12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Филиппова Оксана Александровна76
Учитель среднего и старшего звена.
Казахстан, ВКО, Кокпектинский район, с.Улкен Бокен

План – конспект урока в 5 классе по теме: «Умножение десятичных дробей».

Автор: Филиппова Оксана Александровна

Должность: учитель математики второй категории

Место работы: КГУ комплекс "Улкенбокен школа - детский сад"

Месторасположение: Казахстан, ВКО, Кокпектинский район с.Улкен Бокен

Цель урока: повторить и закрепить умение и навыки учащихся вычислять значения умножения десятичных дробей, используя соответствующие определения и правила.

Задачи урока:  

1)обобщающая: повторить основные понятия «Десятичная дробь», «Натуральное число». Ознакомить учащихся с алгоритмом выполнения умножения десятичных дробей. Способствовать развитию познавательного интереса к вычислительным операциям; обобщить и закрепить практические умения и навыки действий с десятичными дробями;

2)развивающая: развивать логическое мышление учащихся, навыки самостоятельной работы, математической речи; умение анализировать и обобщать;

3)воспитательная: воспитывать средствами математики бережное отношение друг другу; воспитания силы воли, умение оценивать друг друга.

  Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний, усвоения новых знаний.

Оборудование урока: слайдовая презентация, листы учета знаний, раздаточный материал для индивидуальной работы, реквизиты оценивания.

Девиз урока: “Настроение у всех – отличное, изучаем дроби – десятичные ”

План урока

1.Организационный момент -1 мин

2.Мотивация учебной деятельности – 2 мин

/повторение понятий, алгоритм умножения десятичной дроби на натуральное число/

3. Воспроизведение и коррекция опорных знаний - 5 мин

4. Изучение нового материала – 7 мин

5. Закрепление нового материла -20 мин

6. Физкультминутка – 30 сек

7. Математический диктант 8,5 мин

8. Итог урока – 1 мин
/целевой итог, постановка д/з, рефлексия /

Ход урока

1.Организационный момент: Здраствуйте, ребята. Сегодня у нас пройдет необычный урок, я приглашаю вас окунуться в мир лучших стихов и сказок для маленьких. Нам на школьную электронную почту отправили коллекционное издание Корней Ивановича Чуковского. Учителя начальной школы не могут провести урок, так как первое издание зашифровано заданиями на тему «Умножение десятичных дробей». А без него, просмотр других изданий не подлежит. Поэтому они просят нас им помочь, иначе у малышей не будет интересного урока. Поможем учителям? (Слушаю мнение учащихся). Для начало давайте вспомним детского писателя Корней Ивановича Чуковского. (На эране появляется Слайд№1- портрет писателя и его краткая характеристика). А вот и его коллекционное издание стихов и сказок для маленьких. (На экране Слайд №2 – обложка зашифрованного издания К.И.Чуковского в электронном виде). Давайте, посмотрим друг на друга, улыбнемся, глазками пожелаем удачи и – в путь.

2.Мотивация учебной деятельности.

Чтобы выполнить задания, повторим основные понятия и действия:

  1. 1) Что означает десятичная дробь? Укажите пример десятичной дроби (примеры на доске):    а) 8/4;             г) 0, 5;

                            б) 1/2;            д) 10/5.

Как преобразовать дробь в десятичную? Что общего у дробей?

2) Что означает натуральное число? Укажите вариант примера натурального числа (а); д)). Как преобразовали дробь в виде натурального числа? (используя знак деления). Что необычного здесь вы заметили? (обе дроби являются неправильными, после преобразования – имеют одинаковый ответ: одно и то же натуральное число).

3) Сформулируйте правило умножения десятичной дроби на натуральное число.

/Чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо:   1. Умножить ее на это число, не обращая внимания на запятую; 2.    В полученном произведении отделить запятой столько цифр справа, сколько их отделено запятой в десятичной дроби./

3.Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

 Теперь, используя общее понятие «Десятичная дробь», ее преобразование и правило умножения десятичной дроби на натуральное число, приступаем к выполнению заданий. (На экране Слайд №3 – задание 1: расшифровать в форме стиха название первого издания К.И.Чуковского:

«…он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор» - отрывок из произведения «Айболит» К.И.Чуковского).

