Предварительный просмотр презентации

Правописание гласных в корне Сегодня мы поговорим о сложной теме в начальной школе «Безударные гласные в корне слова». Разберем эффективные методы работы с проверяемыми и непроверяемыми гласными. Поделимся интересными приемами и находками из практики.

Безударная гласная в корне Проверяемые ударением Непроверяемые ударением

Прием "Дерево однокоренных слов» 1)Подоборать однокоренные слова 2)Обратить внимание на гласную в корне в слабой и сильной позиции 3)Перейти к работе с правилом Это задание развивает словарный запас, умение видеть корень, сильную и слабую позицию.

Прием «Лишнее слово» Учить находить «лишние» слова, т.е.слова, не имеющие общей части

Прием «Выбери проверочное слово» Уд.вительно (диво, дева), м.нять (мина, замена), л.пить (липко, лепка), л.нивый (лень, линька), скр.пучий (скрепка, скрип), м.стерить (мост, мастер).

Прием «Замени одним словом – глаголом» Сделать подарок — …(подарить) Говорить дерзости — …(дерзить) Издавать крик — …(кричать) Произвести посадку …(посадить) Излучать свет — …(светить)

Прием «Закончи предложение» Учить подбирать родственные слова в соответствии со смыслом стихотворения. Развивать внимание, воображение, логическое мышление. Как-то раннею порой вдруг полился дождь... грибной. И из дома с тот же миг в лес отправился... грибник. Чтобы принести улов, взял корзину для.... грибов. Долго шел он в глушь лесную - поляну там искал...грибную. Вдруг под елочкой на кочке видит маленький... грибочек. И обрадовался вмиг наш удачливый... грибник. Как ему не веселиться, если здесь, в земле — грибница. Стал заглядывать под елки, под березы и дубы, Собирать в свою корзину все съедобные... грибы. А когда собрал их много, то отправился домой, И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп... грибной. Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков, А тому, кто долго ищет, попадется и... грибище. (Т.В.Кулакова)

Загадываем слова с безударными гласными в виде ребусов. Разгадывая ребус, мы вспоминаем правильное написание слова. Цепочки слов Ребусы Интерактивная игра Составляем цепочки однокоренных слов, где каждое следующее слово помогает проверить безударную гласную в предыдущем. Используем онлайн-игры и викторины для тренировки правописания слов с безударными гласными. Играем и запоминаем https://kid-mama.ru/onlajn-trenazher-po-russkomu-yazyku-proveryaemaya-bezudarnaya-glasnaya-v-korne-slova-1/

Алгоритм после введения понятий “корень”, “однокоренные слова”. 1. Выдели безударный гласный в слове. 2. Выдели корень. 3. Подбери однокоренные слова, в которых проверяемый гласный стоит под ударением. Проектная деятельность: исследуем безударные

Прием «Лексический диктант» Узнаем и записываем слово по его лексическому значению. Затем проверяем себя по словарю. 1. Маленькая серо-коричневая птичка. Живёт обычно вблизи домов.

Прием «Эстафета» Команды по очереди записывают на доске слова с непроверяемыми гласными, стараясь не допустить ошибок. А также можно выполнить работу по рядам или провести индивидуальный контроль.

Прием «Немой» Словарик Один из любимых видов работ у детей. Учитель или «ведущий» ученик, чётко артикулируя губами, без подачи голоса «проговаривает» словарное слово. Остальные дети угадывают слово, затем также беззвучно "проговаривают» его ещё раз и записывают, комментируя. Этот вид работы формирует навык комментированного письма. Данный навык весьма важен при выполнении любой письменной работы, особенно при написании диктантов, когда ребёнок пишет с немым проговариванием. Сокращается количество ошибок, особенно связанных с пропуском или заменой букв.

Прием «Выборочный диктант» Ведущий читает предложение или текст. Остальные дети на слух определяют словарное слово, записывают его с проговариванием. Это может быть и зрительный выборочный диктант. В данном случае необходимо определить временные границы выполнения работы и затем выявить, кто из детей нашёл больше слов. В этой работе важно не просто списывание словарных слов, но и работа со словом (выделение орфограмм).

Прием «СХЕМЫ-УГАДАЙКИ» О О (воробей, молоко, ... А КК (аккуратный) С С (касса, масса…) Е ДЬ ( медведь, тетрадь)

Прием:«МНЕМОНИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК Это очень интересный и необычный вид работы со словарными словами. Дети с помощью учителя, родителей или самостоятельно (по аналогии) методом фонетических ассоциаций составляют предложение со словарным словом так, чтобы оно было созвучно с частью другого слова или словом в этом предложении. Например: УЛИЦА. Я вышел на улицу и увидел много знакомых ЛИЦ. МЕБЕЛЬ из ЕЛи. ЯГОДА. Ем ягоды круглый год. КОСТЮМ. Костя носит костюм. ЛОПАТА. Лопата похожа на лопасть.

Прием «Испорченная печатная машинка»). КРВ (КОРОВА) ЧЛВК (ЧЕЛОВЕК) СБК (СОБАКА) ВРН (ВОРОНА)

Многие слова не требуют заучивания, если знать состав слова и этимологию Например, деревня ( строили избы из дерева) библиотека (библио - книга, тека- хранилище) и т.д.

Диктант, где дети записывают одни гласные. Например, сахар (а-а), грибы (и-ы), лиса (и-а), корова (о-о-а).

Написать словарные слова по начальному (конечному) слогу Кар... (картина, карман, картон, картофель) Кор... (корзина, коридор).

Прием «КРОССВОРДЫ» Этот вид работы требует больше времени, поэтому используется во внеклассной работе или в качестве домашнего задания

Проектная деятельность: исследуем безударные «Составляем портрет слова» Синоним загаданного слова Лексическое значение Происхождение Рисунок

Интерактивные игры: учимся весело Игра "Найди пару"   Из  слов в скобках выбери и подчеркни   одно  или  два   проверочных слова. С...сна -    (  сосновый,  сосенка,  сосны ) ш...рокий -   ( шире,  широко,  ширь ) Игра "Собери слово" Работа над деформированными словами Игра "Угадай слово" Определяем слово по синониму. Игры помогают закрепить знания в интересной форме. Ученики лучше запоминают правила Птоаль (пальто), дедажо (одежда), посаги (сапоги), стмюко (костюм). Друг, приятель.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации