12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Вадия Фаритовна Васильева1099
Россия, Ханты-Мансийский АО, Нягань
11

Мастер-класс «Продуктивные задания по математике в формировании метапредметных результатов»



ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ В ФОРМИРОВАНИИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Наше педагогическое общество находится в настоящее время в условиях внедрения современного образовательного стандарта, одним из основополагающих аспектов которого является метапредметный подход в обучении. Актуальность этого вопроса объясняется тем, что на выходе из школы выпускники не всегда могут применить свои знания и умения по одним предметам на других или в реальных жизненных ситуациях, то есть знания учеников не складываются в единую систему. Сегодня необходимо развивать у учащихся способность решать возникающие в жизни проблемы на основе имеющихся знаний и умений. Эту задачу как раз и решает реализация метапредметного подхода в обучении. Одним из способов его осуществления является решение продуктивных заданий.

Продуктивные задания – это задания, результат выполнения которых не содержится в учебнике в готовом виде, но в тексте или иллюстрациях есть подсказки, помогающие их выполнить. Они проверяют, сможет ли ученик в жизни воспользоваться полученными знаниями. Результатом решения продуктивного задания является создание учащимися некоего нового продукта. Репродуктивные задания нацелены на формирование лишь предметных результатов, а продуктивные – на формирование, в первую очередь, метапредметных результатов.

Зачем же нужны продуктивные задания? Они формируют у школьников умение работать с информацией, решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы, проводить наблюдение, строить на их основе гипотезы, делать выводы и предположения, увязывать свой жизненный опыт с приобретаемой в школе системой знаний.

Продуктивные задания предпочтительнее выполнять в следующем порядке: осмыслить задание, найти нужную информацию, преобразовать эту информацию в соответствии с заданием, создать необходимый продукт, сформулировать и дать полный ответ вместе с представлением созданного продукта.

На каждом из перечисленных этапов формируются универсальные учебные действия. На этапе осмысления – регулятивные – через организацию своей деятельности, постановку цели, представление плана работы. Познавательные универсальные учебные действия вырабатываются на этапе поиска информации через его организацию, соотнесение результатов условиям задания. На этапе преобразования информации – познавательные и личностные – через выделение главного, преобразование найденной информации в соответствии с заданием. Коммуникативные универсальные учебные действия формируются на этапе представления полученного продукта через донесение своей позиции до зрителя, совместную работу с другими учащимися в команде.

Чтобы составить продуктивные задания, необходимо придерживаться некоторых принципов. Эти задания должны соответствовать целям урока, метапредметному действию или личностному результату, который мы хотим формировать на данном уроке. При составлении целесообразно выбрать информационные единицы минимума содержания, с которыми школьники будут работать на данном уроке. В основе любого такого задания – действие учеников, в соответствии с этим надо задать четкую форму устного или письменного исполнения задания.

Предлагаю следующие начала формулировки продуктивных заданий:

Проанализируйте…

Докажите…

Объясните…

Сравните…

Создайте схему или модель…

Исследуйте…

Оцените…

Придумайте на основе…

Составьте алгоритм…

Найдите и исправьте ошибки…

Представьте в виде…

Приведу примеры продуктов выполнения заданий такого типа: стихи, рассказы, стенд, выставка, реклама, исследование, инструкция (алгоритм) по применению, видеоролик, презентация, тест, газета, схема, текст, изображение, формулировка задачи.

Основным способом формирования метапредметных результатов обучения является метод проектов в силу того, что цель такой деятельности - понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов на интеграционной основе.

Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно (в парах, группах или индивидуально) с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. В результате реализации любого проекта должен быть создан некий продукт. Поэтому можно рассматривать проект как объемное продуктивное задание. Инструментом его создания являются, как правило, информационные технологии.

Самым «метапредметным» из всех школьных предметов является информатика из-за универсальности её содержания и результатов обучения. Умения и навыки, полученные учащимися на уроках информатики, являются инструментом их познания и самореализации на других предметах.

Понятие метапредметности прямо связано с понятиями межпредметности и интеграции.

Переформулируйте задание, чтобы оно из репродуктивного превратилось в продуктивное:

Вычислите:

 

Решите уравнение:

 

Сформулируйте определение

квадрата.

 

Составьте продуктивные задания по теме:

«Обыкновенные дроби»

5 класс

 

«Четырех-

угольники»

8класс

 


 


 


 


 

Например:

 

Составьте задачу по выражению и решите её.

Составьте алгоритм решения уравнения.

Придумайте стихотворение-определение квадрата.

 

Проект «Математическая сказка»

по теме «Обыкновенные дроби»

Заполнить таблицу наличия свойств у четырехугольников:

 

 

Трапеция

Дельтоид

Паралле-

лограмм

Ромб

Прямо-угольник

Квадрат

Сумма внутренних углов равна

           

Сумма внешних углов равна

           

Сумма соседних углов равна

           

Противолежащие углы равны

           

Все углы - прямые

           

Противолежащие стороны равны

           

Все стороны равны

           

Диагонали пересекаются по середине

           

Диагонали перпендикулярны

           

Диагонали равны

           

Площадь равна половине произведения диагоналей

           

Площадь равна произведению стороны на высоту, проведенную к этой стороне

           


 

Верно ли утверждение? Если верно – доказать, если нет – привести контрпример.

- Если в четырехугольнике диагонали равны, то это прямоугольник.

- Если в параллелограмме диагонали равны, то это прямоугольник.

- Если в параллелограмме все стороны равны, то это ромб.

- Если в четырехугольнике все стороны равны, то это ромб.

- Если сумма двух соседних углов четырехугольника равна ,то это параллелограмм.

- Если сумма всех углов четырехугольника равна, то это параллелограмм.

- Если в параллелограмме один из углов прямой, то это прямоугольник.

- Если в четырехугольнике одна из диагоналей является биссектрисой его угла, то это ромб.

- Если в параллелограмме одна из диагоналей является биссектрисой его угла, то это ромб.

- Если в четырехугольнике диагонали перпендикулярны, то это ромб.

- Если в параллелограмме диагонали перпендикулярны, то это ромб.

- Если в ромбе диагонали равны, то это квадрат.

- Если в прямоугольнике диагонали перпендикулярны, то это квадрат.

- Если в параллелограмме диагонали перпендикулярны, то это квадрат.

- Если в четырехугольнике стороны и диагонали равны, то это квадрат.

Опубликовано в группе «УРОКИ, КИМы, ИГРЫ, практикумы, творческие задания по ИНФОРМАТИКЕ, МАТЕМАТИКЕ и другим дисциплинам.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.