Подготовка к ОГЭ по биологии учащихся, входящих в «группу риска»

0
0
Материал опубликован 23 October


Подготовка к ОГЭ по биологии учащихся,

входящих в «группу риска»



Составитель: Абатурова Н.А.,

учитель биологии



Цель: создание условий для реализации прав учащихся на качественное образование в ходе подготовки и проведения итоговой аттестации.

Задачи:

-Осуществить информационное, методическое, психолого-педагогическое обеспечение итоговой аттестации выпускников «группы риска»;

-Выявить соответствие подготовки выпускников требованиям образовательных стандартов;

-Обеспечить психологический комфорт и правовую защищенность всех участников образовательного процесса в ходе проведения итоговой аттестации.

Планируемый результат: повторение и освоение запланированных тем, теоретического материала и практических навыков.

Форма контроля: диагностические работы в форме ОГЭ, мониторинг результатов диагностических работ в течение учебного года.



1. Работа администрации школы

Администрацией школы совместно с учителями-предметниками и классными руководителями разработан и утвержден план работы с учащимися «группы риска». Были проведены мероприятия по выявлению категории учащихся «группы риска», составлены списки.

В соответствии с планом ВШК администрацией школы проводился контроль индивидуальных занятий со слабоуспевающими учащимися. На занятиях отрабатываются навыки выполнения тех заданий контрольно-измерительных материалов, которые выпускники будут решать на экзамене.

В соответствии с планом внутришкольного контроля администрацией школы посещены уроки биологии в 9 классе с целью контроля качества подготовки выпускников к итоговой аттестации, контроля работы со слабоуспевающими учащимися.

С родителями учащихся проводились собеседования, регулярно доводились до сведения результаты успеваемости их детей, напоминали родителям об ответственности за получение их детьми образования, обращались с просьбой посещать консультации, усилить контроль над успеваемостью, посещаемостью учебных занятий, обсуждались общие действия по повышению учебной мотивации.

2. Работа учителя учащимися «группы риска».

Занятия-консультации для учащихся проводятся индивидуально. На этих занятиях выполняется любое задание из тех, которые он на уроке не поняли или не научился выполнять. Учащимся не разрешается списывать с целью видения реальной картины знаний учащихся и выявления непонятых тем. Регулярно анализируются ошибки учащихся, вносятся соответствующие корректировки в индивидуальный план подготовки, для каждого ученика создаются справочники со схемами, таблицами, составляются тематические тренажеры, а также тренировочные варианты, которые отрабатываются как на уроках, так и на дополнительных занятиях. После проверки диагностических работ, тестов, ученики, как на уроке, так и на консультации отрабатывают навыки выполнения тех упражнений, где допущена ошибка. Для каждого ученика, допустившего ошибку, составляется свой маршрут ее ликвидации.


3. Работа классного руководителя

Не менее важной работой со слабоуспевающими учащимися является работа классного руководителя. Основным методом являются индивидуальные беседы с учащимися и родителями по повышению учебной мотивации. Семьи слабоуспевающих учащихся посещены на дому с целью проведения индивидуальных бесед, для обследования материально-бытовых условий, выявления наличия в семье места для подготовки уроков учащимся, необходимых принадлежностей для учебы. Проводятся родительские собрания, заседания педагогического совета, совещания при директоре, на которых рассмотрены вопросы успеваемости, повышения качества знаний учащихся, усиления контроля со стороны родителей по подготовке к ГИА.

Классный руководитель поддерживает связь с учителями-предметниками, систематически знакомит родителей с результатами выполнения контрольных работ, текущей успеваемостью по предмету. Знает имеющиеся пробелы в знаниях конкретного ученика, по мере организовывает индивидуальные дополнительные занятия после уроков, поддерживает связь с родителями, привлекает их к занятиям с ребёнком дома.

Для качественной подготовки необходимо создать условия:

Информационная деятельность

Сроки

Мероприятие

сентябрь

изучение демоверсии  (цель – понять особенности заданий, которые будут предложены учащимся в этом году)

сентябрь

Знакомство учащихся с кодификатором элементов содержания экзаменационной работы, спецификацией экзаменационной работы по биологии

сентябрь

формирование на основе подготовленного аналитического материала понимания у обучающихся специфики ОГЭ

сентябрь

оценка готовности учащихся к ОГЭ, выявление проблем, типичных для каждого ученика;

сентябрь

планирование работы по развитию навыков выполнения первой части экзаменационного задания

сентябрь

формирование справочного материала для подготовки к ОГЭ

в течение года

ознакомление с литературой по подготовке к ОГЭ

в течение года

психологическая подготовка обучающихся к ОГЭ, оказание помощи в выработке индивидуального способа деятельности в процессе выполнения экзаменационных заданий

в течение года (многократно)

а) ознакомление учащихся с правилами заполнения бланков ответов.

б) отработка с учащимися заполнения бланков регистрации и бланков ответов.

в течение года

знакомство учащихся с информацией по регламенту проведения ОГЭ

в течение года

проведение индивидуально-групповых занятий по биологии

в течение года

индивидуальная работа с учащимися «группы риска»

в течение года

Информирование родителей учеников 9 класса по вопросам:

1) правила и процедура проведения ОГЭ;

2) Документы ОГЭ; пункт сдачи ОГЭ;

3) своевременное информирование родителей о ходе подготовки к ОГЭ

4) результаты тренировочных, диагностических и репетиционных работ; график проведения работ;

5) порядок подачи апелляции
6) результаты ОГЭ по биологии.

