12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Сметанина Надежда Анатольевна3122
Россия, Пермский край, Красновишерск


Профилактические игры
DOCX / 36.19 Кб

Презентация
PPT / 229 Кб

Педагогический совет

«Школьный конфликт. Пути выхода из конфликтных ситуаций»

 

Ответственная: Сметанина Надежда Анатольевна

Место проведения: МБОУ С(К)ШИ г. Красновишерска.

Дата проведения: 7.11.2018 года

 

Задачи:

1. Формирование представления педагогов о сущности и структуре конфликтов.

2. Обучение педагогов приемам анализа конфликтов.

3. Профилактика конфликтов в детской среде.

4. Обучить педагогов играм, снижающим уровень конфликтности в детском коллективе.

5. Сформировать мотивацию к использованию игр.

Предварительная работа: деление на две подгруппы по цветам фишек – синие и красные.

 

1. Сущность и причины конфликтов у школьников

Добрый день, коллеги! Сегодня проведем педагогический совет, посвященный детским конфликтам и их разрешению. В первом блоке мы узнаем, что такое конфликт и каковы его последствия для детской личности. На втором – поговорим – как анализировать и разрешать конфликты. На третьем – поиграем в игры, позволяющие обучить детей навыкам общения и (как следствие) избежать или смягчить конфликты между детьми.

Разминка. Исходя из темы педсовета назовите слова, которые, по вашему мнению, могут относиться к этой теме (конфликт, ссора, буллинг, инцидент…).

Сейчас каждая группа расшифрует слово «Конфликт» и «Буллинг», таким образом, чтобы каждое из слов определения начиналось на одну из букв слова Конфликт (например «Кипящая, Очень Напряженная Форма личной и коммуникативной трудности», Буллинг – Бушующий ураган личной лагерной и ненавистной глупости). Второе задание - дайте определение вашему понятию.

Обсуждение ответов педагогов, формулирование определения:

Конфликт (лат «противостояние, столкновение») – трудноразрешимое противоречие, связанное с острым противоборством и эмоциональными переживаниями.

Буллинг – это агрессивное поведение относительно человека, проявляющееся в насилии, травле, преследовании, терроре, своеобразное психологическое жестокое избиение человека, неосознанная агрессия с повторяющимися актами насилия.

Противоречие становится конфликтом, если затрагивает цели, интересы, социальный статус, престиж, моральное достоинство, жизненные ценности и т.д.

Затянувшееся противоречие, длительный конфликт становится буллингом.

Теоретическая часть. Нужен ли конфликт? Зачем? Какие функции есть у межличностного конфликта? Выслушивается мнение, затем группы, составляют тезисы в защиту той и другой мысли.

Вывод: Конфликты в детском коллективе могут выполнять самые разные функции, как позитивные, так и негативные

Работа в группах: Функции межличностного конфликта

Позитивные

Негативные

Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами

Большие эмоциональные затраты на участие в конфликте

Получение новой информации о конфликтующей стороне (другом ребенке, сверстнике)

Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия идет в ущерб воспитательно-образовательному процессу

Стимулирование к изменениям и развитию через воспитательные воздействия

Уменьшает степень сотрудничества в различных видах детской продуктивной деятельности

Снятие агрессивности, осознание норм поведения

Оказывает дезорганизующее влияние на совместную деятельность

Выработка более осознанного и целесообразного решения проблемы

Снижение дисциплины, ухудшение эмоционального самочувствия детей и социально-психологического климата в детском коллективе

Разрешение конфликтной ситуации обогащает жизненный опыт в сфере межличностного взаимодействия.

 

Чтобы понять, как возник и соответственно как разрешать конфликты надо понять, что он из себя представляет.

Структура конфликта.

Структура конфликта описывается по-разному разными авторами, но основные элементы принимаются практически всеми.

Это – проблема (противоречие), конфликтная ситуация, участники конфликта и их позиции, объект, «инцидент» (повод для выяснения отношений, пусковой механизм), конфликт (начало активного процесса, развитие и разрешение).

Объектом конфликта выступает конкретная материальная (игрушка, книга, вещь и др.) или духовно-нравственная ценность (дружеские отношения, признание), к обладанию или к отстаиванию которой стремятся конфликтующие стороны. Субъекты конфликта — дети, со своими потребностями, интересами, мотивами и представлениями о ценностях.

Сущность и причины конфликтов у дошкольников

В основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация — скрытое или открытое противоборство двух или нескольких участников (сторон), включающее либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных условиях, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т. п. Конфликтная ситуация, как правило, зарождается во взаимоотношениях и вызревает в практической деятельности, ее возникновению способствует более или менее длительный период скрытой, обоюдной или односторонней неудовлетворенности.

Для возникновения конфликта необходим инцидент — это практические (конфликтные) действия участников (сторон) конфликтной ситуации, которые характеризуются бескомпромиссностью поступков и направлены на обязательное овладение объектом обостренного встречного интереса. Инцидент обычно возникает после резкого обострения противоречия или когда одна из сторон начинает ущемлять другую и провоцирует столкновение. Если противоположная сторона начинает действовать, то конфликт из потенциального превращается в актуальный. Сигналами конфликта служат: кризис отношений, напряжение при общении, недоразумения, инциденты и общий дискомфорт. Если конфликт разрешается деструктивно, то его последствиями будут тревога, беспомощность, смятение, развал, отрицание, уход, эскалация, поляризация. И наоборот, если конфликт разрешается конструктивно, человек чувствует, что все идет гладко, испытывает радость общения, чувство успеха, эффективность, энергичность.

