12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Елена Николаевна Семёнова505
Россия, Псковская обл., с. Чихачёво
Материал размещён в группе «Классные руководители»

Семёнова Елена Николаевна, МБОУ «Чихачёвская СШ»

Педагогический совет : «Реализация принципов воспитания, изложенных ФГОС ООО или….»

 (ПОДТЕМА : новые мысли в воспитательной работе образования:

« Всё новое – это хорошо забытое старое» )

Подготовила и провела Семёнова Елена Николаевна,

Учитель МБОУ «Чихачёвская СШ»,

Бежаницкого района,

Псковской области

Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральных государственных образовательных стандартах, где воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях. Воспитательная компонента в деятельности общеобразовательного учреждения становится самостоятельным направлением, которое основывается на ряде принципов и отвечает за формирование «воспитательной системы», «воспитывающей среды», «воспитательного потенциала обучения», «воспитательной деятельности», и т.д.

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к образованию. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшими задачами школы. Усиление воспитательной функции образования (формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе) рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования. 

Необходимость развития воспитательной компоненты обусловлена и реальной ситуацией, сложившейся в современной детской, подростковой и молодежной среде.

Анализ современных условий жизнедеятельности обучающегося позволил выделить следующие проблемы в воспитании:

Информационное социальное пространство, не имеющее четких внешних и внутренних границ.

Существование и усиление конфликта между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (клиповость, хаотичность, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.).

Недостаточное внимание родителей (законных представителей) обучающихся к проблемам их обучения и воспитания, нежелание определенной части родителей сотрудничать с педагогическим коллективом школы, поддерживать действия педагогов в отношении их детей.

Отсутствие системы обмена опытом в сфере гражданского воспитания обучающихся (изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления).

Переориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель, фактическое отсутствие форм совместной со взрослыми, старшими детьми, подростками, молодежью социально ориентированной деятельности.

Рост количества учащихся, состоящих на учёте в КДН (употребление алкоголя, самовольные уходы из дома, хулиганство, употребление наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ).

Существование этих и других проблем определенным образом затрудняет достижение желаемого уровня эффективности учебно-воспитательной деятельности школы. Для этого требуется разработка системы мер по формированию воспитательной компоненты.


 

НЕСКОЛЬКО ОСНОВНЫХ ТЕЗИСОВ ПО ПРОБЛЕМАМ ВОСПИТАНИЯ ФГОС

Развивающемуся обществу нужна соответствующая школа

Введение нового Федерального государственного образовательного стандарта, в том числе стандарта основного общего образования – веление времени.Обучающимся предполагается предоставить широкий спектр социальных и профессиональных проб и оптимальные условия для развития творческих способностей .

 

 Возвращение воспитания в школу

Это попытка вернуть школе воспитательную функцию, которая была практически полностью утрачена,за последние 20 лет.

Из прессы… Российским учителям придется не только учить детей, но и воспитывать «успешного гражданина России XXI века» Школа должна стать добрее, человечнее . Российский учитель должен стать воплощением гражданственности. 

3)Отличительная особенность нового стандарта

Одна из задач нового стандарта развернуть школу на воспитание

Переход в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования на основе системно-деятельностного подхода

придания образовательному процессу воспитательной функции .

Стандарт основной школы

Впервые он позиционируется как стандарт подростковой школы, что предполагает максимальный учет особенностей детей подросткового возраста, ориентацию на обеспечение успешности 

 Наряду с фундаментальной общеобразовательной подготовкой, обучающимся предполагается предоставить широкий спектр социальных и профессиональных проб и оптимальные условия для развития творческих способностей 

Уклад школьной жизни

Воспитание в школе – это не особая педагогическая деятельность, реализуемая в рамках отдельного учебного курса или мероприятия. Это вся школа, открытая для жизни и открывающая перед обучащимся настоящую Россию в ее историческом и духовном величии, широте социальных, культурных, экономических возможностей.

Воспитывает весь уклад школьной жизни 



 

Уклад школьной жизни - совокупность норм, правил, сохраняющих и развивающих устойчивый, сложившийся порядок отношений между участниками образовательных отношений, состав функций и традиции школы. 

Школа и семья – это союзники, а не конкуренты. Они должны идти навстречу друг другу. Семья – воспитывает и учит. Школа – учит и воспитывает. Мир детства удивителен. Он наполнен душевной чуткостью, добротой, творчеством, познанием, развитием личности ребенка. Воспитать личность – это значит дать хорошее образование, научить стремлению к активности, ответственности, труду и творчеству. Педагогический коллектив школы понимает необходимость создания такого воспитательного и образовательного уклада детской жизни, при котором все содействовало бы развитию и совершенствованию личности ребенка. А это требует укрепления духовных контактов между воспитателями и воспитанниками, между учителями и учащимися и взаимно ответственного отношения к общему делу. 

В новой школе учитель видит в каждом школьнике человека, личность, индивидуальность – вот то главное, от чего зависит воспитание личности созидателя, творца, труженика. Для того, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и уютно, он не должен испытывать негативных чувств, не должен становиться участником конфликтов


 

Современный национальный воспитательный идеал

– это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации 

Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся

ориентация на идеал.Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется.

следование нравственному примеру. Следование примеру ведущий метод воспитания. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

диалогическое общение- диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога.

идентификация -Духовно-нравственное развитие личности подростка поддерживается примерами. В этом случае срабатывает идентификационный механизм происходит проекция собственных возможностей на образ значимого другого, что позволяет подростку увидеть свои лучшие качества, пока ещё скрытые в нём самом, но уже осуществившиеся в образе другого.

полисубъектность воспитания и социализации- В современных условиях процесс развития, воспитания и социализации личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Подросток включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Деятельность образовательного учреждения, педагогического коллектива школы в организации социально-педагогического партнёрства должна быть ведущей, определяющей ценности, содержание, формы и методы воспитания и социализации обучающихся в учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности. 

совместное решение личностно и общественно значимых проблем -Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Воспитание это оказываемая значимым другим педагогическая поддержка процесса развития личности воспитанника

системно-деятельностной организации воспитания - Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию: общеобразовательных дисциплин; произведений искусства; периодической печати, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь; духовной культуры и фольклора народов России

Портрет выпускника - Основная школа

любящий свой край и свою Родину,

знающий свой родной язык,

уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции

осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества

активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества

умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике

социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством

уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов

осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни

ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.

Опубликовано в группе «Классные руководители»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.