Практическая работа №7 "Важнейшие металлы и их соединения"
Название предмета: «Химия»
Класс: «9»
УМК (название, автор, год издания): Химия 9 класс, О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков
Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный): базовый
Тема урока: Практическая работа № 7. Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие металлы и их соединения»
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 14
Место урока в системе уроков по теме: 10
Цель урока: Ознакомиться со свойствами металлов и их соединений, научиться определять качественный состав веществ и распознавать их.
Задачи урока:
образовательная:
продолжить формировать умения:
составлять технологическую карту;
применять теоретические знания о свойствах и лабораторном способе получения аммиака, при выполнении химического эксперимента;
проводить химический эксперимент, соблюдая правила ТБ, записывать уравнения химических реакций;
работать с реактивами, химической посудой;
развивающая:
продолжить формировать ОУУН:
самостоятельно организовывать учебную деятельность, работать в группе;
наблюдать, делать выводы, подводить итоги проделанной экспериментальной работы, оформлять технологическую карту по результатам эксперимента;
описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе эксперимента.
участвовать в совместном обсуждении результатов опытов.
воспитательная:
формирования навыков поведения обучающихся в коллективном, групповом, индивидуальном учебном труде;
воспитание бережного отношения к здоровью; привычки соблюдать правила по ТБ при проведении эксперимента.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: исследовательский.
Планируемые результаты:
Предметные
знать строение , физические и химические свойства аммиака;
уметь устанавливать причинно-следственные связи между строением и свойствами аммиака;
Метапредметные
регулятивные УУД – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать свои предположения.
коммуникативные УУД – уметь формулировать свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
познавательные УУД – уметь ориентироваться в системе знаний; отличать новое от ранее изученного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные
установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.
Используемое оборудование: Штатив с пробирками, спиртовка, хлорид калия, хлорид кальция, хлорид меди, соляная кислота, сульфат железа (II), железа (III) и меди (II), железный купорос.
Содержание:
№ | Этапы урока | Дидактическая задача | Содержание | |
Деятельность учителя (с указанием приемов и методов, согласно применяемой технологии) | Деятельность учащихся (с указанием форм работы) | |||
1 | Организационный момент | Подготовка учащихся к работе на уроке. | - Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. | Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм |
2 | Мотивация учебной деятельности | Выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности. | - Гёте говорил: «Просто знать – ещё не всё, знания нужно уметь использовать» | Готовность учащихся к активной учебно познавательной деятельности на основе опорных знаний |
3 | Актуализация знаний и умений | Закрепление знаний по теме «Металлы». | Организует выполнение тестового задания и взаимопроверку учащихся. Письменный контроль (тестирование) | Выполняет предложенные задания. Проводят взаимопроверку. Сравнивают результаты с образцом. |
4 | Постановка учебной задачи | Подведение учащихся формулированию темы и к постановке задач урока. Составление плана работы. | Организует диалог с обучающимися, в ходе которого формируются задачи урока. Составляют совместно с обучающимися план работы. Словесный метод (диалог), Исследовательский метод. | Формулируют тему и задачи урока. Составляют план работы изучаемой темы |
5 | Освоение нового учебного материала | Получить навыки экспериментальной работы с химическим оборудованием. Соблюдение ТБ с химическим оборудованием и нагревательными приборами | Проводит инструктаж обучающихся. Организует работу. Помогает контролирует проведение практической работы. Наблюдает за ходом работы учащихся в группах. Практический метод (опыт). | Слушают инструктаж по ТБ. Выполняют практическую работу. Записывают наблюдения, уравнения реакции и делают выводы в рабочую тетрадь |
6 | Закрепление учебного материала | Выявления качества и уровня усвоения учащимися полученных знаний | Организует фронтальный опрос | Отвечают на вопросы |
7 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Обеспечение понимания учащимися способов выполнения домашнего заданиявыполнения. | Сообщает домашнее задания. Проводит инструктаж по его выполнению. Словесные методы (беседа) | Воспринимают полученное задания. Слушают и задают вопросы по домашнему заданию. Выбирают уровень сложности |
8 | Рефлексия | Осмысление и выявление организации самооценке учениками собственной учебной деятельности | Стимулирует учащихся к осмыслению. Организует рефлексию Индивидуальные ответы | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. высказывают свои впечатления об уроке, делают предложения |
Карточка – инструкция
Опыт. Окрашивание пламени
Внимание: соблюдайте правила по технике безопасности при работе со спиртовкой и летучими веществами!
Цель: определить, в какой цвет окрашивают пламя катионы разных металлов.
Ход работы.
Налейте в одну пробирку раствор хлорида натрия, в другую – хлорида калия, в третью – хлорид кальция, а в четвертую – хлорид меди (II).
В пламени горелки прокалите ңелезную проволку.
Смочите её в растворе хлорида бария, внесите в пламя горелки, наблюдайте за окрашиванием раствора.
Аналогичную работу проделайте с остальными растворами.
Раствор | Цвет пламени |
Хлорид натрия | |
Хлорид калия | |
Хлорид кальция | |
Хлорид меди (II) | |
Вывод:___________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Карточка – инструкция
Задание 1. Подтверждение качественного состава.
Внимание: соблюдайте правила по технике безопасности при работе со спиртовкой и летучими веществами!
Цель: подтвердить опытным путём, качественный состав хлорида железа (III) и сульфата железа (II).
Ход работы.
Исследуемое вещество | Реактив | Наблюдаемый эффект | Вывод |
хлорида железа (III) | | | |
сульфата железа (II) | | | |
Сокращённые ионно-молекулярные уравнения:
_____________________________________________________
_____________________________________________________
Вывод:___________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________