 

Работа в группах: Давайте разберемся, что обостряет, а что ослабляет конфликт. Вам предлагаются факторы, влияющие на конфликт. Пожалуйста, разбейте их на факторы, обостряющие конфликт и факторы, ослабляющие конфликт.

 

Итог работы групп:

Факторами, обостряющими протекание конфликта, в детском коллективе являются:

• повышение и внешнее проявление накала страстей (гнев, страх, тревога, разочарование);

• проявление безразличия со стороны взрослого на возникший конфликт;

• отсутствие попыток установления и поддержания отношений, как со стороны взрослых, так и со стороны самих участников конфликта — детей;

• эскалация, тиражирование конфликтной ситуации, увеличение числа детей, участников конфликта, которые принимают ту или иную сторону;

• вовлечение родителей.

Факторы, ведущие к ослаблению конфликта:

• уход на нейтральную сторону;

• беседа об эмоциях, объяснение, но не демонстрация их;

• уменьшение ощущения угрозы, наличие и использование детьми и взрослыми умений и коммуникативных навыков в урегулировании конфликтов;

• сохранение и укрепление межличностных отношений.

 

Теоретическая часть. Детские конфликты, несмотря на свою специфику и многообразие, имеют в целом общие стадии протекания.

Непосредственные причины возникновения конфликтов между детьми носят эмоционально-личностный характер, они связаны, как правило, с личностным восприятием происходящего вокруг, с чувственной реакцией на поведение и действия другого ребенка, расхождением во взглядах на правильность игровых действий, поступков и т. п.

Трудности школьников во взаимоотношениях со сверстниками, как показывает практика, чаще всего, возникают на почве уже имеющегося актуального неблагополучия в развитии ребенка (группы актуального неблагополучия).

1. ребенок слишком робок, зажат, не уверен в себе и, как следствие, неинициативен в играх и общении, малоинтересен товарищам. В число таких детей, как правило, попадают дети из конфликтных семей с остро неблагоприятной эмоциональной атмосферой, а также дети из семей с гипо- или гиперопекой и некоторыми другими дисгармоничными типами воспитания – предложите имена детей школы.

2. Другой широко распространенный вариант «непопулярного» школьника – агрессивный, плохо контролирующий свое поведение ребенок, склонный к конфликтам и аффективным вспышкам – предложите имена детей школы.

3. Показано, что у школьников может иметь место доминирование потребности в признании в сочетании с общей высокой активностью в общении и малой способностью удовлетворить коммуникативные потребности своих партнеров по игре и совместной деятельности. Непопулярные дети тяжело переживают свою не включенность в совместные игры сверстников, что, в свою очередь, крайне отрицательно сказывается на формировании у них самооценки и чувства самоуважения в целом – предложите имена детей школы.

Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может приводить к различным типам поведения ребенка.

Первый тип — это неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное для быстровозбудимых детей. Конфликты со сверстниками у этих детей проявляются во вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде. Негативные эмоции в этом случае могут быть вызваны как серьезными причинами, так и самыми незначительными. Быстро вспыхивая, они так же быстро угасают. Эмоциональная несдержанность и импульсивность таких детей приводит к разрушению игры, к конфликтам и дракам. Однако эти проявления ситуативны, представления о других детях остаются положительными и не препятствуют общению – предложите имена детей школы.

Второй тип поведения характеризуется устойчивым негативным отношением к общению. Как правило, обида, недовольство, неприязнь надолго задерживаются в памяти у таких детей, но в проявлении отрицательных эмоций они более сдержанны. Эти дети избегают общения и как будто равнодушны к окружающим. Однако наблюдения за ними показывают, что они пристально, но издалека следят за событиями в группе и за отношениями воспитателей и детей. Попытка взрослого вовлечь такого ребенка в игру или другую совместную деятельность вызывает отчуждение, демонстрацию показного безразличия ко всем, которая маскирует испуг, неуверенность в себе – предложите имена детей школы.

Основной чертой поведения третьего типа детей является наличие у них многочисленных страхов. Следует отличать нормальные проявления страха у детей от страха как проявления эмоционального неблагополучия, связанного со сложностью, неустойчивостью внутреннего мира ребенка – предложите имена детей школы.

 

Можно много рассказывать о конфликтах, но думаю, уже пора переходить к вопросу о там, как разрешать детские конфликты. Ответ прост: любой конфликт можно разрешить, если правильно его проанализировать и понять причину конфликта. Об этом мы и поговорим далее.

 

2. Психологический анализ детских конфликтов (практикум).

 

Разминка «Броуновское движение»: предлагаю встать и хаотично разойтись по классу. По моей команде разбейтесь на нужное количество человек по определенному признаку.

На пары по цвету одежды.

На тройки по цвету глаз.

А теперь, пополам, пока я считаю до трех.

Итак, у нас получилось две группы – зеленая и желтая, присаживайтесь.

Теоретическая часть. Предлагается несколько вариантов анализа конфликтов.

Вот один вариант последовательного разбора:

1. Описание ситуации конфликта (участники, место возникновения, обстоятельства, деятельность участников конфликта).

2. Что предшествовало возникновению ситуации?

3. Определение в ситуации момента, когда педагог мог бы определить переход конфликтной ситуации в конфликт.

4. Что помешало педагогу это сделать (эмоциональное состояние, присутствие свидетелей, растерянность, неожиданность и т. д.)?

5. Какие возрастные, индивидуальные особенности участников конфликта, проявились в их поведении, поступке, ситуации?

6. Ситуация глазами детей и самого педагога.

7. Личностная позиция педагога в возникновении конфликтной ситуации (отношение ее к детям).

