12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Авдошина Валентина Юрьевна269
Россия, Амурская обл., Благовещенск

Итоговый проект



Авдошиной Валентины Юрьевны


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «ДС №67 г. Благовещенск».


Стаж: 18 лет.


Возрастная группа: подготовительная к школе группа.


Тема самообразования:

«Развитие мелкой моторики дошкольников»


Совершенствование навыков мелкой моторики имеет важное значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного возраста. Уровень развития мелкой моторики способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, формирования навыков самообслуживания, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма.
















Описание структуры итогового проекта по компонентам:

Раздел 1. “Методическая деятельность педагога".

Введение 

- актуальность

- объект

- предмет работы

- цель

- задачи

Теоретическое обоснование 

Практическая часть

Раздел 2. "Педагогическая копилка педагога"

Диагностические материалы.

Конспект НОД по познавательному  развитию в подготовительной к школе группе.

Конспект НОД по физической культуре в подготовительной к школе группе.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе.

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе.

Конспект НОД по социально – коммуникативному развитию в подготовительной к школе группе

Конспект НОД по применению современных образовательных технологий.

Заключение 

Литература 























Раздел 1. “Методическая деятельность педагога".

Введение.


«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

В. А. Сухомлинский


Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования.

Развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение ребенка производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Письмо является сложнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений, уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста. Зачастую, первоклассники не способны проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв (так называемая «дрожащая линия»), не умеют точно вырезать по контуру фигуры из бумаги, у многих детей отмечается плохая координация движений при беге, прыжках, общая двигательная неловкость и неуклюжесть. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук.

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Но на самом деле в достаточной степени развитые навыки мелкой моторики рук ребенка влияют не только на его речь, но и на его общее развитие, на интеллектуальные способности. Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики.

Проведенный анализ  исследований мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста за последние пять лет  показывает, что 40% детей подготовительной группы имеют низкий уровень сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук, 47% детей имеют средний уровень и только 13% детей имеют высокий уровень сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения детям будет скучно – надо обра­тить их в интересные и полезные игры. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Развитие навыков мелкой моторики в дошкольном возрасте важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Предстоящая учебная деятельность потребует от ребёнка определённого уровня готовности тонких движений пальцев рук к выполнению мелких, точных, разнообразных действий. Его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения скоординированы и точны. Недостаточное развитие общей и мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению задержки развития ребёнка, проблем во взаимодействии со взрослыми и сверстниками и, как следствие, к негативному отношению к детскому саду, а потом к учебе в школе.

Даже самые незначительные нарушения мелкой моторики могут оказывать неблагоприятное влияние на психическое развитие дошкольника.

 


Цель исследования: изучение пространственных представлений на примере предложно - падежных конструкций, определение уровня их сформированности у детей 6-7 лет с ОНР и проведение коррекционно-логопедической работы по дальнейшему их формированию.

Объект исследования: пространственные представления на примере предложно - падежных конструкций у детей 6-7 лет с ОНР.

Предмет исследования: процесс коррекционно - логопедического воздействия по формированию пространственных представлений на примере предложно - падежных конструкций у детей 6-7 лет с ОНР.

Гипотеза исследования: положительных результатов по формированию пространственных представлений на примере предложно - падежных конструкций у детей шести - семи лет с ОНР можно добиться при соблюдении следующих условий:

-своевременного выявления нарушений в формировании пространственных представлений на примере предложно - падежных конструкций у детей 6-7 лет с ОНР;

-учета возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей, уровня общего недоразвития речи;

-подбора и проведения эффективных методик по формированию пространственных представлений на примере предложно - падежных конструкций у детей 6-7 лет с ОНР;

-совместной работы логопеда и педагогов дошкольных групп детского дома по формированию пространственных представлений на примере предложно - падежных конструкций у шести - семилетних детей с ОНР.

Задачи исследования:

изучить специальную научно - методическую психолого - педагогическую и коррекционно - логопедическую литературу по проблеме формирования пространственных представлений на примере предложно - падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;

подобрать диагностические методики для изучения и выявления сформированности пространственных представлений на примере предложно - падежных конструкций у шести - семилетних детей с ОНР;

провести логопедическую работу по формированию пространственных представлений предложно - падежных конструкций с детьми 6-7 лет с ОНР;

разработать рекомендации для педагогов по формированию пространственных представлений на примере предложно - падежных конструкций в условиях детского сада.


Теоретическое обоснование. 

Теоретико-методологической основой исследования явились философские и психологические исследования генезиса и структуры процесса познания; идеи о единстве и взаимодействии биологических и социальных факторов в развитии ребенка (Л.И Божович, Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, В.И. Лубовский и др.); ведущей роли деятельно­сти в речевом и психическом развитии и формировании человека (П.Я. Гальперин, А Р Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.). Исследование базируется на концепции структурно-системного подхода к изучению явлений (Р.И Лалаева, А. А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев и др.). Мы учитывали представления о высших психических процессах как функциональ­ных системах и закономерностях формирования речи (П.К. Анохин, И.М. Сеченов и др.), психологические аспекты восприятия пространства и генезис пространствегатых представлений у детей (Б.Г. Ананьев, Л.А. Венгер, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн и др.). Методологическими ориентирами исследования были основные положения тео­рии порождения речи и уровнях синтаксиса (Г В. Ахутина, И.А. Зимняя, А.Р. Лурия, Л С. Цвсткова и др.), лингвистические и психолингвистические представления о един­стве формальных, смысловых и коммуникативных значений языковых единиц (Ь.В. Клобуков, Л.В. Щерба, Н.Ю. Шведова и др.).


Практическая часть.

Прежде чем приступить к формированию пространственных представлений на примере предложно-падежных конструкций у детей с ОНР, мной были изучены различные методики исследования усвоения детьми предложно-падежных конструкций родного языка, разработанные такими авторами как В.А. Ковшиков, М.П. Феофанов, А.Н. Гвоздев, Ф.А. Сохин и Н.Я. Семаго. Проанализировав все схемы обследования, я пришла к выводу, что именно для детей с общим недоразвитием речи необходим максимально упрощенный диагностический речевой материал. Разработала свою методику обследования пространственных представлений на примере предложно- ­падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Кроме того, мной был подобран яркий и эстетичный иллюстрированный материал для каждого этапа обследования, который можно использовать в комплексной коррекционно - логопедической работе с детьми, с ОНР.

Приняв во внимание полученные данные диагностики, я приступила к разработке методов и приемов формирования пространственных пред­ставлений на примере предложно - падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Учитывая онтогенетический принцип обрабатывания предлогов в речи, я разработала перспективные тематические планы по формированию предложно - падежных конструкций по всем лексическим темам на старшую и подготовительную группу.

