12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Татьяна Владимировна25 |
Причастие как часть речи
ФИО | Кривоспицкая Татьяна Владимировна |
Место работы | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов г.Котово» Котовского муниципального района Волгоградской области |
Должность | Учитель русского языка и литературы |
Предмет | Русский язык |
Класс | 7 |
Тема | Причастие как часть речи |
Тип урока | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Разработан с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо. |
Цель | Сформировать новые знания и умения по теме «Причастие как часть речи» |
Планируемые результаты | личностные: осознавать эстетическую ценность русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию; обогащать свой словарный запас и усваивать грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; метапредметные: владеть разными видами речевой деятельности: чтение (владеть ознакомительным чтением), говорение (доказательно отвечать на вопросы учителя, соблюдать в практике речевого общения нормы русского языка), письмо; овладеть умением анализировать, работать с текстом, находить в нем нужную информацию; выделять причинно-следственные связи; определять результаты учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в парах; предметные: знание грамматических признаков причастия, опознавание указанных единиц в тексте, употребление их в соответствии с нормами речи. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | учебник «Русский язык 7 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.) мультимедиапроектор, экран, компьютеры |
Формы работы | Индивидуальная, фронтальная. |
| |
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока (цель, формы, методы) | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР) | Деятельность ученика |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 |
1 | Организация начала урока Цель для учителя: создать условия для учебно-познавательной деятельности обучающихся. Цель для обучающихся: Сформулиро-вать тему и цель урока. | Ресурс | Слайд 2 Приветствует учащихся. Настраивает учащихся на учебную деятельность. Визуально проверяет готовность класса к уроку. | Приветствуют учителя. Записывают число в рабочей тетради. |
2 | Стадия вызова Цель для учителя: создать условия для активизации умственной деятельности обучающегося. Цель для обучающихся: Повторить определение знакомых понятий. Формы:коллективная. Методы: беседа, опрос. | Ресурс | Слайд 3 Учитель задаёт вопросы обучающимся: На доске записаны слова. Что объединяет их? Разделите их на две группы, по какому признаку можно это сделать? Белый, в белизне, белеет, белеющий, белизна, белая, белеют, белели. Выпишите однокоренные слова и определите, какой частью речи они являются. Какое слово вызвало затруднение. Слайд 4. Это новая для нас часть речи – причастие. О нем М В.Ломоносов сказал: «Сии глагольные имена служат к сокращении человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу.» - Как вы думаете, о чем говорит М.В.Ломоносов? (прием прогнозирования) | Обучающиеся выполняют задание: Слова с одним и тем же корнем Слова можно разделить на формы слова и однокоренные Белый, белая; в белизне, белизна; белеет, белеют, белели. Белый, белеет, белеющий, белизна Выписывают однокоренные слова. Белеющий Обучающиеся высказывают предположения, почему в причастии «имени и глагола сила» |
3 | Стадия прогнозирования Цель для учителя: создать условия для активизации умственной деятельности обучающегося. Цель для обучающихся: Спрогнозировать признаки причастия Формы: индивидуальнаяколлективная. Методы: беседа, опрос. | Ресурс | Слайд 6 - Давайте попробуем предположить, что же такое причастие? Прием «Верные и неверные утверждения» Задача учеников - предположить, верное или ложное суждение содержится в высказывании. Верите ли вы, что причастия своим «внешним видом» похожи на прилагательные? Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголами? Верите ли вы, что причастия могут быть настоящего и прошедшего времени? Верите ли вы, что причастие бывает возвратным? Верите ли вы, что причастия не изменяются по родам, падежам и числам? Верите ли вы, что есть только действительные причастия? Верите ли вы, что причастный оборот на письме всегда выделяется запятыми? Слайд 7 Скажите, легко ли вам было отвечать на эти вопросы? Почему? Великий Сократ сказал: "Я знаю только то, что ничего не знаю. Но я стремлюсь к знаниям" Значит, и нам необходимо узнать всё об этой части речи. Давайте сформулируем цели нашего урока. (учащиеся формулируют цели: знать и определять грамматические