8. Какие приемы воспитательного воздействия мог бы использовать педагог в конфликтной ситуации и как он их использовал в реальности? Оценка этих приемов.

9. Что нового узнал педагог, о своих воспитанниках, их поступках, поведении в конфликтной ситуации?

 

Практический блок:

Работа в группах: проанализируйте предложенные вам ситуации по данному варианту. Предложите свой вариант позитивного и негативного развития конфликта. Назовите к какой группе и типу относятся дети.

Ситуация 1. Наташа с Леной играли в мяч. Мяч покатился в лужу. Лена хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и упала прямо в лужу. Наташа начала смеяться, а Лена горько заплакала.

Ситуация 2. Оставил Коля свой самокат во дворе, а сам ушел обедать. Не успел поесть, как видит: на его самокате Вовка катается. Рассердился Коля и побежал во двор. «Сейчас, – думает, – отлуплю Вовку. Чтоб чужие вещи без спроса не брал». Подскочил к нему – сердитый, даже кулаки сжал.

 

Обсуждение ответов педагогов.

Формулирование вывода: даже самая конфликтная ситуация вполне может разрешиться мирно, если себя грамотно в ней вести.

Например. Конфликт мальчиков завершился так:

«Вовка увидел бегущего к нему Колю его и сказал мальчику, который рядом стоял:

– Знакомься, Игорек, это мой самый лучший друг – Коля.

Смутился Коля, разжал кулаки и неожиданно для себя сказал:

– Что же вы на самокате-то не катаетесь?..»

Для педагогов, предпочитающих мыслить схемами, я предлагаю такой вариант анализа - картографирование конфликта:

Психологический анализ детских конфликтов (практикум)

Для каждого оппонента конфликта мы определяем:

его интересы (чего он хочет);

опасения той и другой стороны (из-за чего человек испытывает чувство угрозы)

В центре схемы мы рисуем круг, в нем записываем Проблему конфликта (объективную причину)

На основе проделанного анализа ищем точки соприкосновения – то есть то, как можно снять чувство угрозы и удовлетворить интересы каждого из оппонентов.

 

Работа в группах: проанализируйте предложенные вам ситуации. Предложите свой вариант позитивного выхода из конфликта. Назовите, к какой группе и типу относятся дети.

Ситуация 3. Саша и Сережа играли вместе. Привозили на машине кирпичи, строили гараж. Сначала играли дружно. Потом Саша стал отбирать у Сережи кирпичи: «Ты всё неправильно делаешь». Сережа его толкнул, Саша закричал: «Не толкайся, дурак!». Дети начали друг друга толкать, обзываться, поссорились. Саша заплакал.

Ситуация 4. Коля построил замок из песка. И все им любовались. Игорь сказал, что он может сделать лучше. А когда Коля не поверил, Игорь разбежался и затоптал всю постройку.

 

Обсуждение ответов педагогов,

Формулирование вывода: осуществляя анализ взаимоотношений детей, педагог должен:

*  стараться определить причины их объединения (или не объединения);

* направлять эти взаимоотношения (при определяющей ини­циативе);

*  оценивать действия детей, помня об их обостренной чув­ствительности;

*  помогать им анализировать собственную личность; обращать внимание на выбор игрушек, имея в виду половую идентификацию;

*  осуществлять общение с детьми с учетом их пола; при общении придерживаться личностно ориентированной модели общения, так как именно она дает оптимальный результат;

* приучать детей к общению в таком стиле, который необхо­дим именно в этом возрасте;

* прививать детям коммуникативные навыки и обучать спо­собам ненасильственного разрешения конфликтов, возникающих в ходе игры.

 

Работа в группах. Мозговой штурм

Ну а теперь основе полученных знаний давайте сформулируем рекомендации по разрешению конфликта.

Первая группа формулирует общую стратегию действий педагога при затяжном конфликте между детьми (форма буллинга). Вторая – алгоритм действий при остром конфликте (например, в ситуации драки)

 

Примерный вариант рекомендации по разрешению конфликтной ситуации между детьми:

1. Признать существование конфликта, т. е. признать наличие противоположных целей, методов у участников конфликта, определить самих этих участников. Практически эти вопросы достаточно просто решить по внешним проявлениям, так как в конфликтной ситуации дети очень эмоционально реагируют на происходящее и сами сообщают о конфликте.

2. Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что – нет. На этом этапе вырабатываются подходы к проблемной ситуации, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.

3. После признания наличия конфликта и невозможности его решить «с ходу» целесообразно перенести разбор конфликта на более подходящее время и определить необходимость участия в разборе конфликта посредника (старшего воспитателя, психолога, родителя).

4. Разработать варианты решений конфликтной ситуации и методы воспитательных воздействий.

5. Деструктивное разрешение конфликта может явиться детонатором других, более сильных и продолжительны конфликтов, и уже с участием взрослых.

 

Примерный вариант действий педагога в опасных конфликтных ситуациях.