Проводимую работу осуществляла традиционными (объяснение, показ, совместные действия, действия по подражанию, вопросы и наблюдения) и инновационными методами.

К инновационным методам отношу:

- компьютерные технологии. Технические возможности компьютера позволяют активизировать получение знаний дошкольниками, повысить наглядность в предъявлении материала, повысить интерес детей к занятиям. Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес: движения, звук, анимация надолго привлекает внимание ребенка.

- Мнемотехника. Дети легче запоминают значение того или иного предлога. «Мини - сказок - связок» - являются этапом развития монологической речи ребенка, которая характеризуется последовательным, грамматически правильным построением предложений и связным изложением мыслей старшего дошкольника. Обучаю детей «читать» предложения, используя цепочку картинок и схем (схемы - предлоги), выстроенных в логической последовательности, обозначающих законченную мысль. Подбираю такие карточки, которые наглядно демонстрируют значение предлога по отношению к предметам.

Широко использую наглядный материал, передвижные модули, пальчиковые и кукольный театры, элементы релаксации и музыкотерапии.

Конечно, об успешности коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующего направления нельзя говорить без тесного контакта учителя- логопеда с родителями дошкольников и без их, родителей, помощи. Чтобы осуществить такой контакт и сделать сотрудничество с родителями более продуктивным я использую разные формы работы:

Информационно-аналитические (анкетирование, сбор анамнестических данных);

Досуговые (совместная подготовка детей к выступлениям на утренниках и досугах, совместное изготовление дидактических пособий и игрушек);

3 .Познавательные (тематические родительские собрания, индивидуальные и подгрупповые беседы, консультации, семинары-практикумы, мозговые штурмы, круглые столы, мастер-классы, игры-тренинги);

4.Наглядно - информационные (открытые занятия, занятия-викторины, информационные листы о состоянии звукопроизношения детей, выставка методической литературы и периодических изданий, оформление родительского уголка, ведение индивидуальных тетрадей для занятий дома).

Для удобства работы с родителями мною были разработаны методические рекомендации по развитию пространственных представлений на примере предложно падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста. (Приложение 13).

Таким образом, преемственность в работе между учителем-логопедом и родителями - это неотъемлемая часть коррекционно-образовательного процесса, где все работают над совершенствованием речевых возможностей и получением новых знаний.

Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе во многом зависит от взаимосвязи в работе учителя-логопеда и воспитателей. Взаимодействие с воспитателями осуществляется в разных формах (совместное составление перспективного планирования работы обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно­ - развивающей работы, оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении (совместное изготовление пособий); взаимопосещение занятий, консультации, практические тренинги.

Анализируя содержание работы, я отметила динамику полученных результатов. Это свидетельствует о том, что уровень сформированности пространственных представлений на примере предложно-падежных конструкций повысился.

В результате проделанной коррекционно-развивающей работы у детей значительно улучшилось понимание и употребление предлогов.

Раздел 2. "Педагогическая копилка педагога"


Диагностические материалы.


Прежде чем приступить к формированию пространственных представлений на примере предложно-падежных конструкций у детей с ОНР, мной были изучены различные методики исследования усвоения детьми предложно-падежных конструкций родного языка, разработанные такими авторами как В.А. Ковшиков, М.П. Феофанов, А.Н. Гвоздев, Ф.А. Сохин и Н.Я. Семаго. Проанализировав все схемы обследования, я пришла к выводу, что именно для детей с общим недоразвитием речи необходим максимально упрощенный диагностический речевой материал. Многие авторы не используют картинный материал к своим предложенным диагностикам, ограничиваясь лишь речевым наполнением, что значительно затрудняет процесс диагностики.

На основании выше сказанного мной была разработана своя методика обследования пространственных представлений на примере предложно­падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Разработанным диагностическим материалом я пользовалась в старшей и подготовительной группах, что значительно упростило процесс обследования. Кроме того, мной был подобран яркий и эстетичный иллюстрированный материал для каждого этапа обследования, который можно использовать в комплексной коррекционно - логопедической работе с детьми, с общим недоразвитием речи.

Для исследования усвоения навыков понимания предложных конструкций детям предлагались следующие предметные и сюжетные картинки (Приложение 1).

В

-цыпленок сидит в букве.

ИЗ -ЗА

-цыпленок смотрит из-за букв.

НА

-цыпленок сидит на букве.

ИЗ -ПОД

-цыпленок выглядывает из - под букв.

ПОД

-цыпленок сидит под буквой.

ПЕРЕД

-цыпленок стоит перед буквами.

ЗА

-цыпленок спрятался за букву.

МЕЖДУ

-цыпленок застрял между буквами.

ИЗ

-цыпленок выглядывает из коробки.

ЧЕРЕЗ

-цыпленок перелетает через буквы.

НАД

-цыпленок летит над буквой.

ОКОЛО

-цыпленок стоит около букв.

Каждому ребенку предлагалась следующая словесная инструкция: «Посмотри внимательно на картинку. Это цыпленок. Он играет с буквами! Цыпленок сидит на букве. Покажи, где эта картинка?». Аналогичная работа проводилась над каждым предлогом.


Для исследования навыков понимания пространственных представлений, детям предлагались следующие предметные картинки (Приложение 2).

Ложка лежит слева от стакана.

Бельчонок сидит внизу.

Ложка лежит справа от стакана.

Щенок бежит впереди.

Белка сидит вверху.

Дерево растет дальше, а кот сидит ближе.

Каждому ребенку предлагалась следующая словесная инструкция: «Посмотри внимательно на картинку. Скажи кто (что) находится справа? слева? выше? ниже? дальше? ближе?»


Для исследования уровня сформированности предложно-падежных конструкций с пространственным значением у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, детям предлагались упражнения на составление предложений по сюжетным картинкам (Приложение 3).

Заяц сидит на пеньке

Белка смотрит из-за дерева

Попугай сидит в клетке

Котенок выглядывает из -под шляпы

Щенок гонится за котом

Лисята играют перед норой

Мышка сидит под грибком

Обезьяна висит между пальмами

Собака выглядывает из будки

Курица летит через забор

Птицы летает над гнездом

Собака сидит перед будкой

Каждому ребенку предлагалась следующая словесная инструкция: «Посмотри на картинку. Ответь на вопрос. Где сидит попугай?"

Последовательно составлялись предложения с каждым из предлогов.

Мной использовалась трехбалльная система оценки выполнения каждого задания:

-3 балла - понимание цели задания, быстрое, самостоятельное и успешное выполнение его, наличие обобщающего способа действия и текущего контроля, отсутствие специфических ошибок;

-2 балла - понимание задания, ориентировка в нем, самостоятельное исправление ошибок;

-1 балл - непонимание или частичное понимание условия, выполнение задания при помощи логопеда;

Максимальное количество баллов, начисляемое за успешное выполнение всех заданий методики, равно 32 баллам.