в течение года

оформление информационных стендов «Готовимся к ОГЭ»

в течение года

Практикум по решению заданий экзаменационной работы



Определение групп учащихся по уровню подготовки


1 группа

2 группа

Группа «риска» - учащиеся, которые могут не набрать минимальное количество баллов, подтверждающее освоение основных образовательных программ основного общего образования

Учащиеся, которые при добросовестном отношении могут набрать минимальное количество баллов, подтверждающее освоение основных образовательных программ основного общего образования

Дополнительные индивидуальные занятия по предмету; индивидуальные планы ежемесячно.

Составление индивидуальных образовательных маршрутов для самостоятельной и индивидуальной работы с учащимися в соответствии с индивидуальным уровнем подготовки (конкретная работа с каждым учеником).

Организация повторения

На этом этапе разработан план подготовки к ОГЭ, который включает в себя список ключевых тем для повторения. Это позволяет параллельно с изучением нового материала системно повторить пройденное ранее (используемый материал из открытого банка заданий ФИПИ).

Особое внимание в преподавании биологии следует уделить регулярному выполнению упражнений, развивающих базовые биологические компетенции школьников.

В зависимости от результатов, которые показывают учащиеся данного класса, план подготовки к ОГЭ в течение учебного года может быть скорректирован.

Организация и проведение мониторингов

Мониторинг по биологии включает в себя не только диагностические работы в формате ОГЭ, но и регулярные срезы знаний. Основная цель подобных работ – оперативное получение информации о качестве усвоения определенных тем, анализ типичных ошибок и организация индивидуальной работы с учащимися по устранению пробелов в знаниях. Доводить до сведения родителей результаты таких работ и срезов, что, в свою очередь, благоприятно скажется на дальнейшем процессе обучения.

Диагностические работы на уровне образовательной организации (1 раз в месяц).

Тематические работы.

Зачеты по теоретическому материалу за курс основной школы.

Ведение диагностических карт.

Анализ проведенных работ в сравнении с результатами других диагностических работ.

Своевременно знакомить с результатами учащихся и их родителей.

Анализ типичных ошибок.


Использование ИКТ при подготовке к ОГЭ


Психологическая подготовка

Обучение приему «Движение вверх-вниз»

Обучение жесткому самоконтролю времени

Обучение оценке трудности заданий и разумному выбору этих заданий

Обучение прикидке границ результатов и минимальной подстановке как способам проверки результатов


Создание банка тестовых заданий

Создание тестов по основным темам курса

Тренировочные тесты

Итоговые тесты

Тесты прошлых лет

Тесты пробных экзаменов

Открытый банк заданий ОГЭ: http://www.fipi.ru, https://sdamgia.ru/


Обучение «технике сдачи теста»

Обучать строгому самоконтролю времени;

Учим определять трудность заданий;

Знакомим с приемом «прикидки» результата подстановкой;

Знакомим с приемом «спирального движения по тесту».

Приучаем ребят к методу «пристального взгляда» - внимательно посмотри: «Нет ли короткого пути решения? Так как ты ограничен во времени»


Работа с бланками


Приучать выпускников к внимательному чтению и неукоснительному выполнению инструкций, использующихся в материалах ОГЭ, к четкому, разборчивому письму. Заполнению бланка регистрации и бланка №2, дополнительного бланка.

Папка учащегося по подготовке к ОГЭ

  • Теоретический справочник
  •  Индивидуальная диагностическая карта.
  •  Разбор заданий с типичными ошибками.
  •  Мониторинг сдачи теоретического материала.
  •  Диагностические работы.
  •  Подборка заданий части 1 и части 2.
  • Инструкция по работе с бланками. Бланки №1 и №2, дополнительный бланк.
  • График консультаций.
  • Индивидуальные маршруты.
  • Список пособий и интернет ресурсов.

Тетрадь учащегося по подготовке к ОГЭ


Папка учителя по подготовке к ОГЭ


Тематическое планирование консультаций по биологии


Календарно-тематический план  подготовки к ОГЭ по биологии

Всего: 34 часа

Наименование раздела, темы занятия

Кол-во часов

Дата

Блок №1 Биологи я как наука

1

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной  картины мира в практической деятельности людей

1


2

Клеточное строение организма как доказательство их родства, единства живого мира

1


Блок № 2 Царство Растений, Грибов.

3

Признаки организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царство Грибы.

1


4

Царство Растения. Водоросли. Мхи. Плауны. Хвощи. Папоротники

1


5

Царство Растения. Голосемянные.

1


6

Царство Растения. Покрытосемянные.

1


Блок № 3 Царство Животные.

7

Царство Животные. Беспозвоночные.

1


8

Царство Животные. Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся.

1


9

Царство Животные. Птицы. Млекопитающие.

1


Блок №4 Анатомия, физиология, психология и гигиена человека.

10

Общий план строения и процессы жизнедеятельности. Сходство человека с животными и отличие от них. Размножение и развитие организма человека

1


11

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма

1


12

Человек: опора и движение

1


13

Человек: внутренняя среда

1


14

Человек: транспорт веществ

1


15

Человек: питание, дыхание

1


16

Человек: обмен веществ, покровы тела, выделение

1


17

Человек: органы чувств

1


18

Психология и поведение человека

1


19

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил ЗОЖ. Приемы оказания первой доврачебной помощи

1


Блок №5 Введение в общую биологию

20

Влияние экологических факторов на организмы

1


21

Экосистемная организация живой природы. Биосфера. Учение об эволюции органического мира

1


Блок № 6 Практическая работа с тестами

22-34

Работа с тестами

13



Всего

34



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.