12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Нарбекова Марина Николаевна38

Познавательная игра «Сокровища зеленого сундучка»


Внеклассное мероприятие для учащихся 4-5 классов приурочено ко дню Наума-грамотника (14 декабря) .

Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня мы пригласили вас на нашу новую встречу, где мы познакомимся с русской стариной, с жизнью, бытом и культурой наших предков.


Нынче к нам на праздник

Поутру невесть откуда,

Глянь, прислали сундучок —

Чудо цвета изумруда.

В малахитовых разводах

И окован серебром…

Вот бы знать нам, что таится

В сундучке старинном том! —

Может, в нем таится клад

И сокровища лежат?

Гляньте: грамотка на нем!

Мы сейчас ее прочтем.


Разворачивает лежащую на сундучке «грамотку» и читает:


«Здесь, дружок, таится клад

И сокровища лежат.

А какие — угадай.

Но сундук не открывай,

А взгляни скорей на крышку:

Коли есть чуть-чуть умишка

И смекалки хоть на грош,

Надпись здесь ты разберешь.

Надпись хитрая гласит,

Что сундук в себе таит».


Ведущий поворачивает сундучок так, чтобы крышка была видна детям.


На крышке в сплетениях узора вразброс спрятаны буквы (или слоги, или сочетания букв), из которых можно составить слово «письменность».


Дети разгадывают надпись.


Ведущий: Ребята, я вижу, что кое-кто из вас немного разочарован: ну и «сокровище» — письменность! Вы, наверное, ждали монет золотых или камней драгоценных, а тут… И все же можно с полным основанием утверждать, что письменность — это настоящее сокровище, которым сумел овладеть человек.


Чтобы понять это, попробуем перенестись на две с половиной тысячи лет назад. Вот вам картинка из далекого прошлого.


Появляются скифский гонец, персидский царь Дарий, военачальник персидского войска Гобрий.


Скиф: Я принес тебе, персидский царь Дарий, подарки от наших вождей. Вот они: птица, мышь, лягушка и пять стрел. (Подает эти предметы.)


Царь: Что означают твои дары, гонец из племени скифов? Что хотели сообщить мне этим скифские вожди?


Скиф: Мне велено передать это тебе молча и вернуться обратно. А если у тебя достаточно мудрости, ты сам поймешь, о чем предупреждает тебя мой народ. (Уходит.)


Царь: Что ж, мой соратник Гобрий, надо разгадать это послание доныне непокорных скифов. Уже сколько времени мы пытаемся поработить этот народ и завоевать его землю — и все без толку! Неужели они решили сдаться нам? Мышь… она живет в земле. Лягушка… она живет на земле, а птица — в воздухе. Стало быть, они решили отдать нам свои земли, воды и пространства и отдают нам вместе со стрелами свою храбрость и силу!


Гобрий: Нет, мой царь Дарий, я много воевал со скифами и знаю их непокорность и воинственность. Скорее всего, это послание надо понять так: «Если вы, персы, не улетите подобно птицам в небеса, не зароетесь подобно мышам в землю, не ускачете подобно лягушкам в озера, то падете под ударами наших стрел».


Затем оба, недоуменно поглядев на предметы и пожав плечами, уходят.


Ведущий: Вот так в древности и обменивались люди информацией, посылая с гонцами разные предметы или целые наборы предметов. И громоздко получалось, и не особенно понятно… И постепенно люди стали изобретать то, что лежит сейчас в нашем сундучке… Ой, да мы про него совсем забыли! А он ждет нас. Кстати, половину своих сокровищ сундучок подарит вам. Только сундучок этот не простой. Вот и сейчас крышка его на миг откроется — и сразу захлопнется. А уж как ее во второй, третий, четвертый раз открыть — сам сундучок нам подскажет. А пока нам надо успеть загадку отгадать и, когда откроется он — а это произойдет после того, как прозвучит правильный ответ, — надо успеть достать то, что лежит сверху.


Звучит загадка про буквы:


Черные, кривые, от рождения немые, станут в ряд — сразу заговорят.


После отгадывания загадки крышка сундучка открывается, ведущий быстро достает оттуда конверт и большого формата лист бумаги с головоломкой.


— Ребята, посмотрите, в конверте — буквы, а на конверте написано:


Эти буковки для тех,

Кто играет лучше всех.


А на листе — тоже какие-то разноцветные буквы.


На листе картона по окружности или по периметру квадрата расположены буквы, окрашенные (через одну) в два цвета:


КИРИЛЛЕ


(Эти и другие буквы на листе используются в течение всей игры для составления любых слов.) Внутри квадрата или круга — изображение книги.


— Под этим странным набором букв, ребята, тоже есть надпись:


Эти буквы — не простые

И секрет в себе таят.

Выбирай из них любые —

Вперемешку и подряд.

