12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
костромина Любовь Борисовна14
2

Открытый урок с методическим сообщением"Музыкально-творческие способности детей младшего школьного возраста и способы их развития"

Класс цимбал

Открытый урок

с методическим сообщением «Музыкально-творческие способности детей младшего школьного возраста и способы их развития».

Преподаватель народного отдела Костромина Л.Б.


Каждый, кто хоть немного

ощутил в какой-либо сфере

искусства радость творчества,

будет в состоянии воспринимать

и ценить все хорошее, что делается

в этой сфере, и с большей

интенсивностью, чем тот, кто

только пассивно воспринимает”.

(Б. В. Астафьев.)

Введение в мир музыки детей младшего школьного возраста – задача благородная, но ответственная и сложная, и большая часть ответственности за воспитание ребенка в процессе учебы в ДМШ ложится на педагога по специальности.


Ребенок, переступая порог класса в возрасте 5-8 лет, полон любознательности и острого интереса. Он эмоционален и непосредственен в своей реакции на все, что его окружает, и очень важно сохранить эту непосредственность восприятия в дальнейшем, приобщая его к новым музыкальным впечатлениям, сохранить естественность его отношения к музыкальному миру, всячески поддерживая в нем активный интерес к музыке. Этому и способствует специфика учебного процесса в музыкальной школе. Педагог по специальности, занимаясь с учащимся индивидуально, должен так организовать занятия, чтобы оно стало увлекающим, возбуждало творческую активность, воображение, фантазию ребенка, чтобы учащийся чувствовал к концу урока не усталость, а рост сил и с нетерпением ждал следующего занятия.

Сложно переоценить роль и значение начального этапа в обучении юных музыкантов. Именно в этот период закладываются основы творческого развития будущего профессионала или любителя музыки. О необходимости введения в учебный процесс донотного периода говорится в методических работах известных музыкантов. Я думаю, что многие педагоги ознакомились с методами работы А.Артоболевской, В.Якубовской, Н.Ветлугиной, с системами К.Орфа, Д.Кабалевского, Л.Баренбойма. Несомненно, что практическое применение этих систем на уроке специальности у цимбалистов представляет определенную сложность, особенно для преподавателя со средним специальным образованием, так как требует большой работы по их переосмыслению и творческой переработке и предлагает наличие у педагога большого творческого потенциала и профессиональных качеств, глубоких знаний теории музыки, композиции, детской психологии. Творчески применив эти методы, педагог-цимбалист сможет ввести ребенка в мир музыки и сделать обучение игре на цимбалах интересным и увлекательным процессом.

Современная музыкальная педагогика большое внимание уделяет ансамблевому музицированию – одному из наиболее важных и целесообразных методов музыкального воспитания, способного вызвать у юных ансамблистов подлинную увлеченность и настоящий интерес к музыке, улучшить качество сольного исполнения.

В процессе ансамблевого музицирования ребенок стремится совместно с другими детьми выразить свое собственное «я», добиться более богатого и нарядного звучания, почувствовать себя более уверенно, смело и свободно. Как известно в совместной деятельности легче преодолеваются многие препятствия, вырабатываются творческие навыки, лучше развиваются воображение и фантазия, тренируется воля. Ансамблевое исполнение развивает гибкость, приспособляемость ребенка к различным ситуациям во время игры: он может быть ведущим (сольная партия), ведомым(сопровождение), или иметь равноправную партию.В совместной игре в ансамбле с педагогом - это очень важно чувствовать поддержку учителя, особенно если ребенок застенчив, скован.

юный музыкант ,исполняя свою несложную партию, вслушиваясь в общее звучание, может почувствовать себя «соавтором» музыки, артистом исполнителем, творческой личностью.

Начальный период является главным и определяющим в развитии любого навыка. Велика роль педагога по специальности, перед ним стоит множество задач. Умение приходит отнюдь не сразу, поэтому воспитание у учащихся исполнительских навыков, в том числе ансамблевых, требует от педагога не только любви к искусству, знания и владение «секретами» игры, но целеустремленности и терпения, прежде чем появятся признаки желанного успеха.