Педагог должен:

1. вмешаться в конфликт, прервать акт насилия (здесь можно прокомментировать происходящее, попытаться отвлечь ссорящихся, разнять противников);

2. избавиться от «зрителей», если присутствие других детей осложняет ситуацию, велеть им разойтись или самому уйти с участниками конфликта в другое место; успокоить участников конфликта, например: велеть им несколько раз глубоко вдохнуть и выдохнуть; развести их в разные стороны, посоветовав «охладить пыл»; устроить так, чтобы они не видели или не могли коснуться друг друга, пока не придут в себя; дать возможность выразить свои эмоции — обиду, злость; расспросить их, что случи­лось и как они себя чувствуют;

3. оценить обстановку, выяснить, кто участвует в конфликте, и кто знает, что произошло; оказать помощь пострадавшему; сообщить виновнику, если его вина не подлежит сомнению, о своем неудовольствии его поведением, решить вопрос – сразу же предпринять в отношении его какие-нибудь действия (например: успокоить, отвести к заведующей и т. п.) или лучше обстоятельно заняться им позже, позаботиться о поддержке, если она нужна со стороны, обратиться конкретно к кому-нибудь из детей и дать указания, что делать;

4. разрешить конфликт: когда дети успокоятся, провести с ними совместное обсуждение происшествия (разбор конфликта) или в отдельности провести беседу; сделать выводы: какие последствия влечет за собой поведение участников конфликта, должно ли последовать наказание, играет ли наказание какую-нибудь роль для ви­новника, какие уроки он извлечет, какие внушения должны получить участники конфликта, если их поведение не имело серьезных последствий или если оно привело к каким-либо нежелательным осложнениям.

 

Игры, формирующие навык бесконфликтного общения

Пожалуйста, в произвольном порядке разбейтесь на пять одинаковых подгрупп.

Каждая группа должна ознакомиться с вариантами игр, которые получит, кратко назвать возможные задачи и проиграть с коллективом, одну, наиболее понравившуюся.

БЛОК ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР НА СПЛОЧЕННОСТЬ, СОТРУДНИЧЕСТВО

Цели и основные задачи:

Развивать отношения, построенные на равноправии или готовности (способности) конструктивно решать пробле­мы, связанные с занимаемым положением (статусом) в группе, помочь детям ощутить единение с другими.

Развивать открытость, умение выражать интерес друг к дру­гу и свое отношение к другим.

Показать детям, что значит взаимное признание и уваже­ние.

Развивать коммуникативные навыки и умение без наси­лия разрешать конфликты.

Вызывать заинтересованность в общей цели.

Развивать готовность внести свою лепту в общее дело.

Развивать готовность идти друг другу навстречу.

Учить проявлять терпение к недостаткам других.

Учить умению считаться с интересами других.

Игра «Доброе животное». Цель: способствовать сплочению детского коллектива, на­учить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ход игры. Ведущий тихим таинственным голосом гово­рит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг впе­ред, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук — шаг вперед, стук — шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Игра «Паровозик». Цель: создание положительного эмоционального фона, спло­чение группы, развитие произвольного контроля, умения под­чиняться правилам других.

Ход игры. Дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет «вагончик», преодолевая различные пре­пятствия.

Подвижная игра «Дракон кусает свой хвост»

Цель: сплочение группы.

Ход игры. Играющие стоят друг за другом, держась за та­лию впереди стоящего. Первый ребенок — это голова дракона, последний — кончик хвоста. Под музыку первый играющий пытается схватить последнего — «дракон» ловит свой «хвост». Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль «головы дра­кона» назначается другой ребенок.

Игра «Жучок». Цель: раскрытие групповых отношений.

Ход игры. Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящей должен узнать, кто из детей дотронулся до его руки, и водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки.

Через три занятия в группе можно по наблюдениям выде­лить 5 стихийных ролей:

лидер; товарищ лидера («прихвостень »); неприсоединившийся оппозиционер;

покорный конформист (« баран »); «козел отпущения».

Игра «Объятия». Цель: научить детей физическому выражению своих по­ложительных чувств, тем самым способствуя развитию груп­повой сплоченности. Игру можно проводить утром, когда дети собираются в группе, для ее «разогрева». Воспитатель должен проявить свое стремление видеть перед собой единую спло­ченную группу, объединяющую всех детей, независимо от уров­ня их общительности.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям сесть в один большой круг.

Воспитатель. Дети, кто из вас еще помнит, что он де­лал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить свое от­ношение к ним? Правильно, вы брали их на руки. Я хочу, чтобы вы все хорошо относились друг другу и дружили меж­ду собой. Конечно, иногда можно и поспорить друг с другом, но, когда люди дружны, им проще переносить обиды или раз­ногласия. Я хочу, чтобы вы выразили свои дружеские чув­ства к остальным детям, обнимая их. Быть может, будет та­кой день, когда кто-нибудь из вас не захочет, чтобы его обни­мали. Тогда дайте нам знать, что вы хотите, пока же можно просто посмотреть, но не участвовать в игре. Тогда все ос­тальные не будут трогать этого ребенка. Я начну с легкого маленького объятия и надеюсь, что вы мне поможете превра­тить это объятие в более крепкое и дружеское. Когда объя­тие будет доходить до вас, то любой из вас может добавить в него энтузиазма и дружелюбия.

Дети по кругу начинают обнимать друг друга, с каждым разом, если сосед не возражает, усиливая объятие.

После игры, задаются вопросы:

—   Понравилась ли тебе игра?

—   Почему хорошо обнимать других детей?

—  Как ты себя чувствуешь, когда другой ребенок тебя об­нимает?

—  Берут ли тебя дома на руки? Часто ли это бывает?

Игра «Аплодисменты по кругу». Цель: формирование групповой сплоченности.

Ход игры.

Воспитатель. Ребята, кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля — стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом и душой. У нас хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу с вами поиграть в игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Становитесь в общий круг, я начинаю.

Воспитатель подходит к кому-нибудь из детей. Смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем вместе с этим ребенком воспитатель выбира­ет следующего, который также получает свою порцию апло­дисментов, затем тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, выбирает сле­дующего, игра продолжается до тех пор, пока последний учас­тник игры не получил аплодисменты всей группы.

