12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Малько Надежда Николаевна655
Работаю в школе уже 34 года. За это время сложились доверительные, дружеские отношения с четырьмя выпусками. С каждым из них я работала в течение семи лет! Победитель ПНПО-2008г. Автор методического пособия "Использование ИКТ на уроках литературы".
Россия, Ставропольский край, с. Арзгир
0

Программа элективного курса: «Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в изучении литературных мест России и Русского Зарубежья»

Пояснительная записка.

Программа курса по выбору «Организация учебно – исследовательской деятельности учащихся в изучении литературных мест России и Русского Зарубежья» по содержательной тематической направленности является надпредметной;

по функциональному предназначению учебно - познавательной;

по форме организации – групповой и индивидуальной в зависимости от выбора учащихся;

по времени реализации – краткосрочной, по своему виду – модифицированной.

 

Главная цель курса заключается в следующем: развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Программа курса по выбору «Организация учебно – исследовательской деятельности учащихся в изучении литературных мест России и Русского Зарубежья» предназначена для обучающихся в основной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, а также одарённых учащихся и направлена на формирование организационно - деятельностных (методологических) качеств учащихся - способность осознания целей учебно - исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать её достижения, а также креативных (творческих) качеств - вдохновлённость, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

Данный элективный курс призван решать важную задачу – развитие коммуникативных умений через освоение социокультурного значения слова.

Коммуникативные умения как выбор речевого жанра и соответствующих языковых средств, создание текстов с учётом компонентов речевой ситуации, норм построения высказываний, функционально – смысловых типов осмысляются и становятся достоянием коммуникативной культуры личности.

В этих условиях особую роль играет культурно – развивающий потенциал среды, в которой формируются подобные навыки, и, причём, важнейшим развивающим фактором может оказаться внесение в практику освоения школьниками социо – культурного пласта текстов, связанных с литературными местами.

Не все школьники имеют возможность посещать литературные музеи.

Данный элективный курс поможет учащимся заочно ознакомиться с рядом литературных музеев. Он может привлечь внимание не только детей, которые предполагают выбрать гуманитарный профиль. Интересно и полезно будет и тем, кто любит и успешно работает на компьютере, занимается фотографией, делает видеофильмы.

Данный элективный курс практико – ориентированный.

Учащиеся вовлекаются в различные виды деятельности, создают различные экспонаты для школьного музея.

Программа ориентировочно рассчитана на 34 часа в год, время проведения - 1 час в неделю.

Важный аспект в работе – разработка и проведение экскурсии в местный литературный музей.

В основе формирования умений информационной и учебно – познавательной компетенции учащихся лежит три главных вида учебно – познавательной деятельности учащихся:

1) Проектная деятельность в микрогруппе;

2) Практическая работа в библиотечном фонде;

3) Изучение рекомендаций по организации учебно – исследовательской деятельности.

Содержание курса объединено в три тематических модуля:

1)Структура учебно – исследовательской деятельности учащихся;

2) Этапы организации;

3) Презентации результатов.

Все образовательные модули не предусматривают сугубо теоретических знаний, а имеют деятельно – практический характер. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

В результате работы по программе «Организация учебно – исследовательской деятельности учащихся в изучении литературных мест России и Русского Зарубежья» учащиеся должны знать:

- структуру учебно - исследовательской деятельности учащихся;

- основное отличие цели и задач учебно – исследовательской работы, объекта и предмета исследования;

- структуру речевых конструкций гипотезы исследования;

- основные информационные источники поиска не обходимой информации;

- правила оформления списка используемой литературы;

- способы обработки и презентации результатов.

 

Учащиеся должны уметь:

- определять характеристику объекта познания;

- разделять учебно – исследовательскую деятельность на этапы;

- самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно – исследовательских проектов (постановка цели, определения оптимального соотношения цели и средств);

- планировать и координировать совместную учебно – исследовательскую деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими её участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учёт особенностей различного ролевого поведения – лидер, подчинённый);

- пользоваться библиотечными каталогами специальными справочниками, различными словарями, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации о литературных местах России и русского Зарубежья.

 

Учебно-тематическое планирование элективного курса.

п/п

Содержание учебных разделов

Общее кол-во часов

В том числе

теория

практика

1

2

3

4

5

1

Введение. Правила организации занятий и их специфика.

1 час

1час

 

2

Структура учебно – исследовательской деятельности. Актуальность. Цель и задачи учебно – исследовательской деятельности. Объект и предмет исследования. Музей как сохранённое и сохраняющее пространство культуры.

3 часа

1 час

2 часа

3

Информационный поиск. Этапы информационного поиска.

3 часа

1 час

2 час

4

Презентация результатов учебно – исследовательской деятельности. Из истории становления и развития музеев.