Три словечка получилось,

Крышка — раз! — и приоткрылась.

И тогда уж не зевай,

Что успеешь — доставай!


Ребята составляют из букв на плакате различные слова. После того как составлены первые три слова, крышка сундучка откидывается и ребятам разрешается взять из него то, что лежит сверху. За каждое составленное слово и за правильные ответы на остальных этапах игры ведущий дает детям буквы на карточках из конверта.


Затем из сундука достают лист бумаги с тремя изображениями: 1) вход в пещеру, 2) «отпечатки» стоп ног; 3) значок-символ «€».


Ведущий: Этот лист, ребята, напоминает нам, как человек делал первые шаги к созданию письменности. Такое изображение было обнаружено на стене одной из пещер, в которой когда-то обитали древние люди. Когда люди поняли, что обмениваться посланиями-предметами — дело хлопотное, они стали эти пред-меты …


(Ответы детей: изображать, рисовать.)


Эту композицию из рисунков ученые, изучающие жизнь древних людей, поняли двояко: 1) входить в пещеру нельзя; 2) в пещеру можно войти. Какое из этих трех изображений, по-вашему, ученые не смогли понять абсолютно точно и почему?


Дети указывают на значок и говорят, что он не соответствует никакому предмету в реальной жизни, а является отвлеченным символом — скорее всего, символом действия.


Ведущий: А какое из трех изображений уже свидетельствует о подступах человека к изображению письменности?


Дети указывают на то же третье изображение, напоминающее не предмет, а отвлеченный символ.


Ведущий: Постепенно рисунки заменялись у людей все новыми и новыми символами слов. Так у древних народов зарождалась письменность, у каждого — своя, не похожая на другие. Значки-символы обозначали целое слово или даже фразу. «Надписи» эти делались на камнях, скале, на доске — о бумаге и речи еще не было. Конечно, переносить на расстояния такие «письма» тоже было неудобно. И тогда некоторые народы придумали… Но чтоб увидеть, что они придумали, надо составить новые три слова и открыть сундучок.


После выполнения этого задания ведущий достает из сундучка следующий предмет — бечевку с привязанными к ней разноцветными нитями, на каждой из которых завязано по несколько узелков.


— А это, ребята, то, что придумал для передачи сведений на расстояние один древний народ Южной Америки — племя инков. По цвету нитей узнавали прежде всего, о чем идет речь. Нить желтого цвета обозначает золото, белого — серебро, красного — воинов и т. д. А количество узелков на нити говорит о числе этих предметов. Эта бечевка — своеобразное письмо из узелков.


После составления следующей тройки слов достают новый предмет — бечевку, смотанную в клубок, с узелками на ней.


Ведущий: А это — тоже узелковое письмо, но придуманное в древности уже другим народом, живущим в Европе. Название этого народа — точнее, целой группы народов — надо сложить из букв, которые находятся на этих двух столах. Но букв здесь — не один десяток! Это не значит, что слово, которое надо составить, такое длинное. Просто надо выбрать буквы, написанные иным, чем все буквы, шрифтом, — и из них составится слово. Одна буква по размерам больше всех остальных, т. е. она заглавная и, значит, в слове стоит первой. Используя эти подсказки, два игрока за двумя столами соревнуются: кто быстрее выберет буквы и составит слово. Это слово «славяне», и буквы, его составляющие, должны быть написаны, в отличие от других букв, славянским шрифтом.


Ведущий: Ребята, славяне — это мы с вами. Это наши предки придумали такой интересный способ передачи информации. Правда, владели этой «грамотой» единицы, избранные люди — волхвы-кудесники. А еще, по дошедшим до нас сведениям, славяне считали и гадали при помощи каких-то «черт и резов», т. е. черточек и зарубок. Из тех времен к нам дошли две народные поговорки, которые напоминают об этих древних способах передачи информации, существовавших у наших предков. Листок с этими поговорками — в сундучке!


После составления трех слов из букв, находящихся на плакате-«ключе», достают два листа с двумя зашифрованными надписями.


1-я шифровка — изображение платка с завязанным на конце узелком. По периметру платка подряд, образуя замкнутый квадрат, написаны буквы «завяжиузелокнапамятъ». Задача детей — найти начало фразы и прочесть ее.


2-я шифровка — изображение топора, а по рисунку, образуя замкнутый квадрат, записаны буквы: «зарубинаносу», но от начала к концу фразу надо читать против часовой стрелки, т. е. задание усложнено по сравнению с первым.


После разгадывания шифровок ведущий объясняет прямой смысл высказываний (если забудешь, то узелок на платке или зарубка на собственном носу напомнят тебе о забытом) и переносный смысл поговорок (не забудь это сообщение).