БЛОК ИГР НА ОБУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫМ СПОСОБАМ ОБЩЕНИЯ

Игра «Попроси игрушку». Цель: развитие коммуникативных навыков.

Ход игры. Группа детей делится на пары, один из участ­ников пары (с голубым опознавательным знаком (цветок)) берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой (№ 2) должен попросить этот пред­мет. Инструкция участнику № 1: «Ты держишь в руках иг­рушку, которая очень тебе нужна, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участни­ку № 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить иг­рушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники меняют­ся ролями.

Игра «Хороший друг». Цель: развивать навык налаживать дружеские взаимоот­ношения. Ход игры. Для проведения игры понадобятся бумага, ка­рандаш, фломастеры на каждого ребенка.

Воспитатель предлагает детям подумать о своем хорошем друге и уточняет, что это может быть реальный человек или его можно просто себе вообразить. Затем обсуждаются следу­ющие вопросы: «Что ты думаешь об этом человеке? Что вы любите вместе делать? Как выглядит твой друг? Что тебе боль­ше всего в нем нравится? Что вы делаете для того, чтобы ваша дружба крепла? » Ответы на эти вопросы воспитатель предла­гает нарисовать на бумаге.

Дальнейшее обсуждение:

—   Как человек находит друга?

—   Почему так важны в жизни хорошие друзья?

—   Есть ли у тебя друг в группе?

Игра «Ты мне нравишься». Цель: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми.

Ход игры. Для проведения игры понадобится клубок цвет­ной шерсти. По просьбе воспитателя дети садятся в общий круг.

Воспитатель. Ребята, давайте все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Когда мы будем ее плести, то каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к сво­им сверстникам. Итак, обмотайте два раза свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сто­рону одного из ребят, сопровождая свое движение словами: «Лена (Дима, Маша)! Ты мне нравишься, потому что... (с тобой очень весело играть в разные игры)».

Лена, выслушав обращенные к ней слова, обматывает ни­тью свою ладонь так, чтобы «паутина» была более-менее натя­нута. После этого Лена должна подумать и решить, кому пере­дать клубок дальше. Передавая его Диме, она также произно­сит добрые слова: «Дима! Ты мне нравишься, потому что нашел мой бантик, который я вчера потеряла». И так игра продолжа­ется, пока все дети не будут опутаны «паутиной». Последний ребенок, получивший клубок, начинает сматывать его в обрат­ном направлении, при этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.

Дальнейшее обсуждение:

—  Легко ли говорить приятные вещи другим детям?

—   Кто тебе говорил что-нибудь приятное до этой игры?

—   Дружные ли дети в группе?

—   Почему каждый ребенок достоин любви?

—   Что-нибудь удивило тебя в этой игре?

БЛОК ИГР, ОТРАЖАЮЩИХ ПРИТЯЗАНИЕ НА СОЦИАЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ

Основные задачи:

привить ребенку новые формы поведения;

научить самому принимать верные решения и брать от­ветственность на себя;

дать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным в себе человеком;

коррекция аффективного поведения;

приобретение навыков саморасслабления.

Этюды: «Клоун смеется и дразнит слона», «Молчок» (тре­нинги желательного поведения), «Вот он какой» (пантомими­ка), «Тень», «Робкий ребенок», «Капитан» и «Правильное ре­шение» (смелость, уверенность в себе), «Два маленьких рев­нивца», «Так будет справедливо», «У оленя дом большой», «Кукушонок», «Винт», «Солнышко и тучка», «Буши попала вода», «Игра с песком» (расслабление мышц). Игры: «День рождения», «Ассоциации», «Необитаемыйостров», «Страшные сказки», «Фанты» (ОвчароваР. В., 2003).

Игра «Король». Цель: формировать у детей адекватную самооценку, при­вить новые формы поведения.

Ход игры.

Воспитатель. Ребята, кто из вас когда-нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности это может принести? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого?

После выяснения мнения детей воспитатель предлагает им поиграть в игру, в которой каждый может побывать коро­лем в течение минут пяти. При помощи считалки выбирает­ся первый участник в роли короля, остальные дети становят­ся его слугами и должны делать все, что приказывает король. Естественно, король не имеет права отдавать такие приказы, которые могут обидеть или оскорбить других детей, но он мо­жет приказать, например, чтобы слуги ему кланялись, подава­ли питье, были у него на «посылках» и т. п. Когда приказы короля выполнены, по считалке выбирается другой исполни­тель роли, за время игры в роли короля могут побывать 2-3 ребенка. Когда время правления последнего короля закон­чится, воспитатель проводит беседу, в которой обсуждает с деть­ми полученный ими опыт в игре.

Дальнейшее обсуждение:

—   Как ты чувствовал себя, когда был королем?

—   Что тебе больше всего понравилось в этой роли?

—   Легко ли было тебе отдавать приказы другим детям?

—   Что ты чувствовал, когда был слугой?

—   Легко ли тебе было выполнять желания короля?

—   Когда королем был Вова (Егор), он был для тебя доб­рым или злым королем?

—   Как далеко добрый король может заходить в своих желаниях?

БЛОК ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА СНЯТИЕ КОНФЛИКТНОСТИ

Основные задачи:

Переориентация поведения с помощью ролевых игр. Формирование адекватных норм поведения. Снятие напряжения у детей. Нравственное воспитание. Регулировка поведения в коллективе и расширение пове­денческого репертуара ребенка. Обучение приемлемым способам выражения гнева. Отработка навыков реагирования в конфликтных ситуа­циях. Обучение приемам релаксации.