Проводится «Разминка для ума», используя метод устного счета.

(На экране появляется Слайд №4: Устный счет: «Разминка для ума»).

1) 0,4 ∙ 3        3) 0,03 ∙2          5) 1,7 ∙ 5          7) 0,002 ∙ 4

2) 5 ∙ 0,004     4) 0,125 ∙ 8       6) 4,1 ∙ 10         8) 0,831 ∙ 100

 

0,02

41

1,2

0,06

й

и

а

б

1

8,31

8,5

0,008

83,1

0,08

о

п

л

т

!

д

   

 

 

       

(Используя таблицу, расшифровывается название первого издания: «Айболит»).

Ребята, мы выясняли с каким произведением нам работать! Оно вам знакомо? (Слушаю мнение учащихся). Используя его содержание по памяти, мы смело приступаем к следующему заданию.

(На экране Слайд №5 – «…вот вам телеграмма от Гиппопотама!

«Приезжайте, доктор,

В Африку скорей

И спасите, доктор,

Наших малышей!» - отрывок из произведения «Айболит» К.И.Чуковского.

Задание 2: составить последовательную цепочку заболеваний малышей из Африки.

На экране Слайд №6: Математическая цепочка

 Заполните полосу числами, записывая в каждой новой клетке результат умножения предыдущего числа на 2:

    0,3
Используя последовательность заполненных клеток, составьте цепочку заболеваний малышей.

 

1,2

4,8

19,2

0,6

0,03

2,4

1,02

0,3

48

9,6

холерина

аппендицит

бронхит

скарлатина

понос

дифтерит

перелом

ангина

Приступ смеха

малярия

 

 

                 

(на экране Слайд №7 – правильная последовательность заболеваний малышей из отрывка произведения «Айболит»:

«… У них ангина,

Скарлатина, холерина,

Дифтерит, аппендицит,

Малярия и бронхит!» (отрывок из произведения «Айболит» К.И.Чуковского).

Ребята, вы когда- нибудь слышали о каких заболеваний? Какое самое из них вам хорошо знакомо? (слушаю мнение учащихся, приходим к общему выводу). Возращаемся к нашему произведению. На экране появляется Слайд №8 – найти где нет ошибки и определить какое слово твердил Айболит по пути в Африку.

Задание 3. Найди где нет ошибки:

1) 0,01·3=0,3;      3) 0,007·3 =2,1;      5) 0,006·3 =0,18;

2) 0,08·4= 32;      4) 0,05·2 = 0,01;     6) 0,01 ·48 = 0,48

Ключ ответа: 1- Занзибар; 2 – Калахари; 3 – Сахара; 4 – Фернандо-По; 5- Африка; 6 – Лимпопо.

( Используя ключ ответов, ребята отгадывают: ошибки нет под цифрой 6 – Лимпопо).

Ребята первую половину произведения К.И.Чуковского «Айболит» мы расшифровали, благодаря полученным нами знаниям по теме «Умножение десятичной дроби на натуральное число». А другая половина вам будет пока не по силе, так как там необходимо применять правило умножение десятичных дробей. Переходим к изучению новой темы. (Собщение темы, ее цель и задачи).

4.Изучение нового материала.

Рассмотрим умножение десятичных дробей на примере решения следующей задачи.

Задача. Длина прямоугольника равна 1,1 дм, а его ширина - 1,2 дм. Найдите площадь прямоугольника.

Решение .Вы знаете: чтобы найти площадь прямоугольника, нужно его длину умножить на ширину: 1,1 дм ·1,2 дм. Так как вы еще не умеете умножать десятичные дроби, то длину и ширину прямоугольника выразим в сантиметрах:

1,1дм =11см; 1,2дм =12 см.

