

«Загадочная фигура». Это упражнение формирует умение точно копировать элементы предлагаемых фигур по клеткам.

Игра «Составь предмет из геометрических фигур». Это упражнение предлагает знание геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника; развитие мелкой моторики руки.

Игра «Волшебные задачи» формирует умение решать задачи, воспринимаемые на слух.

Логические задачи способствуют формированию умения осознанно читать, развивает логичность мыслительных операций.

Можно привести ещё несколько примеров дидактических игр, которые использовала на уроках, применяя мультимедийные средства обучения.

Составь узор из геометрических фигур.

Составь композицию.

Разложи геометрические фигуры в заданном порядке.

Лесенка.

Число – контролёр.

Самым любимым пособием для формирования вычислительных навыков стал электронный тренажёр с тестами, кроссвордами, филвордами, логическими задачами издательства «Планета».

 

В конце учебного года ребята нашего класса приняли участие в итоговом мониторинговом исследовании первоклассников.

Надо сказать, что основные трудности при выполнении заданий по предметам заключались в следующем – наличие большого объёма информации пугало детей, у некоторых детей не сформировано умение работать самостоятельно, самое главное препятствие – некоторые дети не овладели навыком осознанного чтения, поэтому затруднялись при выполнении задания.

Чтение (умение работать с текстом) (21 чел.)

«Отлично» - 2 чел. (9%)

«Хорошо» - 8 чел. (38%)

«Удовлетворительно» - 2 чел. (9%)

«Неудовлетворительно» - 9 чел. (44%)

Качество знаний: 47%

Результаты мониторингового исследования свидетельствуют о недостаточном уровне общего развития детей и требуют от учителя ещё большего кропотливого труда с детьми и родителями учащихся. О реализации учебных проектов я уже рассказала ранее. Вторым важным фактором в достижении поставленных образовательных целей, является охрана и укрепление здоровья детей. (Из 24 учащихся - 5 человек с нарушением зрения, дислалия – у 3 чел.) Несоблюдение режима дня, неблагополучная обстановка в семье также, к сожалению, влияет на развитие ребёнка (Из ЦСПСД «Семейный родник» в нашем классе в этом году обучалось 7 человек). Что же сделано мною, чтобы состояние здоровья детей при существующих нагрузках в 1 классе и в последующих не ухудшилось?

Организую обучение в режиме «динамических поз». В этом нам помогает конторка, за которой дети могут работать стоя. Один из вариантов расширения зрительно – пространственной активности – использование разного рода траекторий, по которым дети «бегают» глазами, игра «Весёлые человечки», физкультпаузы. Показательным примером использования игровых и здоровьесберегающих технологий, стало мероприятие «До свидания, азбука», представленное во время проведения предметной недели учителей начальных классов. Все присутствующие (учителя, родители) смогли убедиться в целесообразности и эффективности разных форм обучения и воспитания. Главным элементом урока стало построение мероприятия на основе развивающей игры «Мы дружим с литературными героями».

Каждый год во время проведения методического объединения учителей начальных классов выступаю с докладами и сообщениями. В этом году портфолио пополнился следующими материалами: «Организация учебного процесса в начальной школе в связи с переходом на стандарты 2 – ого поколения», «Как стать волшебником или учимся работать на интерактивной доске». На заседании педагогического совета в этом учебном году выступила по теме «Технология проблемно – диалогического обучения на уроках в начальной школе». Награждена дипломом «Учитель цифрового века» за активное применение в работе современных информационных технологий, эффективное использование цифровых предметно – методических материалов, предоставленных в рамках проекта. В феврале 2013 года участвовала в городских педагогических чтениях «Воспитание духовно – нравственной культуры школьников» с докладом на тему « Ценностные установки духовно – нравственного воспитания младших школьников», что подтверждает сертификат управления народного образования администрации города Мичуринска Тамбовской области. За прошедший период закончила курсы (72 часа) повышения квалификации в Тамбовском областном государственном образовательном автономном учреждении дополнительного профессионального образования по теме «Системно – деятельностный подход и современные технологии в обучении младших школьников» (ноябрь 2012 года). С марта по ноябрь 2012 года мною были пройдены курсы повышения квалификации и получено свидетельство об окончании курсов на тему «Формирование профессиональной компетентности учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС нового поколения» (144 часа).

В процессе обмена педагогическим опытом делилась с коллегами своими размышлениями о формах сотрудничества с родителями, об индивидуальных подходах при обучении и воспитании детей. Особое внимание уделяла детям из неблагополучных семей и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Опубликовано в группе «Игровые моменты на учебном занятии.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.