Этюды: «Карлсон», «Очень худой ребенок». Игры: «Кто пришел», «Кляксы», «Угадай, что спрятано?», «Что измени­лось?», «Отгадай, кто мы?», «Кораблик», «Три характера», «Ма­газин зеркал», «Разъяренная обезьянка», «Кто за кем», «Хит­рец» (ОвчароваР. В., 2003).

В названных этюдах и играх воспитатель может модели­ровать конфликтную ситуацию, а затем провести разбор конф­ликта вместе с детьми.

Если в группе произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив в гости любимых извест­ных детям литературных героев, например Незнайку и Пон­чика. На глазах у ребят гости разыгрывают ссору, похожую на ту, которая произошла в группе, а затем просят детей по­мирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Можно разделить героев и ребят на две группы, одна из которых говорит от имени Незнайки, другая — от имени Пончика. Можно дать возможность детям самим выбрать, на чью позицию им хотелось бы встать и чьи инте­ресы защищать. Какая бы конкретная форма проведения ролевой игры ни была выбрана, важно, что в конечном итоге дети приобретут умение вставать на позицию другого челове­ка, распознавать его чувства и переживания, научатся тому, как вести себя в сложных жизненных ситуациях. Общее обсуждение проблемы будет способствовать сплочению дет­ского коллектива и установлению благоприятного психоло­гического климата в группе.

Во время подобных обсуждений можно разыграть и дру­гие ситуации, которые чаще всего вызывают конфликты в кол­лективе: как реагировать, если товарищ не отдает нужную тебе игрушку, что делать, если тебя дразнят; как поступить, если тебя толкнули и ты упал, и др. Целеустремленная и тер­пеливая работа в этом направлении поможет ребенку с боль­шим пониманием относится к чувствам других и научиться самому адекватно относится к происходящему.

Игра «Ссора». Цель: учить детей анализировать поступки, находить при­чину конфликта; дифференцировать противоположные эмо­циональные переживания: дружелюбие и враждебность. Знакомить детей с конструктивными способами решения конф­ликтных ситуаций, а также способствовать их усвоению и использованию.

Ход игры. Для игры необходима «волшебная тарелочка» и картинка с изображением двух девочек.

Воспитатель (обращает внимание детей на «волшеб­ную тарелочку», на дне которой лежит картинка с изобра­жением двух девочек). Дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами: Олей и Леной. Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось?

Мы поссорились с подругой И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга! Помириться нужно нам.

Я ее не обижала — Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала И сказала: «Не отдам!»

(А. Кузнецова)

Вопросы для обсуждения:

—  Подумайте и скажите: из-за чего поссорились девочки? (Из-за игрушки);

—  А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего?

—  А что чувствуют те, кто ссорится?

—  А можно обойтись без ссор?

— Подумайте, как девочки могут помириться? Выслушав ответы, воспитатель предлагает один из спосо­бов примирения — автор так закончил эту историю:

Дам ей мишку, извинюсь, Дам ей мячик, дам трамвай И скажу: «Играть давай!»

(А. Кузнецова)

Воспитатель акцентирует внимание на том, что виновник ссоры должен уметь признать свою вину.

Игра «Коврик мира»

Цель: научить детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе. Само наличие «коврика мира» в группе побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.

Ход игры. Для игры необходим кусок тонкого пледа или ткани размером 90 х 150 см или мягкий коврик такого же размера, фломастеры, клей, блестки, бисер, цветные пуговицы, все, что может понадобиться для оформления декорации.

Воспитатель. Ребята, расскажите мне, о чем вы спори­те иногда друг с другом? С кем из ребят вы спорите чаще дру­гих? Как вы чувствуете себя после такого спора? Как вы дума­ете, что может произойти, если в споре сталкиваются различ­ные мнения? Сегодня я принесла для нас всех кусок ткани, который станет нашим «ковриком мира». Как только воз­никнет спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. Давайте посмотрим, что из этого получится. (Вос­питатель кладет в центре комнаты ткань, а на нее — кра­сивую книжку с картинками или занятную игрушку.) Пред­ставьте себе, что Катя и Света хотят взять эту игрушку поиг­рать, но она — одна, а их — двое. Они обе сядут на «коврик мира», а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них пока не имеет права взять игрушку просто так. (Дети занимают ме­сто на ковре.) Может, у кого-то из ребят есть предложение, как можно было бы разрешить эту ситуацию?

После нескольких минут дискуссии воспитатель предла­гает детям украсить кусок ткани: «Сейчас мы можем превра­тить этот кусок в «коврик мира» нашей группы. Я напишу на нем имена всех детей, а вы должны помочь мне его укра­сить».

Этот процесс имеет очень большое значение, так как благодаря ему дети символическим образом делают «ков­рик мира» частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорит­ся спор, они смогут использовать его для разрешения воз­никшей проблемы, обсудить ее. «Коврик мира» необходимо использовать исключительно с этой целью. Когда дети при­выкнут к этому ритуалу, они начнут применять «коврик мира» без помощи воспитателя, и это очень важно, т. к. са­мостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. «Коврик мира» придаст детям внутреннюю уве­ренность и покой, в также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физичес­кой агрессии.

Вопросы для обсуждения:

—  Почему так важен для нас «коврик мира»?

—  Что происходит, когда в споре побеждает более силь­ный?

—   Почему недопустимо применение в споре насилия?

—   Что вы понимаете под справедливостью?

СТИХИ-МИРИЛКИ.

Цель: повысить мотивацию к мирному разрешению конфликтов в группе, создать ритуал завершения конфликта

1. Мирись-мирись, больше не дерись.

Если будешь драться-Я буду кусаться!

А кусаться не причем, Буду драться кирпичом!