Главная цель всего нашего обучения в ДШИ – подготовка в большинстве своём музыкантов – любителей, которые обладают навыками музыкального творчества, могут самостоятельно разобрать и выучить музыкальное произведение любого жанра, свободно владеть инструментом, разбираться в нотном тексте, в строении музыки, уметь отличить мелодию от аккомпанемента, уметь концентрировать внимание на определённой задаче, уметь считывать сразу несколько информационных слоёв текста: нотный, ритмический, динамический, агогический и др. .

Очевидно, что проблемы обучения и творческого развития должны быть тесно связаны. Процесс творчества, сама обстановка поиска и открытий на каждом уроке вызывает у детей желание действовать самостоятельно, искренне и непринуждённо. "Зажечь", "заразить" ребёнка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач педагога.


Дети младшего школьного возраста свободно проявляют свои идеи в разных видах деятельности, они непринужденно и естественно высказывают свое мнение, открыты для творческого воплощения своих идей, у них наблюдается повышенный интерес и активность к новому, способность воплощать свои замыслы непосредственно путем детского творчества. При этом художественный продукт отражает их детское мироощущение, которое и позволяет находить нестандартные пути решения поставленных задач. В процессе творческого развития детей на музыкальных занятиях я применяю сказочные и поэтические образы из детской литературы, использование которых позволяет опираться на образное восприятие ребенком мира. Многообразие интересов детей и неустойчивость их проявления обусловили необходимость включения в учебный процесс смену разнообразных видов творческой деятельности.

На музыкальных занятиях творческое развитие детей эффективней всего осуществляется в игровой форме. Игра является одним из ведущих видов деятельности младших школьников, в процессе которой реализовывается их творческий потенциал и раскрывается внутренний мир. Все предлагаемые детям задания-игры носят творческий характер, реализация которых осуществляется как индивидуально, так и в коллективной творческой деятельности. Основными показателями творческой личности ребенка является доминирование эмоций радости, интерес и увлеченность к фантазированию, способность быть самим собой, умение слушать свое «Я», преобладание образного восприятия мира, способность воплощать свои замыслы непосредственно в творчестве.

Таким образом, творческий подход на музыкальных занятиях позволяет ребенку почувствовать себя не только маленьким композитором, художником, поэтом, режиссером, но и творческой личностью, индивидуальностью. Используя на занятиях творческие задания, упражнения, я осознано, стимулирую потребность ребенка в воплощении своих фантазий и замыслов.


Ребенок творит ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает его. Радость собственного преодоления и успеха в труде способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает целостную, творческую личность.


Предлагаемые творческие задания целиком посвящены творческому развитию детей младшего школьного возраста. В процессе творческого развития детей ,на музыкальных занятиях применяются сказочные и поэтические образы из детской литературы, использование которых позволяет опираться на образное восприятие ребенком мира. Дети овладевают элементарными навыками игры на цимбалах, осваивая различные способы звукоизвлечения, которые позволяют детям передавать простейшие музыкальные образы.

В этих творческих заданиях сочетается множество цимбальных навыков: весовой удар, кистевой удар, игра аккордами, быстрая смена рук; приемы игры : ритмизованное тремоло, глиссандо ….. Дети не замечают этих трудностей, они увлечены образом зайчика, мышки, петушка, медведя и т.д. Тем самым впервые знакомятся с различными штрихами.

В начале обучения появляется множество новых задач: посадка, работа с руками, изучение нот, регистров. В начале урока, я прошу ученика выполнить несколько несложных упражнений. Они очень помогают в работе над аппаратом, можно включить их и в середину занятия, когда нужно сделать небольшой перерыв. Например, ученик склоняет корпус, освобождает руки, мышцы спины, шеи, и начинает делать движения руками вперед, в стороны, ощущая вес свободных рук. Я говорю: «Запомни это ощущение и постарайся передать его, когда будем играть на цимбалах». Упражнение, расслабляющее мышцы спины, плечевой корпус – разведение рук в стороны, имитирует плавательные движения. Очень полезно упражнение для развития гибкости кисти: держа руки прямо перед собой, выполнить с помощью кистей рук вращение по кругу. Все эти упражнения написаны мной в методической работе «Начальные уроки игры на цимбалах - основа качественного звука».

