12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна Владимировна25

ФИО

Кривоспицкая Татьяна Владимировна

Место работы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов г.Котово» Котовского муниципального района Волгоградской области

Должность

Учитель русского языка и литературы

Предмет

Русский язык

Класс

7

Тема

Причастие как часть речи

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Разработан с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Цель

Сформировать новые знания и умения по теме «Причастие как часть речи»

Планируемые результаты


личностные: осознавать эстетическую ценность русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию; обогащать свой словарный запас и усваивать грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

метапредметные: владеть разными видами речевой деятельности: чтение (владеть ознакомительным чтением), говорение (доказательно отвечать на вопросы учителя, соблюдать в практике речевого общения нормы русского языка), письмо; овладеть умением анализировать, работать с текстом, находить в нем нужную информацию; выделять причинно-следственные связи; определять результаты учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в парах;

предметные: знание грамматических признаков причастия, опознавание указанных единиц в тексте, употребление их в соответствии с нормами речи.


Ресурсы:

- основные

- дополнительные

учебник «Русский язык 7 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.)

мультимедиапроектор, экран, компьютеры

Формы работы

Индивидуальная, фронтальная.





СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

(цель, формы, методы)

Название используемых ЭОР


Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР)

Деятельность ученика

1

2

3

5

6

1

Организация начала урока

Цель для учителя:

создать условия для учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Цель для обучающихся:

Сформулиро-вать тему и цель урока.

Ресурс


t1630506398aa.gif


Слайд 2

Приветствует учащихся. Настраивает учащихся на учебную деятельность. Визуально проверяет готовность класса к уроку.


Приветствуют учителя. Записывают число в рабочей тетради.

2

Стадия вызова

Цель для учителя:

создать условия для активизации умственной деятельности обучающегося.

Цель для обучающихся:

Повторить определение знакомых понятий.


Формы:коллективная.

Методы: беседа, опрос.

Ресурс


t1630506398ab.png












t1630506398ac.gif

Слайд 3 Учитель задаёт вопросы обучающимся:

На доске записаны слова. Что объединяет их? Разделите их на две группы, по какому признаку можно это сделать?

Белый, в белизне, белеет, белеющий, белизна, белая, белеют, белели.


Выпишите однокоренные слова и определите, какой частью речи они являются. Какое слово вызвало затруднение.





Слайд 4.

Это новая для нас часть речи – причастие. О нем М В.Ломоносов сказал:

«Сии глагольные имена служат к сокращении человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу

- Как вы думаете, о чем говорит М.В.Ломоносов? (прием прогнозирования)


Обучающиеся выполняют задание:

Слова с одним и тем же корнем

Слова можно разделить на формы слова и однокоренные

Белый, белая; в белизне, белизна; белеет, белеют, белели.

Белый, белеет, белеющий, белизна

Выписывают однокоренные слова.

Белеющий











Обучающиеся высказывают предположения, почему в причастии «имени и глагола сила»











3

Стадия прогнозирования

Цель для учителя:

создать условия для активизации умственной деятельности обучающегося.

Цель для обучающихся:

Спрогнозировать признаки причастия



Формы: индивидуальнаяколлективная.

Методы: беседа, опрос.

Ресурс






t1630506398ad.gif
















t1630506398ae.gif

Слайд 6 - Давайте попробуем предположить, что же такое причастие?

Прием «Верные и неверные утверждения»

Задача учеников - предположить, верное или ложное суждение содержится в высказывании.

Верите ли вы, что причастия своим «внешним видом» похожи на прилагательные?

Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголами?

Верите ли вы, что причастия могут быть настоящего и прошедшего времени?

Верите ли вы, что причастие бывает возвратным?

Верите ли вы, что причастия не изменяются по родам, падежам и числам?

Верите ли вы, что есть только действительные причастия?

Верите ли вы, что причастный оборот на письме всегда выделяется запятыми?

Слайд 7

Скажите, легко ли вам было отвечать на эти вопросы? Почему? Великий Сократ сказал: "Я знаю только то, что ничего не знаю.

Но я стремлюсь к знаниям"

Значит, и нам необходимо узнать всё об этой части речи. Давайте сформулируем цели нашего урока.





(учащиеся формулируют цели: знать и определять грамматические признаки причастия; уметь находить причастия в тексте, различать причастия и прилагательные; уметь составлять предложения с причастиями).








необходимо узнать всё об этой части речи. Давайте сформулируем цели нашего урока. (учащиеся формулируют цели: знать и определять грамматические признаки причастия; уметь находить причастия в тексте, различать причастия и прилагательные; уметь составлять предложения с причастиями).


Обучающиеся предполагают, верное или ложное суждение содержится в высказывании.



























Обучающиеся формулируют цели: знать и определять грамматические признаки причастия; уметь находить причастия в тексте, различать причастия и прилагательные; уметь составлять предложения с причастиями.


