Учебно-методическое пособие «Постановка голоса»

3
0
Материал опубликован 17 May 2020


РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ –

ДУХОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ

НОВОСИБИРСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»






Степанов В.И.


ПОСТАНОВКА ГОЛОСА


Учебно-методическое пособие


Автор: В.И. Степанов, преподаватель

кафедры гуманитарных дисциплин

Новосибирской православной духовной семинарии

















Новосибирск

2020



Рецензенты:



Степанов В.И. Постановка голоса: учебно-методическое пособие. – Новосибирск: Новосибирская православная духовная семинария, 2020. – 00 с.




Предлагаемое учебно-методическое пособие разработано для обучения по направлению - Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания" и рабочей программой «Постановка голоса».

Настоящее учебно-методическое пособие призвано быть ключевым руководством для прохождения вышеуказанного практического курса.

Предназначено для студентов Новосибирской православной духовной семинарии.


















© Степанов В.И., 2020 © Новосибирская православная духовная семинария, 2020



Оглавление



ПРЕДИСЛОВИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.1 Воспитание навыков певческого дыхания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.2 Овладение навыками правильной работы гортани в пении. . . . . . . . . . .

51.3 Формирование навыка резонансных ощущений в пении. . . . . . . . . . . . .

1.4 Развитие художественно-исполнительских умений и навыков. . . . . . . . .


Раздел 2. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по программе дисциплины «Постановка голоса» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.1 I курс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

92.2 II курс. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.3 III курс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.4 IV курс. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

ЗЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Учебно-методическая литература по дисциплине «Постановка голоса». . .

ПРИЛОЖЕНИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … .Приложение 1. Артикуляционная гимнастика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Приложение 2. Дыхательная гимнастика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Приложение 3. Профилактика и превентивные мероприятия предупреждения расстройств голоса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Приложение 4. Стих-наказ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4

5

5

6

7

7




8

8

9

10

11

11

14

15

15



21



29

П. .


Предисловие

Методические рекомендации для студентов православной духовной семинарии являются руководством для подготовки студентов к практическим занятиям по курсу – факультативу «Постановка голоса» и дают возможности для расширения и углубления вокально-певческой подготовки обучающихся, а также получения учащимися дополнительных знаний, умений и навыков в области певческого искусства.

По учебному плану постановки голоса, как предмету вариативной части программы «Постановка голоса», отводится один час в неделю. Форма проведения учебно-аудиторных занятий – индивидуальная.

Материально-технические условия реализации учебного предмета включают в себя наличие кабинета (класса), музыкального инструмента (фортепиано/рояль) и зеркало. Акустика и звукоизоляция помещения должна соответствовать нормам, предусмотренным для занятий вокалом.

Наличием учебной, учебно-методической литературы, нотной литературой.

Обеспечение доступа каждого учащегося к библиотечным фондам, к методическим пособиям, наглядным пособиям в необходимых количествах.

Занятия в классе «Постановка голоса» обеспечивается высококвалифицированными концертмейстерами.

Преподаватель обязан руководствоваться в своей работе четырьмя фактическими принципами педагогики, особо важными для учебного процесса.

сочетание и взаимосвязь образовательных и воспитательных процессов.

постепенность и последовательность в обучении.

индивидуальный подход.

единство технического и художественного развития.


Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ


1.1 Воспитание навыков певческого дыхания


Навык певческого дыхания – это умение технически правильно организовать певческий вдох и выдох, что является залогом верной координации работы всего голосового аппарата.

В процессе образования звука голосовой аппарат (ГА) работает как взаимосвязанная единая система . Все его части : дыхание , гортань , артикуляционный аппарат влияют друг на друга.

Поэтому основным критерием овладения навыком певческого дыхания является технически верный звуковой результат.

Практический этот навык подразумевает умение распределять дыхательный запас воздуха на всем протяжении музыкальной фразы, умение экономно его расходовать. Основное предпочтение отдается нижнереберно-диафрагмальному или так называемому брюшному дыханию.

Навык певческого дыхания требует от студента умения анализировать свои дыхательные ощущения во время пения. В процессе овладения этим навыком учащийся приобретает возможность :

Освоить и применять на практике ощущение певческой опоры, снимающие мышечную утомляемость и воспитывающие общую выносливость ГА;

Находить верную координацию ГА;

Выработать нужный характер смыкания голосовых складок;

Контролировать правильность голосообразования по своим дыхательным ощущениям.