Открытый урок:

"Роль разнообразных творческих заданий в реализации принципов развивающего музыкального обучения при начальной игре на цимбалах"


Творческое задание: Русская народная сказка «Репка»

Посадил дед репку – на слово «дед» удар левой рукой нота «до» 2-ой

октавы, на слово «репку» удар правой рукой

нота «соль» 1-ой октавы

Выросла репка – glissando вверх

Пошел дед репку рвать:

тянет-потянет, вытянуть не может. -– glissando вверх

Позвал дед бабку. – на слово «дед» удар левой рукой нота «до» 2-ой

октавы, на слово «бабку»удар правой рукой нота

«ре» 2-ой октавы

Бабка за дедку, -на слово «бабка»удар правой рукой нота «ре»

2-ой октавы, на слово ««дедку» удар левой рукой

нота «до» 2-ой октавы

Дедка за репку — на слово «дедка» удар левой рукой нота «до» 2-ой

октавы, на слово «репку» удар правой рукой

нота «соль» 1-ой октавы


Тянут-потянут, – glissando вверх

вытянуть не могут. -– glissando вниз

Позвала бабка внучку. --на слово «внучку»удар левой рукой нота «ми»

2-ой октавы


Внучка за бабку, --на слово «внучку»удар левой рукой нота «ми»

2-ой октавы


Бабка за дедку, - на слово «бабка»удар правой рукой нота «ре»

2-ой октавы, на слово ««дедку» удар левой рукой

нота «до» 2-ой октавы


Дедка за репку — на слово ««дедку» удар левой рукой

нота «до» 2-ой октавы, на слово «репку»

удар правой рукой нота «соль» 1-ой октавы


Тянут-потянут, – glissando вверх

вытянуть не могут. -– glissando вниз

Позвала внучка Жучку .- на слово « Жучку»удар правой рукой нота «ре»

2-ой октавы

Жучка за внучку, - на слово « Жучку»удар правой рукой нота «ре»

2-ой октавы

- на слово «внучку» удар левой рукой нота «ми»

2-ой октавы


Внучка за бабку, - на слово «внучку» удар левой рукой нота «ми»

2-ой октавы

- на слово «бабка»удар правой рукой нота «ре»

2-ой октавы

Бабка за дедку, - на слово «бабка»удар правой рукой нота «ре»

2-ой октавы


Дедка за репку - на слово ««дедку» удар левой рукой

нота «до» 2-ой октавы, на слово «репку»

удар правой рукой нота «соль» 1-ой октавы


Тянут-потянут, – glissando вверх

вытянуть не могут. -– glissando вниз


Позвала Жучка кошку.- на слово « кошку» удар левой рукой нота « соль»

2-ой октавы


Кошка за Жучку, на слово « кошку» удар левой рукой нота « соль»

2-ой октавы

Жучка за внучку, - на слово « Жучку»удар правой рукой нота «ре»

2-ой октавы

- на слово «внучку» удар левой рукой нота «ми»

2-ой октавы

Внучка за бабку, - на слово «внучку» удар левой рукой нота «ми»

2-ой октавы

- на слово «бабка»удар правой рукой нота «ре»

2-ой октавы

Бабка за дедку, , - на слово «бабка»удар правой рукой нота «ре»

2-ой октавы


Дедка за репку —- на слово ««дедку» удар левой рукой

нота «до» 2-ой октавы, на слово «репку»