4































5

Осмысление. Прием инсерт

Цель для учителя:

создать условия для постепенного продвижения от знания “старого” к “новому”.

Цель для обучающихся:

Самостоятельно анализировать информацию





Беседа и составление кластера. (приложение 2)



Ресурс


t1630506398af.gif














t1630506398ag.gif

t1630506398ah.gif

Слайд 8

Чтобы разрешить все сомнения, предлагаем найти ответы в учебном тексте.

Стадия осмысления. Прием ИНСЕРТ. Во время чтения текста делать на полях пометки в виде значков. (тексты на столе у каждого ученика)(Приложение 1)










Слайд 10,11

- Какая информация была вам знакома

- Почему М.В.Ломоносов говорит, что в нем «имени и глагола сила»

- Какие формальные признаки причастия надо знать, чтобы найти причастия в предложении?

- Какие синтаксические функции выполняет причастие?

Составление кластера « Причастие», работа выполняется по группам, затем совместное обсуждение

Обучающиеся маркируют текст, выделяя новую информацию, знакомую информацию, формулируя вопросы

«V» – знаю;

«+» – новое;

«?» – есть вопросы.















Обучающиеся отвечают на вопросы, составляют кластер, обсуждают совместный вариант (Приложение 2)

6

Первичное закрепление новых знаний

Цель для учителя:

проанализировать усвоение новых знаний обучающимися.

Цель для обучающихся:

показать уровень усвоения и применения новых знаний.


Формы:индивидуально-групповая

Методы: самостоятельная работа


t1630506398ai.gif








Ресурс

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/51a8427f-462b-40c6-b58c-0b18ce107a19/%5BRUS7_132%5D_%5BQS_201%5D.html

Слайд 12

Задание 2 ЭОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/51a8427f-462b-40c6-b58c-0b18ce107a19/%5BRUS7_132%5D_%5BQS_201%5D.html

Докажите, что это слово является причастием. (3 ученика за компьютером)

Задание 3 (самостоятельно) Уровень А

Найдите и выпишите словосочетание « существительное+ причастие».

Стареющий дуб

Чернеющая даль

Поседевшие волосы

Свежие овощи

Покинутый дом

Желтеющий лист

Горячая печь

Спелый крыжовник

Колосистая рожь

Стоящий кран

Горящее полотно

Светящийся камень

Мокрый снег

Шумный говор.

Задание 3 Уровень Б (карточки)

Замените предложенные словосочетания на словосочетание ПРИЧ.+..СУЩ. и составьте 2 предложения с полученными словосочетаниями.

Шарик, который летит. Костер, который искрится. Пруд, который зарос. Солнце, которое заходит.







Обучающиеся выполняют задания

При необходимости задают вопросы.

7

Анализ текста

Цель для учителя:

проанализировать усвоение новых знаний обучающимися

Цель для обучающихся:

показать уровень усвоения и применения новых знаний.


Формы:индивидуальная

Методы: самостоятельная работа


Ресурс

t1630506398aj.gif

Слайд 13,14,15

Задание 4 Сравните 2 текста.

1)Мне все вспоминается почтовый ящик, в котором я обнаружил вместо газет два березовых листка, которые пожелтели. 2)Дерево росло рядом, а ящик оказался открытым. 3)Любопытные листики, путешествовавшие по воздуху, решили заглянуть туда. (Ф. Нестеров)

1)Мне все вспоминается почтовый ящик, в котором я обнаружил вместо газет два пожелтевших березовых листка. 2)Дерево росло рядом, а ящик оказался открытым. 3)Любопытные листики, путешествовавшие по воздуху, решили заглянуть туда.

(Ф. Нестеров)

1. Сравните первые два предложения.

Какой вариант вам кажется наиболее удачным?

В чем удобство употребления причастия в данном случае?

(Делается вывод: употребление причастий позволяет избегать повтора слов, делает речь яркой, выразительной.)

Есть ли в данном тексте еще причастия, выпишите его(их) вместе со словом, к которому оно относится. Перестроим это предложение оборотом со словом который. Какое предложение красивее?


Обучающиеся сравнивают два текста, два предложения с причастием и без. Делают вывод о роли причастия в речи. Находят причастие в предложении .

8

Контроль и самопроверка знаний

Цель для учителя:

проанализировать усвоение новых знаний обучающимися

Цель для обучающихся:

показать уровень усвоения и применения новых знаний.


Формы:индивидуальная

Методы: самостоятельная работа


Ресурс

t1630506398ak.gif





t1630506398al.gif













Ресурс

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/2ecc72b6-8eca-44ae-ba70-cbe41a1ad3ee/?

Слайд 17

Д. Драйден (Английский писатель, поэт, драматург, критик17 века)писал: «Хорошо выраженная мысль звучит умно на всех языках».

