12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Мещеряков Андрей Геннадьевич277
Россия, Ярославская обл., Ярославль
4

Проект учебно-воспитательного занятия (УВЗ) по учебной дисциплине «История» по теме «Первая русская революция: победа или поражение?»

Проект учебно-воспитательного занятия (УВЗ)

по учебной дисциплине «История»

по теме

«Первая русская революция: победа или поражение?»


Тип урока: урок изучения нового материала


Цели урока:

образовательные:

- формировать представления о социально-экономическом и политическом состоянии российского общества в начале XX в.;

- выявить насущные потребности российского общества, а также сущностные черты политики Николая II в условиях нарастающего социально-политического кризиса, а также на разных этапах развития революции;

- расширить фактологическую базу обучающихся по теме;

- раскрыть значение основных понятий;

развивающие:

- развивать умение анализировать историческую информацию;

- формировать умение работать с текстом документов как историческим источником;

- развивать умение составлять конспект урока;

- способствовать развитию речи, памяти, исторического и критического мышления;

воспитательные:

- способствовать воспитанию культуры общения;

- способствовать воспитанию уважительного отношения к историческому прошлому своей страны.

Задачи:

- дать характеристику состояния российского общества накануне и во время революционных событий 1905-1907 гг.;

- охарактеризовать насущные потребности российского общества и политику Николая II и его правительства во время революции через составление конкретизирующей таблицы «Задачи и итоги первой русской революции»;

- формировать новые исторические понятия через определение этимологии терминов и выявление существенных признаков исторических фактов;

- организовать работу в группах по изучению исторических документов и работе с текстом учебника как историческим источником.


Основные понятия: революция, революционная ситуация, забастовка, стачка, баррикада, Учредительное собрание


Оборудование: учебник: Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История России XX - начало XXI века: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. М., 2009; ПК, мультимедийный проектор, презентация преподавателя, раздаточный материал (Документ 1 «Петиция рабочих и жителей С.-Петербурга для подачи Николаю II», Документ 2 «Высочайше утвержденные Основные Государственные Законы», Рабочий лист с таблицей «Задачи и итоги первой русской революции» и графиком «Революция 1905-1907 гг.», историческая памятка); тетради.


Литература: учебник: Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История России XX - начало XXI века: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. М., 2009; Федоров В.А. История России. 1861-1917. М., 2000; История России с древнейших времен до наших дней / Под ред. А.Н. Сахарова. Т.2, М., 2008; Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: учебное пособие. М., 2012.




Этапы

урока

Время

(мин.)

Деятельность

преподавателя

Деятельность

учащихся

Форма

организации

учебной

деятельности

I. Оргмомент

2

проверяет присутствующих по журналу; формулирует тему урока (в форме проблемного вопроса); передает цель урока

записывают тему урока в тетради; настраиваются на урок

фронтальная

II. Актуализация

7

организует работу с тестом «Русско-японская война»; задает вопросы по предыдущей теме, обобщает ответы; обоснует важность изучения исторического периода первой русской революции для понимания истоков и современного состояния российского общества

выполняют тест «Русско-японская война»; отвечают на вопросы

фронтальная

индивидуальная

III. Изучение нового материала

1. Характеристика основных этапов и хода революции



2. Работа с документами и учебником



20





25



излагает новый учебный материал с использованием презентации по теме;




инструктирует учащихся по заполнению конкретизирующей таблицы «Задачи и итоги первой русской революции»; координирует действия учащихся



один из учащихся выступает с докладом «Кровавое воскресенье»;




составляют конспект урока; заполняют конкретизирующую таблицу «Задачи и итоги первой русской революции»; отвечают на вопросы



фронтальная





групповая

IV. Первичное повторение и закрепление

15

инструктирует по работе с графиком «Революция 1905-1907 гг.»;




выполняют работу с графиком «Революция 1905-1907 гг.»;

фронтальная

V. Систематизация и обобщение

10

выборочно проверяет заполнение конкретизирующей таблицы «Задачи и итоги первой русской революции» и работу с графиком «Революция 1905-1907 гг.»; дает рекомендации по корректировке записей; формулирует вывод урока

дополняют и корректируют записи в таблице; отвечают на проблемный вопрос; записывают вывод урока

фронтальная

VI. Организация домашнего задания

1

диктует домашнее задание

записывают домашнее задание

фронтальная



РАБОЧИЙ ЛИСТ Таблица «Задачи и итоги первой русской революции»


п/п

Задачи


Какие меры предлагались в петиции?

Что нужно сделать?

(работа с Документом 1)


Что требовали рабочие и крестьяне

в ходе революции?

(работа с учебником (С. 31-32, 35))

Что было сделано под влиянием революции?

Чего добился народ от правительства?

(работа с Документом №2)

1










2














3

Решение

национального вопроса


Установление равноправия народов, утверждение права наций на самоопределение


4











5










Задание: анализируя Документы 1, Документ 2 и текст учебника, заполните таблицу. Подумайте, что представляет собой петиция рабочих царю - требование или прошение? Могли ли предлагаемые в петиции меры решить все назревшие в России проблемы? Изменялись ли требование рабочих и крестьян по мере нарастания революции? Если изменялись, то, каким образом? Были ли решены задачи революции?


График «Революция 1905-1907 гг.»

 

Задание: используя текст учебника на С. 30-38 и записи в тетрадях, отметьте на графике в хронологическом порядке следующие события:

1. Восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический» 2. Иваново-Вознесенская стачка 3. Выборы в Булыгинскую думу

4. Восстание моряков на крейсере «Очаков» 5. Созыв I Государственной думы 6. Восстания моряков в Свеаборге,Кронштадте и Ревеле

7. Манифест 17 октября 1905 г.