удар правой рукой нота «соль» 1-ой октавы


Тянут-потянут, – glissando вверх


вытянуть не могут. -– glissando вниз

Позвала кошка мышку. - на слово « мышку»удар правой рукой нота

« ля»2-ой октавы


Мышка за кошку, - на слово «мышку»удар правой рукой нота« ля»

2-ой октавы

-на слово « кошку» удар левой рукой нота « соль»

2-ой октавы

Жучка за внучку, - на слово « Жучку»удар правой рукой нота «ре»

2-ой октавы

- на слово «внучку» удар левой рукой нота «ми»

2-ой октавы

Внучка за бабку, - на слово «внучку» удар левой рукой нота «ми»

2-ой октавы

- на слово «бабка»удар правой рукой нота «ре»

2-ой октавы

Бабка за дедку, - на слово «бабка»удар правой рукой нота «ре»

2-ой октавы


Дедка за репку - на слово ««дедку» удар левой рукой нота «до»

2-ой октавы,

- на слово «репку» удар правой рукой нота «соль»

1-ой октавы


Тянут-потянут, – glissando вверх

— и вытянули репку.- – glissando вверх по всем регистрам

Творческое задание : Русская народная сказка «Курочка Ряба».


Жили-были дед -на слова «дед» исполняется удар правой рукой

нота «до» 1-ой октавы

да баба. - на слова « баба» исполняется удар левой рукой

нота «соль» 2-ой октавы

Была у них курочка Ряба.- удар левой рукой нота «ре»

« Ко-ко-ко-ко-ко» - 2-ой октавы «ко-ко-ко-ко-ко»

Снесла курочка яичко,

не простое - золотое. – glissando вверх (верхний регистр)

Дед бил, бил - не разбил. – на слова «бил» удар нота «соль»

1-ой октавы

Баба била, била

- не разбила. - на слова «била» удар правой рукой

нота «соль»2-ой октавы

Мышка бежала, - glissando вниз (средний регистр)

хвостиком махнула, - glissando вверх (средний регистр)


яичко упало и разбилось.- ударение на слов «разбилось» подчеркивается

нотой «соль»1-ой октавы правой рукой


Дед плачет, -чередование ударов правой и левой

рукой нота «до»1-ой октавы

баба плачет, - чередование ударов правой и левой

рукой нота «до»2-ой октавы

а курочка кудахчет:

« Ко-ко-ко-ко-ко» - удар молоточком нота «ре»

2-ой октавы «ко-ко-ко-ко-ко»левой рукой

- Не плачь, дед, -на слова «дед» исполняется нота «до»

1-ой октавы правой рукой

не плачь, баба: -на слова « баба» исполняется нота «соль»

2-ой октавы левой рукой

снесу вам яичко не золотое -– glissando вверх (верхний регистр)

- простое! - glissando вниз (средний регистр)

Тут и сказочки конец,

А кто слушал – молодец! - ударение на слово «молодец» подчеркивается

аккордом «ми»1-ой октавы – «до»2-ой октавы

одновременным ударом обеих рук.

Творческое задание: Русская народная сказка «Кошкин дом».


Тили-бом, - на слова «бом»как удар колокола

исполняется нота «до» 2-ой октавы

тили-бом! - исполняется нота «соль» 1-ой октавы


Загорелся кошкин дом – ударение на словах подчеркивается

нотой «до» 2-ой октавы и нотой «соль»

1-ой октавы

Кошка выскочила - на слог «вы» glissando вверх

Глаза вытаращила. - так же как в предыдущей строчке

Бежит курица с ведром - на каждый слог чередуются удары

восьмыми длительностями ноты ( до – соль)

Заливать кошкин дом, - так же как в предыдущей строчке

А лошадка с помелом, - на каждый слог чередуются удары

восьмыми длительностями ноты ( ре – ля)

А собачка с фонарем. - на каждый слог чередуются удары

восьмыми длительностями ноты( ми –си)

Серый заинька с листом. -на каждый слог чередуются удары

восьмыми длительностями ноты( фа –си)


Раз-раз-раз-раз и огонь погас! –на слова «раз» энергично

исполняется звукоряд вниз

от ноты «до» 3-ей октавы

до ноты «до» 2-ой октавы

или: glissando вверх и вниз и закончить строчку, исполняя аккорд (ми-до) одновременным ударом обеих рук.