Нам кирпич не нужен, Давай с тобой подружим!

2. Ручку за ручку Мы крепко возьмем,

Раньше мы дрались, А теперь ни почем!

3. Ссориться не будем. Будем мы дружить,

Клятву не забудем, Пока будем жить!

4. Хватит нам уже сердиться, Веселятся все вокруг!

Поскорей давай мириться: - Ты мой друг!

- И я твой друг! Мы обиды все забудем

И дружить, как прежде будем!

5. Я мирюсь, мирюсь, мирюсь, И я больше не дерусь.

Ну а если подерусь,- В грязной луже окажусь!

6. Давай с тобой мириться И во всем делиться.

А кто не будет мириться- С тем не будем водиться!

7. Чтобы солнце улыбалось, Нас с тобой согреть старалось,

Нужно просто стать добрей, И мириться нам скорей!

8. Мир, мир навсегда, Больше ссориться нельзя,

А то бабушка придет, И по попе надает!

9. Чем ругаться и дразниться Лучше нам с тобой мириться!

Будем вместе улыбаться, Песни петь и танцевать,

Летом в озере купаться, И клубнику собирать,

На коньках зимой кататься, Баб лепить, в снежки играть,

На двоих делить конфеты, Все проблемы и секреты.

Очень скучно в ссоре жить, Потому – давай дружить!

 

Рефлексия педсовета:

Продолжите предложения:

Главное, что я сегодня узнала….

Я поняла, что ….

Я не согласна с тем, что…

Наиболее значимым для моей практической работы является то, что…

 

Решение: Алексеева Е.Н.

1. Принять в работу и действовать по алгоритмам решения затяжных конфликтных ситуациях (форма буллинга), острых конфликтных ситуациях.

2. Анализировать конфликты детей по рассмотренным вариантам.

3. Использовать предложенные игры для профилактики конфликтов в детской среде.

 

 

 

 

Функции межличностного конфликта

 

 

Позитивные

Негативные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

Факторы, обостряющие конфликт в детском коллективе:

• уменьшение ощущения угрозы, наличие и использование детьми и взрослыми умений и коммуникативных навыков в урегулировании конфликтов;

• проявление безразличия со стороны взрослого на возникший конфликт;

• отсутствие попыток установления/поддержания отношений, как со стороны взрослых, так и со стороны самих участников конфликта - детей;

• сохранение и укрепление межличностных отношений.

• эскалация, тиражирование конфликтной ситуации, увеличение числа детей, участников конфликта, которые принимают ту или иную сторону;

• уход на нейтральную сторону;

• повышение и внешнее проявление накала страстей (гнев, страх, тревога, разочарование);

• беседа об эмоциях, объяснение, но не демонстрация их;

• вовлечение родителей.

Факторы, ведущие к ослаблению конфликта:

• уменьшение ощущения угрозы, наличие и использование детьми и взрослыми умений и коммуникативных навыков в урегулировании конфликтов;

• проявление безразличия со стороны взрослого на возникший конфликт;

• отсутствие попыток установления/поддержания отношений, как со стороны взрослых, так и со стороны самих участников конфликта - детей;

• сохранение и укрепление межличностных отношений.

• эскалация, тиражирование конфликтной ситуации, увеличение числа детей, участников конфликта, которые принимают ту или иную сторону;

• уход на нейтральную сторону;

• повышение и внешнее проявление накала страстей (гнев, страх, тревога, разочарование);

• беседа об эмоциях, объяснение, но не демонстрация их;

• вовлечение родителей.

 

Группы неблагополучия в развитии ребенка:

1. ребенок слишком робок, зажат, не уверен в себе и, как следствие, неинициативен в играх и общении, малоинтересен товарищам. В число таких детей, как правило, попадают дети из конфликтных семей с остро неблагоприятной эмоциональной атмосферой, а также дети из семей с гипо- или гиперопекой и некоторыми другими дисгармоничными типами воспитания

 

2. агрессивный, плохо контролирующий свое поведение ребенок, склонный к конфликтам и аффективным вспышкам

 

3. школьник, доминирующий потребности в признании в сочетании с общей высокой активностью в общении и малой способностью удовлетворить коммуникативные потребности своих партнеров по игре и совместной деятельности. Непопулярные дети тяжело переживают свою не включенность в совместные игры сверстников, что, в свою очередь, крайне отрицательно сказывается на формировании у них самооценки и чувства самоуважения в целом.

Типы поведения ребенка:

Первый тип – это неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное для быстровозбудимых детей. Конфликты со сверстниками у этих детей проявляются во вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде. Негативные эмоции в этом случае могут быть вызваны как серьезными причинами, так и самыми незначительными. Быстро вспыхивая, они так же быстро угасают. Эмоциональная несдержанность и импульсивность таких детей приводит к разрушению игры, к конфликтам и дракам.

Второй тип поведения характеризуется устойчивым негативным отношением к общению. Как правило, обида, недовольство, неприязнь надолго задерживаются в памяти у таких детей, но в проявлении отрицательных эмоций они более сдержанны. Эти дети избегают общения и как будто равнодушны к окружающим. Однако наблюдения за ними показывают, что они пристально, но издалека следят за событиями в группе и за отношениями педагогов и детей. Попытка взрослого вовлечь такого ребенка в игру или другую совместную деятельность вызывает отчуждение, демонстрацию показного безразличия ко всем, которая маскирует испуг, неуверенность в себе.

Основной чертой поведения третьего типа детей является наличие у них многочисленных страхов. Следует отличать нормальные проявления страха у детей от страха как проявления эмоционального неблагополучия, связанного со сложностью, неустойчивостью внутреннего мира ребенка.