Историческая памятка

Причины первой русской революции


    Нерешенность а г р а р н о г о в о п р о с а

главного вопроса революции (сохранение крепостнических пережитков, крестьянского малоземелья, помещичьего землевладения)


    Возникновение и обострение р а б о ч е г о в о п р о с а

(высокая степень эксплуатации трудящихся)


    Обострение н а ц и о н а л ь н о г о в о п р о с а

(борьба народов за свои права)


    Отсутствие политических и демократических свобод

(свободы слова, собраний, совести)


    Полицейско-чиновничий произвол государства,

доходящий до крайности


Исторический словарь


Революция - радикальное, коренное, глубокое качественное изменение, скачок в развитии общества, сопровождающийся открытым разрывом с предыдущим состоянием.

Революционная ситуация - ситуация в обществе, предшествующая революции; признаками революционной ситуации являются 1) «кризис верхов», т.е. ситуация, когда верхи не могут управлять по-старому; 2) «кризис низов», т.е. резкое обострение выше обычного нужды и бедствий народных масс, когда низы не хотят жить по-старому; 3) значительное повышение активности масс, их готовность к самостоятельному революционным действиям.

Забастовка (от итал. и исп. basta! — хватит! довольно!)  - коллективное организованное прекращение работы в организации или предприятии с целью добиться от работодателя или правительства выполнения каких-либо требований.

Стачка (от устар. стакнуться – тайно договориться) – то же, что забастовка.

Баррикада (фр. Barricade - «барьер, препятствие» от фр. Barriques - «бочки») - искусственное фортификационное заграждение, выполненное из подручных материалов и расположенное поперёк дороги, улицы.

Учредительное собрание  - название выборного органа, созываемого с целью определения государственного строя, формы правления и формы административно-территориального устройства и принятия основных законов (конституции) страны


Документ 1

Петиция рабочих и жителей Петербурга для подачи Николаю II
9 января 1905 (в сокращении)

Государь!

Мы, рабочие и жители города С.-Петербурга пришли к тебе, государь, искать правды и защиты. Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами надругаются… мы задыхаемся. Нет больше сил, государь. Настал предел терпению...

Весь народ рабочий и крестьяне отданы на произвол чиновничьего правительства, состоящего из казнокрадов и грабителей… Чиновничье правительство довело страну до полного разорения, навлекло на нее позорную войну и все дальше и дальше ведет Россию к гибели.

Государь! …разве можно жить при таких законах?...

…Не откажи в помощи твоему народу, выведи его из могилы бесправия, нищеты и невежества, …сбрось с него невыносимый гнет чиновников. Разрушь стену между тобой и твоим народом…

…Россия слишком велика, нужды ее слишком многообразны и многочисленны, чтобы одни чиновники могли управлять ею. Необходимо народное представительство, необходимо, чтобы сам народ помогал себе и управлял собой. Ведь ему только и известны истинные его нужды.

Это самая главная наша просьба…

Но одна мера все же не может залечить наших ран. Необходимы еще и другие…

Необходимы:

…Немедленное освобождение и возвращение всех пострадавших за политические и религиозные убеждения, за стачки и крестьянские беспорядки.

…Немедленное объявление свободы и неприкосновенности личности, свободы слова, печати, свободы собраний, свободы совести…

…Равенство перед законом всех без исключения.

… Отмена выкупных платежей, дешевый кредит и постепенная передача земли народу…

…Прекращение войны по воле народа.

… Свобода… рабочих союзов – немедленно.

…8-часовой рабочий день…

…Нормальная заработная плата – немедленно.

Вот, государь, наши главные нужды… …не отзовешься на нашу мольбу, – мы умрем здесь, на этой площади, перед твоим дворцом. Нам некуда больше идти и незачем. У нас только два пути: или к свободе и счастью, или в могилу...


Документ 2

23 апреля 1906 г.
Высочайше утвержденные

Основные Государственные Законы (в сокращении)

1. Государство Российское едино и нераздельно…

3. Русский язык есть язык общегосударственный и обязателен в армии, во флоте и во всех государственных и общественных установлениях…

4. Императору Всероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная власть. Повиноваться власти Его, не только за страх, но и за совесть, Сам Бог повелевает.

5. Особа Государя Императора священна и неприкосновенна…

7. Государь Император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным Советом и Государственною Думою.

9. Государь Император утверждает законы, и без Его утверждения никакой закон не может иметь своего совершения.

10. Власть управления во всем ее объеме принадлежит Государю Императору в пределах всего Государства Российского…

36. Российские подданные имеют право устраивать собрания в целях, не противных законам, мирно и без оружия…

37. Каждый может, в пределах, установленных законом, высказывать изустно и письменно свои мысли, а равно распространять их путем печати или иными способами.

38. Российские подданные имеют право образовывать общества и союзы в целях не противных законам…

39. Российские подданные пользуются свободою веры…

44. Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного Совета и Государственной Думы и восприять силу без утверждения Государя Императора…

63. Государственная Дума может быть до истечения пятилетнего срока полномочий ее Членов распущена указом Государя Императора…

69. Законопроекты, не принятые Государственным Советом или Государственною Думою, признаются отклоненными.


О выкупных платежах.

Именной Высочайший Указ, данный Сенату 4 ноября 1905 г.

…Наиболее тягостными для крестьян являются уплачиваемые ими выкупные платежи. Посему Мы… повелеваем: годовые оклады выкупных платежей… уменьшить с 1 января 1906 года на половину, а с 1 января 1907 года взимание выкупных платежей… вовсе прекратить.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.