12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Дубровина Юлия Олеговна725 Учитель начальных классов, семейный психолог, психолог детей-сирот Россия, Ярославская обл., Ярославль Материал размещён в группе «Учителя начальных классов» |
Технологическая карта урока на тему: "Почва – важнейшая часть экосистемы"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ПРЕДМЕТ | Окружающий мир | |
Ф.И.О. УЧИТЕЛЯ | Дубровина Юлия Олеговна | |
КЛАСС, ДАТА | 3 класс | |
ТЕМА УРОКА | Почва – важнейшая часть экосистемы. | |
РЕСУРСЫ | Учебник «Окружающий мир», раздаточный материал. | |
ТИП УРОКА | Открытия нового знания | |
ЦЕЛЬ УРОКА | Создание условий для работы над понятием «Почва» при работе с карточками заданий, в ходе выполнения самостоятельной работы. | |
ЗАДАЧИ УРОКА | Обучающие | Обучить и сформировать представление о почве, как важнейшей части экосистемы и её обитателях. |
Развивающие | Развить познавательную активность, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, делать выводы. | |
Воспитательные | Воспитать коллективизм, умения работать самостоятельно, формирование ощущения причастности к природе. | |
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ | ||
Предметные | Познакомить детей с понятием «почва» и «обитатели почв»; Развить кругозор, связанный с понятием «почва», «экосистема». | |
Метапредметные | Личностные – формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; развивать умение высказывать своё отношение к иллюстративному материалу, выражать свои эмоции. Регулятивные – развивать умение высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные – уметь ставить проблемный вопрос, делиться предположением, делать умозаключения; развивать умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов; ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в иллюстрациях и с помощью их составлять вопросы. Коммуникативные – уметь вести диалог, учитывать разные точки зрения, формировать свою позицию; развивать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленным вопросом; представлять свои мысли в устной форме. | |
Личностные | Формировать чувства любви к родине, выражающиеся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах. |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
№п/п | Этап урока и его цель. Примерное время проведения | Деятельность учителя (содержание учебного материала) | Деятельность учащихся (виды деятельности) | Формируемые универсальные учебные действия |
1. | Самоопределение к деятельности. Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Время: 2 минуты. | Здравствуйте, ребята! Давайте проверим вашу готовность к уроку. Учебник, рабочая тетрадь, простой карандаш, ручка, и самое главное: Ноги на месте? Руки на месте? Локти у края? Спина прямая? Если вы готовы, мы можем начинать! | Приветствуют учителя Проверяют свою готовность к уроку. | КУУД: умение общаться друг с другом. |
2. | Актуализация опорных знаний. Пробное действие. Цель: повторение ранее изученного материала. Выполнение обучающимися пробного действия. Фиксирование обучающимися индивидуального затруднения. Время: 5 минут. | Но для начала нашей с вами работы, давайте вспомним, что такое экосистема? Какие роли выполняют в экосистеме организмы? Из каких оболочек состоит наша планета? -А в какой оболочке живут живые организмы Земли? -Что такое биосфера? Молодцы! Ребята, я каждому из вас выдала раздаточный материал, с которым мы с вами будем работать. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Давайте обратимся к заданию 1. «Найдите лишнее слово в сообществе, объясните свой выбор». Мы с вами будем обводить лишнее слово, а потом обоснуем все вместе наш выбор. Итак, в первом столбике написаны слова: волк, окунь, коза, жук-могильщик. Какое лишнее? Правильно. Во втором столбике написаны слова: берёза, ива, мухомор, дуб. Какое лишнее? Правильно! И последний столбик: бактерии, кузнечик, пчела, бабочка. Правильно! Что их объединяет? -Какова роль разрушителей в круговороте? -Где живут разрушители? Мы сегодня будем изучать среду обитания разрушителей. Как вы думаете, какая тема нашего урока? Наша тема: «Почва – важнейшая часть экосистемы». | - Единство живой и неживой природы. - Производители - производят органические вещества. Потребители получают вещества, поедая растения или животных, возвращая углекислый газ. Разрушители – превращают умершие организмы в вещества, необходимые растениям. -Атмосфера (воздух), гидросфера (вода), литосфера (земля). - Биосфера. - Живая оболочка Земли. - Жук-могильщик - Мухомор - Бактерии. - Это разрушители! -Питаются умершими живыми организмами, перерабатывают различные отходы. - В почве -Почва, важная часть природы! | ЛУУД: нравственно-эстетическая ориентация. ПУУД: анализ объектов, классификация. КУУД: умение оформлять свои мысли в устной форме. |
3. | Постановка учебной задачи. Цель: выявление места затруднения. Фиксирование во внешней речи причины затруднения. Формулирование цели урока. Время: 3 минуты. | Сейчас мы откроем учебник на странице 44 и прочитаем диалог Лены и Миши. Куда же нужно сажать растения? Какой у вас возникает вопрос? Что нам сегодня предстоит выяснить? Итак, наша проблема - Что же такое почва? | Дети читают диалог Лены и Миши. - В почву, в горшки с почвой. -Зачем нужна почва? Что такое почва? - Что такое почва? Какими свойствами она обладает. | КУУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, задавать вопросы, РУУД: целеполагание как постановка учебной задачи. ПУУД: самостоятельное создание способов выхода из затруднения. |