5 часов

 

5 часов

5

Первые музейные коллекции в России. ( Троицко – Сергиева и Киево – Печерская Лавры, Софийский собор в Новгороде).

2 часа

 

2 часа

6

Основание кунсткамеры Петром Первым в 1714 году.

2 час

 

2 час

7

Произведения искусства в Царских дворцах. Царское Село, Петергоф, Павловское.

2 часа

 

2 часа

8

Дворцы в подземелье (Останкино, Кусково, Архангельское).

2 часа

 

2 часа

9

Роль литературных музеев в пропаганде истории литературы, жизни и творчества писателей.

1 час

1 час

 

10

Музей Л.Н. Толстого в Москве.

1 час

 

1 час

11

Мемориальные музеи и музеи – заповедники. Пушкинский заповедник в Псковской области (Михайловское, Тригорское).

2 часа

1 час

1 час

12

Музей – усадьба Л.Н. Толстого Ясная Поляна под Тулой и Хамовники в Москве.

2 часа

 

2 часа

13

Дома – музеи А.П. Чехова в Москве и Ялте.

1 час

 

1 час

14

Дом - музей С.А. Есенина в Константинове Рязанской области.

1 час

 

1 час

15

Литературные музеи под открытым небом.

1 час

 

1 час

16

Школьный литературный музей Лермонтова.

3 часа

1 час

2 часа

17

Музеи Ставрополя. Экскурсия в краеведческий музей Праве.

2 часа

 

2 часа

18

ИТОГО:

34 часа

6 часов

28 часов

 

Содержание программы элективного курса «Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в изучении литературных мест России и Русского Зарубежья».

 

Введение.

Цели и задачи. Правила организации занятий и их специфика.

Тема № 1.

Структура учебно – исследовательской деятельности. Актуальность. Цель и задачи учебно – исследовательской деятельности. Объект и предмет исследования. Музей как сохранённое и сохраняющее пространство культуры.

Теория. Музей (от греч. muzion – храм муз), научно - исследовательские учреждения. Функции музея (комплектование, хранение изучение, популяризация материальной и духовной композиции. Экспонаты музея. Архивные и литературные источники – основа оформления и описания экспонатов. Консервация и реставрация музейных экспонатов. Музейные фонды. Кто такой реставратор?

Реставрационные и муляжные мастерские и их роль в развитии музеев. Современные технологии и музееведении.

Подготовка и проведение выставки. Экскурсовод и его функции в развитии интереса к музею.

Практика. Посещение выставки музея села Арзгир. Знакомство с деятельностью экскурсовода Лаценниковой Марины Конноновны.

Актуализация музейной лексики и понятий, подготовка докладов, сообщений и презентаций.

 

Тема № 2.

Информационный поиск. Этапы информационного поиска.

Теория. Определение информационного запроса. Основные источники получения информации: библиотечные каталоги, универсальные энциклопедии, словари, специальные справочники, словарики – путеводители. Поиск информации в Интернете по ключевому слову.

Поиск адреса необходимого сайта.

Практика. Информационный поиск. Этапы информационного поиска. Определение информационного запроса. Основные источники получения информации: библиотечные каталоги, универсальные энциклопедии, словари, специальные справочники, словарики – путеводители. Поиск информации в Интернете по ключевому слову.

Поиск адреса необходимого сайта.

 

Тема № 3.

Презентация результатов учебно – исследовательской деятельности. Из истории становления и развития музеев.

Теория. Накопление памятников искусства при храмах в древней Греции и Риме. Первые музейные коллекции (Александрийский музей). Интенсивная систематизация и коллекционирование памятников искусства и науки в эпоху Возрождения.

Открытие Британского музея и Лувра (18 век).

Практика. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр и обсуждение видеоматериалов. Подготовка рефератов и презентаций.

 

Тема № 4.

Первые музейные коллекции в России. ( Троицко – Сергиева и Киево – Печерская Лавры, Софийский собор в Новгороде).

Теория. Накопление и собирание сокровищ у русских князей, в монастырях, церквях.

Практика. Работа с фотоальбомом «Киево - Печерский государственный историко – культурный заповедник». Индивидуальное задание по группам. Создание презентаций по темам: «Архитектура и монументальная живопись Киево - Печерского государственного историко – культурного заповедника», «Ткани, шитьё, металл из фондовых коллекций заповедника», «Старопечатные книги, народно – декоративное искусство заповедника», «Золотая кладовая Киево - Печерского заповедника».

 

Тема № 5.

Основание кунсткамеры Петром Первым.

Теория. 1714 год - основание крупнейшей в мире кунсткамеры (научного музея).

Практика. Обзор фотоальбома «Кунсткамера. 1714 год». Из запасников кунсткамеры. Работа с иллюстративным материалом, собранным детьми. Просмотр и обсуждение видеоматериалов. Подготовка рефератов и презентаций. Внесение в презентации фотоматериала, связанного с пребыванием арзгирчан в кунсткамере.