Набранное ребенком количество баллов соотносилось с одним из трех выделенных мной уровней успешности:

Третий уровень (28-32 баллов) характеризуется как уровень системных знаний, дифференцированных и закрепленных в речи.

Второй уровень (15-27 баллов) предполагает дифференцированное восприятие близких объектов, вычленение тех признаков, которые составляют более точную характеристику объекта.

Первый уровень (0-14 баллов) характеризуется наличием знаний у детей о некоторых сторонах изучаемого объекта.

При анализе полученных результатов на основании критериев оценки выделяются следующие уровни сформированности предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи:

Высокий - соответствует третьему уровню выполнения заданий;

Средний - второму уровню выполнения заданий;

Низкий - первому уровню выполнения заданий.

По результатам обследования пространственных представлений на примере предложно - падежных конструкций, выяснилось, что из 14 детей, высокий уровень и средний уровень сформированности пространственных представлений на примере предложно - падежных конструкций никто из детей не получил. Все дети после проведенного исследования получили низкий уровень, они не всегда понимали условия заданий, просили повторить инструкцию, выполняли задания при помощи логопеда.

Для мониторинга полученных данных я заношу результаты в таблицу.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ ПАДЕЖНО - ПРЕДЛОЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ У ДЕТЕЙ С ОНР

Фамилия, имя ребенка

Исследование предлогов в импрессивной речи (в баллах)

Исследование пространственных представлений баллах)

Исследование предлогов в экспрессивной речи

Общее кол-во баллов

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

Года



























Картинный материал

по обследованию сформированности пространственных представлений на примере предложно – падежных конструкций у детей с ОНР.

t1580898892aa.gif Приложение 1













t1580898892ab.jpg

















t1580898892ac.jpg















t1580898892ad.gif

















t1580898892ae.gif















t1580898892af.jpg













t1580898892ag.jpg

















t1580898892ah.jpg















t1580898892ai.jpg











t1580898892aj.gif















t1580898892ak.jpg

















t1580898892al.jpg













Приложение 2

t1580898892am.jpg

t1580898892an.jpg











t1580898892ao.jpg

t1580898892ap.jpg











t1580898892aq.jpgt1580898892ar.jpg











t1580898892as.gif







t1580898892at.jpg





















t1580898892au.jpg





























Приложение 3 t1580898892av.jpg















t1580898892aw.gif















t1580898892ax.gif















t1580898892ay.gif















t1580898892az.jpg

















t1580898892ba.gif













t1580898892bb.jpg

















t1580898892bc.jpg















t1580898892bd.jpg











t1580898892be.jpg















t1580898892bf.gif













t1580898892bg.jpg

















Конспект НОД по познавательному  развитию в подготовительной к школе группе.

Тема: «Путешествие с волшебными орешками».

Цель: закрепление знаний о недели и последовательности дней недели.

Задачи:

-закрепить знания детей о днях недели и частях суток; навыки порядкового счета в пределах 10; -учить определять месторасположение геометрических фигур в дорожке, понимать выражения «до» и «после», «за», «перед», «между»; - продолжать учить ориентироваться на листе бумаги;

-развивать речь, слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;

-воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации. 

Оборудование: использование ИКТ (мультимедийный проектор, экран, ноутбук), корзинка с «волшебными» орешками, карточки с полосками, математические наборы на каждого ребенка, дидактическая игра «футбол», мяч для игры «Дни недели», схематическое изображение незавершенных предметов на каждого ребенка, музыкальное сопровождение для физкультминутки, указка, фишки. 

Ход занятия.

- Ребята, вы любите сказки? - Какие сказки вы знаете? Назовите.

- Какая сказка у вас самая любимая?

- Послушайте и отгадайте, из какой сказки эти строки:

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да, затейница какая!

Белка песенки поет.

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд;

Слуги белку стерегут. «Сказки о царе Салтане». (А. С. Пушкин).

-Вы знаете, ребята, а белка передала, вот эту корзинку с орешками. А орешки эти непростые, в них загадки и задания для нас.(Предлагаю ребенку достать орех из корзины.)

- Какая цифра здесь спрятана?

В орехе с цифрой …вот такое задание«Построй дорожку из камешков»

-Возьмите карточки с двумя полосками и наборы с геометрическими фигурками. На верхнюю полоску выложите дорожку из геометрических фигур так, как показано на экране.

- Сколько фигур вы положили?

- Какая фигура находится между треугольником и квадратом?

- Какая фигура находится за кругом?

- Какая фигура находится перед овалом?

- Что вы можете сказать о шестиугольнике?

Педагог предлагает ребенку достать следующий орешек. - Какая цифра здесь спрятана?

- А этот орешек приглашает нас заглянуть в волшебное окно.

Интерактивная игра«Четвертый лишний».

Гимнастика для глаз. Белка.
Белка дятла поджидала, (Резко перемещают взгляд вправо- влево.)
Гостя вкусно угощала.
Ну-ка дятел посмотри! (Смотрят вверх-вниз.)
Вот орехи — раз, два, три.
Пообедал дятел с белкой (Моргают глазками.)
И пошел играть в горелки. (Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем).

Педагог предлагает ребенку достать следующий орешек:

- Рой, раскрой еще один орешек. Какая здесь цифра? Назови.

- Этот орешек предлагает нам поиграть в игру «футбол».

-Возьмите футбольное поле и «мячи». Приготовились играть. Итак, мяч в середине поля, вверху, внизу, слева, справа, в верхнем правом углу, в нижнем левом углу, в нижнем правом углу, в верхнем левом углу, в центре.

Замечательно, вы и с этим заданием справились.

Динамическая пауза. БЕЛОЧКА (движения по содержанию).

Физзарядкой белочке не лень

Заниматься целый день.

С одной ветки, прыгнув влево,

На сучке она присела.

Вправо прыгнула потом,

Покружилась над дуплом.

Влево - вправо целый день

Прыгать белочке не лень.

- Соня, открой следующий орешек, какая цифра здесь? Пора нам отдохнуть.

Музыкальная физкультминутка «Солнышко лучистое»

Педагог предлагает ребенку достать следующий орешек.

-Открываем орешек, назовите цифру. Под этим номером белочка приготовила нам загадки на смекалку:

Небо вдруг порозовело,

Тихо-тихо и несмело

Солнце красное лучом

Что открыло, как ключом? (Утро)

Солнце ярко осветило

Землю, всё позолотило.

