12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Таранова Марина Игоревна1000
Преподаю биологию в гимназии "Мариинская". Учитель высшей квалификационной категории.
Россия, Ростовская обл., Таганрог
6

Проектная работа по экологии «Озеленение гимназии «Мариинская»


  Представляемый проект «Озеленение гимназии «Мариинская» является одной из форм экологической работы, проводимой в гимназии. Работа выполнена участниками проектной группы 9-В класса Нелиной Оксаной и Мирющенко Александрой. Руководитель проекта — учитель биологии Таранова Марина Игоревна.

  Всем и каждому хорошо известно, что жилая комната, школьный кабинет или офис выглядят менее уютными и привлекательными без декоративных комнатных растений. Правильно подобранные и размещённые с хорошим вкусом, растения создают психологически благоприятную среду, положительно влияют на настроение, придают помещению своеобразный колорит и комфорт. Комнатные растения оказывают большое влияние на здоровье людей, их внутреннее состояние и настроение: они поглощают накапливающийся в воздухе углекислый газ и вредные вещества, выделяют кислород, увлажняют воздух в помещении и очищают его от пыли и микроорганизмов. Ароматы, выделяемые комнатными эфиромасличными растениями, насыщают воздух большим количеством летучих фитонцидов, улучшая самочувствие, повышая функциональную активность организма и стимулируя его защитные силы. Однако, далеко не все комнатные растения можно использовать при озеленении детских образовательных учреждений.

  Цель проекта: составить рекомендации по озеленению гимназии с использованием декоративных комнатных растений, разрешённых санитарным нормами для детских образовательных учреждений.

   Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Оценить степень безопасности/опасности комнатных растений, используемых в озеленении гимназии;

2. Сравнить видовой состав комнатных растений гимназии «Мариинская» с допустимым санитарными требованиями;

3. Установить перечень комнатных растений, недопустимых для озеленения в образовательных учреждениях согласно санитарным требованиям;

    Сроки реализации проекта — январь-май 2015 г.

План реализации проекта предусматривал следующие мероприятия:

1. Изучение видового состава комнатных растений, используемых для озеленения учебных кабинетов и коридоров гимназии;

2. Ознакомление с их морфологическими особенностями;

3. Изучение вопроса безопасности использования комнатных растений в детских образовательных учреждениях;

4. Оценка степени безопасности/опасности комнатных растений, используемых в гимназии;

5. Разработка рекомендаций по использованию и содержанию комнатных растений для озеленения в гимназии;

6. Составление списка комнатных растений, не рекомендуемых для озеленения детских учреждений;

7. Создание памятки «Опасные комнатные растения».

1. Комнатные растения в нашей гимназии.

   Изучив литературу по комнатному цветоводству, мы установили, что в озеленении школьных помещений используют растения, относящиеся к 5 группам: декоративно-лиственные; красиво цветущие; ампельные или висячие; вьющиеся и цепляющиеся (лианы); луковичные и клубневые.

   Наиболее популярными растениями первой группы являются: пальмы, фикусы, алоэ, аспидистра, драцена, колеус, папоротники, монстера, толстянка, лимон, агава, гинура, сансевьера. Вторая группа – это бегонии, кактусы, бальзамины, олеандры, сенполии, розы, пеларгонии, гортензии, глоксинии, кливии. Третья группа – хлорофитум, сеткреазия, сциндапсус, гинура, традесканции, зебрина, сингониум, филодендрон. Четвертая группа – плющ обыкновенный, монстера, хойя (плющ войсковой), циссус (комнатный виноград), аспарагус перистый. Пятая группа – гиппеаструм, кринум, цикламен, глоксиния, гимантус.

  С целью определения видового состава комнатных растений, используемых для озеленения гимназии, нами были посещены учебные кабинеты, библиотека, буфет и коридоры. Мы выяснили, что в озеленении часто встречаются такие комнатные растения, как хлорофитум, традесканция, бегония, герань, китайская роза, колеус, сциндапсус, плющ, диффенбахия, фикус. Видовые названия растений определялись с помощью справочника-определителя. Таким образом, из всего разнообразия комнатных растений в нашей гимназии было насчитано около 40 видов, которые мы занесли в фотокаталог. Используя Интернет-ресурсы, мы нашли сведения о том, какие растения лучше всего разводить в детских образовательных учреждениях. Для выращивания в школе лучше всего подходят простые и нетребовательные растения, красивоцветущие и декоративнолиственные, за которыми могут ухаживать дети. Такими являются, например, хлорофитум, бальзамин, традесканция. Школьные коридоры лучше всего озеленять крупными кадочными декоративными растениями. Необходимым условием является их выносливость и легкость в уходе. Для теплых помещений – это пальмы, монстера, фикус, аспидистра, сансевьера. Для более прохладных помещений подойдут алоэ, кипарисовик, циссус, папоротник нефролепис, гибискус, агавы. Лекарственные комнатные растения (каланхоэ, базилик узкоцветковый, алоэ древовидное) обладают бактерицидными свойствами, укрепляют иммунитет. Они способны на расстоянии снижать уровень микроорганизмов в воздухе. Поэтому, их можно держать и в классе. Хлорофитум хохлатый способен полностью очистить воздух от вредных примесей в воздухе. В нашей гимназии он есть во многих кабинетах. Таким образом, для озеленения гимназии мы можем предложить растения, которые безопасны для детей и неприхотливы в содержании. К ним относятся растения семейств:

