12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Синицына Анастасия Евгеньевна25

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 1 им. Т.П. НИКОЛАЕВОЙ»

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

«Работа над дикцией в хоре младших классов»

 

Разработчик:

преподаватель по классу хоровых дисциплин

МБУДО «ДШИ № 1 им. Т.П. Николаевой»

Синицына А.Е.

 

Брянск

2018

ТЕМА УРОКА: Работа над дикцией в хоре младших классов.

ЦЕЛЬ УРОКА:  Формирование дикционных навыков у хористов в процессе вокально-хоровой работы.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

Обучение правильному произношению скороговорок.

Обучение пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале и при исполнении музыкального произведения.

Ознакомление с понятиями: дикция, артикуляция.

Развивающие:

Развитие певческого и артикуляционного аппарата.

Формирование навыка фразировки музыкально-вокального произведения с опорой на дикционный оборот.

Воспитательные:

Формирование речевой культуры.

Воспитание внимательности и добросовестного отношения к труду.

Воспитание осознанного подхода к обучению.

 

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

практический (пение упражнений, распевок, работа над произведением)

наглядный;

словесный (рассказ, объяснение, диалог);

иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальный показ учителем и воспроизведение услышанного учеником).

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:

творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность;

применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся;

вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;

побуждение к самоконтролю;

проговаривание текста песни «нараспев»;

юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:

просторное светлое помещение;

фортепиано;

ноты.

ПЛАН УРОКА:

Организационный момент.

Вокально-хоровые упражнения.

Работа над произведением  П.Синявского, А.Журбина «Весенняя песенка».

Работа над произведением «Новый год» Л.Митчелл.

Подведение итогов урока.

 

 

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент. (3 мин.)

Педагог: Здравствуйте! Тема нашего урока – «Дикция и артикуляция в исполнении упражнений и вокального произведения». Сегодня на уроке мы будем работать над развитием артикуляционного аппарата, над четким и правильным произношением слов при исполнении песни.

Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом. Человек с хорошей «дикцией» экономно расходует воздух, у него отсутствуют посторонние дополнительные звуки. Формирование речи осуществляется артикуляционным аппаратом. К нему относятся губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы.

Работа артикуляционного аппарата для достижения хорошей дикции называется артикуляцией. Правильная работа артикуляционного аппарата позволяет сделать звучание голоса красивым. Для этого необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее опускать, язык должен быть мягким, свободным, мягкое нёбо – «на зевке», гортань опущена. Можно представить, что во рту лежит горячая картошка, либо маленькая слива.

 

II. Вокально-хоровые упражнения.

1.Распевание (15 мин.)

1.1 Дыхательные упражнения.

Упражнение на тренировку брюшного пресса: активные движения передней стенки живота (“выпячивание” – при вдохе, “втягивание” – при выдохе). Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.

Надуй шарик. «Надувая шарик» широко развести руки в стороны и сделать глубокий вдох, затем медленно сводить руки, соединяя ладони перед грудью и выдувая воздух – «ссс». Для правильного вдоха рекомендуются сравнения: «Вдохни так, чтобы воздух дошел до пояса», «вдохни глубоко, с удовольствием, как будто нюхаешь душистый красивый цветок». Взяв дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходима небольшая задержка дыхания, затем очень экономный, продолжительный выдох.

Цель – развитие навыка продолжительного певческого дыхания.

1.2 Артикуляционные упражнения.

Артикуляционная гимнастика («язычок», работа мышц губ).

Скороговорки: «От топота копыт пыль по полю летит» — на глухие согласные; «На мели лениво лосося ловили» — на работу кончика языка. Проговариваются по 3 раза на одном дыхании. Цель - активизировать артикуляционный аппарат.

 

1.3 Вокальные упражнения

Упражнение на формирование гласных ровно, вливая их друг в друга: пропевание на одной ноте последовательности «ма-мэ-ми-мо-му». Озвучивание с одинаковым объемом, звонкостью, интенсивностью дыхания, не сбрасывая с опоры.

Формирование высокой позиции звука, округлости гласной, острого интонирования терцового тона, опорного дыхания.

 t1570727714aa.png

Осознанная фразировка, владение опорным дыханием.

t1570727714ab.png

Упражнение на работу кончика языка: вверх по звукам Т53 на слоги «ля-лё-лю», вниз — поступенное движение от 5 ступени к 1 на слоги «ля-ли-лё-ли-лю».

Упражнение на мелкую артикуляционную технику:

t1570727714ac.png

Попевка – скороговорка:

«Вез корабль карамель, 
Наскочил корабль на мель. 
И матросы три недели 
Карамель на мели ели».

Активизация артикуляционного аппарата, а так же работа над унисоном и цепным дыханием.

 

III.Работа над произведением П.Синявского, А.Журбина «Смешной человечек». (22 мин.)

Педагог: Давай вспомним песню «Смешной человечек», которую мы разучили на предыдущих занятиях.

беседа о настроении песни (веселая, озорная, шуточная).

прочитать текст, выделяя опорные слова (сначала в строчках, потом в куплете и в песне), что позволяет прочувствовать смысл фразы, куплета, а после, при пении, использовать правильную интонацию, эмоционально окрасить текст, сделать соответствующую кульминацию. «Пойте мысль!» — говорил Станиславский.

прочитать 1 куплет «нараспев» — протягивать гласные и коротко произносить согласные:

«Я-спе-ши-л к ва-м, дру-зья, 
С жу-тки-м не-те-рпе-ньем. 
Я-мо-то-рчи-к не-зря 
Сма-зы-ва-л ва-ре-ньем.»
и т.д

Особенности произношения : «вертится» — «ве-рти-ца».

Цель – отработать правильное произношение текста.

исполнение 1 куплета и припева сначала в медленном темпе (следить за выполнением предыдущего задания), а затем в темпе песни, обращая внимание на смысловую нагрузку фраз.

 

IV.Работа над произведением «Новый год» Л.Митчелл. (18 мин.)

беседа о характере произведения

активное произношение слогов в начале каждой строчки, обратить внимание на согласную «р», а так же на слово «легкий»: в песне произносится - «ле-хкий».

прочитать полностью текст произведения с активной четкой артикуляцией, выделяя опорные слова

исполнение произведение в концертном варианте

 

V. Подведение итогов урока. (2 мин.)

Педагог: Подведём итоги нашего занятия.

Сегодня мы уделили внимание развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевках, над текстом произведений. Познакомились с новыми понятиями.

Формулировка домашнего задания: — К следующему уроку:

«Смешной человечек» - проработать так же 2 и 3 куплеты.

«Новый год» - текст выучить наизусть.

Спасибо за работу. До свидания!

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.