12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дубровина Юлия Олеговна725
Учитель начальных классов, семейный психолог, психолог детей-сирот
Россия, Ярославская обл., Ярославль
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ПРЕДМЕТ


Окружающий мир

Ф.И.О. УЧИТЕЛЯ


Дубровина Юлия Олеговна

КЛАСС, ДАТА


3 класс

ТЕМА УРОКА


Почва – важнейшая часть экосистемы.

РЕСУРСЫ


Учебник «Окружающий мир», раздаточный материал.

ТИП УРОКА


Открытия нового знания

ЦЕЛЬ УРОКА


Создание условий для работы над понятием «Почва» при работе с карточками заданий, в ходе выполнения самостоятельной работы.

ЗАДАЧИ УРОКА 

Обучающие

Обучить и сформировать представление о почве, как важнейшей части экосистемы и её обитателях.

Развивающие

Развить познавательную активность, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные

Воспитать коллективизм, умения работать самостоятельно, формирование ощущения причастности к природе.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ



Предметные

Познакомить детей с понятием «почва» и «обитатели почв»;

Развить кругозор, связанный с понятием «почва», «экосистема».

Метапредметные 

Личностные – формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; развивать умение высказывать своё отношение к иллюстративному материалу, выражать свои эмоции.

Регулятивные – развивать умение высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные – уметь ставить проблемный вопрос, делиться предположением, делать умозаключения; развивать умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов; ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в иллюстрациях и с помощью их составлять вопросы.

Коммуникативные – уметь вести диалог, учитывать разные точки зрения, формировать свою позицию; развивать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленным вопросом; представлять свои мысли в устной форме.

Личностные

Формировать чувства любви к родине, выражающиеся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

№п/п

Этап урока и его цель.

Примерное время проведения

Деятельность учителя

(содержание учебного материала)

Деятельность учащихся

(виды деятельности)

Формируемые универсальные учебные действия

1.

Самоопределение к деятельности.

Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Время: 2 минуты.

Здравствуйте, ребята!

Давайте проверим вашу готовность к уроку. Учебник, рабочая тетрадь, простой карандаш, ручка, и самое главное:

Ноги на месте?

Руки на месте?

Локти у края?

Спина прямая?

Если вы готовы, мы можем начинать!

Приветствуют учителя








Проверяют свою готовность к уроку.

КУУД: умение общаться друг с другом.

2.

Актуализация опорных знаний. Пробное действие.

Цель: повторение ранее изученного материала. Выполнение обучающимися пробного действия. Фиксирование обучающимися индивидуального затруднения.

Время: 5 минут.


Но для начала нашей с вами работы, давайте вспомним, что такое экосистема?

Какие роли выполняют в экосистеме организмы?






Из каких оболочек состоит наша планета?

-А в какой оболочке живут живые организмы Земли?

-Что такое биосфера?

Молодцы! Ребята, я каждому из вас выдала раздаточный материал, с которым мы с вами будем работать. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Давайте обратимся к заданию 1. «Найдите лишнее слово в сообществе, объясните свой выбор». Мы с вами будем обводить лишнее слово, а потом обоснуем все вместе наш выбор. Итак, в первом столбике написаны слова: волк, окунь, коза, жук-могильщик. Какое лишнее? Правильно. Во втором столбике написаны слова: берёза, ива, мухомор, дуб. Какое лишнее? Правильно! И последний столбик: бактерии, кузнечик, пчела, бабочка.

Правильно! Что их объединяет?

-Какова роль разрушителей в круговороте?

-Где живут разрушители?

Мы сегодня будем изучать среду обитания разрушителей. Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Наша тема: «Почва – важнейшая часть экосистемы».

- Единство живой и неживой природы.


- Производители   - производят органические вещества. Потребители получают вещества, поедая растения или животных, возвращая углекислый газ. Разрушители – превращают умершие организмы в вещества, необходимые растениям.

-Атмосфера (воздух), гидросфера (вода), литосфера (земля).

- Биосфера.

- Живая оболочка Земли.














- Жук-могильщик




- Мухомор



- Бактерии.


- Это разрушители!

-Питаются умершими живыми организмами, перерабатывают различные отходы.

- В почве

-Почва, важная часть природы!

ЛУУД: нравственно-эстетическая ориентация.

ПУУД: анализ объектов, классификация.

КУУД: умение оформлять свои мысли в устной форме.

3.

Постановка учебной задачи.

Цель: выявление места затруднения. Фиксирование во внешней речи причины затруднения. Формулирование цели урока.

Время: 3 минуты.

Сейчас мы откроем учебник на странице 44 и прочитаем диалог Лены и Миши.

Куда же нужно сажать растения?

Какой у вас возникает вопрос?


Что нам сегодня предстоит выяснить?

Итак, наша проблема - Что же такое почва?

Дети читают диалог Лены и Миши.



- В почву, в горшки с почвой.

-Зачем нужна почва? Что такое почва?

- Что такое почва? Какими свойствами она обладает.

КУУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, задавать вопросы, РУУД: целеполагание как постановка учебной задачи.

ПУУД: самостоятельное создание способов выхода из затруднения.

4.

Открытие нового знания.

Цель: составление совместного плана действий. Создание условий для формулирования (открытия) «правила» урока.

Время: 13 минут.