признаки причастия; уметь находить причастия в тексте, различать причастия и прилагательные; уметь составлять предложения с причастиями). необходимо узнать всё об этой части речи. Давайте сформулируем цели нашего урока. (учащиеся формулируют цели: знать и определять грамматические признаки причастия; уметь находить причастия в тексте, различать причастия и прилагательные; уметь составлять предложения с причастиями). | Обучающиеся предполагают, верное или ложное суждение содержится в высказывании. Обучающиеся формулируют цели: знать и определять грамматические признаки причастия; уметь находить причастия в тексте, различать причастия и прилагательные; уметь составлять предложения с причастиями. |
4 5 | Осмысление. Прием инсерт Цель для учителя: создать условия для постепенного продвижения от знания “старого” к “новому”. Цель для обучающихся: Самостоятельно анализировать информацию Беседа и составление кластера. (приложение 2) | Ресурс | Слайд 8 Чтобы разрешить все сомнения, предлагаем найти ответы в учебном тексте. Стадия осмысления. Прием ИНСЕРТ. Во время чтения текста делать на полях пометки в виде значков. (тексты на столе у каждого ученика)(Приложение 1) Слайд 10,11 - Какая информация была вам знакома - Почему М.В.Ломоносов говорит, что в нем «имени и глагола сила» - Какие формальные признаки причастия надо знать, чтобы найти причастия в предложении? - Какие синтаксические функции выполняет причастие? Составление кластера « Причастие», работа выполняется по группам, затем совместное обсуждение | Обучающиеся маркируют текст, выделяя новую информацию, знакомую информацию, формулируя вопросы «V» – знаю; «+» – новое; «?» – есть вопросы. Обучающиеся отвечают на вопросы, составляют кластер, обсуждают совместный вариант (Приложение 2) |
6 | Первичное закрепление новых знаний Цель для учителя: проанализировать усвоение новых знаний обучающимися. Цель для обучающихся: показать уровень усвоения и применения новых знаний. Формы:индивидуально-групповая Методы: самостоятельная работа |
Ресурс | Слайд 12 Задание 2 ЭОР Докажите, что это слово является причастием. (3 ученика за компьютером) Задание 3 (самостоятельно) Уровень А Найдите и выпишите словосочетание « существительное+ причастие». Стареющий дуб Чернеющая даль Поседевшие волосы Свежие овощи Покинутый дом Желтеющий лист Горячая печь Спелый крыжовник Колосистая рожь Стоящий кран Горящее полотно Светящийся камень Мокрый снег Шумный говор. Задание 3 Уровень Б (карточки) Замените предложенные словосочетания на словосочетание ПРИЧ.+..СУЩ. и составьте 2 предложения с полученными словосочетаниями. Шарик, который летит. Костер, который искрится. Пруд, который зарос. Солнце, которое заходит. | Обучающиеся выполняют задания При необходимости задают вопросы. |
7 | Анализ текста Цель для учителя: проанализировать усвоение новых знаний обучающимися Цель для обучающихся: показать уровень усвоения и применения новых знаний. Формы:индивидуальная Методы: самостоятельная работа | Ресурс | Слайд 13,14,15 Задание 4 Сравните 2 текста. 1)Мне все вспоминается почтовый ящик, в котором я обнаружил вместо газет два березовых листка, которые пожелтели. 2)Дерево росло рядом, а ящик оказался открытым. 3)Любопытные листики, путешествовавшие по воздуху, решили заглянуть туда. (Ф. Нестеров) 1)Мне все вспоминается почтовый ящик, в котором я обнаружил вместо газет два пожелтевших березовых листка. 2)Дерево росло рядом, а ящик оказался открытым. 3)Любопытные листики, путешествовавшие по воздуху, решили заглянуть туда. (Ф. Нестеров) 1. Сравните первые два предложения. Какой вариант вам кажется наиболее удачным? В чем удобство употребления причастия в данном случае? (Делается вывод: употребление причастий позволяет избегать повтора слов, делает речь яркой, выразительной.) Есть ли в данном тексте еще причастия, выпишите его(их) вместе со словом, к которому оно относится. Перестроим это предложение оборотом со словом который. Какое предложение красивее? | Обучающиеся сравнивают два текста, два предложения с причастием и без. Делают вывод о роли причастия в речи. Находят причастие в предложении . |