Он сияет и блестит,

Нам лениться не велит. (День)


Солнце спать легло, и будто

Легким, синим покрывалом

Он всю землю укрывает,

Это время – очень точно –

Сумерками называют. (Вечер)

Когда с темнотою

Земля вдруг сошлась

И в небе луна

Со звездою сошлась. (Ночь)

- О чем были все эти загадки? (о частях суток)

Предлагаю поиграть в игру «Когда это бывает?»

Солнышко светит днем, а луна (ночью)

Днем я гуляю, а ночью (сплю)

Мы завтракаем утром, а обедаем (днем)

Спим мы ночью, делаем зарядку (утром)

Делаем зарядку утром, а ужинаем (вечером)

Ужинаем вечером, а тихий час у нас (днем)

Педагог предлагает поиграть в игру «Дни недели»

- Бросаем мяч и называем дни недели.

- Как называется первый день недели?

- Как третий?

- Назови последний день недели?

- Назови соседей среды?

- Назови соседей пятницы?

- Назови выходные дни недели?

- За средой наступит?

- Между понедельником и средой..?

Педагог предлагает ребенку достать следующий орешек. - Какая цифра в нем спряталась?

-В этом орешке последнее задание для нас.

Белочка передала нам незаконченные изображения предметов. Ваша задача придумать и дорисовать необычные рисунки и дать им название.

Игра «Дорисуй и назови предмет» (Во время выполнения задания звучит спокойная музыка. Дети рассказывают о том, что они нарисовали)

- Дети, чем мы с вами сегодня занимались? - Что вам понравилось больше всего?

- Спасибо вам. Вы так много знаете, придумывали интересные рисунки, были внимательными, сообразительными, помогали друг другу, поэтому вы так хорошо справились со всеми заданиями, которые были спрятаны в орешках. Вы же сейчас самые взрослые в детском саду, будущие школьники и я надеюсь, что вы всегда так будете стараться.
















Конспект НОД по физической культуре в подготовительной к школе группе


Цель: укрепление здоровья детей, воспитание у детей потребности в занятиях физкультурой.

Задачи:

Продолжать упражнять детей в различных видах ходьбы с заданиями;

Способствовать закреплению навыков выполнения ОРУ с обручем;

Закреплять умение детей работать поточным способом

Развивать слуховое внимание, умение слушать и выполнять команды, инструкции;

Содействовать развитию дыхательной мускулатуры, поддержанию положительного эмоционального тонуса детей;

Воспитывать внимание, ловкость, координацию движений и инициативность на протяжении всего занятия. 

Оборудование: Обручи, гимнастические скамейки, кубики, дуги, конусы. 

Ход занятия:

I. Подготовительная часть.

1. Организационный момент: Построение, равнение.

«Цепочка дружбы»: -Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи!

2. Поворот направо, ходьба по кругу. Бег в рассыпную, по сигналу построение в колонну, боковой галоп в одну и в другую сторону.

3. Ходьба на восстановления дыхания.

Следить за осанкой.

Мягко, легко, дышать носом.

Спина прямая, руки на поясе.

Соблюдать дистанцию (1м).

Восстановить дыхание.

II. Основная часть

1).Перестроение через центр в 3 колонны для ОРУ:

2).Общеразвивающие упражнения с обручем. .

1. «Обруч вверх – назад» «Солнышко»

И. П. ноги на ширине ступни, обруч внизу, хват с боков

1- поднять обруч вверх – назад, отставить правую ногу назад,

прогнуться, 2- и. п., то же с левой ноги

2. «Повороты» «Бой курантов»

И. П.: ноги на ширине плеч., обруч у груди

1- поворот вправо, обруч вправо, выпрямить руки,. 2- и. п.,

3-4 то же влево.

2. 3. «Наклоны» «Маятник»

3. И. п. – ноги на ширине плеч, обруч в прямых руках сверху. 1 – наклон туловища вправо, обруч в правую сторону ; 2 – исходное положение обруч наверх; 3 – наклон туловища влево обруч в левую сторону; 4 – исходное положение.

4. «Приседания» «Ванька – Встань-ка»

И. П.: пятки вместе, носки врозь, обруч у плеч (хват с боков)

1- присесть обруч опустить, 2- и. п. руки на пояс, 3- обруч поднять (хват с боков).

5. «Покрути обруч»

И. П.: ноги слегка расставлены, обруч на талии (придерживать рукой)

Круговые вращения обручем на талии

6. «Прыжки»

И. П.: ноги вместе, руки на поясе, обруч на полу. Прыжки в обруч и из обруча.

3).Перестроение в 1колонну для выполнения ОВД:

Основные виды движений. (Поточный способ).

1. Прохождение по гимнастической скамье, перешагивая через кубики на расстоянии двух шагов ребенка, руки в стороны. (Обязательная страховка на скамье.

На скамье спинка прямая, на носочках, сойти не прыгая).

2. Прыжки на валики на двух ногах. (При прыжках на валики приземление на две ноги).

3. Ходьба боком приставным шагом по гимнастической скамейке с мешочком на голове. (На скамье спинка прямая, сойти не прыгая, опустить мешочек в корзинку).

4. Пролезание под воротцами изгибаясь кошечкой. (Пролезание без касания спиной воротц).

5. Перестроение в колонну для игр.

Подвижная игра «Баба - Ягя».

Играющие становятся в круг, выбирается водящий. Дети вмести с воспитателем, проговаривают слова:

В темном лесе есть избушка,

Стоит задом на перед,

В той избушке есть старушка,

Бабушка – Яга живет.

У нее глаза большие

Словно огоньки горят

Фу противная какая

Дыбом волосы стоят.

Не простая, костяная

И поломана нога,

Фу противная какая,

Разбегайся кто куда!

Дети разбегаются, водящий их ловит.

III. Заключительная часть

Малоподвижная игра «Запрещенное движение». Играющие образуют круг. Воспитатель заранее уславливается с ними, какое движение нельзя делать, например приседать, хлопать в ладоши, махать руками. Затем под музыку показывает различные движения, которые дети должны в точности повторить. Чем разнообразнее и забавнее эти движения, тем интереснее игра. Педагог может показать запрещенное движение – тот, кто по невнимательности повторит его, должен сплясать, спеть или прочесть стихотворение. Игру можно усложнить: договориться о том, что есть два движения, которые повторять нельзя, а вместо них надо делать другие. Например, когда педагог кладет руку на затылок, дети должны присесть, скрестив ноги, а когда он наклоняется вперед – два раза хлопнуть в ладоши.

Рефлексия:

Дети ложатся на ковер на спину и закрывают глаза. Включаем шум морского прибоя, детки слушают и отдыхают.
- Спасибо вам, ребята, за отличную работу на занятии. Занятие окончено.
Дети строятся в колонну по одному и идут друг за другом в группу.































Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе.


Тема «Зима»

Цель: развитие у детей художественного восприятия произведений изобразительного искусства.