Навык певческого дыхания позволяет учащемуся овладеть способностью осмысленно и подконтрольно управлять работой всего ГА в процессе пения.






1.2 Овладение навыками правильной работы гортани в пении


Технически верно организованная работа гортани – одна из основных составляющих певческого процесса. Овладение навыками правильной организации ее работы - залог профессионального певческого долголетия и сохранения всех качественных характеристик голоса.

Основные требования:

Неизменное положение гортани на всем протяжении певческого процесса с тенденцией к пониженному положению;

Стабильность и независимость ее функционирования от артикуляционных движений ГА ;

Возникновение импеданса (равенства подскладочного и надскладочного давления – основного условия правильной постановки голоса).

Освоение этого навыка позволяет максимально выявить основные характеристики певческого голоса учащихся: тембр, силу, позиционную высоту, диапазон. Благодаря этому, в дальнейшем можно определить тип голоса, ориентируясь на тембр и характерные ноты. В результате овладения правильной организацией работы гортани у учащихся формируются навыки:

Достижения единой певческой позиции;

Освоения открытости глотки;

Достижения проточности дыхания;

Образования устойчивого вибрато;

Достижения акустической ровности звучания голоса на всем диапазоне.

Развитие этого навыка осуществляется опосредованно – путем постановки конкретных вокально-технических задач, используя метод пространственных представлений, а также требованием петь звуком того или иного характера.



1.3 Формирование навыка резонаторных ощущений в пении


Голос считается хорошо поставленным, когда он на всем протяжении диапазона окрашивается грудным и головным резонированием .

Воспитание навыка ощущения резонаторов преследует основную цель: достижение ровного звучания голоса на всем диапазоне, т.е. устранение регистровой неровности . Благодаря освоению этого навыка учащиеся приобретают умения :

организации максимальной собранности звука;

достижения хорошей полётности, т.е. слышимости голоса в больших помещениях при минимальной затрате энергии;

организации округлости, мягкости, объемности, полноты звучания, грудной и головной окраски голоса.

Нахождения удобного певческого положения языка во время пения.

В результате освоения учащимися этих навыков реализуется основная вокально-технологическая задача – воспитание выразительного звучания голоса.


1.4 Развитие художественно-исполнительских умений и навыков


Художественно-исполнительский навык – умение правильно, со смыслом, выразительно передать содержание произведения, что является одним из основных профессиональных требований.

Единство художественного и технического развития – один из основных принципов воспитания певца. С возрастанием вокально-технической оснащенности , и постепенным усложнением смыслового и эмоционального содержания развиваются и навыки художественного исполнительства у студентов.








Раздел 2. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по программе дисциплины

«Постановка голоса»


2.1 I курс


В течение первого семестра изучаются профессиональные данные учащихся, возможности их диапазона, готовность нервной системы к нагрузкам профессионального вокального обучения, устанавливается степень их музыкальности (слух, память, чувство ритма). Работа ведется с учетом возможностей диапазона и начинается с освоения среднего регистра.

Упражнения подбираются индивидуально и направлены на исправление недостатков звукообразования:

слишком открытый звук;

форсирование;

горловой, носовой звук;

вялость дыхательной установки, ведущая часто к неточному интонированию.

Каждому курсу рекомендую делать дыхательную и артикуляционную гимнастику перед пением.

В результате первого семестра обучения учащиеся должны демонстрировать:

навыки правильного певческого вдоха, задержки дыхания;

мягкая атака и пение простых распевок;

пение non legato вниз и вверх в объеме октавы, децимы на оптимально удобную гласную;

начальные навыки освобождения артикуляционного аппарата, мышц шеи, лица;

правильное положение гортани при пении.

На зачете в конце 1-го года обучения должно исполнить: вокализ на один из гласных звуков, тропарь или кондак, вокальное произведение из классического репертуара в среднем диапазоне.


2.2 II курс


Вокально-педагогическая работа в этом семестре должна предусматривать увеличение рабочего диапазона.

При выборе репертуара следует избегать слишком высокой и слишком низкой тесситуры.

К концу четвертого семестра обучения учащиеся должны демонстрировать умение:

петь legato в объеме чуть более октавы вверх и вниз исходя из-за индивидуальных особенностей учащегося;

петь интервалы в секунду, терцию, кварту и т.д. вверх и вниз;

удерживать длинные звуки;

фокусировать звук для реализации чистоты интонации и полетного звука;

Пытаться овладеть резонаторными ощущениями в пении.