 

Тема № 6.

Произведения искусства в Царских дворцах. Царское Село, Петергоф, Павловское.

Теория. Царское Село как парадная летняя резиденция русских царей.

Царскосельские парки и дворцы. Екатерининский дворец – музей. (1744 – 1756 гг.).

Екатерининский и Александровский парки.

Павильон Эрмитаж.

Камеронова галерея (1780 – 1785 гг.)

Фонтаны Петергофа.

Неповторимая красота Павловского.

Практика. Работа с иллюстративным материалом. Составление презентации «Выпускники МОУ СОШ №1. любуются красотами Петергофа»

 

Тема № 7.

Дворцы в подземелье (Останкино, Кусково, Архангельское).

Теория. Останкино и Кусково - владения Шереметевых, Архангельское – Юсуповых.

Практика. Русские усадьбы… Кусково, Архангельское, Останкино – это самые известные, а безвестным нет числа. (работа с материалами Интернета http://www.domsovetov.ru/Family/a/35341_214_russkie_us.html ).

Тема № 8.

Роль литературных музеев в пропаганде истории литературы, жизни и творчества писателей.

Теория. Литературные музеи общего типа – Государственный литературный музей в Москве, Литературный музей Пушкинского дома в Санкт – Петербурге. Историко - литературные музеи , посвящённые отдельным писателям – Музей А.С. Пушкина в Москве;

Практика. Изучение литературных архивных источников; составление музейных видов, их оценка. Виртуальные экскурсии.

 

Тема № 9.

Музей Л.Н. Толстого в Москве.

Теория. Музей Л.Н. Толстого Литературный музей государственного музея Л.Н. Толстого - один из старейших литературно-мемориальных комплексов мира, крупный международный научный центр по хранению, изучению и пропаганде наследия писателя. Толстовский музей в Москве, создан по инициативе известных деятелей культуры и искусства.

Практика. Виртуальная экскурсия по музею: «Здравствуй, музей!»

Тема № 10.

Мемориальные музеи и музеи – заповедники.

Теория. Заповедники, в состав которых, помимо экспозиций, входят расположенные на территории заповедника, архитектурные или литературные памятники. Пушкинский заповедник в Псковской области (Михайловское, Тригорское, Святогорский монастырь).

Практика. Презентация, выполненная учителем: «Пушкинский заповедник в Псковской области». Создание детьми презентации на темы: «Растительный и животный мир Михайловского», «Пушкинский музей в годы войны. Хранители музея». Работа с тестом. Выставка книг.

 

Тема № 11.

Музеи – усадьбы Л.Н. Толстого Ясная Поляна под Тулой и Хамовники в Москве.

Теория. Превращение Ясной Поляны в музей - сложный и длительный процесс.

30-е годы XX века - восстановление и сохранение Ясной Поляны в исторически неприкосновенном виде. Изучение истории Ясной Поляны по документам и опросам современников Толстого; восстановление пасеки, садов.

1941 г. - над Ясной Поляной нависла угроза оккупации. Эвакуацию организовала внучка Л. Н. Толстого Софья Андреевна Толстая – Есенина, которая в 1941 г. стала директором объединенных толстовских музеев.

1951 г. - серьезная реставрация дома Толстого; восстановлен яблоневый сад, вымерзший во время войны, по воспоминаниям жителей деревни и фотографиям - реконструированы хозяйственные постройки (кучерская изба, житня).

1953 г. - реставрационные работы в музее.

Ясная Поляна - крупнейший мемориальный и природный музей-заповедник мирового значения.

Практика. Виртуальная экскурсия по музею – заповеднику «Ясная Поляна».

 

Тема № 12.

Дома – музеи А.П. Чехова в Москве и Ялте.

Теория. Жизнь писателя в доме по улице Садовой в городе Москве с осени 1886 года по весну 1890 года. Время стремительного творческого роста писателя. Первые значительные произведения. В музее восстановлены кабинет и спальня А.П. Чехова, комната брата Михаила, гостиная и комната сестры Марии; в остальных залах - литературная экспозиция, посвященная жизни и творчеству писателя. В основе ее - материалы личного архива А.П.Чехова, переданного в дар государству семьей писателя.

Дом-музей Чехова в Ялте (Белая дача)

Практика. (работа с материалами Интернета http://www.my-chekhov.com/ru/museum.shtml ).

 

Тема № 13.

Дом - музей С.А. Есенина в Константинове Рязанской области.

Теория. Государственный музей - заповедник С.А. Есенина является уникальным природно-ландшафтным комплексом, отражающим определенный этап в жизни С.А. Есенина в Константинове: годы детства, юности и ранней зрелости поэта.