Ведущий: В 863 году произошло важное в жизни славянских народов событие: по заданию моравского князя Ростислава два брата — ученых монаха — составили славянский алфавит. Часть букв взяли из греческого алфавита, часть придумали сами — для обозначения тех звуков, которые были только в славянских языках. Они же перевели на старославянский язык несколько важнейших церковных книг. За этот подвиг братья позже, уже после их смерти, были объявлены святыми, и день этих святых празднуется во всех славянских странах в мае как День славянской письменности. Имена этих братьев зашифрованы на нашем плакате-«ключе», с помощью которого мы открываем наш сундучок. Кто первым расшифрует и прочтет их?


Буквами одного цвета записано имя Кирилл, другого — Мефодий. Расшифровывая первое имя, надо читать буквы одного цвета, а сначала — найти, с какой из них начинается слово в круге.


— От имени одного из братьев было образовано и название древней славянской азбуки — кириллица. Так и появилась в славянских странах своя письменность. Шло время, она изменялась, совершенствовалась, исчезали буквы, которые оказывались лишними, изменялось начертание букв. Каждый славянский народ изменял ее по-своему, приноравливая к своему языку. И если мы сейчас увидим то, что написано нашими предками 900, 500, даже 100 лет назад, то очень многое не поймем. Давайте заглянем в тот уголок сундучка, который хранит письмена тех далеких дней.


Достает лист со словами буки, есть, добро, азъ. — А теперь ответьте на вопросы:


- Как вы думаете, сколько букв записано здесь? (Всего четыре. В старину названия у славянских букв были длинные и напоминали слова.)

Какое слово можно составить из этих четырех букв? (Беда.)


- Кирилл и Мефодий придумали одно новое славянское слово, составив его из полных названий двух славянских букв с этого плаката. Кто первым назовет это слово? (Азбука.)


- Буквы на плакате — это знакомые вам, дошедшие до нашего времени буквы, только сократившие свои названия сейчас: буки — б, аз — а…

А вот около десятка букв из той первой славянской азбуки вообще не дошли до нашего времени, исчезли из нее. Посмотрите на буквы на тех карточках, что вы получали в качестве награды. Кому достались карточки с незнакомыми буквами? Этим ребятам повезло: им предоставляется возможность заработать еще по одной карточке с буквой. Для этого нужно всего-навсего… угадать, какое название носила эта исчезнувшая буква, карточка с которой оказалась у вас в «арсенале». На стенде даны названия букв. Вы должны карточку со своей буквой поместить рядом с любым названием. Если поместили верно — получаете еще одну карточку. (В основу конкурса положен принцип просто везения, угадывания.)


На стенде строки:


В любой старинной книжице

Могли вы прочитать

Такие буквы: «ижица»,

«Фита», «омега», «ять»

И букву «пси»,


И букву «кси», «Зело», а также «ер».

Писали люди на Руси

Их на какой манер?


Правильная расстановка букв:

ижица — у, ять — Ъ, зело — С,

фита — 9, пси — Ч? ер — ъ

омега — со.


После завершения этого этапа игры и составления трех слов (снова работа с плакатом-«ключом») ведущий открывает сундучок и достает предметы — несколь-ко гусиных перьев и старинную чернильницу.


Ведущий: А это что за предметы и какое отношение они имеют к славянской письменности? После выяснения того, что эти перья — «орудия труда» писцов (предшественники карандашей и авторучек), которыми пользовались и в XIX в., ведущий предлагает детям попробовать писать гусиными перьями.

Составляется несколько (по числу перьев) команд детей, на отдельные столики кладется по листу бумаги, по перу и ставится по чернильнице. Игроки каждой команды, передавая перо как эстафету, должны по очереди подбегать к своему столику и записывать на листе свои имя и фамилию. Команда-победительница поощряется карточками с буквами.


Ведущий: А вот в старину древние писцы (чаще всего это были монахи) такими перьями писали и переписывали ценные книги. И буковки у них получались не такие кривые и корявые, как сегодня у нас, а ровные, прямые, четкие (это называлось «писать уставом») или, наоборот, замысловатые, затейливые, кудрявые, похожие на кружевной узор (это называлось «писать вязью»). Да еще этим же пером рисовались заставки, концовки на каждой странице в виде узора из цветов, листьев, а также разрисовывались заглавные буквы, да так, что напоминали уже не столько буквы, сколько изображение предметов и даже людей. Конечно, и писались тогда книги подолгу: по семь-восемь лет. Хотите увидеть такую книгу? Она есть в нашем сундучке. Составляем еще три слова!


Ребятам демонстрируется раскрытая старинная книга (это может быть какое-либо фототипическое издание или страница с фотографией рукописного листа). В это время звучит фрагмент стихотворения М. Богдановича «Переписчик».


На девственном листе под узеньким окном

Неспешно буковки выводит он пером,

А между ярко-черными рядами

Вставляет красную строку, веселыми цветами

И разноцветными головками зверей

И птиц невиданных — фантазии своей

Искусной вязью (вдоволь есть сноровки!) —

Украсит он заставки, и концовки,

И заголовки все — ведь некуда спешить.