Кроме того, учащиеся должны:

продолжать осваивать умение пользоваться мягкой и острой атакой;

продолжать осваивать навык выравнивания гласных;

продолжать работу над произнесением согласных звуков, не нарушающих организацию гласных;

уметь элементарно анализировать свои певческие ощущения.

Художественно-исполнительская работа в конце второго года обучения предполагает освоение навыков как мелодической, так и мелодико-текстовой фразировки.

На зачете в конце года должны быть исполнены: один вокализ на один из гласных звуков, вокальное произведение из классического репертуара, прокимны.





2.3 III курс


Обучение на этом курсе предусматривает продолжение развития вокального слуха, умение анализировать певческий процесс и свои певческие ощущения, используя их в богослужебном пении, в учебном хоре, на уроках богослужебного пения, сольфеджио.

На данном этапе обучения требуется овладение следующими техническими навыками:

пение гамм вверх и вниз в объеме до 1,5 октав;

пение интервалов в сексту, септиму, октаву вверх и вниз;

а также:

дальнейшее развитие диапазона;

дальнейшее выравнивание формирования гласных;

дальнейшая работа над дыханием ;

освоение динамических оттенков ( F , p)

освоение ясности и четкости дикции;

освоение вокальных навыков в использовании «читка» с сохранением высокой певческой позиции и опорой голоса на дыхание.

Художественно-исполнительское развитие должно быть направлено:

на углубление работы над смысловым и эмоциональным содержанием произведения;

на дальнейшее овладение навыками формирования музыкальной фразы и ощущение формы произведения.

На зачете в конце третьего года обучения должны быть исполнены: произведение из Литургии (любое по вокальному), произведение из Постной Триоди « Да исправится молитва моя», русская народная песня, произведение светского композитора.





2.4 IV курс


Предусматривает продолжение работы над вокально-техническими навыками.

Основные требования:

умение петь гаммы, интервалы вниз и вверх в объеме больше 1,5 октав;

ровность звучания на всем диапазоне;

четкость певческой дикции;

дикломационная выразительность «читка»;

сохранение высокой певческой позиции и опоры звучания;

умение формировать звук;

умение реализовывать исполнение динамических оттенков;

формировать музыкальную фразу;

донести ее смысловое и эмоциональное содержание до слушателя;

умение использовать вокально-технические навыки в богослужебном пении.

На зачете в конце 8-го семестра должно исполнить: два литургических произведения (одно из них – кондак акафиста Страстям Господним, «Взбранной…» и «Ангел вопияше…» Локтева, светильны празднику), светское произведение (ария, романс, песня), русскую народную песню.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для людей профессий связанных с голосовой работой, только правильная постановка голоса поможет сохранить его на протяжении всей жизни. Система функциональных тренировок голосового аппарата укрепляет его мышцы, вырабатывает оптимальный способ звукоизвлечения, формирует правильное дыхание. Фонопедические занятия, например по методике Емельянова В.В., формируют такой способ голосообразования, который соответствует данному индивидууму и позволяет выполнять необходимую голосовую нагрузку при минимальной затрате мышечной энергии.

Постановка голоса включает несколько направлений, каждое из которых дополняет другое.

Назовем только основные направления:

Нормализация мышечного тонуса с использованием упражнений для снятия напряжения всего корпуса, для релаксации артикуляционной мускулатуры губ, языка, щек, челюсти, лица.

Тренинг для выработки правильной осанки.

. Постановка физиологического и фонационного дыхания с применением различных упражнений;

Формирование дыхательной опоры.

Функциональные упражнения для ощущения резонаторных свойств голоса.

Постановка вокального голоса в речевом диапазоне, а также дальнейшее расширение диапазона.

Система названных упражнений позволяет овладеть навыками правильного и естественного голосообразования. Человек, прошедший полный курс постановки голоса, свободно справляется с необходимыми для его профессии голосовыми нагрузками. Качество и устойчивость результатов зависят от регулярности занятий, от желания учащегося заниматься и ежедневных самостоятельных занятий дома.

Голосовые упражнения, дыхательные, артикуляционные, надо повторять ежедневно, выбирая отдельные упражнения из набора, который входил в полный курс, и чередуя их. Такие самостоятельные упражнения поддерживает звучание голоса в нужной позиции, создает ощущение легкости, содействует звучности фонации.