 

Вариант анализа конфликтов – последовательный разбор.

1. Описание ситуации конфликта (участники, место возникновения, обстоятельства, деятельность участников).

2. Что предшествовало возникновению ситуации?

3. Определение момента, когда педагог мог бы определить переход конфликтной ситуации в конфликт.

4. Что помешало педагогу это сделать (эмоциональное состояние, присутствие свидетелей, растерянность, неожиданность…)?

5. Какие возрастные, индивидуальные особенности участников конфликта, проявились в их поведении, поступке, ситуации?

6. Ситуация глазами детей и самого педагога.

7. Личностная позиция педагога в возникновении конфликтной ситуации (отношение ее к детям).

8. Какие приемы воспитательного воздействия мог бы использовать педагог в конфликтной ситуации и как он их использовал в реальности? Оценка этих приемов.

9. Что нового узнал педагог, о своих воспитанниках, их поступках, поведении в конфликтной ситуации?

 

Задание для групп:

1.    Проанализируйте предложенные вам ситуации по данному варианту.

2.    Предложите свой вариант позитивного и негативного развития конфликта.

3.    Назовите, к какой группе и типу относятся дети.

 

Ситуация 1. Наташа с Леной играли в мяч. Мяч покатился в лужу. Лена хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и упала прямо в лужу. Наташа начала смеяться, а Лена горько заплакала.

 

 

 

 

Вариант анализа конфликтов – последовательный разбор.

1. Описание ситуации конфликта (участники, место возникновения, обстоятельства, деятельность участников).

2. Что предшествовало возникновению ситуации?

3. Определение момента, когда педагог мог бы определить переход конфликтной ситуации в конфликт.

4. Что помешало педагогу это сделать (эмоциональное состояние, присутствие свидетелей, растерянность, неожиданность…)?

5. Какие возрастные, индивидуальные особенности участников конфликта, проявились в их поведении, поступке, ситуации?

6. Ситуация глазами детей и самого педагога.

7. Личностная позиция педагога в возникновении конфликтной ситуации (отношение ее к детям).

8. Какие приемы воспитательного воздействия мог бы использовать педагог в конфликтной ситуации и как он их использовал в реальности? Оценка этих приемов.

9. Что нового узнал педагог, о своих воспитанниках, их поступках, поведении в конфликтной ситуации?

 

Задание для групп:

1.    Проанализируйте предложенные вам ситуации по данному варианту.

2.    Предложите свой вариант позитивного и негативного развития конфликта.

3.    Назовите, к какой группе и типу относятся дети.

 

Ситуация 2. Оставил Коля свой самокат во дворе, а сам ушел обедать. Не успел поесть, как видит: на его самокате Вовка катается. Рассердился Коля и побежал во двор. «Сейчас, – думает, – отлуплю Вовку. Чтоб чужие вещи без спроса не брал». Подскочил к нему – сердитый, даже кулаки сжал.

 

 

 

 

 

 

Вариант анализа конфликта – картографирование

 

Для каждого оппонента конфликта мы определяем:

его интересы (чего он хочет);

опасения той и другой стороны (из-за чего человек испытывает чувство угрозы);

в центре схемы мы рисуем круг, в нем записываем Проблему конфликта (объективную причину);

На основе проделанного анализа ищем точки соприкосновения – то есть то, как можно снять чувство угрозы и удовлетворить интересы каждого из оппонентов.

 

Задание для групп:

1.     Проанализируйте предложенные вам ситуации.

2.    Предложите свой вариант позитивного выхода из конфликта.

3.    Назовите к какой группе и типу относятся дети.

 

Ситуация 3. Саша и Сережа играли вместе. Привозили на машине кирпичи, строили гараж. Сначала играли дружно. Потом Саша стал отбирать у Сережи кирпичи: «Ты всё неправильно делаешь». Сережа его толкнул, Саша закричал: «Не толкайся, дурак!». Дети начали друг друга толкать, обзываться, поссорились. Саша заплакал.

 

Вариант анализа конфликта – картографирование

 

Для каждого оппонента конфликта мы определяем:

его интересы (чего он хочет);

опасения той и другой стороны (из-за чего человек испытывает чувство угрозы);

в центре схемы мы рисуем круг, в нем записываем Проблему конфликта (объективную причину);

На основе проделанного анализа ищем точки соприкосновения – то есть то, как можно снять чувство угрозы и удовлетворить интересы каждого из оппонентов.

 

Задание для групп:

4.     Проанализируйте предложенные вам ситуации.

5.    Предложите свой вариант позитивного выхода из конфликта.

6.    Назовите к какой группе и типу относятся дети.

 

Ситуация 4. Коля построил замок из песка. И все им любовались. Игорь сказал, что он может сделать лучше. А когда Коля не поверил, Игорь разбежался и затоптал всю постройку.

 

 

Примерный вариант рекомендации по разрешению затяжной конфликтной ситуации между детьми:

 

Педагог должен:

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

 

4.

 

 

5.

 

 

 

Примерный вариант действий педагога в опасных конфликтных ситуациях.

 

Педагог должен:

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

Опубликовано в группе «Специальная коррекционная школа VIII вида»


Комментарии (2)

Ирина Леонидовна Сученинова, 12.02.19 в 17:29 2 Ответить Пожаловаться
Здравствуйте. Спасибо за проект, все понятно и полезно. Но изображения не открываются, добавьте пожалуйста
Сметанина Надежда Анатольевна, 14.02.19 в 20:31 5 Ответить Пожаловаться
Я вставлю в комментарии
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.