Задачи: продолжать учить детей понимать содержание картин; развивать словарный запас по теме. Закреплять умение самостоятельно выражать эмоциональное, эстетическое отношение к природе изобразительными средствами развивать творческие способности; воспитывать любовь к родному краю.

Форма проведения: занятие-путешествие.

Оборудование: демонстрационный материал: иллюстрации по теме «Зима» раздаточный материал: клей ПВА, розетки с манной крупой, бумага синего цвета.

Ход занятия.

- Ребята, я приглашаю вас в необыкновенную страну, но вы должны отгадать в какую. Эта страна очень красива. В этой стране всего три города, в которых много хрустальных дворцов и замков, природа там необычна , деревья в серебряном уборе. Любимый цвет жителей страны- белый, в этой стране не любят жаркое солнце. Так что же эта за страна, кто догадался?

Верно, это страна называется Зима. Я приглашаю вас посетить картинную галерею в одном из городов.

Перед вами картины о зиме. Какие картины вам нравятся больше всего? Почему? Я предлагаю вам поиграть, игра называется «Не ошибись»

Я буду читать стихи, а вы определите какая картина больше всего подходит к этому стихотворению.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказкой сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна. С. Есенин

Заметает зима белый путь.

Хочет в мягких снегах утонуть.

Ветер резвый уснул на пути,

Ни проехать в лесу, ни пройти. С. Есенин

Одуванчик из снежинок

Поднесёт к губам зима.

Только дунет - и пушинок

Разлетятся семена!

Одуванчик облетает,

В окнах теплится огонь,

Зимний вечер подставляет

Белым звёздочкам ладонь. Т. Шарыгина

Разукрасила зима:

На уборах бахрома

Из прозрачных льдинок,

Звёздочек-снежинок.

Вся в алмазах, жемчугах,

В разноцветных огоньках,

Льёт вокруг сиянье.

Шепчет заклинанье. М. Пожарова

Что ты делаешь, зима?

Строю чудо- терема!

Сыплю снежным серебром,

Украшаю всё кругом.

Раскружится карусель,

Залихватская метель. Р. Фархади





После каждого стихотворения проходит беседа:

Какие слова вам подсказали выбрать эту картину?

Как художник показал красоту природы?

Какой снег? Какое небо и солнце он изобразил?

Какие краски использует художник?

- Нам осталось рассмотреть одну картину. Отвечайте на мои вопросы, а я буду открывать окошки.

Какими словами поэты описывают снег, с чем сравнивают?

Что делает зима?

Каким (поэты) увидели лес?

Вот картина и открыта. Я думаю, что такую берёзу увидел Сергей Есенин, когда писал своё стихотворение:

Белая берёза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

- Вот мы и побывали в необыкновенной стране, а сейчас мы с вами на память нарисуем картину. Я предлагаю вам стать художниками и нарисовать свою картину о зиме, а снежинки нам помогут.

Физкультминутка

С неба падают снежинки

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой необычный материал, я приготовила вам для рисования. Да это манка. Как вы думаете, почему я выбрала этот материал для рисования (ответы детей).

На столах лежат рисунки, которые мы рисовали на предыдущих занятиях и клей. На общем столе вы сможете найти дополнительный материал, если он вам понадобится (дети с помощью манной крупы изображают снег, сугробы, заснеженные деревья).

Рефлексия. Молодцы, отличные получились картины, а теперь я предлагаю вам расположить их рядом с картинами известных художников и объяснить свой выбор.




Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе.


Тема: Соберем грузовик.

Цель: закрепление умения правильно употреблять предлоги в речи.

Задачи: Активизировать знания детей по теме «Транспорт»; обогащать словарь детей прилагательными, глаголами; научить детей слышать предлоги, в разговорной речи, составлять предложения с предлогами; читать предложение по схеме. Развивать пространственные представления детей, речевое дыхание, память, интонационную выразительность, зрительное внимание, восприятие, образное мышление, связную речь, общую и мелкую моторику. Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, доброжелательное отношение к окружающим, желание помочь, организованность, умение детей выслушивать друг друга, выполнять коллективные действия;

Оборудование: Мультимедийное оборудование. Видеоролик, дыхательная гимнастика (программно - дидактический комплекс «Логомер», слайд «Космос», лазер. Полотно «Небо – земля – вода», мольберт. Части грузовика (кабина, кузов, колеса, фара), мольберт, игра (сюрпризный момент). картинки (машина, самолет, пароход). Схемы предложений, схемы предлогов. Картинки к предложениям. Для индивидуальной работы: раздаточные предметные картинки с изображением разнообразных транспортных средств, наземный и водный, 1транспорт воздушный-  2 комплекта (1 набор на магнитах). Схемы предлогов.

Ход занятия:

- Ребята, назовите предметы, которые я вам раздала, опишите, какой он?

- Как одним словом назвать все эти предметы? (Транспорт).

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? (О транспорте).

- На этом занятии мы поговорим о транспорте и поучимся составлять предложения с маленькими словами.

- Сегодня, в детский сад пришло видео – письмо. Давайте, посмотрим и послушаем! (видео ролик №1).

-Ну, что выполним задания и соберём грузовик?

- Слушайте 1 задание. Игра «Найди место».

- Давайте вспомним:

- Транспорт, который движется по воде, называется? (Водный транспорт).
- Транспорт, который движется по воздуху, называется? (Воздушный)
- Транспорт, который движется по земле, называется? (Наземный транспорт)

На экране изображен фон: небо, море, дорога. Ниже различный транспорт.

- Направьте транспорт туда, по месту передвижения, объясните, где едет транспорт, употребляя предлоги.

-Молодцы ребята, выполнили задание и получаем 1 часть грузовика. Даша, возьми деталь на письменном столе, В коробке. Что это? (Кабина)

- Посмотрите ребята, какого транспорта меньше всего? (Воздушного)

- Какой воздушный транспорт вы знаете? Вертолет, ракета…

- Слушайте 2 задание. Помогите пилотам поднять в небо вертолеты.

Дыхательная гимнастика (комплекс «Логомер»)

- Кто управляет вертолетом? (пилот)

- Чтобы пилоты подняли вертолеты в небо, надо вспомнить правила дыхательной гимнастики. - Молодцы, из вас получились хорошие пилоты.

Гимнастика для глаз.

- Ребята, несколько минут назад запустили в космос ракету, и мы можем за ней понаблюдать. Для этого вам надо следить за зелёной точкой. Голову не поворачиваем, следим глазками.