Что касается объема голосовой нагрузки, то человек с хорошо поставленным голосом может петь столько, сколько требуют условия его профессии. Нормальная нагрузка для голосового аппарата — 6 ч. При большей нагрузке устает не только голосовой аппарат, а наступает общее утомление, ухудшается самочувствие.

Также хотел бы рекомендовать, как написано выше, возможность пение в церковном хоре возможно только при овладении голосом необходимых вокальных приемов. При привлечении учащихся в богослужебном пении в хоре на более ранних курсах (первый, второй), может сильно повлиять на его правильную постановку голоса, что сведет всю работу вокального педагога к отрицательному результату! А так же будет крайне сложно переучить такого учащегося, а порой не возможно при его дальнейшем пении в хоре. Конечно стоит упомянуть, что далеко не все учащиеся обладают слухом и чувством ритма и в дополнении к урокам вокала необходимы уроки сольфеджио! В отсутствие такого предмета сведет работу педагога вокала в занятия сольфеджио, что значительно усложнит и замедлит работу преподавателя. А также стоит отметить, что есть учащиеся с полным отсутствия слуха, для таких студентов требуется особый подход занятий сольфеджио по индивидуальной программе, а затем занятий по постановке голоса. В своей практике хочу отметить, что многие студенты занимаются вокалом без должного желания, а кто то и вовсе пренебрегает данным предметом. И поэтому результаты студентов пропорционально зависят от их желания и рвения, а также занятий вне учебного процесса. Также хочу сказать, что студенты, хорошо поющие в классе, далеко не всегда хорошо поют в хоре, так как еще самостоятельно не могут контролировать свои ощущения без педагога и были слишком рано привлечены к пению на клиросе. Стоит отметить, что очень важна правильная и грамотная работа хормейстера – регента со студентами. Использовать лучшие и правильные навыки каждого певчего, знать его сильные и слабые стороны, уметь мотивировать и организовывать совместные репетиции к службам и особенно к праздникам, ключ к успешной деятельности.


















Учебно-методическая литература по дисциплине «Постановка голоса»


1. Аспелунд Д. Развитие певца и его голоса. М. 1956г.

2. Багадуров В. Глинка как певец и вокальный педагог. М.И. Глинка М., 1950.

3. Багадуров В. Очерки по истории вокальной методологии. Вып. 1-3. М, 1929-1937г.

4. Брейтбург А.Значение физиологического учения академика.И.П.Павлов для музыкальной педагогики и исполнительства . Вопросы музыкознания. Вып.1.М., 1959.

5. Варламов . Полная школа пения. М., 1953г.

6. Вербов А. Техника постановки голоса. М.,1962г.

7. Дмитриев Л. Голосообразование у певцов. М., 1962г.

8. Дмитриев Л. Основы вокальной методики . М.1999г.

9. Дмитриев Л. О воспитании легких женских голосов в классе М.Э.Донец-Тессейр, М., 1969г.

10. Дмитриев Л. О работе гортани в пении. Тбилиси, 1968г.

11. Егоров А. Гигиена певца. М., 1955

12. Емельянов В. Развитие голоса. СПб.1997.

13. Зданович А. Некоторые вопросы вокальной методики. М., 1965.

14. Жинкин Н. О теории голосообразования. М., 1963.

15. Жинкин Н. Речевой и певческий режим фонации. М., 1963г.

16. Лаврова Е.В. Логопедия. Основы фонопедии. М.,2007г.

17. Максимов И. Фониатрия. М., 1987г.

18. Мордвинов В. Практика основной работы над голосом. М., 1948.

19. Морозов В. Вокальный слух и голос. М., Л.1965г.

20. Морозов В. Искусство резонансного пения . М., 2002г.

21. Назаренко Н. Искусство пения.М., 1963,1966г.

22. Павлищева О. Методика постановки голоса. М., Л., 1964г.

23. Прянишников И. Советы обучающимся пению . М., 1958г.

24. Программа курса «Основы вокальной методики» М., 1976г.

25. Щетинин М. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой М.,2006г.

ПРИЛОЖЕНИЯ



Приложение 1. Артикуляционная гимнастика


1. Слегка покусать зубами кончик языка.

2. Слегка покусывая всю поверхность языка, высовывать его вперёд и убирать назад.

3. Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами с закрытым ртом.

4. Круговым движением провести языком между губами и зубами при закрытом рте сначала в одну сторону, затем – в другую, как бы очищая зубы.

5. Упереться острым языком попеременно в верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щёки, как бы протыкая их насквозь.

6. Пощёлкать языком, меняя объём рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась.

7. Покусать попеременно верхнюю и нижнюю губы по всей длине от угла до угла.

8. Втянуть щёки, закусив их изнутри боковыми зубами и громко чмокнуть.

9. Оттопырить и вывернуть нижнюю губу, открыв нижние зубы и дёсны и придав лицу обиженное выражение.

10. Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы и дёсны и придав лицу радостное выражение.

11. Чередовать два предыдущих движения в ускоряющемся темпе.

12. Прищурить глаза, оставив узкие щёлочки, а затем широко открыть их. Прикоснуться указательными пальцами к мышцам под глазами и ощутить пальцами работу этих мышц.

13. Прищуривать попеременно глаза (подмигивать). Прикоснуться указательными пальцами к мышцам под глазами и ощутить пальцами работу этих мышц.

14. Сильно наморщить переносицу и расслабить её. Прикоснуться указательными пальцами к переносице и ощутить пальцами работу мышц.

15. Наморщив переносицу, широко открыть глаза и поднять мышцы под глазами и брови.

16. Кончиками пальцев обеих рук, надавливая и сдвигая кожу (не тереть!), массировать лицо сверху вниз.

17. Кончиками пальцев обеих рук, интенсивно постукивая, массировать лицо, пока оно не «загорится».

18. Поставить пальцы на челюстно-височные суставы («за-мочки») и помассировать их круговыми движениями, открывая и закрывая рот.

19. Исходное положение: взять левой рукой правый локоть, кисть правой руки сжать в кулачок и большим пальцем к себе подставить под подбородок («Положить подбородок на кулачок»). Выдвигать нижнюю челюсть вперёд и убирать на место.

20. И.П.: то же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперёд и вернуться в И.П.

21. И.П.: то же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперёд и открыть рот движением носа вверх, не отрывая подбородок от кулачка, а левую руку от туловища.

22. И.П.: то же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперёд, оттопырить нижнюю губу и открыть рот движением вперёд-вверх, не отрывая подбородок от кулачка, как в предыдущем задании.

23. И.П.: то же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперёд, оттопырить нижнюю губу, поднять верхнюю и открыть рот движением вверх, как в предыдущем задании.

24. И.П.: то же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперёд, оттопырить нижнюю губу, поднять верхнюю, наморщить переносицу и подняв мышцы под глазами, открыть рот круговым движением вверх, как в предыдущем задании.

25. И.П.: то же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперёд, оттопырить нижнюю губу, поднять верхнюю, наморщить переносицу, поднять мышцы под глазами, широко открыв глаза и подняв брови, открыть рот круговым движением вверх, как в предыдущем задании.

Выполнив предыдущее задание 1 раз, и не меняя положения артикуляционных органов, убрать кулачок и поставить голову прямо, глядя перед собой. В этом положении сделать четыре движения языком вперёд-назад, скользя по верхним боковым зубам. Челюсти и губы неподвижны. Дышать спокойно и бесшумно, не задерживая дыхание.



Приложение 2. Дыхательная гимнастика

В дыхательный тренинг предлагается парадоксальная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Гимнастика оказывает следующее воздействие на организм человека: снимает нервное напряжение, головокружения, ощущения «тяжести в голове»; помогает при заикании, активизирует носовое дыхание; способствует восстановлению голоса при его потере в момент общей усталости и др. Гимнастика отлично сочетается с ходьбой, бегом, плаванием, имеет психологический эффект, поднимает настроение, придает уверенность в себе. Упражнения основного комплекса дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой включают в себя следующие рекомендации:

думать только о вдохе носом, тренировать вдох, он должен быть мгновенный, не объемный, а предельно активный, шумный, эмоциональный («Что такое? Гарью пахнет!»), ноздри должны слипаться;

вдох делать одновременно с движением, в ритме своего шага. Обязателен мысленный счет, считать только по 4, 8, 16, 32;

выдох – результат вдоха, старайтесь не замечать выдоха, он должен быть естественный, пассивный, самопроизвольный. Комплекс состоит из 12 упражнений.