4. | Открытие нового знания. Цель: составление совместного плана действий. Создание условий для формулирования (открытия) «правила» урока. Время: 13 минут. | Сейчас я предлагаю вам побыть в качестве учёных. На странице 44 учебника прописаны два опыта, которые мы с вами разберём наглядным образом. Мы с вами прочитаем опыт и обсудим его. Хорошо, теперь вернёмся ко второму опыту. То есть в почве есть воздух и питательные вещества для того, чтобы животные, которые живут в почве и растения питались и дышали. Какими же свойствами обладает почва, глядя на опыты? Именно про это говорил в диалоге Миша Лене, что растение нужно сажать не в одну воду, а в почву. Давайте вернёмся к нашему определению почвы. Значит это не просто слой земли, а какой слой? Кто помогает делать почву плодородной и как она называется? На этот вопрос нам поможет ответить текст на странице 44 – 45. Давайте прочитаем его. Работа по учебнику ( индивидуальная работа). Так как же называется плодородный слой почвы? Как называется самая плодородная почва? Каких разрушителей и обитателей почв вы знаете? А теперь я предлагаю провести вам физкультминутку под названием «Червячок – паучок». Когда я говорю червячок, вы поднимаетесь высоко вверх, а когда говорю паучок, то вы приседаете. Молодцы! Садимся. | -Первый опыт, возьмём горшок с почвой и нальём туда немного воды. Вытечет ли она снизу? Удерживает ли почва воду? А вся ли вода вытечет? -Возьмите горсточку почвы и бросьте её в стакан с водой. Что будет подниматься вверх? Определите, что содержится в почве? - Вода вытечет из горшка, потому что почва не удерживает воду. - Нет, большую половину почва впитает. - Почва осядет, а некоторые остатки растений и животных всплывут вверх. -Оттуда будут выделятся пузырьки, что говорит о том, что в почве есть воздух для того, чтобы растения и животные дышали. -Не удерживает воду, состоит из глины, песка, остатков растений и животных, содержит воздух, воду. - Почва – это плодородный слой земли. Дети читают текст учебника. - Плодородный слой почвы называется перегноем. -Самая плодородная почва - Чернозём. -Мухомор, дождевые черви, клещи, бактерии и. т. д Дети под наблюдением учителя проводят физкультминутку. | ПУУД: Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке от сверстников. РУУД: Умение работать по коллективно составленному плану. РУУД: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. |
5. | Первичное закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. Цель: усвоение обучающимися новых способов действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтальная, в парах, групповая работа). Время: 9 минут. | Итак, мы продолжаем работать. Мы с вами остановились на том, что в почве живут разрушители и её обитатели. А для чего же они нам нужны, на этот вопрос вы попробуете дать ответ самостоятельно. Я в начале урока выдала вам раздаточный материал, обращаемся к заданию 2. Вам нужно заполнить эту табличку самостоятельно, а затем мы с вами проверим её вместе. Вам нужно написать его роль обитателя, которую он выполняет. Время для работы 5 минут. Итак, время истекло, давайте проверим, что у вас получилось. Вы заполняете на листочке, а я буду на доске, чтобы всем было видно. (работает доска, как наглядный материал) Дождевые черви? Водоросли? Многоножка? Бактерии? Личинка? У вас получилось! | Дети работают самостоятельно. -Разрыхление почвы, обеспечивают плодородность почвы. -Разложение органических частиц на простые компоненты. -Почвообразование, рыхление. -Переработка организмов животных и растений. -Истребление насекомых-вредителей. | РУУД: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. КУУД: Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. |
6. | Включение в систему знаний и повторение. Цель: обучение новому способу действий при выполнении заданий с включением ранее освоенных ЗУНов. Время: 5 минут | - Что нового вы узнали на уроке? – С какими понятиями познакомились? –Так что же такое почва? | - Что почва нужна человеку для посадки овощей; она не удерживает воду, состоит из глины, песка, остатков растений и животных, содержит воздух, воду - Перегной, плодородная почва. - Это поверхностный плодородный слой земли. | ПУУД: Умение применять новые знания, накапливать жизненный опыт. |
7. | Рефлексия деятельности. Цель: оценивание обучающимися собственной учебной деятельности. Обсуждение и запись домашнего задания. Время: 3 минуты. | Вы хорошо поработали. Я выдам вам смайлики – лица. Если вам понравился наш урок, то нарисуйте весёлое лицо, если понравилось, но не поняли, то обычное лицо, а если не понравился наш урок, то нарисуйте грустное лицо. Урок закончен, спасибо за внимание. До свидания. | Дети оценивают свою деятельность на уроке. Дети прощаются с учителем. | РУУД: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке. ЛУУД: Способность к самооценке, к взаимооценке. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАЗДАТОЧНАЯ КАРТА)
Задание 1. Найдите лишнее слово в сообществе, обведи, объясните свой выбор.
волк берёза бактерии
окунь ива кузнечик
коза мухомор пчела
жук-могильщик дуб бабочка
_____________________________________________________________________
Задание 2. Заполните таблицу:
Изображение | Название | Роль обитателей почвы |
Дождевые черви | ||
Водоросли | ||
Многоножка | ||
Бактерии | ||
Личинка |