- Заработали еще 1 деталь. Дима, возьми её в шкафчике для книг. (Кузов)

Дидактическая игра «Найди свой домик»

Скажите, куда прилетают самолеты? Где они приземляются? (на аэродром) А куда приплывают пароходы, чтобы пассажиры могли сойти на берег? (к пристани). А наземный транспорт, куда отправляется после работы? (в депо, в гараж)

- Слушайте 3 задание. Возьмите картинку, подумайте, кем вы будете - летчиком, капитаном или водителем. Все вы отправитесь на работу - повезете людей или грузы. По моему сигналу, вы должны будете закончить работу и вернуть транспорт туда, где он должен находиться (встать около того стула, где находится картинка с соответствующим транспортом).

Если у вас на картинке воздушный транспорт, вы куда встанете? (На аэродром, т.е. к стульчику, где самолет.) А если наземный транспорт? (В гараж, т.е. к стульчику, где машина.) А водный? (К пристани, т.е. к стульчику, где стоит пароход).

- Составьте предложения, куда поставили транспорт.

- Получаем 3 деталь. Артем, возьми её на полке для книг. Что это? (колеса)

Работа в парах.

- Слушайте 4 задание. Прочитать предложения по схеме.

- Давайте вспомним, какой предлог обозначается такой схемой? (на мольберте карточки со схемами предлогов).

Очень хорошо, выполнили еще 1 задание.

Артем, возьми часть грузовика в коробке. Что это? (задние колеса)

- Слушайте 5 задание. Игра «Подскажи словечко»

Читаю предложение без маленького слова. Надо показать его, при помощи схемы (Автобус едет ПО дороге, ЗА машиной. Девочка катается НА велосипеде ПО дорожке. Дети едут В машине К бабушке.)

- Молодцы, получили последнюю деталь. Что это? (фара)

Иван, возьми часть грузовика на полке с раскрасками.

- Ребята посмотрите, грузовик собран. Теперь он сможет доставить игрушки в детский сад. Вы замечательные помощники, спасибо вам.

Давайте вспомним, какую работу выполняли на занятии.

Рефлексия: - Ой, ребята, слышите, от нашего детского сада отъезжает грузовая машина, посмотрю, что за машина. Смотрите, ребята, грузовик Х, и вам привёз игрушки, потому что очень благодарен вам.

Конспект НОД по социально – коммуникативному развитию в подготовительной к школе группе


Тема: «Если бы я был волшебником...»

Цель: коррекция межличностных взаимоотношений со сверстниками.

Задачи: развивать навыки конструктивного общения;

учить детей находить в своем товарище положительные черты характера, подбирать слова для передачи этих качеств;

развивать у детей умение понимать друг друга без слов, работать в паре, договариваться между собой;

способствовать снятию мышечного напряжения у детей.

создание возможностей для самовыражения, что способствует становлению самооценки и образа «Я».

Оборудование: сундучок с геометрическими фигурами, коробочка с очками. Кубики Никитина +схемы рисунков.

Ход занятия:

- Я вас приветствую! Входите!

И не стесняясь, проходите!

- Здравствуйте, дорогие мои друзья, умные, весёлые и находчивые мальчики и девочки!

- Сегодня я предлагаю вам пройти обучение в Школе волшебников. Согласны?

- Кто такие волшебники? - Какие они бывают? (Ответы детей)

- В начале обучения нам необходимо сделать разминку:

Вы готовы, глазки? (поглаживание век) Да!

Вы готовы, ушки? (поглаживание ушей)

Да! (прикладывание ладоней к ушам)

Вы готовы, ручки? (поглаживание кистей рук)

Да! (хлопки в ладоши)

Вы готовы, ножки? (поглаживание ног)

Да! (притопывание)

Вы готовы? (развести руки в стороны)

Да! (обнять себя руками)

- Вот теперь, можно приступать.

- В городе волшебников на центральной площади есть волшебные часы. Как только часы бьют один раз, все жители этого города здороваются друг с другом за руку, если часы бьют два раза – здороваются плечиками, если часы бьют три раза – прикасаются спинками. (Ведущий даёт команду, и все дети начинают ходить по комнате в свободном порядке. Ведущий звонит в звонок один, два или три раза, и дети начинают здороваться условным способом).

Проводится игра «Волшебные очки. Показываю красивую коробочку.

- Посмотрите, что передал мне главный волшебник. Это сундучок. Но он не пустой, там что-то есть. Сейчас мы узнаем, что в ней.

На носу они сидят,

В два стекла на всех глядят,

Дужки спрятались за уши,

Знаю, в них мы видим лучше.

А за стёклами зрачки,

На носу сидят (очки) (Достаю очки)

- Очки эти тоже волшебные. Тот, кто их надевает, видит в окружающих людях только хорошее. (Надеваю очки).

- Ой, какие вы все красивые, весёлые.

- Но вы, конечно, тоже хотите примерить эти очки? Пожалуйста. Кто желает первым? Надеваем очки и смотрим на своего соседа и замечаем в нём что-нибудь хорошее.

- Но волшебники могут не только говорить волшебные слова. Они должны с закрытыми глазами отгадывать детей.

Проводится игра «Узнай по голосу». Дети встают в круг, держась за руки. Один ребёнок в центре. Дети водят хоровод и поют песенку. А ребёнок в центре внимательно её слушает и делает то, о чём его просят.

Вася, ты сейчас в лесу

Мы зовём тебя: «Ау!».

Ну-ка глазки закрывай, не робей,

Кто зовёт тебя – узнай поскорей.

Теперь, ребёнок закрывает глаза, а тот, до кого дотронется педагог, сделает шаг вперёд и позовёт: «Вася! Ау!». А ребёнок попробует угадать, кто его позвал.

Обсуждение:

Вам трудно было узнать своих друзей с завязанными глазами?

Что помогло вам определить, кто стоит перед вами?

А что общего есть у всех вас?

- Ребята, а как вы думаете, есть на свете человек, полностью похожий на вас? (Ответы детей, обсуждения).

Может мы все - таки, чем-то похожи? (ответы детей, обсуждения)

Проверим! (Игра «Ветер дует на...»)

Ветер дует на мальчиков...

Ветер дует на девочек...

Ветер дует на тех, кто любит конфеты...

- Волшебники любят делать подарки. Вот и сегодня они нам приготовили что-то необычное. («Преврати геометрическую фигуру» Это не круг, а)

- Как много разных подарков нам подарили жители волшебного города, как же мы их сможем все забрать с собой? А давайте построим такое средство передвижения, на котором будет удобно путешествовать, посмотрите, вот что я нашла - кажется это схема строения (кубики Никитина).

Рефлексия: - Дорогие ребята! Поздравляю вас, вы успешно прошли обучение в Школе волшебников и вернулись обратно. Теперь каждый из вас – немножко волшебник. Вы все награждаетесь медалями:

Мы стоим рука в руке,

Вместе мы - большая лента.