Предлагаю освоить первые 9 упражнений.

«Ладошки» исходное положение: встаньте прямо, руки вдоль туловища. Согните руки в локтях. Делайте шумные короткие ритмические вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения). Резко и шумно вдохните 4 раза подряд («шмыгните» носом). Опустите руки – пауза 3–4 секунды. Затем ещё 4 коротких шумных вдоха и – пауза. Активно и шумно вдыхаем через нос и неслышно выдыхаем через рот. Делайте 12 раз по 8. Упражнение можно делать стоя, сидя, лежа.

«Погонщики» исходное положение: встаньте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкните кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него, плечи напряжены. Затем кисти рук возвращаются в исходное положение на пояс. Плечи расслаблены. Выполняйте 12 раз по 8. Упражнение можно делать стоя, сидя, лежа. \

«Насос» («накачивание шины») исходное положение: : встаньте прямо, ноги чуть шире плеч, руки вдоль туловища. Сделайте легкий наклон, руки тянутся к полу, не касаются его и одновременно делайте шумный и короткий вдох носом во второй половине наклона. Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь и снова наклонитесь и сделайте короткий шумный вдох. Представьте себе, будто вы накачиваете шину. Наклоняйтесь вперед легко и не очень низко. Спина круглая, а не прямая, голова опущена. Делайте упражнение в темпе ритма строевого шага 12 раз по 8 вдохов – движений. Упражнение можно делать стоя и сидя.

«Кошечка» (приседание с поворотом) исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Руки согнуты в локтях у пояса. Пружинисто слегка согните колени, руки на уровне пояса делают хватательные движения. Спина абсолютно прямая, поворот только в талии. Поворачиваясь вправо, сделайте резкий и короткий вдох. Затем – влево. Упражнение делайте 12 раз по 8 вдохов – движений. Можно делать сидя и лежа.

«Обними плечи» (вдох на сжатии грудной клетки) исходное положение: встаньте прямо, руки согните в локтях и поднимите их на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи, одновременно резко делайте вдох носом. Руки в 8 момент объятия параллельно друг другу, а не крест – накрест. Руки не меняйте, широко в стороны не разводите и не напрягайте. Представьте, что вдоль туловища лежит флейта, попробуйте обнять ее, удержать на груди плечами и предплечьями. Освоив это упражнение, можно усложнить его, откидывая голову назад в момент встречного движения (вдох с потолка). Упражнение «Обними плечи» (или «обними флейту») выполняйте 12 раз по 8 вдохов – движений. Можно делать такие сидя и лежа.

«Большой маятник» исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. Наклонитесь вперед, руки тянуться к полу – вдохните (вдох «с пола»), сразу без остановки, слегка прогнувшись в пояснице, наклонитесь назад, руки при этом обнимают плечи, вдохните (вдох «с потолка»). Выдох между вдохами бесшумный, непроизвольный. Не задерживайте и не выталкивайте выдох. Упражнение делайте 12 раз по 8 вдохов – движений, можно делать и сидя. Основной комплекс включает в себя следующее количество упражнений 12 раз по 8 вдохов – движений (всего 96).

Упражнение «повороты головы»

И.п. – стоя, ноги уже плеч.

Поворот головы вправо – короткий, шумный вдох через нос.

Тоже самое влево.

Голова посередине не останавливается, шея не напряжена.

Важно помнить!

Выдох нужно делать ртом  после каждого вдоха.

В норме: 12 раз.


8. Упражнение «ушки»

И.п. – стоя, ноги уже плеч.

Легкий наклон головы вправо, ухо к правому плечу – вдох через нос. Тоже самое влево.

Немного покачать головой, взгляд направлен вперед.

Упражнение похоже на «китайского болванчика».

Вдохи выполняются вместе с движениями.

Выдыхая, не открывать рот широко!

В норме: 12 раз.


9. Упражнение «маятник головой» (вниз и вверх)

И.п. – стоя, ноги уже плеч.

Опустить голову вниз (смотреть в пол) – короткий, резкий вдох.

Поднять голову вверх (смотреть в потолок)  — вдох.

Напоминаю, выдохи должны быть между вдохами и через рот.

В норме: 12 раз.

Ограничения:

Травмы головы, вегетососудистая дистония, эпилепсия, повышенное внутричерепное, внутриглазное, артериальное давление, остеохондроз шейно-грудного отдела.