Творческое задание: Русская народная сказка « Теремок»

Стоит в поле теремок.

Бежит мимо мышка-норушка. -- glissando вниз (высокий регистр)

Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

—Кто-кто в теремочке живет? - удары правой рукой по деке

-Кто-кто в невысоком живет? - удары правой рукой по деке

Никто не отзывается.

Вошла мышка в теремок -- glissando вниз (высокий регистр)

и стала там жить.


Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

-Кто-кто в теремочке живет? - удары правой рукой по деке

-Кто-кто в невысоком живет? - удары левой рукой по деке

— Я, мышка-норушка! -- glissando вниз (высокий регистр)

А ты кто?

— А я лягушка-квакушка.

-«Ква-ква» - удары левой рукой нота «до»

» 2-ой октавы

— Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок.

Стали они вдвоем жить.


Бежит мимо петушок-золотой гребешок.

-«Кукареку!»

Остановился и спрашивает:

-Кто-кто в теремочке живет? - удары правой рукой по деке

-Кто-кто в невысоком живет? - удары левой рукой по деке

— Я, мышка-норушка! -- glissando вниз (высокий регистр)

— А я лягушка-квакушка.

-«Ква-ква» - удары левой рукой нота «до»

» 2-ой октавы

А ты кто?

-Я петушок-золотой гребешок.

-«Ку-ка-ре-ку!» - удары правой рукой нота «ре»

2-ой октавы

— Иди к нам жить! Петушок залетел в теремок.

Стали они втроем жить.


Бежит мимо зайчик- попрыгайчик. Остановился и спрашивает:

-Кто-кто в теремочке живет? - удары правой рукой по деке

-Кто-кто в невысоком живет? - удары левой рукой по деке

— Я, мышка-норушка! -- glissando вниз (высокий регистр)

— А я лягушка-квакушка.

-«Ква-ква» - удары левой рукой нота «до»

» 2-ой октавы

А ты кто?

-Я петушок-золотой гребешок.

-«Ку-ка-ре-ку!» - удары правой рукой нота «ре»

2-ой октавы

— А ты кто?

— А я зайчик- попрыгайчик

- «Прыг-скок» - на каждый слог чередование ударов

правой и левой рукой,

ноты «ми»2ой октавы и «ля»1ой октавы

— Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они вчетвером жить.


Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

-Кто-кто в теремочке живет? - удары правой рукой по деке

-Кто-кто в невысоком живет? - удары левой рукой по деке

— Я, мышка-норушка! -- glissando вниз (высокий регистр)

— А я лягушка-квакушка.

-«Ква-ква» - удары левой рукой нота «до»

» 2-ой октавы

-Я петушок-золотой гребешок.

-«Ку-ка-ре-ку!» - удары правой рукой нота «ре»

2-ой октавы

— А я зайчик- попрыгайчик

- «Прыг-скок» - чередование ударов правой и левой рукой,

ноты «ми»2ой октавы и «ля»1ой октавы

— А ты кто?

— А я лисичка-сестричка. -быстрое чередование ударов правой и левой

рукой, нота « фа»2ой октавы

— Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они впятером жить.


Прибежал серый волк –зубами щелк , заглянул в дверь и спрашивает:

-Кто-кто в теремочке живет? - удары правой рукой по деке

-Кто-кто в невысоком живет? - удары левой рукой по деке

— Я, мышка-норушка! - glissando вниз (высокий регистр)

— А я лягушка-квакушка.

-«Ква-ква» - удары левой рукой нота «до»

» 2-ой октавы

-Я петушок-золотой гребешок.

-«Ку-ка-ре-ку!» - удары правой рукой нота «ре»

2-ой октавы

— А я зайчик-побегайчик.