1. Бегониевые

2. Бромелиевые (бромелия, ананас);

3. Бальзаминовые (бальзамин или недотрога);

4. Пальмовые (пальмы бутия, кариока, трахикарпус);

5. Вересковые (азалия);

6. Коммелиновые (традесканция, зебрина, рэо, арбутус, золотой ус, дихоризандра, сеткреазия) и др.

2. Какие растения опасны в детских образовательных учреждений.

   В ходе выполнения проектной работы возникли определённые трудности. Нам не удалось выяснить существование какого-либо официального документа, имеющего четкие санитарные требования по использованию в детских образовательных учреждениях декоративных комнатных растений или перечень растений, которые строго запрещены для их озеленения. Так, например, в Санитарных Правилах и Нормах (СанПиН) для детских садов приведены лишь следующие сведения о растениях: растение должно быть безопасным. Выбирая растения, следует избегать видов, которые имеют шипы или колючки на листьях и стебле, а также ядовитых растений. Категорически противопоказаны все виды и сорта лилий, цикламен, диффенбахия, любой контакт с ними может привести к непредсказуемым и нежелательным последствиям.

  Какие же растения не стоит нести в подарок школе и выращивать в школе? Ведь комнатные растения, подаренные в благих целях, могут принести не только пользу, но и вред, например, стать причиной аллергии как у взрослых, так и у детей. Ядовитый сок ряда растений семейства ароидных (аглаонема, диффенбахия, колоказия, алоказия, филодендрон) при попадании на кожу и слизистые оболочки (например, в процессе пересадки) вызывает их поражение в виде ожогов кожи. Едкий млечный сок растений семейства молочайных (молочай, акалифа, кодениум) может вызвать аллергическую реакцию при пересадке, при обмывании листьев. Нужно соблюдать осторожность при уходе за этими растениями. Сок цикламена способен вызвать сильнейший ожог слизистой оболочки. В школе следует исключить растения с яркими плодами (паслен, аглаонема, однолетний перец), а также кактусы, особенно в кабинетах начальной школы. Высокодекоративные растения из семейства кутровых (катарантус, олеандр, аламанда) в период цветения выделяют в окружающую среду большое количество душистых веществ, вызывающих аллергическую реакцию организма, которая выражается в затрудненном дыхании, в болезнях сердца, в сильных головных болях. Эфирное масло, содержащееся в листьях герани, может восприниматься и как приятный аромат, и как удушающий запах. Это зависит от индивидуальной переносимости человека. Пыльца и запах цветков эухариса и кринума у некоторых людей вызывают аллергию. Размещение в школьных помещениях таких растений как кирказон или аристолохия должно быть очень ограниченным. Некоторые из этих растения мы обнаружили в ходе экологической ревизии по коридорам и кабинетам гимназии (эухарис, олеандр, молочай, диффенбахия, кактусы).

3. Растения, не рекомендуемые для выращивания в школах и дошкольных учреждениях.

Изучив большое количество специальной литературы, нами был составлен список растений, использование которых в детских образовательных учреждениях нежелательно во избежание неприятных последствий при контакте с ними:

1. Агава мексиканская

2. Аглаонема

3. Акант горный

4. Алоказия

5. Гиппеаструм

6. Катарантус розовый (барвинок)

7. Диффенбахия

8. Дурман

9. Кактусы

10. Каладиум

11. Калатея

12. Ксантозома фиолетовая

13. Олеандр

14. Паслен

15. Ривина

                                            4. Результативность проекта. 

  Участниками проекта проведена экологическая ревизия декоративных растений гимназии, в результате которой было выявлено использование некоторых видов опасных растений в озеленении гимназии. Были выработаны рекомендации по подбору декоративных комнатных растений для озеленения учебных кабинетов и классных комнат гимназии и составлены списки таких растений. Определён перечень опасных (ядовитых) растений, использование которых недопустимо в детских учреждениях. Разработан и изготовлен буклет-памятка «Опасные комнатные растения», который вручен классным коллективам и педагогам для ознакомления и пользования.

5. Перспективы проекта.

  Участники проектной группы намерены продолжить начатую работу по созданию фотокаталога-определителя комнатных растений гимназии.





Опубликовано в группе «Исследовательская деятельность учителя биологии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.