Приложение 3. Профилактика и превентивные мероприятия
предупреждения расстройств голоса.



Профилактика различных заболеваний имеет немало общего. Общегигиенических правил следует придерживаться и людям, избравшим для себя голосовые профессии. Эти правила хорошо общеизвестны — избегать переохлаждения и простудных заболеваний, физических и эмоциональных перегрузок, не злоупотреблять курением и алкоголем, особенно газированными напитками, так как углекислый газ отрицательно влияет на слизистую оболочку глотки. Необходимо соблюдать режим труда, отдыха и питания. Пища должна содержать достаточное и сбалансированное количество витаминов и белка, лучше животного. Не рекомендуется злоупотреблять пищей острой, очень горячей или очень холодной, что также раздражает слизистую оболочку.

Каждый человек, а тем более тот, кто использует голос профессионально, должен знать срочные меры, необходимые при появлении признаков простуды, и своевременно принимать их.

1. Горячие ножные ванны первые три дня (если нет противопоказаний для тепловых процедур). В более поздние сроки такие ванны уже бесполезны.

2. Горчичники на область грудины, спины, икр и подошв.

3. Домашние ингаляции — заварить кипятком одну-две столовые ложки листьев эвкалипта, шалфея или ромашки, добавить туда пять таблеток валидола. Сосуд с содержимым накрыть воронкой из толстой бумаги, узкое ее горлышко взять в рот и дышать, пока жидкость горячая.

После тепловых процедур нельзя выходить на холодный воздух. В настоящее время в аптеках имеется широкий выбор ингаляторов, которыми можно пользоваться.

Полезны полоскания горла раствором ромашки, шалфея, эвкалипта, календулы. На один стакан кипятка берется столовая ложка травы, настаивается около часа. Полоскать следует теплым настоем через каждые 2 ч.

Благотворно действует на слизистую оболочку глотки сок красной свеклы: выжать сок, сделать его раствор из расчета две чайных ложки на стакан теплой воды и полоскать им горло.

Другой способ приготовления полоскания — измельчить небольшую свеклу, заварить ее стаканом кипятка, тепло укрыть настой, чтобы он лучше настоялся, или приготовить его в термосе. Теплый, но не горячий настой использовать для полоскания в течение дня.

Многие жалуются на постоянную или периодическую сухость в горле. Такие ощущения иногда возникают после длительной голосовой нагрузки, а у некоторых они постоянны, если ранее была операция по удалению миндалин. Люди часто без совета специалиста закапывают в нос масло. Несмотря на безобидность таких манипуляций, следует знать, что нельзя закапывать облепиховое масло. Оно вызывает еще большую сухость, так как показано для лечения мокнущих ран. Даже при тяжелых формах ларингита его применяют лишь в смеси с другими маслами. Поэтому для смягчения горла надо употреблять оливковое, персиковое масло, масло шиповника.

Соблюдение гигиенических правил, постановка голоса и постоянное его поддержание выполнением дыхательных и голосовых упражнений позволяют сохранить профессиональный голос до старости.













Приложение 4.


Стих-наказ существует с 18века в монастырях, где певчих обучали пению. Есть поверие, что он пришёл из Италии от самого маэстро Н.Порпора.

"Наказ Вокалисту"


Чтоб красиво петь до гроба,
 
Купол сделайте из нёба,
 
Станьте полым, как труба,
 
И начните петь со лба.
 

Ощутите точки две:
 
В животе и голове;
 
Провалите на живот,
 
И пошлите звук вперёд.
 

Чтобы петь и не давиться,
 
Не забудьте удивиться:
 
Вдох короткий, как испуг,
 
И струной давите звук.
 

Если вы наверх идёте,
 
Нужно глубже опирать -
 
Всех тогда "переорёте",
 
Хоть и нечем "заорать".
 

Если вниз идёте вы, -
Не теряйте головы;
Не рычите, словно зверь -
"Открывайте мягко дверь".

Что такое звук "прикрыть"?
Очень трудно объяснить.
Чтоб прикрытие найти,
Нужно к «Е» прибавить «И».

«А» - где «О», а «О» где «У»,
Но не в глотке, а во лбу,
 
И со лба до живота -
 
Лишь провал и пустота.

Пойте мягко, не кричите,
Молча партии учите;
И не слушать никого,
 
Кроме Бога одного!


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.