- «Прыг-скок» - чередование ударов правой и левой рукой,

ноты «ми»2ой октавы и «ля»1ой октавы

— А я лисичка-сестричка. -быстрое чередование ударов правой и левой

рукой, нота « фа»2ой октавы

— А ты кто?

-А я серый волк –зубами щелк - удары правой и левой рукой

по подставке

— Иди к нам жить!

Волк влез в теремок. Стали они вшестером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.

Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

-Кто-кто в теремочке живет? - удары правой рукой по деке

-Кто-кто в невысоком живет? - удары левой рукой по деке

— Я, мышка-норушка! -- glissando вниз (высокий регистр)

— А я лягушка-квакушка.

-«Ква-ква» - удары левой рукой нота «до»

» 2-ой октавы -«Ква-ква»

-Я петушок-золотой гребешок.

-«Ку-ка-ре-ку!» - удары правой рукой нота «ре»

2-ой октавы -«Ку-ка-ре-ку!»

— А я зайчик-побегайчик.

- «Прыг-скок» - чередование ударов правой и левой рукой,

ноты «ми»2ой октавы и «ля»1ой октавы

«Прыг-скок»

— А я лисичка-сестричка. -быстрое чередование ударов правой и левой

рукой, нота « фа»2ой октавы

-А я серый волк – зубами щелк –удары правой и левой рукой

по подставке

— А ты кто?

— А я медведь косолапый.

-«Топ-топ» - чередование ударов левой и правой

рукой нота»соль»малой октавы

нота «ля» малой октавы-«Топ-топ»

— Иди к нам жить!

Медведь и полез в теремок.

Лез-лез, лез-лез - чередование ударов левой и правой рукой

Ноты «до»,»ре»,»ми»,»фа»2ой октавы

— никак не мог влезть - glissando вниз

и говорит:

— А я лучше у вас на крыше буду жить.

— Да ты нас раздавишь.

— Нет, не раздавлю.

— Ну так полезай!

Влез медведь на крышу - glissando вниз

и только уселся — бах! -удар правой рукой нота «соль»

первой октавы на слово бах!

— развалился теремок. -чередование glissando вниз по всем регистрам

Затрещал теремок, упал набок и весь развалился.

Еле-еле успели из него выскочить

Мышка-норушка! -- glissando вниз (высокий регистр)

Лягушка-квакушка.

-«Ква-ква» - удары левой рукой нота «до»

» 2-ой октавы -«Ква-ква»

Петушок-золотой гребешок.

-«Ку-ка-ре-ку!» - удары правой рукой нота «ре»

2-ой октавы -«Ку-ка-ре-ку!»

Зайчик-попрыгайчик

- «Прыг-скок» - чередование ударов правой и левой рукой,

ноты «ми»2ой октавы и «ля»1ой октавы

«Прыг-скок»

Лисичка-сестричка. -быстрое чередование ударов правой и левой

рукой, нота « фа»2ой октавы

Серый волк –зубами щелк –удары правой и левой рукой

по подставке

— все целы и невредимы.

Принялись они бревна носить,

доски пилить — новый теремок строить.

Лучше прежнего выстроили! - ударение на слово « выстроили»

Подчеркивается аккордом «ми»1-ой октавы

«до»2-ой октавы

одновременным ударом обеих

Литература

1.Г.Нейгауз «Искусство фортепианной игры»

2.И.Исакова «Раннее музыкальное развитие»

3.П.М.Якобсон «Творчество на уроках музыки»

4. Личный опыт

5. А. Готлиб "Основы ансамблевой техники"

6. Я.А. Пономарев «О развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста» .

7.В.Г.Иванова «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.

8. Б.В. Астафьев "Музыкальная форма как процесс"

9.Л.С. Выготский . «Психология искусства».

10.Р.Подойницына. М.Солопов. «Ансамблевое музицирование в классе цимбал»

11.Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой».

12. «Вопросы музыкальной педагогики» выпуск 5.




Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.