Порою труд прервет, чтоб лучше заострить

Перо гусиное, — и глянет: радость-солнце

Столпами падает на стол через оконце.


- Конечно, книги тогда стоили очень дорого. Человек, имевший несколько книг, считался обладателем огромного богатства. И не потому, что обложки книг богато украшались серебром, золотом и драгоценными камнями, а потому, что в них были вложены многолетний труд писца и многовековая человеческая мудрость.

Да и обыкновенная бумага в старину была «дивом-дивным». Кстати, в Древней Руси для ведения разной бытовой переписки, для обучения детей грамоте бумаге найдена была оригинальная замена — какая бы вы думали? На этом стенде — закрытый квадратиками кусочек этого «материала» — заменителя бумаги в Древней Руси с написанным на нем названием этого материала. Давайте будем по очереди открывать квадраты. Кто раньше всех угадает, что это такое?


Два-четыре игрока по очереди называют номера квадрата, которые надо открыть. Под квадратами — кусок «бересты» (из картона), повернутый обратной (желтой) стороной, с нарисованным на нем словом «береста». Для усложнения задания буквы лучше расположить не в одну линию, а вразброс, квадратов же сделать большее количество, чем букв, и расположить их в два-три ряда, чтобы один квадрат закрывал не целую букву, а часть ее или пустой кусок «бересты». После угадывания слова «береста» переворачивается «белой» стороной к зрителям, и на ней обнаруживается нацарапанный древнерусскими буквами текст.


НВЖПСНДМКЗАТСИТЕЕАИАЕУАААХОЕИА


— Ребята, понятна вам эта надпись? Да, она «зашифрована». Такую «берестяную грамоту» нашли при раскопках древнего Новгорода. Ученые смогли ее расшифровать и поняли, что эта шифровка — не что иное, как озорная шутка, дразнилка, придуманная каким-нибудь Фомкой или Еремкой, мальчишкой-школьником во время скучного урока — и подсунутая соседу.

Тот, видно, быстро догадался, как прочесть головоломку, а, прочитав, разозлился, порвал ее и выбросил вон. Что же написано здесь такое шалуном-мальчишкой, что заставило прочитавшего это разорвать бересту? Обратите внимание: в верхнем ряду записаны только согласные, во втором — гласные, а ведь обычно в русских словах они чередуются. Значит надо читать текст… по зигзагу!


Кто первый прочтет головоломку? (Расшифровка текста выглядит так: «Невежа писа, недума каза, а хто се пита…»)


— Эта дразнилка в современном языке известна в таком виде: «Кто писал, не знаю, а я, дурак, читаю». Теперь понятно, что на оторванном клочке бересты были какие-то обидные слова в адрес читающего головоломку, вот он и порвал его. В таком виде и нашли бересту в наше время ученые. А теперь вернемся от проказ маленьких школяров к древней русской книге. Книг на Руси требовалось все больше и больше, писцы не успевали их переписывать, хотя и шрифт постепенно начали упрощать, и слова пытались сокращать при письме, ставя над сокращенным словом специальный значок, указывающий на сокращение (титло).

И опять прослышали ученые люди, что в чужеземных странах научились книги печатать с помощью специального станка. И вот в XVI веке такой станок был создан и на Руси замечательным русским мастером, фамилия которого тоже хранится в этом сундучке. Откроем его нашим способом, с помощью слов, и достанем… еще одну шифрованную запись.


(На листе записано слово «Федоров», но буквы повернуты на 90° и лежат горизонтально, что делает их трудноузнаваемыми.)


После разгадки шифровки и вручения карточки с буквой игроку, расшифровавшему слово первым, ведущий предлагает детям рассмотреть свои карточки, сосчитать их и попытаться составить на их основе какое-нибудь слово. За составление слова из своих карточек-букв можно дать игроку еще одну-две карточки.


Ведущий: Вот, ребята, и добрались мы до самого дна нашего сундучка. Глубоким оказался сундучок, и много смекалки, знаний и любознательности потребовалось проявить нам, чтобы докопаться до того, что лежит на самом его дне. А что же там?


— Да здесь же целая стопка ярких, интересных книг в глянцевых красивых облож-ках! Посмотрите, сколько здесь познавательных книг и художественных произведений лучших русских писателей. Кому же предназначены эти сокровища?


А вот и записка.


«В книгах — своя глубина.

Кто доберется до дна,

Тот и получит в награду -

Слов драгоценные клады».


Ребята, я думаю, вы согласитесь, что этой награды более всего достойны те, кто активно участвовал в разгадывании тайн нашего сундучка. А это те из вас, у кого оказалось больше всех карточек-букв.


Далее идет награждение победителей игры книгами.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.