Тогда площадь прямоугольника будет равна:

11см ∙12 см =132 см2, или 1,32 дм2

значит, 1,1 ·1,2 = 1,32. Ответ: 1,32 дм2

(учащиеся записывают ход решения задачи в тетрадь, следует вывод и формирование правила умножения десятичных дробей). Правило умножения дробей проверяется с учебником: умножение десятичных дробей сводится к умножению натуральных чисел, которые получаются после отбрасывания запятых в множителях. Затем в значении произведения отделяются запятой справа столько цифр, сколько их стоит после запятой в обоих множителях вместе. Значит, чтобы умножить десятичные дроби, нужно:

1)перемножить дроби как натуральные числа, не обращая внимания на запятые;

2)в полученном значении произведения отделить запятой справа столько цифр, сколько их в обоих множителях вместе. 

При этом если в значении произведения получается меньше цифр, чем надо отделить запятой, то перед ним приписывают нужное количество нулей.

Например: 4,37 ·2,6 =11,362; 0,032 ·0,4 =0,0128

Правило проговаривают вслух в парах друг дружке.

5.Закрепление нового материла: теперь смело продолжаем расшифровывать вторую половину произведения К.И.Чуковского «Айболит». На экране появляется Слайд №9 – «Первые помощники». Задание 4: решить примеры и отгадать кто помог Айболиту добраться до моря.

1) 2,3 ∙ 0,4

 2) 0,07 ∙ 6,9                                             

 3) 1,13 ∙ 4,5  

 4) 0,25 ∙ 0,48

 5) 4,7 ∙  6,31

 6) 0,007 ∙ 0,2

 7) 0,05 ∙ 2,3

 8) 7,41 ∙ 1,9 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9) 6,25 ∙ 4,8

10) 12,6 ∙ 7,8

11) 1,15 ∙ 0,07        

12)  0,8 ∙ 0,92                

13) 6,023 ∙ 5,6                           

 

 

 

9

10

11

12

13

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
Ключ ответов:

0,0805

л

5,085

х

30

в

0,92

л

33,7288

и

0,483

о

0,0014

т

0,48

с

60

ж

 

98,28

о

14,079

е

14,09

у

0,014

р

0,115

ы

0,736

к

0,12

м

29,657

а

33,7588

п

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
(Используя ключ ответов, ребята отгадывают, что «Первые помощники» Айболита – Лохматые волки).
6.Физкультминутка- проводит один из учеников.
7. Математический диктант( появляется Слайд №10 – путешествие Айболита по маршруту).

1 вариант (по морю)                                         2 вариант (по воздуху)

1) 21 ∙ 0,3                                                           1) 32· 0,22 

2) 1,4 · 0,7                                                          2) 1,3 · 0,6 

3) 3,5 · 0,04                                                         3) 2,5 · 0,06 

4) 0.6 · 200                                                          4) 0,4 · 300 

5) 1,5 · 400                                                           5) 3,5 · 200 

(кит)                                                                                    (орел)

Задание 5: каждый вариант должен определить помощников Айболита по своему маршруту. За каждый верно решенный пример – 1 балл. Проходит взаимопроверка учащихся.

На слайде №11 – оценивание и ответы. Оценивание в баллах зависит от количества учащихся. Если больше половины учащихся каждого варианта решили правильно, то на слайде появляется название помощников Айболита (вариант 1 – кит; вариант 2 – орел). Если меньше, то задание считается провалом. Тогда необходимо проанализировать решение, найти, где допущена ошибка и почему, поставить цель на отработку решения на следующем уроке.

8. Подведение урока: Целевой итог. Результативный итог - подсчитываем количество заработанных баллов в листах учета знаний. Повторение: что нового узнали на уроке, чему научились.

9. Рефлексия: Учитель просит учащихся оценить урок с помощью одной из карточки: звезды, восклицательного или вопросительного знака. Реквизиты даны учащимся до начало урока.

Слайд №12- оценивания урока:

Звезда означает, что задания понятны и интересны, трудностей не вызывают.

Вопросительный знак означает, что учащийся испытывает затруднения в ходе занятия.

Восклицательный знак означает, что задания вызывают интерес и желания повторить такую работу ещё раз.

10.Задание на дом: дифференцированные задания по карточкам на выполнение умножение десятичных дробей.

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.