-Запишите высказывание в форме прямой речи, найдите причастие.

- Давайте напишем автобиографию причастия выраженная

Слайд18

Я, причастие ВЫРАЖЕННАЯ, происхожу из семьи ________________________________. Мой отец оставил мне значение __________________. Мать оставила в наследство вопрос _________________, свою синтаксическую роль _______________. Она научила изменяться по ____________. Вот сейчас я стою в форме _______________.


индивидуально

Задание 7 Тест 1.1. Образование и правописание причастий (N 140927) Тест включает 3 задания, обучающая цель которых: 1) закрепить полученные знания о причастии; 2) научиться отличать причастия от прилагательных, дать понятие о причастии как особой форме глагола; 3) научиться видеть в тексте причастия;

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/2ecc72b6-8eca-44ae-ba70-cbe41a1ad3ee/?


Обучающиеся заполняют таблицу, определяя грамматические признаки причастия

9











































10

Стадия рефлексии

Цель для учителя:

создать условия для оценки результатов своей деятельности на уроке

Цель для обучающихся:

показать уровень умения оценивать свою деятельность.


Ресурс

t1630506398ad.gif




















t1630506398am.gif



Слайд 19-20

Давайте вернемся к утверждениям, из которых мы выбирали верные и неверные, и скорректируем свои знания.

Верите ли вы, что причастия своим «внешним видом» похожи на прилагательные?

Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголами?

Верите ли вы, что причастия могут быть настоящего и прошедшего времени?

Верите ли вы, что причастие бывает возвратным?

Верите ли вы, что причастия не изменяются по родам, падежам и числам?

Верите ли вы, что есть только действительные причастия?

Верите ли вы, что причастный оборот на письме всегда выделяется запятыми?

Слайд 21

Предлагает учащимся оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  

Обучающиеся вновь выбирают верные и неверные утверждения, опираясь на полученные знания

















Обучающиеся по цепочке высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана.


сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…


11

Информация о домашнем задании

Цель для учителя:

создать условия мотивации на дальнейшую учебную деятельность, удовлетворения собственных познавательных интересов.


Цель для обуч-ся:Закрепить знания, полученные на уроке. Проявить творчество.


Ресурс

t1630506398an.gif



t1630506398ao.gif

Слайд 22

Домашнее задание

Сочинение – рассуждение.

Согласны ли вы с утверждением о том, что причастие – это уникальная часть речи.

(до 10 предложений)


Слайд 23

Задает домашнее задание. Инструктирует учащихся по выполнению домашнего задания.

Благодарит за работу в классе.

Записывают домашнее задание

Приложение 1

Текст


t1630506398ap.pngИмя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? Имена прилагательные изменяются по родам, падежам, числам. Могут иметь краткую форму. В предложении прилагательные бывают определениями и сказуемыми.

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глагол изменяется по временам, лицам, числам и родам. В предложении обычно бывает сказуемым.

Причастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного: какой? какая? какое? какие?

Причастие имеет признаки глагола:

вид – совершенный (решивший);

несовершенный (решавший);

время – настоящее (засыпающий);

прошедшее (заснувший);

возвратность – возвратное (обидевшийся);

невозвратное (обидевший);

признаки прилагательного:

род – ж.р. бегущая, м.р. бегущий, с.р. бегущее;

число – ед. ч. рисующий, мн. ч. рисующие;

падеж – и.п. живущий, р.п. живущего, д.п. живущему, в.п. живущего, т.п. живущим, п.п. о живущем;

Может иметь краткую форму – построен, нарисована.

Причастие можно заменить синонимичным сочетанием (существительное + «который» + глагол)

Желтеющий лист = лист, который желтеет

Засеянное поле = поле, которое засеяли

Причастия бывают действительные и страдательные.

В предложении чаще всего являются определениями и частью составного именного сказуемого


Приложение 2

t1630506398aq.gif



Список использованной литературы


Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. : 5-9 классы./ Г.А.Богданова. – М.: Просвещение, 2005

Граник Г.Г. Секреты орфографии/ Г.Г.Граник, С.М. Бондаренко. – М., 1991

Заир-Бек С.и., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя. М.: Просвещение,2004

Новые образовательные стандарты. Реализация коммуникативно-деятельностного подхода к обучению в процессе преподавания русского языка и литературы (5-11 классы): учебно-метод. Пособие/ Сост. Г.М.Вялкова, Т.А. Чернова. – М.: «Планета»,2012.

Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. – 3-еизд., дораб. – М.: Просвещение, 2011

4. Селевко Г.К.Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. – Т.1. М.: НИИ школьных технологий. – 2006.- с.243-250

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/[А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменска, И.А.Володарская и др.]; под.ред.А.Г.Асмолова.-М.:Просвещение,2011


Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.