8 | Контроль и самопроверка знаний Цель для учителя: проанализировать усвоение новых знаний обучающимися Цель для обучающихся: показать уровень усвоения и применения новых знаний. Формы:индивидуальная Методы: самостоятельная работа | Ресурс Ресурс | Слайд 17 Д. Драйден (Английский писатель, поэт, драматург, критик17 века)писал: «Хорошо выраженная мысль звучит умно на всех языках». -Запишите высказывание в форме прямой речи, найдите причастие. - Давайте напишем автобиографию причастия выраженная Слайд18 Я, причастие ВЫРАЖЕННАЯ, происхожу из семьи ________________________________. Мой отец оставил мне значение __________________. Мать оставила в наследство вопрос _________________, свою синтаксическую роль _______________. Она научила изменяться по ____________. Вот сейчас я стою в форме _______________. индивидуально Задание 7 Тест 1.1. Образование и правописание причастий (N 140927) Тест включает 3 задания, обучающая цель которых: 1) закрепить полученные знания о причастии; 2) научиться отличать причастия от прилагательных, дать понятие о причастии как особой форме глагола; 3) научиться видеть в тексте причастия; | Обучающиеся заполняют таблицу, определяя грамматические признаки причастия |
9 10 | Стадия рефлексии Цель для учителя: создать условия для оценки результатов своей деятельности на уроке Цель для обучающихся: показать уровень умения оценивать свою деятельность. | Ресурс | Слайд 19-20 Давайте вернемся к утверждениям, из которых мы выбирали верные и неверные, и скорректируем свои знания. Верите ли вы, что причастия своим «внешним видом» похожи на прилагательные? Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголами? Верите ли вы, что причастия могут быть настоящего и прошедшего времени? Верите ли вы, что причастие бывает возвратным? Верите ли вы, что причастия не изменяются по родам, падежам и числам? Верите ли вы, что есть только действительные причастия? Верите ли вы, что причастный оборот на письме всегда выделяется запятыми? Слайд 21 Предлагает учащимся оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. | Обучающиеся вновь выбирают верные и неверные утверждения, опираясь на полученные знания Обучающиеся по цепочке высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана. сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… |
11 | Информация о домашнем задании Цель для учителя: создать условия мотивации на дальнейшую учебную деятельность, удовлетворения собственных познавательных интересов. Цель для обуч-ся:Закрепить знания, полученные на уроке. Проявить творчество. | Ресурс | Слайд 22 Домашнее задание Сочинение – рассуждение. Согласны ли вы с утверждением о том, что причастие – это уникальная часть речи. (до 10 предложений) Слайд 23 Задает домашнее задание. Инструктирует учащихся по выполнению домашнего задания. Благодарит за работу в классе. | Записывают домашнее задание |
Приложение 1
Текст
| Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? Имена прилагательные изменяются по родам, падежам, числам. Могут иметь краткую форму. В предложении прилагательные бывают определениями и сказуемыми. Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глагол изменяется по временам, лицам, числам и родам. В предложении обычно бывает сказуемым. Причастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного: какой? какая? какое? какие? Причастие имеет признаки глагола: вид – совершенный (решивший); несовершенный (решавший); время – настоящее (засыпающий); прошедшее (заснувший); возвратность – возвратное (обидевшийся); невозвратное (обидевший); признаки прилагательного: род – ж.р. бегущая, м.р. бегущий, с.р. бегущее; число – ед. ч. рисующий, мн. ч. рисующие; падеж – и.п. живущий, р.п. живущего, д.п. живущему, в.п. живущего, т.п. живущим, п.п. о живущем; Может иметь краткую форму – построен, нарисована. Причастие можно заменить синонимичным сочетанием (существительное + «который» + глагол) Желтеющий лист = лист, который желтеет Засеянное поле = поле, которое засеяли Причастия бывают действительные и страдательные. В предложении чаще всего являются определениями и частью составного именного сказуемого |
Приложение 2
Список использованной литературы
Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. : 5-9 классы./ Г.А.Богданова. – М.: Просвещение, 2005
Граник Г.Г. Секреты орфографии/ Г.Г.Граник, С.М. Бондаренко. – М., 1991
Заир-Бек С.и., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя. М.: Просвещение,2004
Новые образовательные стандарты. Реализация коммуникативно-деятельностного подхода к обучению в процессе преподавания русского языка и литературы (5-11 классы): учебно-метод. Пособие/ Сост. Г.М.Вялкова, Т.А. Чернова. – М.: «Планета»,2012.
Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. – 3-еизд., дораб. – М.: Просвещение, 2011
4. Селевко Г.К.Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. – Т.1. М.: НИИ школьных технологий. – 2006.- с.243-250
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/[А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменска, И.А.Володарская и др.]; под.ред.А.Г.Асмолова.-М.:Просвещение,2011