Практика. (работа с материалами Интернета http://esenin.niv.ru/esenin/museum/konstantinovo.htm ), работа с иллюстративным материалом, собранным детьми.

 

Тема № 14.

Литературные музеи под открытым небом.

Теория. Летний сад в Петербурге, Невский проспект в Петербурге, кладбище для русских эмигрантов в местечке Сент - Женевьев – де - Буа под Парижем.

Практика. Презентации «Невский проспект», «Летний сад в Петербурге», подготовленные учителем.

Создание презентации к повести Н.В. Гоголя «Невский проспект».

(индивидуальное задание для первой группы учащихся).

Индивидуальное задание для второй группы учащихся. «Оживить картину» Г.Г. Чернецова. «И.А. Крылов, А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, Н.И. Гнедич в Летнем саду» (Использование на занятии элементов дидактического театра.

Создание презентации: «Летний сад в живописи и кино».

 

Тема № 15.

Школьный литературный музей Лермонтова.

Теория. Знакомство с путеводителем по государственному музею – заповеднику М.Ю. Лермонтова «Заповедный лермонтовский край». Автор П.Е. Селегей.

Практика. Сбор, подготовка и описание материалов. Экскурсия в домик – музей Лермонтова в Пятигорске. Создание презентации: «Наша поездка в заповедный лермонтовский край».

 

Тема № 16.

Музеи Ставрополя. Экскурсия в краеведческий музей Праве.

 

Литература для учащихся.

Авдеев Ю.К. В чеховском Мелихове: Путеводитель. - М., 1984.

Балабанова Е.З. Из жизни А.П. Чехова: Дом в Кудрине. – М., 1976.

Бозырев В.С. и др. Пушкинские места России. – М., 1984.

Васильев М.Е. Музей «Святогорский монастырь».

-2- изд., перераб.- Л., 1984.

Грановская Н.И. Всесоюзный музей А.С. Пушкина: Очерк-путеводитель. - Л., 1985

Дом-музей А.П. Чехова: Ялта.- Симферополь,1971.

Дом-музей А.С. Пушкина. Кишенев: Краткий путеводитель.- Кишенев,1969.

Дымов А.С. Таганрог – родина Чехова. - М.,1978.

Жемайтис Л.С., Рублева З.И. Литературные музеи Москвы: Методические рекомендации – М., 1985.

Иванова Т.А. Лермонтов на Кавказе: Эссе. – М., 1975.

Кезина Т.Н. Болдино: Путеводитель. – Горький, 1989.

Лемус ВВ., Емина Л.В., Гладкова Е.С., Валог Г.П. Музей парки Пушкина. – Л., 1980.

Лакшин В. Судьбы: От Пушкина до Блока. Телевизионные опыты. – М.,1990.

Логинова В.И. «Домик станционного смотрителя «Музей дорожного быта начало 19 века. Д. Выра (Ленингр. обл.): Альбом-Путеводитель. – Л., 1974.

Мельникова Т.М. Музей-заповедник Тарханы. Пенза, 1990.

Миллер О.В. По лермонтовским местам: Москва и Подмосковье. Пензенский край. Ленинграда окрестности. Кавказ: Путеводитель. – М., 1985.

Муза А.В., Овчинникова С.Т. В залах московского пушкинского музея: Путеводитель. – М., 1982.

Музей - заповедник А.С. Пушкина (Псковская обл.): Государственный музей заповедник А.С. Пушкина. М.,1978.

Островская Н.К. Я жил тогда В Одессе: Путеводитель по музею-квартире А.С.Пушкина. – Одесса, 1987.

Пермякова В.ф. Дом-музей А.П. Чехова в Ялте. – Симферополь,1984.

Попова Н.И. Музей-квартира А.С. Пушкина на Мойке. – Л., 1989.

Пушкинские места России: Путеводитель. – М.,1984.

 

Литература для учителя.

Обернихина Г.А. Развитие речи учащихся старших классов. Литературные места России и ближнего зарубежья. – М.: Классика Стиль, 2002.

Селегей П.Е. Между Машуком и Бешту…Путеводитель по государственному музею - заповеднику М.Ю. Лермонтова. - Ставрополь,1975.

Селегей П.Е. Музей «Домик Лермонтова». – Минеральные воды,1989.

Селегей П.Е. В краю синих гор: Альбом. – М.,1987.

Тропа к Пушкину: Книга-справочник о жизни и творчестве А.С. Пушкина. – М., 1974

Чекалин С.В. Наедине с тобою брат… - Ставрополь, 1988.

Чудаков А.Д. Чехов в Ялте: Лит. хроника. – М., 1987.

Яковкина Е.И. Последний приют поэта: Домик М.Ю. Лермонтова. – Ставрополь, 1975.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.