Сейчас я предлагаю вам побыть в качестве учёных. На странице 44 учебника прописаны два опыта, которые мы с вами разберём наглядным образом. Мы с вами прочитаем опыт и обсудим его.

Хорошо, теперь вернёмся ко второму опыту.

То есть в почве есть воздух и питательные вещества для того, чтобы животные, которые живут в почве и растения питались и дышали. Какими же свойствами обладает почва, глядя на опыты? Именно про это говорил в диалоге Миша Лене, что растение нужно сажать не в одну воду, а в почву.

Давайте вернёмся к нашему определению почвы. Значит это не просто слой земли, а какой слой?

Кто помогает делать почву плодородной и как она называется? На этот вопрос нам поможет ответить текст на странице 44 – 45. Давайте прочитаем его. Работа по учебнику

( индивидуальная работа).

Так как же называется плодородный

слой почвы?

Как называется самая плодородная почва?

Каких разрушителей и обитателей почв вы знаете?

А теперь я предлагаю провести вам физкультминутку под названием «Червячок – паучок». Когда я говорю червячок, вы поднимаетесь высоко вверх, а когда говорю паучок, то вы приседаете. Молодцы! Садимся.

-Первый опыт, возьмём горшок с почвой и нальём туда немного воды. Вытечет ли она снизу? Удерживает ли почва воду? А вся ли вода вытечет?

-Возьмите горсточку почвы и бросьте её в стакан с водой. Что будет подниматься вверх? Определите, что содержится в почве?


- Вода вытечет из горшка, потому что почва не удерживает воду.

- Нет, большую половину почва впитает.

- Почва осядет, а некоторые остатки растений и животных всплывут вверх.

-Оттуда будут выделятся пузырьки, что говорит о том, что в почве есть воздух для того, чтобы растения и животные дышали.

-Не удерживает воду, состоит из глины, песка, остатков растений и животных, содержит воздух, воду.


- Почва – это плодородный слой земли.

Дети читают текст учебника.


- Плодородный слой почвы называется перегноем.

-Самая плодородная почва - Чернозём.

-Мухомор, дождевые черви, клещи, бактерии и. т. д


Дети под наблюдением учителя проводят физкультминутку.

ПУУД: Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке от сверстников.

РУУД: Умение работать по коллективно составленному плану.

РУУД: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.


5.

Первичное закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Цель: усвоение обучающимися новых способов действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтальная, в парах, групповая работа).

Время: 9 минут.

Итак, мы продолжаем работать. Мы с вами остановились на том, что в почве живут разрушители и её обитатели. А для чего же они нам нужны, на этот вопрос вы попробуете дать ответ самостоятельно. Я в начале урока выдала вам раздаточный материал, обращаемся к заданию 2. Вам нужно заполнить эту табличку самостоятельно, а затем мы с вами проверим её вместе. Вам нужно написать его роль обитателя, которую он выполняет. Время для работы 5 минут.

Итак, время истекло, давайте проверим, что у вас получилось. Вы заполняете на листочке, а я буду на доске, чтобы всем было видно. (работает доска, как наглядный материал)

Дождевые черви?

Водоросли?

Многоножка?

Бактерии?

Личинка? У вас получилось!

Дети работают самостоятельно.















-Разрыхление почвы, обеспечивают плодородность почвы.

-Разложение органических частиц на простые компоненты.

-Почвообразование, рыхление.

-Переработка организмов животных и растений.

-Истребление насекомых-вредителей.


РУУД: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

КУУД: Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

6.

Включение в систему знаний и повторение.

Цель: обучение новому способу действий при выполнении заданий с включением ранее освоенных ЗУНов.

Время: 5 минут

- Что нового вы узнали на уроке?

– С какими понятиями познакомились?

–Так что же такое почва?

- Что почва нужна человеку для посадки овощей; она не удерживает воду, состоит из глины, песка, остатков растений и животных, содержит воздух, воду

- Перегной, плодородная почва.

- Это поверхностный плодородный слой земли.

ПУУД: Умение применять новые знания, накапливать жизненный опыт.

7.

Рефлексия деятельности.

Цель: оценивание обучающимися собственной учебной деятельности.

Обсуждение и запись домашнего задания.

Время: 3 минуты.

Вы хорошо поработали.

Я выдам вам смайлики – лица. Если вам понравился наш урок, то нарисуйте весёлое лицо, если понравилось, но не поняли, то обычное лицо, а если не понравился наш урок, то нарисуйте грустное лицо.

Урок закончен, спасибо за внимание. До свидания.

Дети оценивают свою деятельность на уроке.






Дети прощаются с учителем.

РУУД: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке.

ЛУУД: Способность к самооценке, к взаимооценке.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАЗДАТОЧНАЯ КАРТА)

Задание 1. Найдите лишнее слово в сообществе, обведи, объясните свой выбор.

волк берёза бактерии

окунь ива кузнечик

коза мухомор пчела

жук-могильщик дуб бабочка

­­­­­­­­­­­­­­­_____________________________________________________________________

Задание 2. Заполните таблицу:

Изображение

Название

Роль обитателей почвы

t1638085150aa.jpg


Дождевые черви


t1638085150ab.jpg


Водоросли


t1638085150ac.jpg


Многоножка


t1638085150ad.jpg


Бактерии


t1638085150ae.jpg


Личинка


Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (1)

Ильина Оксана Геннадьевна, 28.11.21 в 12:50 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересный урок,Юлия Олеговна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.