Можем мы большими быть, (подняли ладони вверх)

Можем маленькими быть, (руки вниз)

Но никто один не будет (киваем соседям и пожимаем руки).

- Мы с вами стали добрыми волшебниками, поэтому давайте часть своей доброты, теплоты передадим нашим гостям. Пошлём им волшебный поцелуй.

































Конспект НОД по применению современных образовательных технологий.


Конспект по речевому развитию в подготовительной к школе группе.


Тема: «Весна идет - весне дорогу»

Возрастная группа: подготовительная группа.

Направление: « Познавательное»

Форма НОД: занятие-путешествие, интегрированное

Описание: занятие ориентировано для детей подготовительной группы, включает подвижные и пальчиковые игры, дыхательную гимнастику, продуктивные виды деятельности.

Средства: Мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация, видеоролик, аудиозапись, оборудование для продуктивных видов деятельности, письмо, кегли, музыкальный треугольник, свисток, металлофон, вазочка; на каждого ребёнка: тарелочка, в которой 7 коротких трубочек (любого цвета) 1 длинная трубочка (зелёного цвета), кусочек пластилина, влажная салфетка, подкладной лист для лепки.

Цель: Обобщение знаний о времени года – весна.

Задачи:

- обобщить и закрепить знания о весне (признаки весны, названия весенних месяцев), закрепить умения отвечать на вопросы полным ответом, обогащать словарный запас (капель, первоцветы, проталина);

-развивать речь, мелкую моторику, внимание, мышление, музыкальный слух, умения слышать и выполнять команды, инструкцию;

-воспитывать любовь к природе, уважение к сверстникам.

Ход занятия:

1.Мотивация к деятельности.

(Аудиозапись: капель, пробуждение, пение птиц, ручеёк)

- Нам, сегодня, принесли музыкальное письмо, послушайте и скажите, в какое время года можно услышать эти звуки (весной).

- Какое у вас настроение, когда вы слышите эти звуки.

- Правильно, это весна прислала письмо. Давайте, прочитаем его:

«Приглашаю, вас, на весеннюю полянку, поиграть.Весна)

2. Основной этап.

- Ну, что, идём?! Одеваемся, в путешествие отправляемся!

Дружно за руки возьмемся, по дорожке мы пройдемся (идут по залу змейкой)

Все шагаем не спеша, ногу ставим мы с носка (шагая, тянем носочек)

По дорожке мы пойдем и притопывать начнем (идут дробным шагом)

Ровно держим спинку, прямо как тростинку!

А сейчас мы поспешим, на носочках побежим (легкий бег на носочках)

А теперь легко, как мячик, мы поскоками поскачем (выполняют поскоки)

Вновь шагаем не спеша, ногу ставим мы с носка

А теперь, дружно стой, мы уже пришли с тобой! дети останавливаются, образуя круг.

- Вот мы и на поляне. Слайд 1

Дыхательная гимнастика. - Сделайте глубокий вдох носом, а выдохните через рот. Вдохните в себя свежесть этого дня, аромат пробуждающейся природы. Природа пробуждается, оживает.

Присаживайтесь на стульчики. Видео «Весна идет - весне дорогу».

- Ребята, что происходит в природе с наступлением весны? (День становится длиннее, ночь короче, тает снег, бегут ручьи, тает лёд на реках, набухают почки, распускаются листочки, цветы, прилетают птицы, пробуждаются животные, прилетают птицы). (Мнемотаблица) Слайд 2

Динамическая пауза «Весенняя прогулка»

- Весна, приготовила для нас игру «Весенняя прогулка»

Звук капели - музыкальный треугольник. Пение птиц – свисток. Звон ручья – металлофон.

Если вы услышите: звук капели – хлопаете в ладоши, стоя на месте;

пение птиц – «летаете» по залу, машите руками «крыльями»;

звон ручья – идем по залу друг за другом.

- Вы знаете, что такое капель? От каких слов образовалось? Слайд 3 Проталина? Слайд 4 Первоцветы? А какие первоцветы знаете? Слайд 5

Гимнастика для глаз. «Подснежник».

( Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога)

В руки вы  цветы возьмите,

И на них вы посмотрите.

А теперь их поднимите

Вверх, на них вы посмотрите.

Вниз  цветы вы опустите,

И опять на них взгляните.

Цветок вправо,

Цветок влево.

«Нарисуйте» круг умело.

Цветок близко, вот вдали,

Ты внимательно смотри.

Вот такой у нас  цветок,

Улыбнись ему, дружок.

Быстро, быстро вы моргайте,

И команды выполняйте.

- Какие весенние месяцы, вы, знаете? (март, апрель, май).

Игра « Фотография»

У меня есть 3 фотографии, сделанные в весенние месяцы. Скажите, пожалуйста, какую фотографию сделали в каждый из месяцев (почему так решили?). Слайд 6

-Ребята, Весна приготовила для нас столько интересных заданий, игр. Давайте и мы подарим Весне красивый букет цветов, который сделаем своими руками.

«Подарок Весне» Подойдите к столам, напротив каждого тарелочка, в которой 7 коротких трубочек – лепестки, 1 длинная трубочка – стебель и кусочек пластилина – сердцевина. Кто догадался, как собрать цветок, можете приступать к работе. Кто затрудняется, смотрите и слушайте: катаем из пластилина шар, вставьте короткие трубочки по кругу и длинную трубочку – получился цветок.

- Кто выполнил работу, подносите цветы, мы сложим их в букет и подарим Весне.

3.Заключительный этап.

- Ребята, посмотрите, какой красивый букет у нас получился, как вы думаете, Весне понравится подарок? Я думаю, понравится, она порадуется, и на улице станет еще теплее.

- А нам пора возвращаться с весенней полянки в детский сад, подходите ко мне.

Закройте глазки.

К Весне в гости мы ходили, А теперь, мы улыбнемся,

Там играли и творили. В детский сад к себе вернёмся.

- Вот мы и в детском саду.

Ребята, где мы сегодня были? Вам понравилось играть с Весной?

- Вы большие молодцы.

Заключение.

Детство – уникальный период жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Именно в современных условиях образовательные учреждения призваны обеспечить максимальное развитие ребёнка с учётом его индивидуальных психофизических особенностей, состояния здоровья, запросов и потребностей самого ребёнка, семьи, общества. Это особенно актуально для образовательных учреждений, в которых обучаются дети с речевой патологией, в частности дети с общим недоразвитием речи.

Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящейся к её звуковой и смысловой стороне. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: к трем-четырем годам, а иногда и к пяти годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность. В структуре интеллектуальных нарушений у детей с ОНР отмечается недостаточная сформированность высших психических функций, и особенно пространственных представлений. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательных заданий по пространственным параметрам. Редко самостоятельно обозначают местоположение предмета в пространстве среди других, не используют для этого соответствующие предлоги.

В литературе по логопедии, педагогике, психологии подчёркивается, что совершенствование пространственных представлений на примере предложно - падежных конструкций у детей 6-7 лет ведёт к более полному познанию внешнего мира. Это особенно важно в связи с тем, что все виды детской деятельности тесно связаны с ориентацией в пространстве, с восприятием пространственных свойств и отношений предметов. Развитие пространственных представлений играет большую роль в процессе социальной адаптации ребёнка, создаёт основу для успешного овладения учебной деятельностью: счётом, чтением, письмом.

Осмысление педагогами значимости для детей с речевой патологией, высокого уровня сформированности пространственных представлений на примере предложно - падежных конструкций у детей шести - семи лет, является важным условием эффективной реализации этого актуального направления в коррекционно - логопедической работе.

Анализируя содержание работы за период с 09. 2016 по 12. 2017гг., я отметила динамику полученных результатов. Это свидетельствует о том, что уровень сформированности пространственных представлений на примере предложно-падежных конструкций повысился. Дети приобрели навыки свободного ориентирования в схеме собственного тела, в пространстве и на плоскости. Также они перестали путать предлоги: - над/на, - из/из-за, - из/из-под, - из/из-за, - к/от, - на/через, - в/на.

В результате проделанной коррекционно-развивающей работы у детей значительно улучшилось понимание и употребление предлогов.

Мониторинг позволяет сделать вывод, что для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи характерно повышение уровня сформированности пространственных представлений на примере предложно - падежных конструкций. Мне удалось сформировать у детей понимание и употребление значений предложно-падежных конструкций с пространственным значением в импрессивной и экспрессивной речи.

2016-2017 учебный год

2017-2018 учебный год

Старшая группа

Подготовительная группа

сентябрь

мая

сентябрь

декабрь

В

0%

В

8%

В

12%

В

16%

С

20%

С

48%

С

68%

С

76%

Н

80%

Н

44%

Н

20%

Н

8%

20%

56%

80%

92%

МОНИТОРИНГ

Формирования пространственных представлений на примере предложно­падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с

общим недоразвитием речи (%)













t1580898892bh.gif







Таким образом, можно сделать вывод, что проведенная коррекционно - логопедическая работа по преодолению нарушений пространственных представлений на примере предложно - падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, дала хорошие результаты.



Литература.

Боброва А. А. Моделирование как коррекционное средство обучения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития // Молодой ученый. - 2017. - №17. - С. 245-248.

Бурачевская О. В. Арт-технологии как средство развития пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. - С. 139-142. 

Бурачевская О. В., Бурачевская Т. В. Прогрессивные технологии в коррекционно-развивающей работе логопеда // Информационные и коммуникационные технологии в образовании и науке: Сб. мат. VI Междунар. науч.-практ. конф. (24–28 апреля 2017 г.) / Бирск: ФГБОУ ВО БФ БашГУ, 2017. - С.33- 42.

Бурачевская О. В. Дидактические игры как средство развития пространственных функций в конструктивной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи / О. В. Бурачевская // Образование и воспитание -2016.- №1.- С.22-25.

Бурачевская О. В. Дидактическое обеспечение образовательного и коррекционного процесса в специальных группах для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / О. В. Бурачевская // Образовательная среда сегодня: стратегии развития : материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 11 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 2 (6). - С. 95–97.

Бурачевская О. В. Интерактивные компьютерные игры как средство развития пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). - М.: Буки-Веди, 2015. - С. 137-140.

Бурачевская О. В. Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы речи у детей дошкольного возраста [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. - С. 113-117.

Бурачевская, О. В. Особенности восприятия пространства старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи / О. В. Бурачевская // Молодой ученый. - 2015. - № 8. - С. 840–846.

Бурачевская О. В. Приемы и методы психолого – педагогической работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи / О. В. Бурачевская //Молодой ученый -2015.-№ 9.- С.1235-1238.t1580898892bi.gif

Бурачевская, О. В. Пространственные и пространственно-временные представления как базовая составляющая психического развития ребенка / О. В. Бурачевская // Школьная педагогика. - 2016. - № 1. - С. 21–24.

Бурачевская, О. В. Развитие пространственного гнозиса и праксиса у дошкольников с общим недоразвитием речи / О. В. Бурачевская // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015г.). - СПб.:Свое издательство, 2015. - С. 126-129.

Бурачевская О. В. Сочетание традиционных и инновационных приемов и методов в коррекционно-развивающей работе по формированию предложно-падежных конструкций / О. В. Бурачевская, Т. В. Бурачевская // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - №3. - С. 105-107.

Бурачевская О. В. Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста посредством конструирования / О. В. Бурачевская // Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. -№ 2. - С. 55–57.

Денисова Д. Где живут предлоги. Для занятий с детьми от 6 до 7 лет./ Д. Денисова. - Мозаика-Синтез, 2015. - 14с.

Ефименко Н. Л., Шаталова Е. В. Моделирование как одно из средств развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №29. — С. 568-570. 

Майнагашева Г. Т., Жуйкова Т. П. Освоение пространственных представлений детьми с общим недоразвитием речи III уровня // Молодой ученый. — 2016. — №15. — С. 469-471.

Миронова Е. А. Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 712-716.

Пепик Л. А Использование знаково-символических средств в формировании ориентировки в пространстве у дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии [Текст] / Л.А. Пепик // Дефектология. — 2014. — № 5. — С. 68-75.

Сапрыкина О. В., Витязь Л. Н., Комарова С. Я. Формирование словоизменения имён существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи /О.В.Сапрыкина, Л.Н.Витязь, С.Я. Комарова // Молодой ученый- 2016.- №24.- С. 512-514.

Сивцова В. А. Содержание коррекционно-логопедической работы по формированию пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи в дошкольном образовательном учреждении [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). - СПб.: СатисЪ, 2014. - С. 93-100. 

Сологубова А. Ю. Конспект группового занятия по формированию лексико-грамматических представлений в логопедической подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи (2-й год обучения) на тему: «Относительные прилагательные» [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014. - С. 209-210. 

Стародубова Н.А. Теория и методика речи дошкольников : учебное пособие для студ. учреждений высшего образования. / Н.А.Стародубова. - М.: Академия, 2013.- 256 с.

Хачатурян Л. М. Использование дидактических игр для формирования математических представлений у детей с задержкой психического развития // Молодой ученый. - 2015. - №8. - С. 1059-1062. 

Шкатова Е. А., Шкурина А. В. Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи в структуре дошкольного образовательного учреждения // Молодой ученый. - 2017. - №13. - С. 625-627.

Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи / О.С. Яцель. - Конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах. - М.: Гном,2016. - 48 с.







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.